являющейся также покровительницей Иволгинского дацана. По легенде, она в
этот день совершает обход всей земли, ведет подсчет скота и людей. С рассветом, когда Новый год вступает в свои права, во всех дацанах устраивается пятнадцатидневный хурал, посвященный победе Будды над врагами его учения. В это же время ламы читают священные книги и молитвы, молятся о плодородии, о здравии, о процветании и благополучии в Новом году.Готовиться к Сагаалгану начинают задолго до праздника. Во-первых, необходимо привести в порядок (в сельской местности) все хозяйственные дела по заготовке дров, сена. Мужчины начищают до блеска или заказывают новую сбрую и упряжь для своих лошадей. Женщины занимаются чисткой и шитьем одежды. Все семьи занимаются уборкой дома и во дворах, безжалостно выбрасывают старые и сломанные вещи. Затем необходимо окурить благовониями домочадцев, скот, дом и все постройки.
Сам праздник можно условно разделить на три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальной месяц.
Обряд кануна Нового года - «Бурха дэлгэхэ», или поклонение домашним божествам. У верующих бурят- буддистов в каждом доме в северной или северо-восточной стороне находилась божница (хоймор), где размещались скульптуры и священные книги или другие буддийские предметы, развешивались изображения буддийских божеств. Каждый, кто приходил в дом, в первую очередь устремлялся к божнице, чтобы засвидетельствовать свое почтение божествам. Перед изображениями божеств зажигалась лампада (зула), воскурялись благовония (санзэ), ставились различные угощения, например, молочные продукты, печенье и другие сладости на подносах.