Слайд 4
Первоначально "Гжелью" называлась местность на юго-востоке Московской области,
богатая глиной. Жители этих сел были прекрасными мастерами гончарного
дела, поэтому со временем народное творчество, вышедшее из этого региона, получило название в честь этого местечка.
Слайд 6
На сегодняшний день
тематика гжельского рисунка делится на 3 вида:
растительная (травка, злаки,
ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.);
орнаментальная. В первую очередь - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика). Сюда можно отнести гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».
cюжеты (природа и времена года ).
Слайд 9
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности :
наносится
только вручную;
использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия),
синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали "пятицветкой" – белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).
Слайд 10
Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель
для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта).
Гжельский рисунок считается подглазурный ( вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт меняет цвет).
Слайд 17
Художественное слово о промысле:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской
природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветет Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
(П. Синявский)»