Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Защитник народа

Содержание

Михаил ЕвграфовичСалтыков-ЩедринМихаил ЕвграфовичСалтыков-Щедрин(1826-1889)
Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринМихаил Евграфович Салтыков-ЩедринЗащитник народаОчерк жизни и творчестваАвтор: Шарапова Марина Евгеньевна Михаил ЕвграфовичСалтыков-ЩедринМихаил ЕвграфовичСалтыков-Щедрин(1826-1889) Неизменным предметом моей литературной деятельностивсегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым ребёнком потомственного В 1844 году окончил Царскосельский лицей (переименованный к тому времени в Александровский) по Дом Салтыкова-Щедрина в ВяткеДом Салтыкова-Щедрина в ВяткеИнтерьер жилища Салтыкова-Щедрина в Вятке В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Салтыков СКАЗКИ ДЛЯ «ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» СКАЗКИ ДЛЯ «ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» «Премудрый пескарь»«Медведь на воеводстве» «Ворон-челобитчик»«Ворон-челобитчик»«Дикий помещик» Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид    Так, в сказке «Верный Трезор»«Верный Трезор»«Орел-меценат» «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»РОМАНТрагический распад семейных уз «Господа Головлёвы» – один из крупнейших и наиболее известныхпроизведений писателя. В этом Роман«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»Роман«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» «История одного города» - смелая и злая сатира на царившие в Россииадминистративный Имена, фамилии и клички, как средства выражения основных черт персонажей«Истории одного города»Имена, Жизнеописания глуповских градоначальников открывает Брудастый Дементий Варламович. Однако, несмотря на то, что Грустилов Эраст Андреевич. у этого персонажа говорящая не только фамилия, но также Угрюм-БурчеевЭтот Выводы  В истории русской литературы сатирический жанр занимает важное место. Спасибо за   внимание!!!
Слайды презентации

Слайд 2 Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин
(1826-1889)

Михаил ЕвграфовичСалтыков-ЩедринМихаил ЕвграфовичСалтыков-Щедрин(1826-1889)

Слайд 3 Неизменным предметом моей
литературной деятельности
всегда был протест против

Неизменным предметом моей литературной деятельностивсегда был протест против произвола, двоедушия, лганья,


произвола, двоедушия, лганья,
хищничества, предательства,
пустомыслия и т.д.


М.Е. Салтыков-Щедрин


Неизменным предметом моей
литературной деятельности
всегда был протест против
произвола, двоедушия, лганья,
хищничества, предательства,
пустомыслия и т.д.


М.Е. Салтыков-Щедрин


Слайд 5 Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей,
селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской

Михаил Салтыков родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Был шестым

губернии. Был шестым
ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа
Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать писателя, Забелина Ольга
Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина.

Имение Салтыковых в с. Спас-Угол


Слайд 6 В 1844 году окончил Царскосельский лицей (переименованный к

В 1844 году окончил Царскосельский лицей (переименованный к тому времени в Александровский)

тому времени
в Александровский) по второму разряду (то есть с чином

X класса),
семнадцатым из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось
не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам
(грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось
«писание стихов» «неодобрительного» содержания.


В 1844 году окончил Царскосельский лицей (переименованный к тому времени
в Александровский) по второму разряду (то есть с чином X класса),
семнадцатым из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось
не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам
(грубость, курение, небрежность в одежде) у него присоединялось
«писание стихов» «неодобрительного» содержания.

В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного
министра и только через два года получил там первое штатное место —
помощника секретаря.

 Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848)
своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей,
напуганных французской революцией 1848 года.
В наказание за вольнодумие 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и 3 июля
определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении.
В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений
при вятском губернаторе, затем два раза занимал должность правителя
 губернаторской канцелярии.
В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку


Слайд 7 Дом Салтыкова-Щедрина в Вятке

Дом Салтыкова-Щедрина в Вятке
Интерьер жилища

Дом Салтыкова-Щедрина в ВяткеДом Салтыкова-Щедрина в ВяткеИнтерьер жилища Салтыкова-Щедрина в Вятке

Салтыкова-Щедрина в Вятке


Слайд 8 В это время женится на 17-летней дочери вятского

В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной.


вице-губернатора Елизавете Болтиной.


Салтыков стремился сочетать труд писателя с


государственной службой. В 1856-1858 годах был
чиновником особых поручений в Министерстве
внутренних дел, где были сосредоточены работы по
подготовке крестьянской реформы.
В 1858-1862 годах служил вице-губернатором в Рязани,
затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на
месте своей службы людьми честными, молодыми и
образованными, увольняя взяточников и воров.


В это время женится на 17-летней дочери вятского
вице-губернатора Елизавете Болтиной.


Салтыков стремился сочетать труд писателя с
государственной службой. В 1856-1858 годах был
чиновником особых поручений в Министерстве
внутренних дел, где были сосредоточены работы по
подготовке крестьянской реформы.
В 1858-1862 годах служил вице-губернатором в Рязани,
затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на
месте своей службы людьми честными, молодыми и
образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы пишет рассказы и очерки ("Невинные рассказы",
1857-1863; "Сатиры в прозе", 1859-1862), а также статьи
по крестьянскому вопросу.


Слайд 9 СКАЗКИ ДЛЯ

«ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА»

СКАЗКИ ДЛЯ

«ДЕТЕЙ

СКАЗКИ ДЛЯ «ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» СКАЗКИ ДЛЯ «ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» «Премудрый пескарь»«Медведь на воеводстве»

ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА»
«Премудрый пескарь»
«Медведь на воеводстве»


Слайд 10 «Ворон-челобитчик»

«Ворон-челобитчик»
«Дикий помещик»

«Ворон-челобитчик»«Ворон-челобитчик»«Дикий помещик»

Слайд 11 Сказка – один из самых популярных

Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид

фольклорных жанров. Этот вид устного
повествования имеет многовековую историю.

Сказки Салтыкова-Щедрина
связаны и с фольклорной традицией и с сатирической литературой 18-19 веков.
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого
пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое
сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола,
проявляется удивительное искусство эзопова языка. 
Сказки «для детей изрядного возраста» призваны образовать этих «детей»,
открыть им глаза на окружающий мир.
Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например,
в сказке "Премудрый пескарь" с горькой насмешкой рисует он образ до смерти
перепуганного обывателя, "остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит,
ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет".
В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина)
философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким
идеалам он должен стремиться, как жить? 


Сказка – один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного
повествования имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина
связаны и с фольклорной традицией и с сатирической литературой 18-19 веков.
Сказки — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого
пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое
сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, гипербола,
проявляется удивительное искусство эзопова языка. 
Сказки «для детей изрядного возраста» призваны образовать этих «детей»,
открыть им глаза на окружающий мир.
Сатирик бичевал в своих сказках не только слабости и пороки. Например,
в сказке "Премудрый пескарь" с горькой насмешкой рисует он образ до смерти
перепуганного обывателя, "остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит,
ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет".
В этой сказке ставятся исключительно важные (и не только для эпохи Щедрина)
философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким
идеалам он должен стремиться, как жить? 


Слайд 12   Так, в сказке "Медведь на воеводстве"

  Так, в сказке

туповатый, иногда злой, иногда
добродушный сказочный косолапый медведь под

пером сатирика приобретает
черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет
народ и уничтожает просвещение.       Взаимоотношения народа и господствующих классов раскрываются в
"Повести о том, как мужик двух генералов прокормил". В отличие от тупых
паразитов-генералов мужик в этой сказке ловок, силен, мастер на все руки,
великий умелец и великий труженик. И в то же время он покорен генералам,
привык на них работать, им подчиняться.
Салтыков бичует эксплуататоров народа и с горечью рисует народ,
отравленный ядом рабской психологии. Призыв к пробуждению, к борьбе
против тупых и жадных генералов — вот сокровенный смысл сказки. 
Обогатив сказки такими сатирическими приемами, как общественно-
политическая лексика, канцелярские обороты, французские слова; смешение
стилей, приводящее к комическому эффекту; соединение сюжета с проблемами
современности и т.д., Салтыков-Щедрин превратил ее в оружие
социально-политической сатиры.



  Так, в сказке "Медведь на воеводстве" туповатый, иногда злой, иногда
добродушный сказочный косолапый медведь под пером сатирика приобретает
черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет
народ и уничтожает просвещение.       Взаимоотношения народа и господствующих классов раскрываются в
"Повести о том, как мужик двух генералов прокормил". В отличие от тупых
паразитов-генералов мужик в этой сказке ловок, силен, мастер на все руки,
великий умелец и великий труженик. И в то же время он покорен генералам,
привык на них работать, им подчиняться.
Салтыков бичует эксплуататоров народа и с горечью рисует народ,
отравленный ядом рабской психологии. Призыв к пробуждению, к борьбе
против тупых и жадных генералов — вот сокровенный смысл сказки. 
Обогатив сказки такими сатирическими приемами, как общественно-
политическая лексика, канцелярские обороты, французские слова; смешение
стилей, приводящее к комическому эффекту; соединение сюжета с проблемами
современности и т.д., Салтыков-Щедрин превратил ее в оружие
социально-политической сатиры.


Слайд 13 «Верный Трезор»

«Верный Трезор»
«Орел-меценат»

«Верный Трезор»«Верный Трезор»«Орел-меценат»

Слайд 14 «ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»

«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»
РОМАН
Трагический распад семейных уз

«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»«ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ»РОМАНТрагический распад семейных уз

Слайд 15 «Господа Головлёвы» – один из крупнейших и наиболее

«Господа Головлёвы» – один из крупнейших и наиболее известныхпроизведений писателя. В

известных
произведений писателя. В этом романе критика паразитического класса

дворян достигла художественного апогея.
С неумолимой правдивостью рисует Салтыков-Щедрин картину
разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение,
Обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни
Головлёвых заключался в стяжании, накоплении богатства, в борьбе за
это богатство. В семье царит взаимная ненависть, подозрение,
жестокость, лицемерие.
Сатирик разоблачает бессмысленность накопительства Головлевых,
пошлую пустоту всей помещичьей жизни, полнейшее отсутствие
каких-либо духовных интересов, невежество, помещичий
быт, основанный на эксплуатации труда крестьян.
История семейства Головлевых свидетельствовала об
исторической закономерности выражения дворянства.


«Господа Головлёвы» – один из крупнейших и наиболее известных
произведений писателя. В этом романе критика паразитического класса
дворян достигла художественного апогея.
С неумолимой правдивостью рисует Салтыков-Щедрин картину
разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение,
Обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни
Головлёвых заключался в стяжании, накоплении богатства, в борьбе за
это богатство. В семье царит взаимная ненависть, подозрение,
жестокость, лицемерие.
Сатирик разоблачает бессмысленность накопительства Головлевых,
пошлую пустоту всей помещичьей жизни, полнейшее отсутствие
каких-либо духовных интересов, невежество, помещичий
быт, основанный на эксплуатации труда крестьян.
История семейства Головлевых свидетельствовала об
исторической закономерности выражения дворянства.


Слайд 16 Роман
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Роман
«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Роман«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»Роман«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Слайд 18 «История одного города» - смелая и злая сатира

«История одного города» - смелая и злая сатира на царившие в

на царившие в России
административный произвол и самодурство. Чтобы сатирически

высмеять
зло, Салтыков-Щедрин создает галерею из 22 градоначальников, которые
олицетворяют самодержавное государство. С тех пор прошло уже более
века, в России произошли гигантские по своим масштабам преобразования,
но до сих пор эта тема и это произведение остаются актуальными.
Актуальность содержания книги обуславливается еще и тем, что, несмотря
на многочисленные реформы, проблема административной безответственности по-прежнему остается нерешенной. По-прежнему во многих государственных деятелях можно найти те черты, которыми наделял своих градоначальников Салтыков–Щедрин. Это глупость, жестокость, грубость, некомпетентность.


«История одного города» - смелая и злая сатира на царившие в России
административный произвол и самодурство. Чтобы сатирически высмеять
зло, Салтыков-Щедрин создает галерею из 22 градоначальников, которые
олицетворяют самодержавное государство. С тех пор прошло уже более
века, в России произошли гигантские по своим масштабам преобразования,
но до сих пор эта тема и это произведение остаются актуальными.
Актуальность содержания книги обуславливается еще и тем, что, несмотря
на многочисленные реформы, проблема административной безответственности по-прежнему остается нерешенной. По-прежнему во многих государственных деятелях можно найти те черты, которыми наделял своих градоначальников Салтыков–Щедрин. Это глупость, жестокость, грубость, некомпетентность.


Слайд 19 Имена, фамилии и клички,
как средства выражения
основных

Имена, фамилии и клички, как средства выражения основных черт персонажей«Истории одного

черт персонажей
«Истории одного города»


Имена, фамилии и клички,
как средства

выражения
основных черт персонажей
«Истории одного города»


Слайд 21

Жизнеописания глуповских
градоначальников открывает
Брудастый Дементий Варламович.
Однако,

Жизнеописания глуповских градоначальников открывает Брудастый Дементий Варламович. Однако, несмотря на то,

несмотря на то, что у этого
человека есть имя

и фамилия
сам автор чаще всего
называет его по прозвищу — Органчик.
Прозвище указывает
на механистичность
мышления и действий
персонажа, фамилия
— на крайнюю его жестокость 




Жизнеописания глуповских
градоначальников открывает
Брудастый Дементий Варламович.
Однако, несмотря на то, что у этого
человека есть имя и фамилия
сам автор чаще всего
называет его по прозвищу — Органчик.
Прозвище указывает
на механистичность
мышления и действий
персонажа, фамилия
— на крайнюю его жестокость 


Слайд 22 Грустилов Эраст Андреевич. у этого персонажа говорящая не

Грустилов Эраст Андреевич. у этого персонажа говорящая не только фамилия, но

только фамилия,
но также имя и отчество, так как

критики, исследующие творчество Салтыкова
-Щедрина утверждают, что этот персонаж был взят им из произведения
Карамзина "Бедная Лиза" . Да и в самой описи градоначальников
содержится указание на то, что Грустилов — друг Карамзина . Отсюда проистекает
и весь стиль поведения этого градоначальника. Он в духе сентиментализма
скромен, краснеет при разговорах о взаимных отношениях двух полов, отличается
нежностью и чувствительностью сердца.


Грустилов Эраст Андреевич. у этого персонажа говорящая не только фамилия,
но также имя и отчество, так как критики, исследующие творчество Салтыкова
-Щедрина утверждают, что этот персонаж был взят им из произведения
Карамзина "Бедная Лиза" . Да и в самой описи градоначальников
содержится указание на то, что Грустилов — друг Карамзина . Отсюда проистекает
и весь стиль поведения этого градоначальника. Он в духе сентиментализма
скромен, краснеет при разговорах о взаимных отношениях двух полов, отличается
нежностью и чувствительностью сердца.

"Но меланхолический вид
прикрывал в нем много наклонностей
несомненно порочных" , среди которых
можно отметить склонность к растрате
казенной собственности, сладострастию,
идолопоклонству. Однако главными
чертами характера Грустилова являются
апатичность и безынициативность. Он
подвержен чужому мнению и становится
орудием в руках "убогих людей". Даже
смерть персонажа укладывается в его
общую характеристику, так как, по словам
автора, он умер от меланхолии.


Слайд 23

Угрюм-БурчеевЭтот персонаж наделяется автором очень

Угрюм-Бурчеев
Этот персонаж наделяется автором очень
выразительными

чертами: цепенящий,
ужасный взгляд, который "органически
совмещал непреклонность, почти
граничащую с идиотством" ; он не проявляет
никаких эмоций, на его лице всегда угрюмое
выражение; "как человек ограниченный,
он ничего не преследовал, кроме
правильности построений. Прямая линия,
отсутствие пестроты, простота, доведенная
до наготы, — вот идеалы, которые он знал
и к осуществлению которых стремился".
Исследователи творчества Салтыкова-
Щедрина полагают, что под образом Угрюм-
Бурчеева скрывается реальный госу-
дарственный деятель — Аракчеев .
Нетрудно видеть определенное сходство
между фамилиями этих персонажей,
что является еще одним аспектом проблемы
говорящих фамилий в "Истории одного
города".


Угрюм-Бурчеев
Этот персонаж наделяется автором очень
выразительными чертами: цепенящий,
ужасный взгляд, который "органически
совмещал непреклонность, почти
граничащую с идиотством" ; он не проявляет
никаких эмоций, на его лице всегда угрюмое
выражение; "как человек ограниченный,
он ничего не преследовал, кроме
правильности построений. Прямая линия,
отсутствие пестроты, простота, доведенная
до наготы, — вот идеалы, которые он знал
и к осуществлению которых стремился".
Исследователи творчества Салтыкова-
Щедрина полагают, что под образом Угрюм-
Бурчеева скрывается реальный госу-
дарственный деятель — Аракчеев .
Нетрудно видеть определенное сходство
между фамилиями этих персонажей,
что является еще одним аспектом проблемы
говорящих фамилий в "Истории одного
города".


Слайд 24 Выводы
В истории русской литературы сатирический жанр

Выводы В истории русской литературы сатирический жанр занимает важное место. Выражая


занимает важное место.
Выражая возмущение народа против тирании

и
крепостничества, Салтыков-Щедрин едко высмеивал
пороки правящих классов, обличал их самодурство и
глупость.

  • Имя файла: mihail-evgrafovich-saltykov-shchedrin-zashchitnik-naroda.pptx
  • Количество просмотров: 114
  • Количество скачиваний: 0