Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Арьес Ф. Человек перед лицом смерти Глава 1: Смерть прирученная

Мёртвые спятЛюди никогда не верили в простое продолжение жизни по ту сторону земной кончины. Усопший ускользает в мир, «который отличается от здешнего только очень низким показателем интенсивности». В латинских надписях часто можно прочесть не только «здесь
Арьес Ф. «Человек перед лицом смерти» Глава 1: Смерть прирученная Подготовила: Криворотова Мёртвые спятЛюди никогда не верили в простое продолжение жизни по ту сторону Ни один текст не выражает так ясно веру в смерть-сон, как Образ смерти как сна пережил столетия: мы находим его в литургии, В цветущем саду Мертвые спали в цветущем саду. «Да примет Бог все В «Деяниях Павла и Теклы» «небо, где почиют праведники», описывается как Слово refrigerium, «свежесть», имело тогда и другой смысл. Им обозначали поминальную Определение рая было связано, таким образом, с тремя понятиями: свежий сад, Покорность перед неизбежным Судебные документы конца XVII в. позволяют обнаружить в народном менталитете Смерть прирученная Старая позиция, согласно которой смерть одновременно близка, хорошо знакома, но Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 Мёртвые спят
Люди никогда не верили в простое продолжение

Мёртвые спятЛюди никогда не верили в простое продолжение жизни по ту

жизни по ту сторону земной кончины. Усопший ускользает в

мир, «который отличается от здешнего только очень низким показателем интенсивности». В латинских надписях часто можно прочесть не только «здесь лежит», но и «здесь покоится», «здесь отдыхает», «здесь спит». В раннесредневековых литургиях, сменившихся в эпоху Каролингов римской литургией, упоминаются «имена почиющих»; верующим предлагалось молиться «за души почиющих». Соборование, предназначенное в средние века для клириков, называлось dormientium exitium, последнее таинство спящих.


Слайд 3 Ни один текст не выражает так ясно

Ни один текст не выражает так ясно веру в смерть-сон,

веру в смерть-сон, как легенда о семи спящих из

Эфеса. Тела семи христианских мучеников, ставших жертвами преследований со стороны языческого императора, были замурованы в пещере. По одним версиям — 377, по другим — 198 лет спустя, когда стала шириться ересь, отрицавшая воскресение из мертвых, Богу было угодно посрамить еретиков, и он пробудил семерых спящих от их долгого сна.

Один из мучеников, по вдохновению свыше, объяснил собравшимся причину их воскресения: «Верьте нам, что ради вас оживил нас Бог ранее дня великого воскресения… ибо мы поистине воскрешены и живы. Как дитя во чреве матери живет, не чувствуя никаких нужд, так и мы жили, покоились, спали и не испытывали ощущений». Как только он произнес эти слова, семеро преклонили головы наземь, уснули и отдали свои души по Божьему повелению.


Слайд 4 Образ смерти как сна пережил столетия: мы

Образ смерти как сна пережил столетия: мы находим его в

находим его в литургии, в надгробной скульптуре, в завещаниях.

Ведь и сегодня после чьей-либо смерти люди молятся «за упокой его души». Образ покоя воплощает в себе самое древнее, самое народное и самое неизменное представление о мире мертвых. Это представление не исчезло и сегодня.

Слайд 5 В цветущем саду
Мертвые спали в цветущем саду.

В цветущем саду Мертвые спали в цветущем саду. «Да примет Бог

«Да примет Бог все наши души среди святых цветов», —

взывает архиепископ Турпин, стоя перед телами павших рыцарей. Также и Роланд молится, чтобы Господь поместил его душу «в святые цветы». Этот образ рая не многим отличается от Вергилиева Элизия с его «свежими лугами, орошаемыми ручьями», или от обетованного сада, который сулит правоверным Коран.


Слайд 6 В «Деяниях Павла и Теклы» «небо, где

В «Деяниях Павла и Теклы» «небо, где почиют праведники», описывается

почиют праведники», описывается как «место освежения, насыщения и радости».

В надгробных текстах «свежесть», «освежить» нередко используются вместо слов «покой», «покоиться». «Освежи нас, Ты, который все можешь», — гласит одна надпись из Марселя, которую можно датировать концом II в. н. э. В Вульгате, латинском переводе Библии, в Книге Премудростей рай назван также refrigerium, местом свежести. В том же смысле употребляется это слово и в древнейшем каноне римской мессы, при поминовении усопших: «в месте свежести, света и мира».

Слайд 7 Слово refrigerium, «свежесть», имело тогда и другой

Слово refrigerium, «свежесть», имело тогда и другой смысл. Им обозначали

смысл. Им обозначали поминальную трапезу, которую первые христиане устраивали

на могилах мучеников, и жертвенные дары, возлагавшиеся на гробницы. Примечательно, что одно и то же слово обозначало одновременно и местопребывание блаженных, и ритуальную трапезу на их могилах. Согласно Вульгате, христианские праведники должны были после смерти пировать по римскому обычаю, «возлежать с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном».

Слайд 8 Определение рая было связано, таким образом, с

Определение рая было связано, таким образом, с тремя понятиями: свежий

тремя понятиями: свежий сад, надгробная трапеза и эсхатологическое пиршество

блаженных. Но средневековая иконография эти символы отвергла. Начиная с XII в. она предпочитает им трон или «лоно Авраама». Трон обязан своим появлением, несомненно, восточной системе образов, но был перемещен в обстановку феодального двора.

Образ же цветущего сада, хотя и стал большой редкостью, не исчез совсем. Он вновь появляется в разных местах в эпоху Ренессанса на картинах, где блаженные праведники прогуливаются парами в прохладной тени чудесного фруктового сада.


Слайд 9 Покорность перед неизбежным
Судебные документы конца XVII в. позволяют

Покорность перед неизбежным Судебные документы конца XVII в. позволяют обнаружить в народном

обнаружить в народном менталитете той эпохи смесь бесчувственности, покорности

и стремления к прилюдности в отношении к смерти. «Быть может, дело тут в формализме судебных протоколов, но никогда приговоренный не демонстрирует особой привязанности к жизни и не выражает криком отвращение к смерти» (Н. Кастан).

И дело не в недостатке способов выражения чувств; ведь, например, завораживающее обаяние денег, богатства человек того времени умел выражать с большой силой. Но несмотря на такую любовь к вещам мира сего, умирающий преступник, каким он предстает в судебных протоколах, «производит впечатление приятия неизбежности».


Слайд 10 Смерть прирученная
Старая позиция, согласно которой смерть одновременно

Смерть прирученная Старая позиция, согласно которой смерть одновременно близка, хорошо знакома,

близка, хорошо знакома, но при этом умалена и сделана

нечувствительной, слишком противоречит нашему восприятию, где смерть внушает такой страх, что мы уже не осмеливаемся произносить ее имя. Вот почему, когда называется эта интимно связанная с человеком смерть, какой она была в прошлые века, «прирученной», не хотят сказать, будто некогда она была дикой, а затем стала домашней. Напротив, имеется в виду, что дикой она стала сегодня, тогда как прежде не была таковой. Таким образом, именно та смерть, древнейшая, была прирученной.


  • Имя файла: ares-f-chelovek-pered-litsom-smerti-glava-1-smert-priruchennaya.pptx
  • Количество просмотров: 125
  • Количество скачиваний: 2