Слайд 2
Зарождение христианской традиции воспитания
В римском обществе в I
в. н.э. возникают раннехристианские общины.
Христиане выдвинули новые взгляды на
цели,методы и содержание воспитания.
Ранние христиане боролись за идеи равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.
Слайд 3
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над
знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием,
утверждение высокого значения трудового воспитания.
В христианских общинах практиковались коллективные формы обучения:
совместное изучение священных текстов, апокрифических произведений,
благодарственные молитвы.
Они сочетались с индивидуальными:
«духовное очищение»,
«внутреннее покаяние», что считалось основой успеха в умственном развитии.
Слайд 4
Содержание образования опиралось на Библию:
Ветхий завет положил
начало религиозному воспитанию.
Новый завет был создан в христианской
среде в I-II в. н.э. и оказал сильное влияние на последующее культурное и духовное развитие всех христианских народов.
Труд для христианина рассматривался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой.
Слайд 5
Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии
в 179 г. Она предназначалась для подготовки священнослужителей.
В
программе этой школы сочетались элементы христианского и античного образования.
В дальнейшем школы катехизиса, в свою очередь, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Впрочем, большинство христиан вплоть до V в. приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа.
Слайд 6
Таким образом, к концу Римской империи складывается традиция
принципиально нового – христианского – воспитания.
Для нее были
характерны:
особое внимание к личности ученика, его душе;
приоритет веры над знанием, наукой;
понимание обучения священному писанию как богоугодного дела;
неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;
осознание высокой очищающей роли труда и важности организации с ранних лет трудового воспитания,
важности подготовки к физическому воспитанию и духовному труду.
Слайд 7
В первых веках нашей эры сохранялась практика воспитания
и книжного учения странствующими учителями, теперь уже христианами. Сам
Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в проповеди нового учения о человеке и Боге. Некоторые из странствующих учителей становились школьными преподавателями. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, изгнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе.
Слайд 8
В книге Климента Александрийского нарисован образ педагога, который
ведет юношей по пути добра и в активном диалоге
закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога – образец для подражания воспитанникам.
Слайд 9
Ориген (ок. 186–253/254) видел в человеке «соединение тела
с духом», что и создает, по его мнению, возможность
борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека.
Слайд 10
Уже в ранних христианских монастырях организовывались книгохранилища, создавались
ученые труды и учебные книги. Так, религиозный государственный деятель
остготского государства Кассиодор (ок. 487 – ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию стало одним из центров средневековой науки
Слайд 11
Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью
на протяжении всех средних веков: «Наставление в божественном чтении»,
«Наставление в мирском чтении», «Об орфографии» и др