Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Вильгельм Дильтей

Содержание

Вильгельм Дильтей19.11.1833 — 1.10.1911Немецкий философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики Ввёл понятие «наук о духе», оказавших огромное влияние на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер)
Вильгельм Дильтей19.11.1833 — 1.10.1911Немецкий философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей Основные произведения «Введение в науки о духе»«Описательная психология»«Построение исторического мира в науках …философия не должна больше оставаться умозрительной, абстрактной и оторванной от человека метафизикой; РЕАЛЬНОСТЬ   МИРПРИРОДЫ можно познать с помощью метода объяснения   МИРПРИРОДЫв нашем сознании мы можно познать с помощью метода пониманиявозможность непосредственного познания как феноменов, так и Структура реальности «Всякое познание вырастает из внутреннего опыта и не может выйти за его «Введение в науки о духе»   Фундаментальный философско-методологический труд Вильгельма Дильтея. При жизни философа был опубликован первый том «Введения». Второй том не был закончен. Тексты из второго тома были опубликованы Ф. Роди и Г. Йоахом в 1982 году. необходимость положить в основу объяснения познания и его понятий «представление о человеке ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯдуховный мир человека как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания религии, ОСНОВНОЙ ЗАМЫСЕЛ КНИГИ НАУКИЕСТЕСТВЕННЫЕИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ(по виду опыта)внешний чувственный опыт внутренний жизненный опыт  Внутренний жизненный опыт, считал Д. – это первичный способ восприятия человеком реальности, Являясь, по Д., «науками о человеке», «науки о духе» постигают человеческую жизнь  В естественных науках главная установка – независимость от человека; в науках о В «науках о духе», согласно Д., нет полярности субъекта и объекта, нет Эта реальность существует в качестве единого «переживаемого» целого. Причем специфический способ данности ПРЕДМЕТ НАУКО ДУХЕсоциально-историческая действительность, данная непосредственно во внутреннем опыте «целостного человека» Содержание жизненного опыта живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие Знание, получаемое науками о духе  основано не на концептуализации реальности, а на «переживании»,поскольку мы узнаем реальность жизни не посредством гипотез или логических выводов, а в результате личного жизненного опыта Главная методологическая проблема вопрос о способах и формах представления исторической действительности, об источнике и правомерности нашегоубеждения в реальности внешнего мира  Дильтей отказывается от картезианского понятия чистого сознания cogito, рассматривая его как логическую конструкцию, искажающую природу фактического опыта. Картезианская интерпретация cogito лишает человека связей, соединяющих его с реальным миром. По Дильтею, знание о внешнем мире человек получает не благодаря умозаключению от следствий к причинами не в силу соответствующего мыслительного процесса; наоборот, сами эти представления о следствии и причине лишь результат абстрагирующего подхода к жизни человеческой воли. Поэтому науки о духе занимаются исследованием не только объективно существующего, но несут в себе сознательную систему оценочных суждений и императивов, включающих ценности, нормы, ориентации, образы будущего Классы высказываний в науках о духе предложения, фиксирующие фактыдействительности, какой она представлена в восприятии высказывания, формулирующие теоремы об абстрактных закономерностях поведения содержательных частей этой действительности  суждения,выражающие оценку и предписывающие правила Эти классы высказываний выражают последовательно исторические, абстрактно-теоретические и практические направления мысли, составляющие между собой конкретную целостность Наличие этой целостности есть главная специфическая особенностьисследования в науках о духе, а необходимость ее сохранения — первая задача исследователя,работающего в гуманитарной области
Слайды презентации

Слайд 2 Вильгельм Дильтей

19.11.1833 — 1.10.1911

Немецкий философ, историк культуры, представитель

Вильгельм Дильтей19.11.1833 — 1.10.1911Немецкий философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник

философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической

герменевтики

Ввёл понятие «наук о духе», оказавших огромное влияние на современные исторические науки в Германии (Риккерт, Виндельбанд, Шпрангер)





Слайд 3 Основные произведения
«Введение в науки о духе»

«Описательная психология»

«Построение

Основные произведения «Введение в науки о духе»«Описательная психология»«Построение исторического мира в

исторического мира в науках о духе»

«Учение о мировоззрении»

«История

юного Гегеля»

Слайд 4 …философия не должна больше оставаться умозрительной, абстрактной и

…философия не должна больше оставаться умозрительной, абстрактной и оторванной от человека

оторванной от человека метафизикой; не может быть она и

простым обобщением данных естественных наук, теряя в них свою исконную мировоззренческую проблематику. Единственным ее объектом должна оставаться жизнь – всеобъемлющая, творящая из себя все новые формы духа, нуждающаяся в понимании себя и продуктов своей деятельности

  «жизнь» - способ бытия
человека
в культурно-исторической
реальности и сама
эта реальность

осмысление кризиса современного
философского мировоззрения, суть которого –
отстраненность от конкретного человека,
абсолютизации только одной из его
познавательных способностей – разума


Слайд 5 РЕАЛЬНОСТЬ
МИР
ПРИРОДЫ

РЕАЛЬНОСТЬ  МИРПРИРОДЫ

Слайд 6 можно познать с помощью метода объяснения

можно познать с помощью метода объяснения  МИРПРИРОДЫв нашем сознании мы

МИР
ПРИРОДЫ

в нашем сознании мы не можем постичь сущность
(ноумены)

объектов, они выступают как кантовские
вещи-в-себе, и нам приходится довольствоваться
только внешними проявлениями объектов
(феноменами), которые даются через наши
внешние органы чувств. В то же время ноумены
очень важны в процессе познания, поскольку с ними
связаны универсальные законы и принципы познания.
В результате в методе объяснения используется
метод выдвижения гипотез о
природе ноуменов и последующей их проверки


Слайд 7 можно познать с помощью метода понимания

возможность непосредственного познания

можно познать с помощью метода пониманиявозможность непосредственного познания как феноменов, так

как
феноменов, так и ноуменов (например, в случае
самопознания

мы непосредственно воспринимаем
как свое поведение, так и его внутренние мотивы.
Первое выступает как феномены, второе – как
ноумены нашей жизни).Поэтому здесь нет
необходимости гадать, каковы ноумены, выдвигать
и проверять гипотезы. Здесь достаточно лишь
аккуратно все описать. В основе понимания лежит
интуитивное схватывание единой
целостности жизни и ее переживание

Слайд 8 Структура реальности

Структура реальности

Слайд 9 «Всякое познание вырастает из внутреннего опыта и не

«Всякое познание вырастает из внутреннего опыта и не может выйти за

может выйти за его пределы;
он – исходная точка

для логики и теории познания. Мы представляем и осмысливаем
мир лишь постольку, поскольку он переживается нами, становится нашим непосредственным переживанием»

Слайд 10 «Введение в науки о духе»
Фундаментальный

«Введение в науки о духе»  Фундаментальный философско-методологический труд Вильгельма Дильтея. При жизни философа был опубликован первый том «Введения». Второй том не был закончен. Тексты из второго тома были опубликованы Ф. Роди и Г. Йоахом в 1982 году.

философско-методологический труд 
Вильгельма Дильтея. При жизни философа был опубликован первый том 
«Введения». Второй том не был закончен. Тексты 
из второго тома были 
опубликованы 
Ф. Роди и Г. Йоахом в 1982 году.


Слайд 11 необходимость положить
в основу объяснения познания
и его

необходимость положить в основу объяснения познания и его понятий «представление о

понятий «представление о
человеке во всём многообразии его
сил,

о человеке как хотящем,
чувствующем,
представляющем существе»,
т.е. понимание конкретной жизни
в её целостности и полноте


Слайд 12 ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
духовный мир человека как ряд
взаимосвязанных между

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯдуховный мир человека как ряд взаимосвязанных между собой форм сознания

собой форм сознания религии,
искусства, философского знания, в которых

объективировался
творческий дух предшествующих эпох; духовный мир человека
становится тождественен историческому миру, он впитывает в себя
этот исторический мир, прошлое
и настоящее культуры



Слайд 14 ОСНОВНОЙ ЗАМЫСЕЛ КНИГИ

ОСНОВНОЙ ЗАМЫСЕЛ КНИГИ

Слайд 15 НАУКИ


ЕСТЕСТВЕННЫЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ

НАУКИЕСТЕСТВЕННЫЕИСТОРИЧЕСКИЕ

Слайд 16 НАУКИ
(по виду опыта)
внешний чувственный опыт
внутренний жизненный опыт

НАУКИ(по виду опыта)внешний чувственный опыт внутренний жизненный опыт

Слайд 17  Внутренний жизненный опыт, считал Д. – это первичный

 Внутренний жизненный опыт, считал Д. – это первичный способ восприятия человеком

способ восприятия человеком реальности, именно он дает непосредственное, неэксплицированное

знание, предшествующее мышлению

Слайд 18 Являясь, по Д., «науками о человеке», «науки о

Являясь, по Д., «науками о человеке», «науки о духе» постигают человеческую

духе» постигают человеческую жизнь через познание человеческой деятельности и

ее духовных продуктов, т.е. изучают духовный мир человека, реализовавшийся в различных объективациях – от элементарных человеческих знаний до совершенных произведений истории, философии 

Слайд 19  В естественных науках главная
установка – независимость от

 В естественных науках главная установка – независимость от человека; в науках

человека;
в науках о духе конституирующим моментом
человеческого мира

является дух,
а знание этого мира опирается на его переживание,
а не на концептуализацию

Слайд 20 В «науках о духе», согласно Д.,
нет полярности

В «науках о духе», согласно Д., нет полярности субъекта и объекта,

субъекта и объекта, нет
принципиальной разницы между духовным
миром

познающего субъекта и познаваемой
им объективированной духовностью.
Специфика же проблематики исторических
наук в том, что их объект не просто явление,
или образ чего-то реального, а сама
непосредственная реальность

Слайд 21 Эта реальность существует в качестве единого
«переживаемого» целого.

Эта реальность существует в качестве единого «переживаемого» целого. Причем специфический способ

Причем специфический
способ данности этой реальности внутреннему
опыту увеличивает

трудности объективного познания ее.
Эти науки очень близки по своему содержанию
обыденному опыту. Характер изначальных контактов
человека с миром способствует формированию
определенной «осведомленности» о существующих
связях и значениях, и эта осведомленность
как бы предшествует эксплицитному научному знанию.

Слайд 22 ПРЕДМЕТ
НАУК
О ДУХЕ
социально-историческая 
действительность, 
данная непосредственно 
во внутреннем опыте 
«целостного человека»

ПРЕДМЕТ НАУКО ДУХЕсоциально-историческая действительность, данная непосредственно во внутреннем опыте «целостного человека»

Слайд 23 Содержание жизненного опыта 
живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, 
их жизнь во времени, их взаимодействие

Знание, получаемое науками о духе
 основано не на концептуализации реальности, а на «переживании»,
поскольку мы узнаем реальность жизни не посредством 
гипотез или логических выводов, а в результате личного 
жизненного опыта

Содержание жизненного опыта живое единство личности, внешний мир, индивиды вне нас, их жизнь во времени, их взаимодействие Знание, получаемое науками о духе  основано не на концептуализации реальности, а на «переживании»,поскольку мы узнаем реальность жизни не посредством гипотез или логических выводов, а в результате личного жизненного опыта

Слайд 24 Главная методологическая проблема
вопрос о способах и формах представления исторической
 действительности, об источнике и правомерности нашего
убеждения в реальности внешнего мира 

Главная методологическая проблема вопрос о способах и формах представления исторической действительности, об источнике и правомерности нашегоубеждения в реальности внешнего мира 

Слайд 25 Дильтей отказывается от 
картезианского понятия чистого сознания cogito, 
рассматривая его как логическую конструкцию, искажающую 
природу фактического опыта. Картезианская интерпретация
 cogito лишает человека связей, соединяющих его с реальным 
миром. По Дильтею, знание о внешнем мире человек получает не 
благодаря умозаключению от следствий к причинами не в силу
 соответствующего мыслительного процесса; наоборот, сами эти 
представления о следствии и причине лишь результат 
абстрагирующего подхода к жизни человеческой воли. 
Поэтому науки о духе занимаются исследованием не только объективно 
существующего, но несут в себе сознательную систему оценочных
 суждений и императивов, включающих ценности, 
нормы, ориентации, образы будущего


Дильтей отказывается от картезианского понятия чистого сознания cogito, рассматривая его как логическую конструкцию, искажающую природу фактического опыта. Картезианская интерпретация cogito лишает человека связей, соединяющих его с реальным миром. По Дильтею, знание о внешнем мире человек получает не благодаря умозаключению от следствий к причинами не в силу соответствующего мыслительного процесса; наоборот, сами эти представления о следствии и причине лишь результат абстрагирующего подхода к жизни человеческой воли. Поэтому науки о духе занимаются исследованием не только объективно существующего, но несут в себе сознательную систему оценочных суждений и императивов, включающих ценности, нормы, ориентации, образы будущего

Слайд 26 Классы высказываний в науках о духе



предложения, 
фиксирующие 
факты
действительности, 
какой она 
представлена 
в восприятии
высказывания, 
формулирующие 
теоремы 
об абстрактных 
закономерностях 
поведения 
содержательных
 частей этой 
действительности
 суждения,
выражающие 
оценку и 
предписывающие 
правила

Классы высказываний в науках о духе предложения, фиксирующие фактыдействительности, какой она представлена в восприятии высказывания, формулирующие теоремы об абстрактных закономерностях поведения содержательных частей этой действительности  суждения,выражающие оценку и предписывающие правила

  • Имя файла: vilgelm-diltey.pptx
  • Количество просмотров: 204
  • Количество скачиваний: 4