Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Средневековое искусство

Содержание

План лекцииТема 10. Средневековое искусствоУсловия формирования искусства эпохи СредневековьяДороманское искусствоРоманская культура«Каролингское возрождение» Готическое искусство
Средневековое искусство Теория и история зарубежного искусстваДля студентов специальности 020600 «Культурология»кафедра культурологии План лекцииТема 10. Средневековое искусствоУсловия формирования искусства эпохи СредневековьяДороманское искусствоРоманская культура«Каролингское возрождение» Готическое искусство Требования к знаниям, умениям и навыкам  В результате студент должен: - Ключевые понятияАрхитектураБазиликаГотикаИзобразительное искусствоИконописьКрестово-купольный тип храмаКупольная композицияМозаикаСтили в искусстве Этапы истории искусства средневековой ЕвропыДороманский (VI-X вв.)Романский (XI-XII вв.)Готический (XIII-XV вв.) Условия формирования искусства эпохи Средневековья Великое переселение народов – один из источников Дороманское искусство  Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Церковь Сант Аполлинаре Учебный материал Мозаика купола церкви Св. Аполлинария Мозаика купола церкви Св. Аполлинария, Искусство раннего СредневековьяМонументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском — римский) Аббатство Мария Лаах. Германия Романское искусствоЗамки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты РисунокУчебный материалАрхитектура романского стиляЗамок Сюлли, строители неизвестны XIIв., Франция Замок Дадли, строители неизвестны IX-Xвв., Англия Романское искусствоОпыт строительства замков был перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые Изобразительное искусствоРоманская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего Рельеф из церкви Сен Серен В романской живописи и скульптуре центральное место Историческая характеристика стиля готика Готика – высшая ступень средневекового искусства и первый Периоды готического искусстваГотика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей Периоды готического искусстваВ XV в. и первой половине XVI в., готический стиль, Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это естественно: готика не изменила Характерные черты стиля готика Готическая конструкция Собор Парижской Богоматери XII - нач. XIV века. Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер Собор в Кельне 1248-1322гг. Реймский собор Изобразительное искусство  Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге Готическое направление в живописи  Готическое направление в живописи развилось спустя несколько Сцена из цикла «Апостолы» Алтарь собора Нотр Дам де Бон Секюр, Монреаль Тюдоровский дворец Тюдоровский дворец на Темзе, Лондон. Королевская капелла – одно из Вопросы для самопроверкиНазовите основные направления развития дороманского искусстваРасскажите о монастырском зодчестве и Рекомендуемая литература1. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного   искусства: в Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований
Слайды презентации

Слайд 2 План лекции
Тема 10. Средневековое искусство


Условия формирования искусства эпохи

План лекцииТема 10. Средневековое искусствоУсловия формирования искусства эпохи СредневековьяДороманское искусствоРоманская культура«Каролингское возрождение» Готическое искусство

Средневековья
Дороманское искусство
Романская культура
«Каролингское возрождение»
Готическое искусство






Слайд 3 Требования к знаниям, умениям и навыкам

В

Требования к знаниям, умениям и навыкам В результате студент должен: -

результате студент должен:
- знать основные этапы истории развития


искусства Византии,
- уметь классифицировать и идентифицировать
принадлежность произведений к различным
видам и формам искусства,
- владеть навыками анализа произведений
искусства того времени.




Слайд 4 Ключевые понятия


Архитектура
Базилика
Готика
Изобразительное искусство
Иконопись
Крестово-купольный тип храма
Купольная композиция
Мозаика
Стили в искусстве

Ключевые понятияАрхитектураБазиликаГотикаИзобразительное искусствоИконописьКрестово-купольный тип храмаКупольная композицияМозаикаСтили в искусстве

Слайд 5 Этапы истории искусства средневековой Европы

Дороманский (VI-X вв.)

Романский (XI-XII

Этапы истории искусства средневековой ЕвропыДороманский (VI-X вв.)Романский (XI-XII вв.)Готический (XIII-XV вв.)

вв.)

Готический (XIII-XV вв.)


Слайд 6 Условия формирования искусства эпохи Средневековья
Великое переселение народов –

Условия формирования искусства эпохи Средневековья Великое переселение народов – один из

один из источников средневековой культуры.
Падение Западной Римской империи.
Духовные предпосылки

для объединения римлян и варваров.
Интенсивная христианизация Европы в VI-VII вв.


Слайд 7 Дороманское искусство
Для эстетики раннего средневековья характерно

Дороманское искусство Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430).

влияние Аврелия Августина (354-430).
Раннехристианское искусство.
Росписи римских катакомб.
Повсеместное строительство

церквей.
Базилика – основа развития церковной архитектуры в Западной Европе.
Нововведение в архитектуре церковного здания.

Слайд 8 Церковь Сант Аполлинаре

Церковь Сант Аполлинаре












Слайд 9
Учебный материал
Мозаика купола церкви Св. Аполлинария

Учебный материал Мозаика купола церкви Св. Аполлинария Мозаика купола церкви Св.

Мозаика купола церкви Св. Аполлинария,
фрагмент, VI век,

Равенна (Италия)

Слайд 11 Искусство раннего Средневековья

Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще

Искусство раннего СредневековьяМонументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских

в искусстве варварских народов.
Таковы гробница Теодориха в Равенне

(526-530), церковные здания эпохи Каролингов - придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в.).


Слайд 12 Романский стиль
(от лат. romanus — римский) развивался

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском —

в западноевропейском — римский) развивался в западноевропейском искусстве X

— римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов).
В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление.

Слайд 13 Аббатство Мария Лаах. Германия

Аббатство Мария Лаах. Германия

Слайд 14 Романское искусство
Замки всегда строились в таких местах, которые

Романское искусствоЗамки всегда строились в таких местах, которые были удобны для

были удобны для защиты на высоких холмах, откосах рек,

обносились стеной и рвом. Главной заботой были крепость и солидность здания.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.
Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Слайд 15 Рисунок

Учебный материал
Архитектура романского стиля
Замок Сюлли, строители неизвестны XIIв., Франция
Замок

РисунокУчебный материалАрхитектура романского стиляЗамок Сюлли, строители неизвестны XIIв., Франция Замок Дадли, строители неизвестны IX-Xвв., Англия

Дадли, строители неизвестны IX-Xвв., Англия


Слайд 16 Романское искусство
Опыт строительства замков был перенесен на монастырские

Романское искусствоОпыт строительства замков был перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой

комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Значение их

возросло в жизни Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.


Слайд 17 Изобразительное искусство
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность

Изобразительное искусствоРоманская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от

чувств, отрешенность от всего земного.
Дух безоговорочно подавлял здесь

телесность.
В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж.
В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись, которая почти не сохранилась.
Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора.
Библейские сюжеты основа романской монументальной живописи.


Слайд 18 Рельеф из церкви Сен Серен

В романской живописи и

Рельеф из церкви Сен Серен В романской живописи и скульптуре центральное

скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о

безграничном и грозном божьем могуществе ("Христос во славе", "страшный суд").



Слайд 19 Историческая характеристика стиля готика
Готика – высшая ступень

Историческая характеристика стиля готика Готика – высшая ступень средневекового искусства и

средневекового искусства и первый в истории общеевропейский художественный стиль
Родина

готического стиля – Франция, его основа – церковное зодчество.
Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании.
Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы.


Слайд 20 Периоды готического искусства
Готика возникла в процессе развития романской

Периоды готического искусстваГотика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность

архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко

и классицизма.
В первый период (XIII в.), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский.
Во второй период (XIV в.) готические сооружения отмечены удивительным благородством и красотою; как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу.
Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore).

Слайд 21 Периоды готического искусства

В XV в. и первой половине

Периоды готического искусстваВ XV в. и первой половине XVI в., готический

XVI в., готический стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается

вычурным и изысканным.
Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil).


Слайд 22
Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это

Во многом готический собор сохранял традиции романского. Это естественно: готика не

естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался

местом богослужений. Но готика была связана с новой конструкционной системой - каменным каркасом, т.е. взаимосвязанными каменными стержнями.

Слайд 23 Характерные черты стиля готика

Характерные черты стиля готика

Слайд 24 Готическая конструкция

Готическая конструкция

Слайд 25 Собор Парижской Богоматери XII - нач. XIV века.

Собор Парижской Богоматери XII - нач. XIV века.

Слайд 26 Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля,

Собор Нотр-Дам в Париже, зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля,

Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 -

нач.XIV века


В готических соборах светло, потому что окна занимают большую часть площади стен.
Свет проникает в соборы через витражи и является символом Божественного света.


Слайд 27 Собор в Кельне 1248-1322гг.

Собор в Кельне 1248-1322гг.

Слайд 28 Реймский собор

Реймский собор

Слайд 29 Изобразительное искусство
Скульптура играла огромную роль в

Изобразительное искусство Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора.

создании образа готического собора.
Во Франции она

оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Создавая импульсивную светотеневую игру, она оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.


Слайд 30 Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге

Магдебурге


Слайд 31 Готическое направление в живописи
Готическое направление в

Готическое направление в живописи Готическое направление в живописи развилось спустя несколько

живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля

в архитектуре и скульптуре.
В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г.
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы.
В витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.


Слайд 32 Сцена из цикла «Апостолы»

Сцена из цикла «Апостолы»

Слайд 33 Алтарь собора Нотр Дам де Бон Секюр, Монреаль

Алтарь собора Нотр Дам де Бон Секюр, Монреаль



Слайд 34 Тюдоровский дворец
Тюдоровский дворец на Темзе, Лондон. Королевская

Тюдоровский дворец Тюдоровский дворец на Темзе, Лондон. Королевская капелла – одно

капелла – одно из немногих помещений дворца. Особый интерес

представляют богато декорированная алтарная стена и позднеготический сетчатый свод с обильной позолотой по ребрам свода и пышными рельефными украшениями.

Слайд 35 Вопросы для самопроверки


Назовите основные направления развития дороманского искусства
Расскажите

Вопросы для самопроверкиНазовите основные направления развития дороманского искусстваРасскажите о монастырском зодчестве

о монастырском зодчестве и основных школах книжной миниатюры «каролингского

возрождения»
Каковы отличительные особенности романского стиля?
Расскажите о сюжетах скульптурного декора романского храма
Назовите примеры наиболее значительных архитектурных сооружений романского стиля в странах Западной Европы
Назовите особенности архитектуры и скульптурного убранства готических соборов


Слайд 36 Рекомендуемая литература

1. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного

Рекомендуемая литература1. Власов В. Г.Новый энциклопедический словарь изобразительного  искусства: в


искусства: в 10 т. - СПб. :

Азбука-классика, 2007. - 912 с.
2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство:
Учебник для вузов - М. : Высш. шк., 2007. - 368с.
3. История изобразительного искусства : пер. с фр. / Под ред. К.
Фронтизи. - М. : БММ АО, 2005. - 516 с.
4. Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей
Отдела классического искусства Запада. / сост. Н. В. Проскурина,
Отв. ред. М. И. Свидерская ; РАН, Гос. ин-т искусствознания. - М. :
КомКнига, 2007. - 424 с.
5. Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: Система
художественных видов - Федерал. агентство по культуре и
кинематографии, Гос. ин-т искусствознания. - М. : Индрик, 2007. –
256 с.


  • Имя файла: srednevekovoe-iskusstvo.pptx
  • Количество просмотров: 491
  • Количество скачиваний: 0