Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку литературы 11 класс Петр Первый А.Н.Толстого как исторический роман.

Содержание

Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман.Образ Петра I. Становление личности в эпохе.
Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) «Петр Первый» А.Н.Толстого как исторический роман.Образ Петра I. Становление личности в эпохе. Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический роман.Образ Цель урока: 1. Углубление понятия об историческом романе.2. Показ становления личности Петра Основные этапы урока1. Понятие историзма. «Петр I» А.Н.Толстого как исторический роман.2. Петр http://ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoyan_t.html Наползают медные тучи,А из них вороны грают.Отворяются в стене ворота.Выезжают злые опричники,И Алексей Толстой. Гении и злодеиhttps://www.youtube.com/watch?v=N89pCOZNIlo «Пётр Первый» Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и Работа с учебником стр. 45Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее, как одно из Петр I и его эпоха  в русской истории и литературеXVIII веке, Петр I и его эпоха  в русской истории и литературеВ XIX Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра «Петр I», , отбросил Историзм Алексея ТолстогоВпервые А. Толстой изобразил своегогероя в рассказе «День Петра» (1918). Образ Петра I. Становление личности в эпохе Если эпоха переломная, Россия стоит на распутье, то что требуется прежде всего? Милославские и Нарышкины, между которыми происходитборьба после смерти царя Федора Алексеевича, - «Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали на него всю надежду. Необходимость преобразований«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины Необходимость преобразований«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра I. Остальные В вопросе о национальной самобытности Петра А. Н. Толстой стоял на позициях «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:«Пётр рванул дверь… На двух Какую роль в становлении Петра как преобразователя России сыграли азовские походы?«В молодом Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем Рос-сии? Что сближает Голицына Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом материале: оно должно отражать Осада и взятие Нарвы Стрелецкий бунтВ. И. Суриков   Утро стрелецкой казни «Здесь будет город заложен…»Автор романа Восстание на Дону под предводительством БулавинаВзятие Царицына войсками Булавина Путешествуя по Европе, Петр слышал ужасающие рассказы о нем, и однажды, при Выводы:интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;взгляды автора на роль Благо или Зло принес России Петр I?Можно согласиться с русским философом и Анализ эпизодаКнига 1, глава 7, 4.Приятным ветром наполняло четыре больших прямых паруса Какую роль в данном эпизоде играет описание пейзажа? Перечислите художественные средства, с
Слайды презентации

Слайд 2 Алексей Николаевич Толстой (1883–1945)
«Петр Первый» А. Н. Толстого
как

Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) «Петр Первый» А. Н. Толстого как исторический

исторический роман.
Образ Петра I.
Становление личности в эпохе.


Слайд 3 Цель урока: 1. Углубление понятия об историческом романе.
2.

Цель урока: 1. Углубление понятия об историческом романе.2. Показ становления личности

Показ становления личности Петра I в эпоху коренных
преобразований.
3. Помощь

учащимся в составлении собственного мнения о лич
ности Петра I как государственного деятеля, вызванного к
жизни исторической необходимостью.
4. Продолжение работы над языком художественного произведе-
ния; показать художественное своеобразие романа А.Н.Толстого.
5. Помочь учащимся ощутить патриотический пафос романа.

Слайд 4 Основные этапы урока
1. Понятие историзма. «Петр I» А.Н.Толстого

Основные этапы урока1. Понятие историзма. «Петр I» А.Н.Толстого как исторический роман.2.

как исторический роман.
2. Петр I и его эпоха в

русской истории и литературе. Литературная традиция.
3. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого. Становление личности
Петра как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической
необходимостью.

Слайд 5 http://ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoyan_t.html

http://ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoyan_t.html

Слайд 7 Наползают медные тучи,
А из них вороны грают.
Отворяются в

Наползают медные тучи,А из них вороны грают.Отворяются в стене ворота.Выезжают злые

стене ворота.
Выезжают злые опричники,
И за рекой трубы играют…
Взмесят кони

и ростопель
Кровь с песком горючим.
Вот и мне, вольному соколу,
Срубят голову саблей
Злые опричники.


Слайд 8 Алексей Толстой. Гении и злодеи
https://www.youtube.com/watch?v=N89pCOZNIlo

Алексей Толстой. Гении и злодеиhttps://www.youtube.com/watch?v=N89pCOZNIlo

Слайд 9 «Пётр Первый»


Чтобы понять тайну русского народа, его

«Пётр Первый» Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо

величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу

историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывается русский характер.
А.Н.Толстой
Становление личности в исторической эпохе – вещь
очень сложная. Это одна из задач моего романа.
А.Н.Толстой

Слайд 10 Работа с учебником стр. 45
Историзм — литературоведческое понятие,

Работа с учебником стр. 45Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее, как одно

обозначающее, как одно из важных свойств художественной литературы, ее

способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи, его обусловленность жизнью.
Термин «И.» применяется в двух смыслах:
l. B широком смысле И. присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
2. И.— понятие, сложившееся в литературе XIX века для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. Иначе говоря, писатель стремится подойти к прошлому исторически. Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров. основоположник исторического жанра в русской литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку проблемы И.: это не просто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез» эпохи в разных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, понимание на-
рода как важнейшей исторической силы. В этом отношении особенно важна
«Капитанская дочка», где характеры героев мотивируются логикой их классовых интересов, где с глубочайшей симпатией нарисован вождь восставшего народа Емельян Пугачев.

Слайд 12 Петр I и его эпоха в русской истории

Петр I и его эпоха в русской истории и литературеXVIII веке,

и литературе
XVIII веке, в эпоху классицизма, господствовала героически-
одическая тональность:

поэма Ломоносова
«Петр Великий»,
стихи, прославляющие царствование Петра (Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин)

Слайд 13 Петр I и его эпоха в русской истории

Петр I и его эпоха в русской истории и литературеВ XIX

и литературе
В XIX веке оценки деятельности Петра разделились. Пушкин

воспринимал деяния царя как подвиг, хотя уже в «Медном всаднике» противопоставил Петру как символу силы и величия маленького человека. Пушкин же одним из первых задумывается о противоречиях петровских преобразований:
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями
Петра Великого и временными его указами. Первые — суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые — нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, — вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

Слайд 14 Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра

Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра «Петр I», ,

«Петр I», , отбросил работу, так как возненавидел личность

царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы».

А. Н. Толстой: «На Петра Первого я нацеливался давно,— еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле,— но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане».


Слайд 15 Историзм Алексея Толстого
Впервые А. Толстой изобразил своего
героя в

Историзм Алексея ТолстогоВпервые А. Толстой изобразил своегогероя в рассказе «День Петра» (1918).

рассказе «День Петра» (1918).


Слайд 16 Образ Петра I. Становление личности в эпохе

Образ Петра I. Становление личности в эпохе

Слайд 17 Если эпоха переломная, Россия стоит на распутье,
то

Если эпоха переломная, Россия стоит на распутье, то что требуется прежде всего?

что требуется
прежде всего?


Слайд 18 Милославские и Нарышкины, между которыми происходит
борьба после смерти

Милославские и Нарышкины, между которыми происходитборьба после смерти царя Федора Алексеевича,

царя Федора Алексеевича, - думали ли они о преобразованиях,

мог ли кто-то из них стать реформатором?

Слайд 20 " И все пошло по-старому. Ничего не случилось.

Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые

столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" - после победы Милославских;

но вот победили Нарышкины:
"...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость"

Слайд 21 «Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали

«Про Петра ходили разные слухи, и многие полагали на него всю

на него всю надежду. Россия — золотое дно —

лежала под вековой тиной... Если не новый царь поднимет жизнь, так кто же?» (Кн. 1, IV, 23)

Борис Алексеевич Голицын говорил Наталье Кирилловне: «Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него не спящий». (Кн. 1, гл. III, 5)

Слайд 22 Необходимость преобразований
«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных

Необходимость преобразований«…Грабили на дорогах, на мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные

переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские базары.»
«Но не

сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).


Слайд 23 Необходимость преобразований
«И вот - ночь без сна…Удивить-то он

Необходимость преобразований«И вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что

удивил, а что ж из того? Какой была –

сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)

Слайд 24 А. Толстой признавался: «В моем романе центром является

А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигура Петра I.

фигура
Петра I.
Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере

важности, описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...»

Слайд 25 В вопросе о национальной самобытности Петра А. Н.

В вопросе о национальной самобытности Петра А. Н. Толстой стоял на

Толстой стоял на позициях революционных демократов, в частности Н.

Добролюбова, которому принадлежит следующее высказывание: «Петр является в нашей истории как олицетворение народных потребностей и
стремлений, как личность, сосредоточившая в себе те желания и те силы, которые по частям рассеяны были в массе народной».

Слайд 30 «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его

«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и

душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы

дать движение, вскрывающее психологию».
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.


Слайд 31 Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр

Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:«Пётр рванул дверь… На

рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой,

спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»


Слайд 32 Какую роль в становлении Петра как преобразователя России сыграли

Какую роль в становлении Петра как преобразователя России сыграли азовские походы?«В

азовские походы?
«В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно

таким человеком, какого ждали. От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек, зол, упрям, деловит» (глава VII, ч.1).

«В два года должны флот построить, из дураков стать умными», - беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».

Слайд 35 Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем

Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем Рос-сии? Что сближает

Рос-
сии? Что сближает Голицына и Петра? Что отличает их?

Почему Голицын, европейски образованный человек, мечтающий о преобразовании России, оказывается в лагере противников Петра?

Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности - тех черт, которые присущи Петру.


Слайд 36 Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом

Еще Пушкин определил задачи произведения, основанного на историческом материале: оно должно

материале: оно должно отражать "судьбу человеческую, судьбу народную".
На пути

к преобразованиям Петр видит свою опору в народе. Петр ценил людей не за звания и титулы, а за талантливость, умения, сноровку и трудолюбие.
В романе Петр говорит: «Русский мужик умен, смышлен, смел... А с ружьем страшен врагу».

Слайд 37 Осада и взятие Нарвы

Осада и взятие Нарвы

Слайд 38 Стрелецкий бунт
В. И. Суриков Утро стрелецкой

Стрелецкий бунтВ. И. Суриков  Утро стрелецкой казни

казни


Слайд 39 «Здесь будет город заложен…»
Автор романа "Петр Первый" решает

«Здесь будет город заложен…»Автор романа

для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он

отрицает насилие государства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

Слайд 40 "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех

тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..."
Сопротивлялся

и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Слайд 41 Восстание на Дону под предводительством Булавина
Взятие Царицына войсками

Восстание на Дону под предводительством БулавинаВзятие Царицына войсками Булавина

Булавина


Слайд 43 Путешествуя по Европе, Петр слышал ужасающие рассказы о

Путешествуя по Европе, Петр слышал ужасающие рассказы о нем, и однажды,

нем, и однажды, при встрече с правительницей немецкого княжества

курфюрстиной Софьей, не выдержал:
«...Так вы не верьте... Больше всего люблю строить корабли...Люблю море и очень люблю пускать потешные огни. Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этим сюда приехал... А про то, что зол и кровь люблю, — врут...» (1-я книга, 7-я гл.)...

Слайд 44 Выводы:
интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё

Выводы:интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;взгляды автора на

творчество;
взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;
в романе

«Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;
в романе отражена противоречивость деятельности Петра;
наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.


Слайд 45 Благо или Зло принес России Петр I?
Можно согласиться

Благо или Зло принес России Петр I?Можно согласиться с русским философом

с русским философом и историком
XIX века Алексеем Степановичем Хомяковым:
«Явился

Петр, и по какому-то странному инстинкту души высокой, обняв одним взглядом все болезни отечества, постигнув прекрасное и святое значение слова государство, он ударил по России как страшная, но благодетельная гроза. Удар по сословию судей-воров; удар по боярам, думающим о родах своих и забывающим родину; удар по монахам, ищущим душеспасения в келиях и поборов по городам, а забывающим церковь и человечество, и братство христианское…
Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и сознанию силы».
(«О старом и новом»,1839)

Слайд 46 Анализ эпизода
Книга 1, глава 7, 4.
Приятным ветром наполняло

Анализ эпизодаКнига 1, глава 7, 4.Приятным ветром наполняло четыре больших прямых

четыре больших прямых паруса на грот- и фок-мачтах и

два прямых носовых – на конце длинного бушприта… Чуть навалившись на левый борт, корабль “Святой Георгий” скользил по весеннему солнечному, серому морю. Кое-где, окруженные пеной, виднелись хрупкие льдины. На громоздкой, как башня, корме вился бранденбургский флаг. Палуба корабля была чистая, вымытая, блестела начищенная медь. Веселая волна ударяла о дубового Нептуна, на носу под бушпритом взлетала радужной пылью.
Петр, Алексашка Меньшиков, Алеша Бровкин, Волков и хилый, с подстриженной бородой, большеголовый поп Битка – все одетые в немецкое, серого сукна, платье, в нитяных чулках и юфтовых башмаках с железными пряжками – сидели на свертках смоляных канатов, курили в трубках хороший табак.
Петр, положив локти на высоко задранные колени, веселый, добрый, говорил:
- Фридрих, курфюрст бранденбургский, к коему плывем в Кенигсберг, свой брат, - поглядите, как встретит…Мы ему вот как нужны… Живет в страхе: с одной стороны его шведы жмут, с другой – поляки… Мы это все уже разузнали. Будет просить у нас военного союзу – увидите, ребята.
- Это тоже мы подумаем, - сказал Алексашка.
Петр сплюнул в море, вытер конец трубки о рукав:
- То-то что нам этот союз ни к чему. Пруссия с турками воевать не будет. Но, ребята, в Кенигсберге не озорничайте – голову оторву… Чтоб о нас слава не пошла.
Поп Битка сказал с перепойной надтугой:
- Поведение наше всегда приличное, нечего грозить… А такого сану – курфюрст – не слыхивали.
Алексашка ответил:
- Пониже короля, повыше дюка – получается курфюрст. Но, кА-нечешно, у этого – страна разоренная, перебивается с хлеба на квас.
Алешка Бровкин слушал, разинув светлые глаза и безусый рот… Петр дунул ему в рот дымом. Алеша закашлялся. Засмеялись, стали пихать его под бока… Алеша сказал:
- Ну, чаво, чаво… Чай, все-таки боязно, вдруг это мы – и к ним.
На них, балующих среди канатов, с изумлением посматривал старый капитан, финн. Не верилось, чтобы один из этих веселых парней – московский царь… Но мало ли диковинного на свете…
С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь – владения шведов. Клонилось солнце. “Святой Георгий” отдал шкоты и фордевиндом, мягко журча по волнам, плыл к длинной отмели, отделяющей от моря закрытый залив Фришгаф. Вырос маяк и низкие форты крепости Пиалу, охранявшей проход в залив. Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил москвитов к ужину.

  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-literatury-11-klass-petr-pervyy-antolstogo-kak-istoricheskiy-roman.pptx
  • Количество просмотров: 234
  • Количество скачиваний: 9