Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Формирование системы читательских умений у младших школьников

Содержание

ПЛАННачальное обучение чтению.Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.Виды и приемы анализа художественного произведения.Формирование системы читательских умений.
Формирование системы читательских умений у младших школьников ПЛАННачальное обучение чтению.Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.Виды и приемы ЛИТЕРАТУРА:Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. 1. Начальное обучение чтению До начала обучения чтению по-русски у школьников имеется 1. Начальное обучение чтению.  2 этап: методика работы1) Подготовительная работа к 1. Начальное обучение чтению.  2 этап: методика работы6) Словарная работа (уточнение 1. Начальное обучение чтению.В программе не указаны нормы скорости чтения (темп), так 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста  1.Отождествление 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаФрагментарный уровень. У детей 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаКонстатирующий уровень. Читатели отличается 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаУровень «героя». Читатели отличаются 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаУровень «идеи». Читатели способны 3.Виды и приемы анализа художественного произведенияВ анализе надо идти от общего к 3.Виды и приемы анализа художественного произведенияСтилистический (языковой) анализ – это прежде всего 3.Виды и приемы анализа художественного произведенияАнализ развития действия, в основе которого лежит 3.Виды и приемы анализа художественного произведенияВ методике чтения принято использовать такие приемы 4. Формирование системы читательских умений1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии 4. Формирование системы читательских умений4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьКОГДА И ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ЧИТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ? 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьРебенку читать не хочется, когда у 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьОдновременное с обучением чтению дети должны 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьНЕЛЬЗЯ ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьПрежде чем дать детям первое задание, 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьпоказать, как надо действовать с этим 4.Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность	Чтобы представить детям книгу как объект новой Круг чтения младших школьников систематитзируется по:а) по темам чтения; б) по видо-жанровым ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕВ тетради или на листе бумаги составьте схемы систематизации круга чтения,
Слайды презентации

Слайд 2 ПЛАН
Начальное обучение чтению.
Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего

ПЛАННачальное обучение чтению.Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста.Виды и

школьного возраста.
Виды и приемы анализа художественного произведения.
Формирование системы читательских

умений.


Слайд 3 ЛИТЕРАТУРА:
Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах

ЛИТЕРАТУРА:Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком

с украинским языком обучения. - К.: Вища шк., 1989.

– 311 с.
Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. - К.: Рад. шк, 1990. -207 с.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. –М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 383 с
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина. – М.: «Академия», 1997. – 256 с.


Слайд 4 1. Начальное обучение чтению
До начала обучения чтению по-русски

1. Начальное обучение чтению До начала обучения чтению по-русски у школьников

у школьников имеется определенный опыт чтения по-украински (послоговое чтение,

слогами и словами). Полученные умения актуализируются при чтении текста по-русски.
В начальном обучении чтению (2 класс) выделяется два этапа: 1) чтение слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графиках (дом, стол, урок и др.); 2) чтение слов с буквами, различающимися в русской и украинской графиках (ы, и, э, е, ё, ъ, ь).


Слайд 5 1. Начальное обучение чтению. 2 этап: методика работы
1)

1. Начальное обучение чтению. 2 этап: методика работы1) Подготовительная работа к

Подготовительная работа к чтению текста — актуализация знаний и

наблюдений; словарная работа.
2) Выразительное чтение текста учителем по составленной партитуре.
3) Краткая предварительная беседа (1-2 вопроса) с целью выяснения понимания детьми содержания текста.
4) «Орфоэпическое» чтение текста в соединении с артикуляционной гимнастикой и со словарно-орфоэпической работой.
5) Повторное чтение текста учителем. («Какие слова мы научились произносить? Какие еще слова произносятся не так, как пишутся?»)


Слайд 6 1. Начальное обучение чтению. 2 этап: методика работы
6)

1. Начальное обучение чтению. 2 этап: методика работы6) Словарная работа (уточнение

Словарная работа (уточнение понимания значения ранее выученных и некоторых

других общеупотребительных слов).
7) Повторное выразительное чтение текста учащимися (вполголоса, по частям, цепочкой).
8) Работа над усвоением содержания текста (ответы на вопросы, репродуктивный пересказ, выборочное чтение, составление вопросов к тексту).
9) К концу года — творческая работа на основе текста — творческий пересказ, иллюстративная работа (словесное рисование), описание рисунка к тексту, драматизация (чтение в лицах).


Слайд 7 1. Начальное обучение чтению.
В программе не указаны нормы

1. Начальное обучение чтению.В программе не указаны нормы скорости чтения (темп),

скорости чтения (темп), так как на анализируемом этапе этот

показатель не является главным. Основное внимание сосредоточивается на развитии способа и правильности чтения (плавное, с соблюдением орфоэпических норм, без пропусков, перестановок, повторения, замены букв, слогов, слов). Именно эта работа необходима для понимания содержания читаемого и выразительного чтения его, для обучения в последующие годы. Дальнейшее становление у младших школьников умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл.


Слайд 8 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного

2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста 1.Отождествление

возраста
1.Отождествление литературы с самой действительностью, т. е. конкретное,

необобщенное отношение к описанным в произведении фактам.
2.Понимание литературы как выдумки, никак не связанной с реальной жизнью.
3.Отношение к литературе как к обобщенному изображению действительности

Слайд 9 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного

2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаФрагментарный уровень. У

возраста
Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении,

их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.


Слайд 10 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного

2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаКонстатирующий уровень. Читатели

возраста
Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны

увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.


Слайд 11 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного

2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаУровень «героя». Читатели

возраста
Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть

и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.


Слайд 12 2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного

2. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возрастаУровень «идеи». Читатели

возраста
Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на

событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.


Слайд 13 3.Виды и приемы анализа художественного произведения
В анализе надо

3.Виды и приемы анализа художественного произведенияВ анализе надо идти от общего

идти от общего к частному, от уяснения общего смысла

к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.


Слайд 14 3.Виды и приемы анализа художественного произведения
Стилистический (языковой) анализ

3.Виды и приемы анализа художественного произведенияСтилистический (языковой) анализ – это прежде

– это прежде всего анализ использования автором языковых средств

в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
Анализ художественных образов – это анализ, который учит детей разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера и способствует пониманию смысла этого образа в общей структуре произведения.


Слайд 15 3.Виды и приемы анализа художественного произведения
Анализ развития действия,

3.Виды и приемы анализа художественного произведенияАнализ развития действия, в основе которого

в основе которого лежит работа над сюжетом и его

элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.
Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении.

Слайд 16 3.Виды и приемы анализа художественного произведения
В методике чтения

3.Виды и приемы анализа художественного произведенияВ методике чтения принято использовать такие

принято использовать такие приемы анализа, как словесное и графическое

рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.


Слайд 17 4. Формирование системы читательских умений
1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные

4. Формирование системы читательских умений1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в

средства языка в соответствии с их функцией в художественном

произведении.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.


Слайд 18 4. Формирование системы читательских умений
4. Умение целостно воспринимать

4. Формирование системы читательских умений4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж

образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в

лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6. Умение осваивать художественную идею произведения.


Слайд 19 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
КОГДА И

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьКОГДА И ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ЧИТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ?

ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ ЧИТАТЬ НЕ ХОЧЕТСЯ?


Слайд 20 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
Ребенку читать

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьРебенку читать не хочется, когда

не хочется, когда у него отсутствуют либо достаточно привлекательный

стимул для занятия этой деятельностью, либо читательские умения, либо и то и другое.
С первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать подлинный мотив обучения чтению: дети должны постоянно узнавать, осознавать, представлять что-то новое

Слайд 21 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
Одновременное с

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьОдновременное с обучением чтению дети

обучением чтению дети должны знакомиться с широким кругом книг,

привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников— авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить»
(книги в свободном доступе)

Слайд 22 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
НЕЛЬЗЯ ПОБУЖДАТЬ

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьНЕЛЬЗЯ ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ДЕТЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С КНИГОЙ И В МИРЕ

КНИГ, ПОКА НЕТ УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ИМИ
УСВОЕНЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
ЭТОГО ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И
НАВЫКИ И ЧЕТКАЯ, ПОНЯТНАЯ
МОТИВАЦИЯ.


Слайд 23 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
Прежде чем

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьПрежде чем дать детям первое

дать детям первое задание, касающееся самостоятельной деятельности в мире

книг, надо:
представить им книгу как объект, т. е. предмет особого рода. Зачем? Чтобы они увидели в нем: а) инструмент для общения и б) собеседника, который до времени, пока мы не начали с ним разговор, хранит тайну;

Слайд 24 4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
показать, как

4. Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельностьпоказать, как надо действовать с

надо действовать с этим объектом. Зачем? Чтобы он «заговорил»,

чтобы отыскать его среди других подобных объектов;
сразу же вывести детей в широкий круг доступных (даже просто легкодосягаемых для каждого ребенка) книг.


Слайд 25 4.Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность
Чтобы представить детям

4.Формирование системы читательских умений: читательская самостоятельность	Чтобы представить детям книгу как объект

книгу как объект новой для них деятельности чтения-общения и

включить их в самостоятельную читательскую деятельность,
НАДО ИДТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ К ЕЕ ВНЕШНИМ ПРИМЕТАМ, А НЕ НАОБОРОТ.


Слайд 26 Круг чтения младших школьников систематитзируется по:
а) по темам

Круг чтения младших школьников систематитзируется по:а) по темам чтения; б) по

чтения;
б) по видо-жанровым разновидностям, которые дети 6—10 лет

могут освоить;
в) по соотнесенности с временем и местом, в котором создавалась книга;
г) по внешним приметам: формат, объем, количество помещенных в книгу произведений, характер произведений, собранных в книгу, наконец, по тому, нацелена ли книга на то, чтобы учить ребенка не только читать, но и играть.


  • Имя файла: formirovanie-sistemy-chitatelskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov.pptx
  • Количество просмотров: 82
  • Количество скачиваний: 0