Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Критическая теория:Франкфуртская школа и позднейшие концепции

Содержание

Франкфуртская школа Институт социальных исследований (Франкфурт-на-Майне, Германия, 23 февраля 1923).Гегельянство + марксизм + фрейдизмФашизм, нацизм, сталинизмИндустриальное общество (общество модерна)Психоанализ и проблемы личностиОтчуждениеТоталитарностьГосподство, эксплуатацияОсвобождение
Критическая теория: Франкфуртская школа и позднейшие концепции Подготовка к заключительному этапу всероссийской Франкфуртская школа Институт социальных исследований (Франкфурт-на-Майне, Германия, 23 февраля 1923).Гегельянство + марксизм Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы Социальный контекст (состояние общества): Реакция на Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы 2. Идейный контекст: Критика позитивизма. Критика Идейные основы «критической теории» общества1. Гегельянство: Интерес к субъективности. Диалектика. Гегельянский марксизм Идейные основы «критической теории» общества2. Марксизм: Категории господства и эксплуатации. Критика капиталистического Идейные основы «критической теории» общества3. Фрейдизм: Ориентация на индивида. Проблема акторов и Идейные основы «критической теории» общества4. М. Вебер: Фокус внимания на культурной системе Основные идеи франкфуртцев1. Критика марксистской теории.2. Критика позитивизма (спор Т. Адорно и Основные идеи франкфуртцев4. Критика современного общества: Вопрос господства: подавление личности культурой в Современная импликация: «капитализм наблюдения»Шошана Зубофф, «The Secrets of Surveillance Capitalism»: концепция «капитализма Основные идеи франкфуртцев5. Критика культуры: «Индустрия культуры». Массовая культура и ее воздействие Франкфуртская школа и социальная практика1. Советский опыт – неприемлемая модель решения проблем Франкфуртская школа и социальная практика Леворадикальная социология, влияние на «новых левых». Конец Франкфуртская школа: теоретики и их важнейшие концепции Макс Хоркхаймер (1895-1973)1. «Традиционная и критическая теория» (1937):«Традиционная теория» - анализ наличной М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947): Анализ М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947): Просвещение М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947): Принцип М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947): Намерение: М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947): Культурная М. Хоркхаймер (1895-1973)3. «Затмение разума. Критика инструментального разума» (1947). Инструментализация разума. Развитие Теодор Адорно (1903-1969)1. «Негативная диалектика» (1966): Критическое переосмысление диалектики (в т.ч. гегелевской). «Логика социальных наук»: К. Поппер VS Т. АдорноК. Поппер - школа критического Т. Адорно (1903-1969)3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950): М. Хоркхаймер: авторитарная личность Т. Адорно (1903-1969)3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950): Характеристики:Нетерпимое отношение к неопределенности;Культ Герберт Маркузе (1898-1979)1. «Эрос и цивилизация» (1955): Подавление культурой человеческих инстинктов: Г. Маркузе (1898-1979)2. «Одномерный человек» (1964): Технологическое общество и технологическая рациональность. Апофеоз Эрих Фромм (1900-1980)1. «Психоанализ современного общества» (1955): «Рождение человека» - разрыв первобытных Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): История человека – процесс возрастания Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): Средневековье – отсутствие личной свободы. Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): Механизмы «бегства от свободы»:Авторитаризм (садизм Э. Фромм (1900-1980)3. «Иметь или быть?» (1976): Основные способы существования человека:Обладание («иметь»):«При Э. Фромм (1900-1980)3. «Иметь или быть?» (1976): Современное общество: «Я есть то, Юрген Хабермас (род. 1929)«Теория коммуникативного действия» (1981): Критика К. Маркса: труд VS Ю. Хабермас (род. 1929)«Теория коммуникативного действия» (1981): К. Маркс VS Ю. Хабермас:К. Ю. Хабермас (род. 1929)«Теория коммуникативного действия» (1981): Рационализация целерационального действия – ключевая
Слайды презентации

Слайд 2 Франкфуртская школа
Институт социальных исследований (Франкфурт-на-Майне, Германия, 23

Франкфуртская школа Институт социальных исследований (Франкфурт-на-Майне, Германия, 23 февраля 1923).Гегельянство +

февраля 1923).

Гегельянство + марксизм + фрейдизм
Фашизм, нацизм, сталинизм
Индустриальное общество

(общество модерна)

Психоанализ и проблемы личности

Отчуждение

Тоталитарность

Господство, эксплуатация

Освобождение


Слайд 3 Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы
Социальный

Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы Социальный контекст (состояние общества): Реакция

контекст (состояние общества):
Реакция на торжество фордистско-тейлористского этапа индустриального

капитализма.
Общество – модель идеальной фабрики.
Тоталитарность эпохи:
"Современная эпоха склонна к тоталитарности даже там, где она не произвела на свет тоталитарных государств” (Г. Маркузе).
«Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды... Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализированы; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое “я”».
Э. Фромм



Слайд 4 Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы
2. Идейный

Условия возникновения социально-философских взглядов Франкфуртской школы 2. Идейный контекст: Критика позитивизма.

контекст:
Критика позитивизма.
Критика марксизма: теории К. Маркса, экономического

детерминизма, партийного авангардизма В.И. Ленина.

"Подчинение трудящегося класса материальным факторам - всем видам развития крупной индустрии - , следует подлинному процессу авторитарной доктрины: превращает наемных тружеников в бессознательный придаток экономической машины, а существующий режим - в естественное и необходимое следствие истории. Из этой “исторической реальности” следует фатализм процесса индустриального роста и централизации, который трудящиеся “не могут” прервать по воле собственного сознания и силой своих организаций. И рабочее движение, хотя и являясь антиподом развитию капитализма, становится его проявлением и следствием" (Эмилио Лопес Аранго).

Слайд 5 Идейные основы «критической теории» общества
1. Гегельянство:
Интерес к

Идейные основы «критической теории» общества1. Гегельянство: Интерес к субъективности. Диалектика. Гегельянский

субъективности.
Диалектика.
Гегельянский марксизм Г. Лукача («История и классовое


сознание»).

Г. Лукач (1885-1971)


Слайд 6 Идейные основы «критической теории» общества
2. Марксизм:
Категории господства

Идейные основы «критической теории» общества2. Марксизм: Категории господства и эксплуатации. Критика

и эксплуатации.
Критика капиталистического общества.
Проблема отчуждения.
Практическая теория

освобождения.

К. Маркс (1818-1883)


Слайд 7 Идейные основы «критической теории» общества
3. Фрейдизм:
Ориентация на

Идейные основы «критической теории» общества3. Фрейдизм: Ориентация на индивида. Проблема акторов

индивида.
Проблема акторов и их сознания.
Г. Маркузе, «Эссе

об освобождении» (1969).

З. Фрейд (1856-1939)


Слайд 8 Идейные основы «критической теории» общества
4. М. Вебер:
Фокус

Идейные основы «критической теории» общества4. М. Вебер: Фокус внимания на культурной

внимания на культурной системе
(К. Маркс + М. Вебер

= «веберовский марксизм»).
Исторический контекст: поиск источника деспотизма.

М. Вебер (1864-1920)


Слайд 9 Основные идеи франкфуртцев
1. Критика марксистской теории.
2. Критика позитивизма

Основные идеи франкфуртцев1. Критика марксистской теории.2. Критика позитивизма (спор Т. Адорно

(спор Т. Адорно и К. Поппера).
3. Критика социологии.
Т. Адорно

(1903-1969)

Слайд 10 Основные идеи франкфуртцев
4. Критика современного общества:
Вопрос господства:

Основные идеи франкфуртцев4. Критика современного общества: Вопрос господства: подавление личности культурой

подавление личности культурой в современном обществе.
Рациональность как важнейшая

особенность современного мира: мир - «железная клетка рациональности». Формальная рациональность как доминирующая социальная проблема.
«Иррациональность рациональности»:
Хотя современное общество предстает воплощением рациональности, «это общество иррационально в целом». (Г.Маркузе, «Одномерный человек»)
Технология как способ господства над людьми (Г. Маркузе).

Г. Маркузе (1898-1979)


Слайд 11 Современная импликация: «капитализм наблюдения»
Шошана Зубофф, «The Secrets of

Современная импликация: «капитализм наблюдения»Шошана Зубофф, «The Secrets of Surveillance Capitalism»: концепция

Surveillance Capitalism»: концепция «капитализма наблюдения» («surveillance capitalism»):
Получение интернет-корпорациями

данных о нашей ежедневной жизни -> влияние на наше поведение -> извлечение прибыли.
Интернет – лишенное законов пространство, фундамент «еще более эксплуатационного капиталистического режима».
Создание нового рынка – продажи информации о поведении потребителей. Роль «Google».
Отсутствие уважения к частной жизни => утрата свободы.

Shoshana Zuboff


Слайд 12 Основные идеи франкфуртцев
5. Критика культуры:
«Индустрия культуры».
Массовая

Основные идеи франкфуртцев5. Критика культуры: «Индустрия культуры». Массовая культура и ее

культура и ее воздействие на индивида.
«Индустрия знаний».
Внимание

к идеологии.

Слайд 13 Франкфуртская школа и социальная практика
1. Советский опыт –

Франкфуртская школа и социальная практика1. Советский опыт – неприемлемая модель решения

неприемлемая модель решения проблем западного индустриального общества.
2. Необходимость осознания

человеком собственного порабощения и вступления в борьбу с ним:
Возрождение критического мышления.
Искусство как модель познания – сфера, еще не колонизированная формальной рациональностью (Т. Адорно, М. Хоркхаймер,«Диалектика Просвещения»; Т. Адорно, «Эстетическая теория»).

М. Хоркхаймер (1895-1973)


Слайд 14 Франкфуртская школа и социальная практика
Леворадикальная социология, влияние

Франкфуртская школа и социальная практика Леворадикальная социология, влияние на «новых левых».

на «новых левых».
Конец 1960-х гг., волна студенческих бунтов:


Т. Адорно и М. Хоркхаймер (М. Хоркхаймер, 1970 г.: «Наша новая критическая теория больше не выступает за революцию, потому что после свержения национал-социализма революция в странах Запада привела бы к новому терроризму, к новому жуткому состоянию»)
VS
Г. Маркузе – идейный отец «новых левых» («Эссе об освобождении», 1969 г.)

Майские события 1968 года


Слайд 15 Франкфуртская школа: теоретики и их важнейшие концепции

Франкфуртская школа: теоретики и их важнейшие концепции

Слайд 16 Макс Хоркхаймер (1895-1973)
1. «Традиционная и критическая теория» (1937):
«Традиционная

Макс Хоркхаймер (1895-1973)1. «Традиционная и критическая теория» (1937):«Традиционная теория» - анализ

теория» - анализ наличной данности VS «критическая теория» -

«вмешивающееся мышление».

Слайд 17 М. Хоркхаймер (1895-1973)
2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с

М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947):

Т. Адорно, 1947):
Анализ современного технологического общества:
«Мы,

по сути дела, замахнулись ни больше ни меньше как на то, чтобы дать ответ на вопрос, почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового типа варварства».
Центральный тезис: «Просвещение превращается, обратным ходом, в мифологию», «практическая тенденция к самоуничтожению присуща рациональности с самого начала».


Слайд 18 М. Хоркхаймер (1895-1973)
2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с

М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947):

Т. Адорно, 1947):
Просвещение как формальная рационализация.
Инструментализация разума.

Феномен антисемитизма => свидетельство возврата к варварству.
Основные черты культуры цивилизации Нового времени:
1) отчуждение;
2) овеществление;
3) товарный фетишизм;
4) коммерциализация культуры.


Слайд 19 М. Хоркхаймер (1895-1973)
2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с

М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947):

Т. Адорно, 1947):
Принцип Нового времени – принцип господства:

«Рост экономической эффективности порождает, с одной стороны, более справедливые условия, с другой – технический аппарат и владеющие им социальные группы, возвышающиеся над прочим населением. Индивид перед лицом экономических сил сверхпотенции есть ничто. Общество господствует над природой как никогда. Служа аппарату, индивид исчезает, но и как никогда он аппаратом оснащен».


Слайд 20 М. Хоркхаймер (1895-1973)
2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с

М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947):

Т. Адорно, 1947):
Намерение: просветительство – устранение мифов VS

результат: создание новых мифов.
Намерение: разум и наука – методы освобождения человечества VS результат: инструментальный разум – средство господства.
Идеология Просвещения – «тоталитарная система».
Недоверие к прогрессу как фундаментальной ценности европейской культуры.


Слайд 21 М. Хоркхаймер (1895-1973)
2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с

М. Хоркхаймер (1895-1973)2. «Диалектика Просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно, 1947):

Т. Адорно, 1947):
Культурная индустрия:
Массовая культура: единообразие, идентичность,

имитация.
Общество – «модель идеальной фабрики»: феномен стандартизации и серийного производства.
Духовный процесс – имитация производственного процесса.
Создание потребностей.
Пассивное восприятие информации индивидом.

Слайд 22 М. Хоркхаймер (1895-1973)
3. «Затмение разума. Критика инструментального разума»

М. Хоркхаймер (1895-1973)3. «Затмение разума. Критика инструментального разума» (1947). Инструментализация разума.

(1947).
Инструментализация разума.
Развитие техники => исчезновение автономии человека

- процесс дегуманизации.
Власть «системы».
Идеи – «вещи»: «истина более не есть самодостаточная цель».


Слайд 23 Теодор Адорно (1903-1969)
1. «Негативная диалектика» (1966):
Критическое переосмысление

Теодор Адорно (1903-1969)1. «Негативная диалектика» (1966): Критическое переосмысление диалектики (в т.ч.

диалектики (в т.ч. гегелевской).
Традиционная философия: целое как методологический

принцип познания («Традиционная философия пытается познать непохожее, сделав его похожим») – принцип тотальности.
VS
Негативная диалектика: акцент на частностях («Целое неистинно»).
Подчиненность составных частей тотальности в сфере идей => нивелирование личностей и тоталитарные социальные «эксперименты» в области реального.
Задача негативной диалектики – «объяснение того, что есть, терминами того, чего нет».

Слайд 24 «Логика социальных наук»:
К. Поппер VS Т. Адорно
К.

«Логика социальных наук»: К. Поппер VS Т. АдорноК. Поппер - школа

Поппер - школа критического рационализма:
1. Тезис о единстве научного

метода: методы естественных и социальных наук тождественны.
2. Невозможность существования абсолютного знания.

Т. Адорно - франкфуртская школа диалектики:
Социология =/= естественным наукам.
Естественные и социальные науки имеют разные предметы => различие в методах.


Слайд 25 Т. Адорно (1903-1969)
3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950):

Т. Адорно (1903-1969)3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950): М. Хоркхаймер: авторитарная


М. Хоркхаймер: авторитарная личность – новый антропологический тип

человека XX века.
Анализ проблематики авторитаризма и тоталитаризма: поиск специфической «ментальности».
Метод психоанализа: взгляд З. Фрейда на роль ранней социализации.
Особый тип воспитания + культурный контекст.

Слайд 26 Т. Адорно (1903-1969)
3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950):

Т. Адорно (1903-1969)3. «Авторитарная личность» (коллективная монография, 1950): Характеристики:Нетерпимое отношение к


Характеристики:
Нетерпимое отношение к неопределенности;
Культ власти и повиновения;
Вождизм;
Враждебность к

любой группе, потенциально нарушающей существующий порядок (ксенофобия, антисемитизм, etc);
Некритичность и шаблонность мышления;
Боязнь свободы и ответственности.


Слайд 27 Герберт Маркузе (1898-1979)
1. «Эрос и цивилизация» (1955):
Подавление

Герберт Маркузе (1898-1979)1. «Эрос и цивилизация» (1955): Подавление культурой человеческих инстинктов:

культурой человеческих инстинктов:
«Цивилизация начинается с отказа от

изначальной цели – полного удовлетворения потребностей».
Антагонизм между принципом удовольствия и принципом реальности: теории З. Фрейда и Г. Маркузе.
Капиталистическая эксплуатация.
«Поиск утраченного времени».
Нерепрессивное общество: освобождение и торжество эроса.

Слайд 28 Г. Маркузе (1898-1979)
2. «Одномерный человек» (1964):
Технологическое общество

Г. Маркузе (1898-1979)2. «Одномерный человек» (1964): Технологическое общество и технологическая рациональность.

и технологическая рациональность.
Апофеоз подчинения природы.
Критика и оппозиция

парализованы тотальным контролем.
Тоталитарные тенденции одномерного общества, базирующиеся на особенностях развитого индустриального общества.
Концепция «аутсайдеров».

Слайд 29 Эрих Фромм (1900-1980)
1. «Психоанализ современного общества» (1955):
«Рождение

Эрих Фромм (1900-1980)1. «Психоанализ современного общества» (1955): «Рождение человека» - разрыв

человека» - разрыв первобытных связей с природой.
Дискомфорт изоляции:

подчинение власти (мазохизм) VS попытка подчинить других (садизм).
Любовь – единственная здоровая форма отношений.

Слайд 30 Э. Фромм (1900-1980)
2. «Бегство от свободы» (1941):
История

Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): История человека – процесс

человека – процесс возрастания индивидуализации и освобождения:
Овладение природой и

разумом;
Обособление индивида => чувство одиночества.
Приемлемый выход: активная солидарность свободного и независимого индивида с миром.
Но: свобода может стать невыносимым бременем => стремление преодолеть чувство изолированности путем отказа от свободы.


Слайд 31 Э. Фромм (1900-1980)
2. «Бегство от свободы» (1941):
Средневековье

Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): Средневековье – отсутствие личной

– отсутствие личной свободы.
Амбивалентность капитализма:
Развитие активной ответственной личности;
Мощь

промышленной системы, обезличенность человеческих взаимоотношений => ощущение изоляции и беспомощности.
Развитие капитализма => рост индивидуализма => чувства бессилия и одиночества => стремление избавиться от бремени свободы.



Слайд 32 Э. Фромм (1900-1980)
2. «Бегство от свободы» (1941):
Механизмы

Э. Фромм (1900-1980)2. «Бегство от свободы» (1941): Механизмы «бегства от свободы»:Авторитаризм

«бегства от свободы»:
Авторитаризм (садизм + мазохизм);
Разрушительность (деструктивность);
Конформизм (страховка человека

от риска и ответственности).
Распространение авторитарного типа личности => возникновение тоталитарных режимов.


Слайд 33 Э. Фромм (1900-1980)
3. «Иметь или быть?» (1976):
Основные

Э. Фромм (1900-1980)3. «Иметь или быть?» (1976): Основные способы существования человека:Обладание

способы существования человека:
Обладание («иметь»):
«При существовании по принципу обладания мое

отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность».
2. Бытие («быть»):
«Под бытием я понимаю такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром».



Слайд 34 Э. Фромм (1900-1980)
3. «Иметь или быть?» (1976):
Современное

Э. Фромм (1900-1980)3. «Иметь или быть?» (1976): Современное общество: «Я есть

общество: «Я есть то, что имею и потребляю» (общество

потребления):
«Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью».
Град Божий (Средневековье) + Земной Град (современное общество) = Град Бытия (духовное ядро Средневековья + рационализм индустриального мира):
«Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Его основная характерная черта – это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих человеческих потенций».

Слайд 35 Юрген Хабермас (род. 1929)
«Теория коммуникативного действия» (1981):
Критика

Юрген Хабермас (род. 1929)«Теория коммуникативного действия» (1981): Критика К. Маркса: труд

К. Маркса: труд VS взаимодействие.
Целерациональное и коммуникативное действие.



Слайд 36 Ю. Хабермас (род. 1929)
«Теория коммуникативного действия» (1981):
К.

Ю. Хабермас (род. 1929)«Теория коммуникативного действия» (1981): К. Маркс VS Ю.

Маркс VS Ю. Хабермас:
К. Маркс:
Уникальность человека – свободный и

творческий труд.
Анализ капитализма – структурных источников искажения труда.
Цель: коммунистическое общество с неискаженным трудом.

Ю. Хабермас:
Уникальность человека – свободная коммуникация.

Анализ структурных источников искажения коммуникации.

Цель: общество неискаженной коммуникации.


  • Имя файла: kriticheskaya-teoriyafrankfurtskaya-shkola-i-pozdneyshie-kontseptsii.pptx
  • Количество просмотров: 99
  • Количество скачиваний: 0