Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Феноменологическая социология

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль-(8 апреля 1859года-26 апреля 1938года) Немецкий философ, философско -теоретическиеположения которого и легли в основание феноменологической социологии. Поэтому анализ феноменологической социологии органически сопряжен с уяснением учения Э. Гуссерля
Феноменологическая социология Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль-(8 апреля 1859года-26 апреля 1938года) Немецкий философ, философско Главной задачей, которую предстоит решить ученому-философу, считал Гуссерль, является происхождение человеческого знания. Феноменологическая редукция — этот своеобразный ход человеческой мысли в «обратном направлении» от Альфред Шюц ( 13 апреля1899 — 20 мая 1959) — австрийский социолог и Осмысляются в гуссерлианской интерпретации, т.е, понимаются, главным образом прошлые явления, вошедшие Учение об «интенциональности» понимающего действия. Всякое понимание направлено на то, что имеет Различая социальное действие и поступок (социальное действие есть процесс, в котором нечто Гарольд ГАРФИНКЕЛЬ (29.10. 1917-21.04.2011).- американский ученый, основатель Этнометодологии Центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность».	 Первое понятие — «фоновые ожидания» На основе учений Гуссерля и Шюца возник ряд самостотельных учений, таких как Когнитивная социология — тоже один из вариантов феноменологической социологии, связанный с именем, СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайды презентации

Слайд 2
Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль-
(8 апреля 1859года-26 апреля

Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль-(8 апреля 1859года-26 апреля 1938года) Немецкий философ,

1938года)
Немецкий философ,
философско -теоретические
положения которого и легли в


основание феноменологической
социологии. Поэтому анализ
феноменологической социологии
органически сопряжен с уяснением
учения Э. Гуссерля


Слайд 3



Главной задачей, которую предстоит решить ученому-философу, считал Гуссерль,

Главной задачей, которую предстоит решить ученому-философу, считал Гуссерль, является происхождение человеческого

является происхождение человеческого знания.
Другими словами, ученый должен прежде

всего ответить на вопрос: откуда, каким образом люди приобретают знания о мире. При ответе на этот фундаментальный вопрос, продолжает свои рассуждения Э. Гуссерль, необходимо избавиться от всевозможных искажений, порождаемых предвзятым мнением, существующими научными теориями, историческими наслоениями и культурной трансформацией.
В целом совокупность приемов «освобождения знания», выявление его некоего чистого ядра, истины, по Гуссерлю, «естественного отношения» к миру в феноменологической философии называется «феноменологической редукцией»

Слайд 4 Феноменологическая редукция — этот своеобразный ход человеческой мысли

Феноменологическая редукция — этот своеобразный ход человеческой мысли в «обратном направлении»

в «обратном направлении» от научного знания к «естественным», донаучным,

исходным значениям заканчивается человеческими представлениями, для которых характерны интуитивная достоверность, «анонимная» субъективность, целостность, не имеющая, однако, четкого строения, неопределенная по структуре. В совокупности такого рода знания, представления и образуют «жизненный мир». Он органично включается в человеческую практику, в поведение и деятельность людей.

Слайд 5 Альфред Шюц ( 13 апреля1899 — 20 мая

Альфред Шюц ( 13 апреля1899 — 20 мая 1959) — австрийский социолог

1959) — австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической

социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

Слайд 6 Осмысляются в гуссерлианской интерпретации, т.е, понимаются, главным

Осмысляются в гуссерлианской интерпретации, т.е, понимаются, главным образом прошлые явления,

образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но

не настоящие, не актуальные. Кроме того, само «осмысление» («понимание») проходит две ступени: низшую и высшую. На низшем уровне происходит возникновение значимых элементов опыта, на более высоком уровне образуются устойчивые конфигурации значений, основой которых выступают интенциональные акты. Конституирование значений в «понимающей социологии» Шюца является весьма существенным моментом. Учение об интерсубъективности жизненного мира. Суть этого учения состоит в том, что объективность социальной действительности — особого рода, отличная от объективности природы— рождающаяся в отношении «Я» к другому «Я». Причем само это отношение определено сознанием («переживанием») «Я». То есть другое «Я» — не что иное, как «переживание», «осознание» «Я» другого «Я».

Слайд 7 Учение об «интенциональности» понимающего действия.
Всякое понимание направлено

Учение об «интенциональности» понимающего действия. Всякое понимание направлено на то, что

на то, что имеет значение. Такая направленность «понимания», в

более широком плане и действий субъекта, и означает интенциональность.
Само «понимающее действие» Шюц подразделяет на два вида: один — не имеющий своей целью коммуникацию и другой — совершаемый с целью коммуникации.
Истинное понимание смысла действий субъекта, по Шюцу, заключается в осознании субъективных значений действий для этого «другого Я». Наряду с этим типом понимания, — «истинным пониманием», существуют еще два других типа: понимание как самоинтерпретация и понимание типизирующее. Одно (понимание как самоинтерпретация) означает интерпретацию собственных переживаний в терминах собственного контекста значений. Иными словами, субъект переносит как бы собственный опыт на поведение и действия другого субъекта, отождествляет последнего со своим «Я». Другое понимание — осуществляется либо в форме «обыденной типизации», либо в форме «научной типизации».

Слайд 8 Различая социальное действие и поступок (социальное действие есть

Различая социальное действие и поступок (социальное действие есть процесс, в котором

процесс, в котором нечто осуществляется, а поступок является результатом

этого процесса), Шюц описывает темпоральную и смысловую структуру социального действия, основываясь на двух видах субъективной мотивировки. Так, есть два наиболее общих мотива: "для-того-чтобы" и"потому-что". Первый направлен в будущее, второй — в прошлое. Таким образом создается социальная целостность, "непрерывность". Возвращаясь к центральной идее понимающей социологии об интерсубъективности жизненного мира, мы в связи со сказанным выше должны теперь обратить внимание на то, что Шюц сформулировал два важных условия названной интерсубъективности, которые нашли выражение в понятии "идеализации".
Во-первых, по мнению Шюца, имеет место совершенно необходимая "идеализация взаимозаменяемости точек зрения".
Во-вторых, "идеализация совпадения систем релевантностей". В первом случае предполагается, что каждый воспринимает вещи, как и другой. Во втором случае предполагается, что люди судят о вещах на основе одинаковых критериев.
Оба случая интегрируются Шюцем в общий "тезис о взаимозаменяемости перспектив". Этот тезис и лежит в основе всех социальных действий и понимания.

Слайд 9 Гарольд ГАРФИНКЕЛЬ (29.10. 1917-21.04.2011).- американский ученый, основатель Этнометодологии

Гарольд ГАРФИНКЕЛЬ (29.10. 1917-21.04.2011).- американский ученый, основатель Этнометодологии

Слайд 10 Центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность».
Первое

Центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность».	 Первое понятие — «фоновые

понятие — «фоновые ожидания» — означает представления социального субъекта

в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения и т.д.). По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам (стандартам, образцам), однако сами эти правила суть социальные «произведения». Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает самое себя, рождается все из тех же субъективных актов.
Рефлексивность-означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации. Особенностью этнометодологического подхода к обществу является отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и при этом не со смысловой информацией, а с синтаксической, с «правилами говорения».
Гарфинкель призывает ученых-социологов изучать не то, что сказано, а то, как сказано.

Слайд 11 На основе учений Гуссерля и Шюца возник ряд

На основе учений Гуссерля и Шюца возник ряд самостотельных учений, таких

самостотельных учений, таких как Экзистенциальная социология, основателем которой стал

Э. Тирикьян

«Настоящее» по Тирикьяну, есть не что иное как актуализация совершающяяся субъектом и, следовательно, находящяяся в прямой зависимости от его, субъекта, особенностей (способностей, целей, мотивов и т.д.). Некоторое соответствие «прошлых» структур «настоящим» образует основу «будущего» и — субъективно — основу прогнозирования. Несоответствие «прошлой», «настоящей» и «будущей» структур вызывает в обществе кризис, являющийся, по мнению Тирикьяна, причиной революций. «Индексе революционного потенциала», состоит из суммы «эмпирических индикаторов» предстоящего «скачка» в социальном развитии. В числе этих индикаторов возрастание степени урбанизации общества, распространение сексуального промискуитета и исчезновение общественной нетерпимости к этому «злу», увеличение в социальной структуре неинституциализироаанных религиозных элементов.


Слайд 12 Когнитивная социология — тоже один из вариантов феноменологической

Когнитивная социология — тоже один из вариантов феноменологической социологии, связанный с

социологии, связанный с именем, главным образом, американского социолога А.

Сикуреля. Его основная работа «Метод и измерения в социологии» посвящена анализу и описанию социологических методов изучения социальных процессов.
Сикурель ставит своей задачей выяснить вопрос не только о природе социального знания, но и о его хранении, активизации, а также организации.
Как все другие представители феноменологической социологии, Сикурель исходит при этом из одного основного тезиса, что общество конструируется и конституируется в субъективных процессах социальной коммуникации: познании, речи, передаче информации. Первый этап — это субъективная организация и классификация «эмпирики» (опыта) в простых (элементарных) актах «говорения»,
Второй этап — проявление «теоретических понятий»
Тетий этап связан с субъективным анализом разговора или текста

  • Имя файла: fenomenologicheskaya-sotsiologiya.pptx
  • Количество просмотров: 120
  • Количество скачиваний: 0