Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Неклассическая философия XIX века

Содержание

Неклассическая философия XIX векаНеклассическая философия: общая характеристика.Марксизм: не объяснять мир, а изменить его.Иррационализм: миром правит не разум.Позитивизм: философия – служанка науки.
Неклассическая  философия XIX века Неклассическая  философия  XIX векаНеклассическая философия: общая характеристика.Марксизм: не объяснять мир, Причины изменений в западной философии XIX векаСоциально-исторические процессы Научные открытия и научные Особенности классической философииМиром правит Разум Возможность построения объективной картины мираПознание – залог Неклассическая философия XIX векаКлассическая философия обвинена в идеализме, допущении существования безличного разума, Философия марксизмаМарксизм – философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого — Карл Основные сочинения К.Маркса и Ф. ЭнгельсаРаботы К. Маркса:Экономическо-философские рукописи 1844 годаТезисы о Фейербах прав: человек – высшее существо для человека. Поэтому главная цель философии Антропология марксизма Понятие отчужденияОтчуждение –  (нем– философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)Меновая торговля (труд отчасти Все философы до Маркса - и Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется не вследствие изменения сознания, Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процессК. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Материалистическое понимание истории Понятие материального производстваЛюдей можно отличать от животных по сознанию, Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройкаВ общественном производстве Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формацийНа известной ступени своего Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит, характер общества Духовная жизнь выше материальной. Однако именно поэтому она нуждается в Понимание диалектики в марксизмеФ. Энгельс.  «Диалектика природы».Материя во всех своих превращениях Философия иррационализмаАртур Шопенгауэр(1788-1860)   Иррационализм выступает против представления о том, что Артур ШопенгауэрМир как воля и представлениеО четверном корне закона достаточного основанияО воле Как воляИзначальная реальностьОщущается интуитивноСовокупность слепых, иррациональных импульсовПорождает пессимизмКак представлениеОтражение реальности в нашем АРТУР ШОПЕНГАУЭР  Мир как представление  У представления есть две Артур Шопенгауэр  Мир как Воля Артур Шопенгауэр  Пессимизм     «Жизнь – арена с АРТУР ШОПЕНГАУЭРСПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙКогда voluntas становится noluntas (нежеланием), человек спасенИСКУССТВОВыражает объективную Серен КьеркегорОсновные положения Рассматриваются категории жизни, страха, выбора, вины.Основные понятия: «единичный» – Серен Кьеркегор «Страх и трепет»«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ бытия Серен Кьеркегор Три стадии развития личностиЭстетическая 	жизнь одним мгновением, непосредственное стремление к Серен Кьеркегор  Каждый велик тем выбором, который он сделалТрагический геройВыбирает общее Фридрих НицшеПроизведения:   «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», ФРИДРИХ НИЦШЕНицше о себе:Я знаю свою судьбу. Мое имя будут вспоминать в ФРИДРИХ НИЦШЕ: певец Диониса ФРИДРИХ НИЦШЕ: Смерть Бога  «Я знаю только одного настоящего христианина, да ФРИДРИХ НИЦШЕЭтическая проблематика Переоценка ценностей«Мы должны освободиться от морали, чтобы уметь ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека  «Человек – это канат, натянутый между животным 3. Последняя ступень превращение духа – дитя, ребенок. Это не только забвение «Перспективизм»: отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не на истину, а на Люди как и все живое стремятся к власти => неравенство между людьми Интерпретации творчества Ницше весьма противоречивы: Антипозитивист, подрывающий веру в наукуАнтидемократ, презирающий народСторонник Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)  философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, Принципы позитивизмаФилософское знание должно быть точным и достовернымПри философском познании нужно использовать Классический позитивизм (О.Конт, Дж.С. Милль,     Г. Спенсер ): ОГЮСТ КОНТ  (1798—1857)ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Курс положительной философии» «Дух позитивной философии», «Система О. Конт выделяет три стадии интеллектуального развития человечества: Г  Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они ОГЮСТ КОНТ  Социология как социальная физикаОбщество — органическое единство всего человечества или ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система логики», «О свободе», «Подчиненность женщины».ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Научное знание – результат Развитие научного знания – последовательное накопление знаний о единичных ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система синтетической философии», «Надлежащие границы государственной власти», «Воспитание умственное, моральное ЭмпириокритицизмРихард Авенариус (1843–1896) (др.-гр. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с позиций Эмпириокритицизм (махизм)  Эрнст Мах  (1836 - 1916) ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:«Познание НЕОПОЗИТИВИЗМфилософское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно НЕОПОЗИТИВИЗМРудольф Карнап (1891–1970).  Основные сочинения:«Значение и необходимость»,«Философские основания физики», «Эмпиризм, семантика, БЕРТРАН РАССЕЛ(1872-1970)британский философ, общественный деятель, математик  Основные сочинения:«Философия логического атомизма»,«Человеческое познание, его Классификация высказываний по Расселу Высказывания «Результат философии — не  некоторое количество “философских предложений”, но прояснение Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых (элементарных), которые «(Псевдо-)предложения метафизики служат не для высказываний Неопозитивизм о предмете и задаче философии Неопозитивизм Принципы научности Историческое значение неклассической философии ХIХ века   Неклассическая философия XIX века
Слайды презентации

Слайд 2 Неклассическая философия XIX века
Неклассическая философия: общая характеристика.
Марксизм: не

Неклассическая философия XIX векаНеклассическая философия: общая характеристика.Марксизм: не объяснять мир, а

объяснять мир, а изменить его.
Иррационализм: миром правит не разум.
Позитивизм:

философия – служанка науки.





Слайд 3 Причины изменений в западной философии XIX века

Социально-исторические процессы

Причины изменений в западной философии XIX векаСоциально-исторические процессы Научные открытия и



Научные открытия и научные проблемы

Особенности философского мышления классического типа


Слайд 4 Особенности классической философии



Миром правит Разум
Возможность построения объективной

Особенности классической философииМиром правит Разум Возможность построения объективной картины мираПознание –

картины мира

Познание – залог осуществления гуманистических идеалов


Цель философии –

построение целостной завершенной системы, объясняющей мир


Человек – активный субъект познания, которое безгранично


Слайд 5 Неклассическая философия XIX века

Классическая философия обвинена в идеализме,

Неклассическая философия XIX векаКлассическая философия обвинена в идеализме, допущении существования безличного

допущении существования безличного разума,

оторванности от реальной жизни


Марксизм
Задача – не объяснять мир, а изменить его
Философия – духовное оружие для изменения мира



Иррационализм
Основа мира неразумна. Философия – поиск внеразумных способов постижения мира

Позитивизм
Философия призвана стать на службу науке – источнику социальных благ


Слайд 6 Философия марксизма
Марксизм – философское, экономическое и политическое учение,

Философия марксизмаМарксизм – философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого —

основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм

сыграл огромную роль в жизни европейского и мирового человечества ХХ века

Опираясь на идеи немецкой классической философии (Г.Гегель, Л.Фейербах), английской политэкономии (А.Смит, Д.Рикардо), французского утопического социализма (А.Сен-Симон, Ш.Фурье), Маркс и Энгельс разработали концепцию материалистического понимания истории, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Фридрих Энгельс
(1820-1895)

Карл Маркс
(1818- 1883)


Философы лишь различным образом объясняли мир, но задача заключается в том, чтобы изменить его


Слайд 7 Основные сочинения
К.Маркса и Ф. Энгельса

Работы К. Маркса:
Экономическо-философские

Основные сочинения К.Маркса и Ф. ЭнгельсаРаботы К. Маркса:Экономическо-философские рукописи 1844 годаТезисы

рукописи 1844 года
Тезисы о Фейербахе
Нищета философии
К критике политической экономии
Капитал



Совместные работы К. Маркса и Энгельса:
Святое семейство
Немецкая идеология
Манифест Коммунистической партии


Работы Ф. Энгельса:
Анти-Дюринг
Диалектика природы
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии


Слайд 8
Фейербах прав: человек – высшее существо для человека.

Фейербах прав: человек – высшее существо для человека. Поэтому главная цель

Поэтому главная цель философии – человеческая эмансипация (ликвидация отношений,

при которых человек «обесчеловечен», т.е. унижен и порабощён)

В студенческие годы Маркс по своим взглядам был гегельянцем-идеалистом. Однако познакомившись со сочинениями Л.Фейерабаха он прочно становится на позиции материализма. «Сущность христианства» Фейербаха дала, по выражению Маркса и Энгельса, «отставку мировому духу Гегеля».

Маркс и Энгельс писали, что надо было пройти через огненный поток (Feuer-Bach), через огненное чистилище, каким являются взгляды Фейербаха, чтобы освободиться от идеализма и стать прочно на позиции материализма.


Первично экономическое отчуждение: труда, его продукта, сущности человека и человека от человека. Преодоление «самоотчуждения» человека (возвращение человека «к самому себе») возможно через ликвидацию частной собственности


Слайд 9 Антропология марксизма Понятие отчуждения
Отчуждение – (нем– философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности

Антропология марксизма Понятие отчужденияОтчуждение – (нем– философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение

человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим

и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

Слайд 10


Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом

Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего

предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу.
Самоотчуждение

в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей.

Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания.

Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда.

Антропология марксизма Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия

Четыре уровня отчуждения


Слайд 11



Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)
Меновая торговля (труд

Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены)Меновая торговля (труд

отчасти становится источником дохода)
Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд

ради заработка)

Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах)

Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения

Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость

Этапы развития отчуждённого труда


Слайд 12 Все философы

Все философы до Маркса - и материалисты, и

до Маркса - и материалисты, и идеалисты - считали

главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало.
Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность понималось как что- то низменное, торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой.

Марксистское понимание практики

Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».


Слайд 13 Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется

Человек определяется через общественные отношения, а общество изменяется не вследствие изменения

не вследствие изменения сознания, но вследствие практики – деятельности,

преобразующей общество и природу

Основные виды практической деятельности – производственная (изменение природы при создании материальных благ для удовлетворения потребностей) и революционная (борьба за изменение общества)

Марксистское понимание практики


Слайд 14



Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет

Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим

своим предметом человеческую деятельность.
Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание

не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений.

Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности

Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории.

Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам.

Каким образом деятельность, направ- ляемая волей и сознанием, может регу- лироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания?

Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.


Слайд 15



Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того,

Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы

чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли.
Примерами таких общностей

являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства.

Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности

Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства.

И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обяза- тельно должны выступать индивиды.

В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов.

Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.


Слайд 16 В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые,

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от

от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой

ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

К. Маркс. «К критике политической экономии».

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс


Слайд 17 Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс
К. Маркс. «Восемнадцатое

Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процессК. Маркс. «Восемнадцатое брюмера

брюмера Луи Бонапарта».

Люди сами делают свою историю, но они её делают

не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого.
Люди – и авторы, и актеры собственной драмы.
Развитие общества – есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.








Слайд 18 Материалистическое понимание истории Понятие материального производства
Людей можно отличать от

Материалистическое понимание истории Понятие материального производстваЛюдей можно отличать от животных по

животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами

они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь.

К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология».


Слайд 19 Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая

Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройкаВ общественном

надстройка
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от

их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

К. Маркс. «К критике политической экономии».


Слайд 20
Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества,

Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого

в основе которого лежит определённый способ производства социума (единство

взаимодействия производительных сил и производственных отношений), для продолжения рода или потомства - то есть создания новой формации.
Основной элемент производительных сил – люди.
Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.







Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

К. Маркс. «К критике политической экономии».


Слайд 21 Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
На

Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формацийНа известной ступени

известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие

с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

К. Маркс. «К критике политической экономии».


Слайд 22 Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения,

Формы собственности на средства производства определяют производственные отношения, а значит, характер

а значит, характер общества (собственники средств производства господствуют над

теми, кто на них трудится)

Вся история человечества разделена на две крупные эпохи:
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек несвободен.
2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно
свободен) и она будет твориться людьми сознательно (коммунистическая формация.

Созданные буржуазией гигантские производительные силы переросли узкие рамки буржуазных производственных отношений. Они всё больше приобретают общественный характер и потому требуют общественной собственности (переход к коммунизму)

«Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества, и люди начинают сознательно сами творить свою историю»


Слайд 23 Духовная жизнь выше материальной. Однако именно

Духовная жизнь выше материальной. Однако именно поэтому она нуждается в

поэтому она нуждается в фундаменте. На протяжение тысячелетий на

строительство такого фундамента уходило почти все время, все жизненные силы человека. Духовное творчество было уделом немногих и для немногих. При коммунизме материальное производство теряет свой самодовлеющий характер, чтобы освободить место для жизни подлинно человеческой.



Учение о коммунизме

При коммунизме предполагается общественная собственность на средства производства (но общество не подчиняет себе индивида). Труд превращается во внутреннюю потребность без «отчуждения» его продуктов от человека, человека от самого себя и людей друг от друга. Человек выходит из сферы материального производства (в силу автоматизации производства жизненно необходимой продукции) и посвящает свободное время своему всестороннему развитию, высшим вида творчества.



Коммунистическая формация открывает подлинную историю, свободную от антагонизмов между людьми и между людьми и природой. Богатство определяется не товарам, не вещами, а временем, свободным от материального производства.




Слайд 24 Понимание диалектики в марксизме
Ф. Энгельс. «Диалектика природы».

Материя во

Понимание диалектики в марксизмеФ. Энгельс. «Диалектика природы».Материя во всех своих превращениях

всех своих превращениях остается вечно одной и той же,

постоянно принимает новые формы своего существования. Материя движется в вечном круговороте. Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая.
Единство мира – в его материальности.
Диалектика – учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления. Если у Гегеля диалектика имеет своим основанием саморазвитие Духа, то у Маркса – материального производства.







Слайд 25 Философия иррационализма
Артур Шопенгауэр
(1788-1860)

Иррационализм выступает против

Философия иррационализмаАртур Шопенгауэр(1788-1860)  Иррационализм выступает против представления о том, что

представления о том, что мир основан на разумном порядке.

Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера.

Серен Кьеркегор
(1818-1855)

Фридрих Ницше
(1844-1900)


Философы данного направления обращаются к проблемам отдельной личности – уникальной и несводимой к общим (рационалистически понимаемым) принципам мироздания


Слайд 26 Артур Шопенгауэр
Мир как воля и представление
О четверном корне

Артур ШопенгауэрМир как воля и представлениеО четверном корне закона достаточного основанияО

закона достаточного основания
О воле в природе
Две основные проблемы этики
Parerga,

und Paralipomena

Основные сочинения

В своей работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Так как не все желания можно удовлетворить, человеку суждено постоянно страдать.

Волюнтаризм – универсальный принцип философии Шопенгауэра, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.


Слайд 27
Как воля

Изначальная реальность
Ощущается интуитивно
Совокупность слепых, иррациональных импульсов
Порождает пессимизм



Как

Как воляИзначальная реальностьОщущается интуитивноСовокупность слепых, иррациональных импульсовПорождает пессимизмКак представлениеОтражение реальности в

представление
Отражение реальности в нашем сознании
Познается в понятиях
Стройная система образов,

идей и впечатлений
Порождает оптимизм





«Мир есть воля и представление»


Слайд 28 АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как представление

У представления есть

АРТУР ШОПЕНГАУЭР Мир как представление У представления есть две существенные,

две существенные, неотделимые друг от друга цели:








СУБЪЕКТ
Кто познает, сам

не познаваем никем
Находится вне времени и пространства
Целостен и индивидуален

ОБЪЕКТ
Обусловлен априорными формами сознания: пространство, время, казуальность
Есть множественность


Слайд 29 Артур Шопенгауэр Мир как Воля

Артур Шопенгауэр Мир как Воля    Кантовская «вещь-в-себе» =

Кантовская «вещь-в-себе» = ВОЛЯ. Она непознаваема,

но представляет собой единственную окончательную реальность, первопричину мира и Абсолют. Воля есть ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв, голодная и жесткая; самодостаточное начало, всему сущему свойственны волевые порывы; независимая от контроля разума.

Индивидуальная воля – всего лишь проявление единой космической воли. Космическая воля не может быть предметом науки, она ощущается интуитивно. Наиболее чистым чувственным выражением космической воли является музыка.

Три ступени проявления «мировой воли»: силы природы (тяготение, магнетизм); силы жизни (воля к жизни); человек (осознанная воля к жизни). Вместе с человеком возникает мир как представление.

Сущность человеческого бытия - воля. Человек является наиболее совершенной объективацией воли. Суть воли – конфликт, боль, мучения. Чем глубже познание, тем невыносимей мучения. Жизнь – непрерывная борьба за существование с одной определенностью: сокрушительное поражение в финале.


Слайд 30 Артур Шопенгауэр Пессимизм
«Жизнь

Артур Шопенгауэр Пессимизм   «Жизнь – арена с горящими углями».

– арена с горящими углями». Вся жизнь есть страдание;

счастье – лишь временное отсутствие страдания. Причина страдания – воля к жизни. Поэтому страдание нельзя искоренить, его можно лишь уменьшить.

«Есть одна для всех врожденная ошибка – это убеждение, будто бы мы рождены для счастья»

«Если бы каждому из нас воочию показать те ужасные страдания и муки, которым во всякое время подвержена наша жизнь , то нас объял бы трепет, и если провести самого закоренелого оптимиста по больницам, лазаретам и камерам хирургических истязаний, по тюрьмам, застенкам, логовищам невольников, через поля битвы и места казни; если открыть перед ним все темные обители нищеты, в которых она прячется от взоров холодного любопытства, то в конце концов и он, наверное, понял бы, что это за “наилучший из возможных миров”»


Слайд 31 АРТУР ШОПЕНГАУЭР
СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙ








Когда voluntas становится noluntas (нежеланием),

АРТУР ШОПЕНГАУЭРСПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЙКогда voluntas становится noluntas (нежеланием), человек спасенИСКУССТВОВыражает

человек спасен








ИСКУССТВО
Выражает объективную суть вещей и помогает отделиться от

воли.
Созерцая мы ничего не хотим, и, следовательно, не страдаем

АСКЕЗА
Подавление воли к жизни
Доброжелательность
Сострадание
Целомудрие


Слайд 32 Серен Кьеркегор

Основные положения
Рассматриваются категории жизни, страха, выбора,

Серен КьеркегорОсновные положения Рассматриваются категории жизни, страха, выбора, вины.Основные понятия: «единичный»

вины.
Основные понятия: «единичный» – человек и его экзистенциальная реальность

(свобода и возможность выбирать/не выбирать).
Реальность дана человеку как возможность и страх.
Отношение человека с самим собой – это отчаяние от непонимания своей сути.
Вера образует центральный момент экзистенции.
«Никто не заменит меня перед Богом»
Быть христианином – иметь дух высокий, беспокойный, мятежный.

Основные философские произведения:
«Или-или»
«Страх и трепет»
«Философские крохи»


Слайд 33 Серен Кьеркегор «Страх и трепет»
«Экзистенция» – лат. «существование»; особый,

Серен Кьеркегор «Страх и трепет»«Экзистенция» – лат. «существование»; особый, личностный способ

личностный способ бытия в мире.
Страх – изначальная характеристика бытия

личности, он выражает ее свободу перед лицом смерти.
Истинное содержание личности иррационально, его нельзя разделить с другими, нельзя передать кому-то.
Личность обретает себя лишь через абсолютную форму страха - трепет, которые есть ничто иное как стояние перед лицом Бога.

Слайд 34 Серен Кьеркегор Три стадии развития личности
Эстетическая
жизнь одним мгновением,

Серен Кьеркегор Три стадии развития личностиЭстетическая 	жизнь одним мгновением, непосредственное стремление

непосредственное стремление к наслаждению
Этическая
жизнь будущим, долг и ответственность
Религиозная


жизнь вечностью, абсурдная вера



Отчаяние в жизни. Необходимость выбрать самого себя.

Отчаяние в себе самом. Необходимость выбрать Бога.


Слайд 35 Серен Кьеркегор Каждый велик тем выбором, который он

Серен Кьеркегор Каждый велик тем выбором, который он сделалТрагический геройВыбирает общее

сделал

Трагический герой

Выбирает общее вместо единичного
Жертвует верным ради еще вернейшего
Его

сила – в победе над самим собой
Им движет моральный долг и самоотречение


Рыцарь веры

Выбирает такое единичное, которое еще выше общего
Жертвует верным ради невозможного
Его сила – бессилие
Им движет абсолютный долг перед Богом




Слайд 36 Фридрих Ницше

Произведения:
«Рождение трагедии из духа

Фридрих НицшеПроизведения:  «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое»,

музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»

, «По ту сторону добра и зла» «К генеалогии морали», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Воля к власти».

Основные идеи:
Жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать.
Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», инстинкте самосохранения, творчестве.
Человечество отказывается от свободной жизни, предпочитая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемерную мораль.
Необходимо отказаться от ложных норм и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом – путь к человеку будущего – «сверхчеловеку».


Слайд 37 ФРИДРИХ НИЦШЕ
Ницше о себе:
Я знаю свою судьбу. Мое

ФРИДРИХ НИЦШЕНицше о себе:Я знаю свою судьбу. Мое имя будут вспоминать

имя будут вспоминать в связи с кризисом, которого никогда

не было на земле, глубочайшими конфликтами сознания, разрывами со всем, во что раньше свято верили

Слайд 38 ФРИДРИХ НИЦШЕ:
певец Диониса

ФРИДРИХ НИЦШЕ: певец Диониса

Слайд 39 ФРИДРИХ НИЦШЕ: Смерть Бога
«Я знаю только одного

ФРИДРИХ НИЦШЕ: Смерть Бога «Я знаю только одного настоящего христианина, да

настоящего христианина, да и тот умер на кресте»

«Вместе с Христом умерло и Евангелие, оставшись забытыми на Кресте»
«Вера в христианского Бога стала не заслуживающей доверия»

Обвинение христианству:
− неприятие жизни природы
− атрофия Воли к жизни
− религия сострадания
− греховность всех земных ценностей
− предательство всего возвышенного и благородного
− борьба «за равноправие»

«Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили»
«Вера спасает, следовательно,
она лжет»


Слайд 40 ФРИДРИХ НИЦШЕ
Этическая проблематика
Переоценка ценностей









«Мы должны освободиться от

ФРИДРИХ НИЦШЕЭтическая проблематика Переоценка ценностей«Мы должны освободиться от морали, чтобы

морали, чтобы уметь морально жить»
МОРАЛЬ РАБОВ (традиционная мораль)
Стадная обезличивающая

мораль
Отстаивает интересы общества, а не личности
Направляет милосердие на убогих и неудачников
Требует отречения от своего Я ради служения интересам большинства

АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ
Мораль «сверхчеловека» – аристократизм – синоним благородного, высокого
Готовность к огромной ответственности
Оторванность от толпы
Почитание правдивости, бесстрашия
Осознание себя не функцией, а смыслом
Защита того, чего не понимают и на что клевещут


Слайд 41 ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека

«Человек – это канат, натянутый

ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека «Человек – это канат, натянутый между животным

между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно

прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка»

Как от обезьяны произошёл человек, так в результате борьбы за самого себя человек должен эволюционировать в Сверхчеловека:

Умы не будут «задурманены» моралью и ограничениями.
Сверхчеловек - сверхнравственный, «по ту сторону добра и зла» разрушитель старых ценностей и творец новых.
«Бог умер — человек свободен». Религия, философия и мораль должны прославлять жизнь во всех её проявлениях, а все, что отрицает жизнь, её самоутверждение, — достойно смерти.
«Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой». Это - вера в улучшение человечества.


Слайд 42 3. Последняя ступень превращение духа – дитя, ребенок.

3. Последняя ступень превращение духа – дитя, ребенок. Это не только

Это не только забвение тяжести и борьбы, это рождение

нового, новых ценностей на новых скрижалях. Ребонок – священное «Да», сила нового властного и безошибочного утверждения. Сверхчеловек – позитивная свобода, жизнь как игра обретения себя и своей свободы.


ФРИДРИХ НИЦШЕ Идея сверхчеловека

«Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади ближнего своего! Человек есть нечто, что должно преодолеть»

Величие человека в том, что он есть переход и уничтожение.
Путь к свехчеловеку Ницше описывает аллегорически:
1. В начале дух становится верблюдом, носителем чужих ценностей.


2.Верблюд превращается во льва – метафора бунта против навязанных ценностей. Лев – негативная свобода, он способен лишь разрушать.



Слайд 43 «Перспективизм»: отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не

«Перспективизм»: отказ от рационального обоснования мысли, ориентация не на истину, а

на истину, а на толкование и оценку, афоризм, притчу

и поэзию. Истины не существует, есть лишь различные «перспективы», с которых каждый по-своему рассматривает, представляет, оценивает себя и мир. Поэтому невозможно в полной мере понять мир, не учитывая человека как силу, устанавливающую перспективы.



Другие темы в философии НИЦШЕ

«Вечное возвращение» и «любовь к судьбе» (amor fati).
Мир находится в вечном становлении и возвращается к самому себе, поэтому желая чего-то, нужно желать и его вечного возвращения (абсолютного утверждения), любить свою судьбу в вечности


«Воля к власти» . Основное свойство всего живого, жизни вообще – воля к власти. Это не желание власти, а стремление к максимальному самоутверждению – осуществлению собственных жизненных сил.


Слайд 44
Люди как и все живое стремятся к власти

Люди как и все живое стремятся к власти => неравенство между

=> неравенство между людьми естественно. Но! Это не повод

для уничтожения слабых: слабые должны переродиться и стать сильными – сверхчеловеком.
Бояться сверхчеловека можно лишь при извращенном понимании жизни. Опасного в нем ровно столько, сколько опасного в самой реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и «постигает реальность, как она есть», а не в ее затуманенном ложными идеями облике.

ФРИДРИХ НИЦШЕ

«Что падает, то нужно ещё толкнуть»


«То, что меня не убивает, делает меня сильнее»


Слайд 45
Интерпретации творчества Ницше весьма противоречивы:

Антипозитивист, подрывающий
веру

Интерпретации творчества Ницше весьма противоречивы: Антипозитивист, подрывающий веру в наукуАнтидемократ, презирающий

в науку
Антидемократ, презирающий народ
Сторонник иррационализма и витализма
Художник

Образ аристократа и декадента заменила в одно время маска решительного материалиста.

Позже о Ницше стали говорить как об экзистенциалисте, затем как о предтече Фрейда и наконец как об идейном вожде художественного авангарда.


Оценка творчества Ницше


Слайд 46 Позитиви́зм 
(фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)  


философское течение, предлагающее ограничить процесс познания

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)  философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным,

«положительным»,
т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием
Основной тезис позитивизма


Все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Философия как метафизика есть этап развития человеческого познания, который должен быть преодолен.


Отказ от метафизики выражается в исследовании только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.


Слайд 47 Принципы позитивизма
Философское знание должно быть точным и достоверным
При

Принципы позитивизмаФилософское знание должно быть точным и достовернымПри философском познании нужно

философском познании нужно использовать научный метод и опираться на

достижения других наук

Основной путь достижения знания – эмпирическое наблюдение

Философия должна исследовать только факты, а не их причины

Философия должна освободиться от ценностного подхода и оценочного характера при исследовании

Философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них


Слайд 48 Классический позитивизм (О.Конт, Дж.С. Милль,

Классический позитивизм (О.Конт, Дж.С. Милль,   Г. Спенсер ): философия

Г. Спенсер ): философия призвана систематизировать и синтезировать

научное знание.

Эмпириокритицизм (Э.Мах и Р.Авенариус):
философия должна стать теорией научного познания.

Неопозитивизм (М. Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн): философия должна заниматься логическим анализом языка науки.

Этапы развития позитивизма в XIX – начале ХХ в.
  


Слайд 49 ОГЮСТ КОНТ (1798—1857)
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Курс положительной философии» «Дух

ОГЮСТ КОНТ (1798—1857)ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Курс положительной философии» «Дух позитивной философии», «Система

позитивной философии», «Система позитивной политики».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
«Знать, чтобы предвидеть; предвидеть,

чтобы обладать силой; думать, чтобы действовать»
Создание новой, построенной по образцу естественных наук науки об обществе – социологии
Задача социологии не объяснение, а сбор и систематизация эмпирических фактов

«Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель»

«Жить для других»

«Жить при ясном свете»


Слайд 50
О. Конт выделяет три

О. Конт выделяет три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую

стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную, состояние вымысла, до

1300 г.), метафизическую (абстрактную, состояние отвлеченное, 1300-1800 гг.), последняя и высшая – научную (положительную, состояние позитивное, начиная с XIX в.)



Философия, как и религия, уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание

ОГЮСТ КОНТ
Закон трех стадий


Слайд 51 Г Главное в науке – факты, несомненные

Г Главное в науке – факты, несомненные и устойчивые данные; они

и устойчивые данные; они приносят позитивное знание. Основное дело

науки – собирать факты и систематизировать их, не строя теорий насчёт их возможных причин. Поэтому основной метод научного познания – наблюдение, а главная функция науки – описание

Наука и позитивная философия помогут создать саморегулирующееся общество, построенное на началах любви, порядка и прогресса

 Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. 

астрономия

физика

химия

математика

биология

социология


Слайд 52 ОГЮСТ КОНТ Социология как социальная физика
Общество — органическое единство

ОГЮСТ КОНТ Социология как социальная физикаОбщество — органическое единство всего человечества или

всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего

согласия».

Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

Цель позитивной философии - преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия, будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества


социальная статика 

изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, основные общественные образования — семью, религию, государство


социальная динамика 

изучает законы развития общества , базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития


Слайд 53 ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Система логики», «О свободе», «Подчиненность женщины».
ОСНОВНЫЕ

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система логики», «О свободе», «Подчиненность женщины».ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Научное знание –

ИДЕИ:
Научное знание – результат обобщения единичных фактов, приведенных в

систему, которая устанавливает отношения между частными явлениями и более общими принципами (законами)

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806—1873)

Законы природы – проявления регулярности при обобщении опытных данных; полезны для объяснения и предсказания последних, но не дают знания, которое могут принести только конкретные факты или индуктивные умозаключения
Индукция – умозаключение от частного к частному (а не к общему)


Слайд 54 Развитие научного знания – последовательное

Развитие научного знания – последовательное накопление знаний о единичных

накопление знаний о единичных фактах. Общие утверждения, получаемые в

результате индукции, играют полезную, но чисто инструментальную роль: они помогают сохранить знание о множестве конкретных фактов.

«Знание – это всегда знание единичного. Общие положения и теории – инструментальны»

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ

Дж.С. Милль внес основополагающий вклад в философию либерализма. Отстаивал концепцию индивидуальной свободы в противоположность неограниченному государственному контролю. Выступал за предоставление политических прав женщинам.


Слайд 55 ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Система синтетической философии», «Надлежащие границы государственной

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ: «Система синтетической философии», «Надлежащие границы государственной власти», «Воспитание умственное,

власти», «Воспитание умственное, моральное и физическое».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Социальные институты — это

механизмы самоорганизации совместной жизни людей.
Важнейший принцип социологии — уподобление общества организму
Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание наиболее приспособленных».

Защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820 —1903)


Слайд 56 Эмпириокритицизм
Рихард Авенариус (1843–1896)
 (др.-гр. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта»

ЭмпириокритицизмРихард Авенариус (1843–1896) (др.-гр. ἐμπειρία — опыт и критика, «критика опыта» или «критика с

или «критика с позиций опыта»; также известен как «Второй позитивизм») — философское направление,

родоначальником которого является Рихард Авенариус. Отправным пунктом теории познания Авенариуса является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Введение в критику чистого опыта», «Человеческое понятие о мире».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Учение о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»)
Утверждение биологической ценности познания по принципу наименьшей траты сил
Цель – разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.


Слайд 57 Эмпириокритицизм (махизм)
Эрнст Мах (1836 - 1916)



ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:
«Познание

Эмпириокритицизм (махизм) Эрнст Мах (1836 - 1916) ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ:«Познание и

и заблуждение»,

«Анализ ощущений».
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:
Мир – комплекс ощущений,
задача науки – описывать ощущения
Наука – сама себе философия
 Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты.

Принцип экономии мышления, предложенный Махом, объясняется изначальной биологической потребностью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособления организма к окружающей среде. В целях «экономии мышления» не следует тратить силы на различного рода объяснения, достаточно лишь описания. 


Слайд 58 НЕОПОЗИТИВИЗМ
философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных

НЕОПОЗИТИВИЗМфилософское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых

философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, третий этап развития позитивизма


Основные

представители:
«Венский кружок» (М. Шлик – основатель; последователи – Р.Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
Б.Рассел (1872-1970); Л. Витгенштейн (1889-1951).


Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков


Философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир


Слайд 59 Понятие имеет смысл тогда и

Понятие имеет смысл тогда и только тогда, когда оно

только тогда, когда оно встречается в протокольном предложении.

Протокольные предложения – исходные элементарные утверждения, образующие эмпирические науки и выражающие «непосредственно данное» в опыте.
Если понятие употребляется вне протокольного предложения, то это понятие окажется бессмысленным. Такими понятиями наполнена философия, к ним относятся понятия «дух», «материя», «сущность», «субстанция», «принцип бытия», целые предложения (типа «Я мыслю, следовательно я существую»).

Морис Шлик (1882 - 1936)



НЕОПОЗИТИВИЗМ

Принцип верификации - любое предложение науки является истинным тогда и только тогда, когда оно может быть сведено к предложениям факта, к протокольным предложениям, которые непосредственно проверяемы на опыте.
Большинство проблем философии должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.


Слайд 60 НЕОПОЗИТИВИЗМ
Рудольф Карнап
(1891–1970).
Основные сочинения:
«Значение и необходимость»,
«Философские

НЕОПОЗИТИВИЗМРудольф Карнап (1891–1970). Основные сочинения:«Значение и необходимость»,«Философские основания физики», «Эмпиризм, семантика,

основания физики», «Эмпиризм, семантика, онтология»





Основные идеи

Философия должна сводиться к логическому анализу предложений и понятий науки.




В любом формально непротиворечивом языке всегда существуют парадоксы (теорема К.Гёделя). Для того чтобы решать эти парадоксы, нужно выходить за пределы этого языкового конструкта.
Разные научные системы могут строиться на основании разных языковых каркасов. Главное, чтобы этот каркас был правильно построенный, тогда научная теория оказывается истинной.


Слайд 61 БЕРТРАН РАССЕЛ
(1872-1970)
британский философ, общественный деятель, математик
Основные сочинения:
«Философия

БЕРТРАН РАССЕЛ(1872-1970)британский философ, общественный деятель, математик Основные сочинения:«Философия логического атомизма»,«Человеческое познание, его

логического атомизма»,
«Человеческое познание, его сфера и границы»,
«История западной

философии»





Основные идеи:
Логика – сущность философии
Задача философии – уточнение языка науки с помощью идеального (формализованного) языка





Разработал теорию дескрипций как соединение принципа эмпиризма и применения логического аппарата к решению философских проблем. Предложил классификацию высказываний.






Слайд 62 Классификация высказываний по Расселу

Высказывания

Классификация высказываний по Расселу Высказывания

Слайд 63
«Результат философии — не  некоторое количество

«Результат философии — не  некоторое количество “философских предложений”, но прояснение

“философских предложений”, но прояснение предложений. Философия должна прояснять и

строго разграничивать мысли, которые без этого являются как бы темными и расплывчатыми».

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
(1889-1951)

“Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем бессмыслица, Большинство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка"

Основные сочинения:
«Логико-философский трактат»,
«Философские исследования»






Слайд 64
Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных

Мир состоит из фактов (а не вещей), сложных и простых (элементарных),

и простых (элементарных), которые состоят из объектов в той

или иной конфигурации. Объекты – просты и постоянны; события – возможные (изменяющиеся) конфигурации объектов





Элементарные высказывания – «картины» элементарных фактов (событий). Совокупность истинных предложений – «картина» мира (разные языки дают разные «картины» мира)



Граница смысла: осмысленные высказывания – о фактах; логические – формальны (тавтологичны; не несут нового смысла). Философия должна быть «критикой языка»





«О чём невозможно говорить, о том следует молчать» (нравственность, религия, смысл жизни)


Слайд 65 «(Псевдо-)предложения метафизики

«(Псевдо-)предложения метафизики служат не для высказываний о положении

служат не для высказываний о положении дел, ни существующем

(тогда они были бы истинными предложениями), ни не существующем (тогда они были бы, по меньшей мере, ложными предложениями); они служат для выражения чувства жизни».
Искусство - это адекватное средство для выражения чувства жизни, а философия — неадекватное средство.
«Метафизики — музыканты без музыкальных способностей»

Философия должна заниматься не вымышленными метафизическими проблемами, а помогать науке. Создание идеального языка науки является шагом на пути создания истинной онтологии, поскольку язык есть образ мира.

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН


Слайд 66 Неопозитивизм о предмете и задаче философии

Неопозитивизм о предмете и задаче философии

Слайд 67 Неопозитивизм
Принципы научности

Неопозитивизм Принципы научности

  • Имя файла: neklassicheskaya-filosofiya-xix-veka.pptx
  • Количество просмотров: 214
  • Количество скачиваний: 0