Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по доп. образованию Двунадесятые праздники

Содержание

Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижные (в скобках – новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне,
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Завода Ольга Сергеевна  педагог допобразованияМКОУ СОШ № 25 г. Нальчик Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Двунадесятые праздники Рождество Христово – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 25 декабря ст. ст. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, В то время была объявлена перепись населения. Поэтому Иосиф с обрученной ему К Нему, чтобы поклониться (не просто как царю иудейскому, а как Царю Во тьму веков уж ночь та отступила, Когда, устав от злобы и Во всем мире принято поздравлять друг друга с праздником Рождества Христова Снег идет на Рождество,  падает, как милость Божья.  Снег идет 1. Почему с небес на землю вдруг пролился звездопад, Рождество Христово1. Рождество Христово,    Ангел прилетел, Крещение Господне (Богоявление) – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется Своим крещением во Иордане Господь освятил таинство крещения, освятил естество воды, установил Сретение Господне (сретение – славная встреча) – праздник православной церкви, принадлежит к Эта встреча Бога и человека и стала праздником Сретения. В православной церкви Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 25 Этот древнейший праздник установлен в память события, описанного в Евангелии: «послан был Праздник сей столь важен, что, если он случится в великий пост, то Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье – христианский двунадесятый праздник, Вход Господень в Иерусалим был последнею милостию Христа этому городу, ибо, если Вознесение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе в И, когда Он благословлял их, стал «отдаляться от них и возноситься на День Святой Троицы, Пятидесятница празднуется в воскресение, в 50-й день по Пасхе Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение. Раньше, когда люди строили Преображение Господне – великий двунадесятый праздник. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 Место преображения – гора Фавор (неправильно называют гору Ермон). Отсюда выражение: Фаворский Также и тела мертвых будут воскрешены, дабы каждый получил, «яже С телом Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 15 августа ст. После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 8 сентября ст. Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные своим родителям, особенно любимы Воздвижение Креста Господня – двунадесятый праздник, установленный в начале 4-го века. Празднуется После столетних гонений на христиан, наконец, церковь Христова обрела свободу проповедовать, стала Введение во храм Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 21 Встретил Ее первосвященник с сослужащими ему в тот день священниками. Утверждают, что Двунадесятые праздникиПортативный резной складень. Россия. Новгород. XVII век. Дерево, резьба сквозная и
Слайды презентации

Слайд 2 Православные праздники имеют несколько степеней торжественности.
Пасха –

Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Пасха – праздник праздников. Двунадесятые

праздник праздников.
Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи

праздников. Есть неподвижные и подвижные.
Неподвижные (в скобках – новый стиль):
Рождество Христово 25 декабря (7 января),
Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января,
Сретение Господне 2 (15) февраля,
Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля),
Преображение Господне 6 (19) августа,
Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа,
Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября,
Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября,
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря).

Подвижные:
Вход Господень в Иерусалим – шестое (последнее) воскресение Великого поста,
Вознесение Господне – сороковой день от Пасхи,
День Святой Троицы, Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) – пятидесятый день от Пасхи.


Слайд 3 Рождество Христово – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется

Рождество Христово – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 25 декабря ст.

25 декабря ст. ст. (7 января нов. ст.). В

этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа, ““нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася””. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост). Бог не имел нужды воплотиться, но грехи людей требовали уже не ангельского вмешательства в дела человеческие, а явления Самого Бога, который взяв на Себя бремя человеческих грехов, добровольно приносит Себя в жертву за грехи людей. Взяв на Себя грехи мира и уничтожив их, Он разрушил их тиранию, даровал прощение всем верующим в Него. Рождение Христа ожидалось многими. Ибо мир разлагался от безнравственности и нужен был Спаситель, который бы установил новый правильный образ жизни. Не новые слова были нужны или разные учения человеческие, а новая сила, которая бы возродила человечество. Нужна было не человеческая, а Божественная мудрость. Эта сила и мудрость явились в лице Богочеловека.

Андрей Рублев
Рождество Христово


Слайд 4 По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде

По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они,

нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве

от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Евангелие от Матфея. Гл. 1, 18-25).

Александр Иванов. Сон Иосифа. 1850

Джотто. Свадебное шествие Марии (фрагмент)


Слайд 5 В то время была объявлена перепись населения. Поэтому

В то время была объявлена перепись населения. Поэтому Иосиф с обрученной

Иосиф с обрученной ему Мариею, бывшею уже непраздною (беременною),

ради переписи отправился в свой город Вифлеем. Из-за стечения народа в городе не было мест даже в гостинице. Поэтому Иосиф и Мария остановились в некоей пещере, где были ясли для скота. Пришло время родить – и ясли для скота стали обителью Богомладенца Иисуса.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Эль Греко. Рождество


Слайд 6 К Нему, чтобы поклониться (не просто как царю

К Нему, чтобы поклониться (не просто как царю иудейскому, а как

иудейскому, а как Царю мира), по откровению от ангела

пришли пастухи, которые неподалеку пасли стадо. И, ведомые живым чудом, звездою, пришли волхвы – цари-мудрецы, которые принесли Иисусу в дар золото, ладан и смирну (Мф. 2,11).

Правивший тогда иудейский царь Ирод, узнав о рождении истинного Царя, в зависти и страхе за свой престол, велел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Бог Отец послал ангела для спасения Младенца. И вот, получив откровение во сне, Иосиф и Мария, взяв Иисуса, удалились в Египет. После бегства в Египет они возвратились в свою землю, в город Назарет (Мф. 2,19-23).

Джотто. Поклонение волхвов  (фрагмент)

Джотто. Бегство в Египет


Слайд 7 Во тьму веков уж ночь та отступила, Когда, устав

Во тьму веков уж ночь та отступила, Когда, устав от злобы

от злобы и тревог Земля в объятьях неба опочила И в

тишине родился: «С нами БОГ!» И многое уж невозможно ныне: Цари на небо больше не глядят, И пастыри не слушают в пустыне Как ангелы про Бога говорят. Но вечное, что в эту ночь открылось, - Несокрушимо временем оно, И Слово вновь в душе твоей родилось, Рожденное над яслями давно. Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он здесь теперь – средь суеты случайной, В потоке шумном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло, мы вечны, С НАМИ БОГ!

Григорий Гагарин. Рождество Христово


Слайд 8 Во всем мире принято поздравлять друг друга с

Во всем мире принято поздравлять друг друга с праздником Рождества Христова

праздником Рождества Христова


Слайд 9 Снег идет на Рождество, падает, как милость Божья.

Снег идет на Рождество, падает, как милость Божья. Снег идет –

Снег идет – и волшебство в этот день случиться

может. Тишина и чистота, ничего их не нарушит. Верь: не даром красота, раз она спасает душу. Свыше послана тебе, чудодейственная сила, это – смысл в твоей судьбе и разгадка тайны мира. Снег идет – и, чуть дыша, смотрим мы на мир крылатый. Пробуждается душа, омертвевшая когда-то. Снег идет, снимая боль, у земли обледенелой. Ты подставь ему ладонь: приземлится ангел белый.

Слайд 11 1. Почему с небес на землю вдруг пролился

1. Почему с небес на землю вдруг пролился звездопад,

звездопад, Засияли, засверкали речка, дом и

даже сад? Закружились вдруг снежинки, словно звездный хоровод, На окне, как на картинке, древо чудное цветет?
Припев: К нам приходит Праздник в дом, Что зовется Рождеством! (Два раза)
2. Почему на нашей елке яркий, праздничный наряд, А на небе ясном звезды, как фонарики, горят? Почему сияют лица и глаза у всех детей? Даже кошка лапки моет, сразу видно — ждет гостей!
Припев

Рождество


Слайд 12 Рождество Христово
1. Рождество Христово, Ангел прилетел,

Рождество Христово1. Рождество Христово,  Ангел прилетел,   Он летел

Он летел по небу,

Людям песню пел: “Вы, люди, ликуйте, Все днесь торжествуйте, Днесь Христово Рождество!”
2. Пастыри в пещеру Первыми пришли И Младенца Бога С Матерью нашли. Стояли, молились, Христу поклонились, Днесь Христово Рождество!
3. Все мы согрешили, Спас, перед Тобой. Все мы люди грешны, Ты один Святой. Прости прегрешенья, Дай нам оставленье. Днесь Христово Рождество!

Слайд 13 Крещение Господне (Богоявление) – праздник православной церкви, принадлежит

Крещение Господне (Богоявление) – праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых.

к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19

января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом “крещение”, более точно следует переводить словом “погружение”. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Накануне Крещения (в навечерие) совершается великое освящение воды, которую верные берут в дома свои, где она может стоять годами и не портиться. Если воды не достаточно, на другой день еще освящают по великому чину. Вода эта имеет большую силу, нежели та, которая бывает освящена по чину “малого освящения воды” на молебне. Богоявлением он именуется потому, что при этом явился в Троице Бог: Бог Отец, Иже гласом с небес свидетельствовал о Сыне Своем, Который по плоти принимал крещение; Бог Сын, выходивший после крещения из воды; и Бог Дух Святой, сходивший на Него в виде голубя (Мф. 3,13-17). Иисус Христос, как Сын Божий и по чистоте человеческого естества Своего, не имел нужды в крещении – в очищении от грехов, но исполнил это, подавая всем пример смирения и послушания, дабы исполнить “всякую правду” (Мф. 3,14-15).

Крещение Господне
Икона


Слайд 14 Своим крещением во Иордане Господь освятил таинство крещения,

Своим крещением во Иордане Господь освятил таинство крещения, освятил естество воды,

освятил естество воды, установил это таинство, первое из семи

таинств, которое принимает всякий, вступающий в церковь. Готовящиеся ко крещению слушают молитвы и наставления, их оглашают словом истины и потому именуются они оглашенными. Что нужно для крещения? Нужно: веровать в Бога, в Иисуса Христа, жить по совести, по заповедям Божиим, знать Символ веры, Отче наш, Богородице Дево.
Крещение совершается водою и Духом, при троекратном погружении крещаемого в воду во имя Святой Троицы; и крещаемый получает прощение всех прежних грехов (при том условии, что он грехов не повторит). Крещение не повторяется, но крещение без веры не действительно, даже и правильно совершенное внешне. Если крещается младенец, обет (обещание) за него Богу дает его крестный отец или крестная мать – восприемники его от крещения, которые потом обязаны учить его христианству, наставлять в заповедях Божиих.

Леонардо да Винчи . Крещение. 1472-1475


Слайд 15 Сретение Господне (сретение – славная встреча) – праздник

Сретение Господне (сретение – славная встреча) – праздник православной церкви, принадлежит

православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст.

ст. (15 февраля нов. ст.). Установлен в память принесения святою Девою Мариею Иисуса в сороковой день после рождения Его в храм иерусалимский. Ибо по закону полагалось тогда принесение жертвы Богу за свое очищение и для выкупа первенца (двух горлиц или двух птенцов голубиных). В храме встретил Спасителя старец Симеон, благочестивой жизни человек, которому было обещано от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. По вдохновению он пришел в храм и, увидев Младенца, взял его на руки и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... ибо видели очи мои спасение Твое»... То есть, он исповедал вслух, что перед ним Господь, Владыка, спаситель мира. Это было одно из первых принародных исповеданий о Христе. Он благословил Марию и Иосифа и сказал Ей: «Тебе Самой оружие пройдет душу», предрекая этим Ей скорби о распятом Сыне. Старец Симеон именуется Богоприимцем, потому что принял на руки Богомладенца Христа. Здесь же тогда была Анна пророчица, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма – постом и молитвой служила Богу денно и нощно. И она, подойдя, исповедовала Господа и говорила всем о Христе.

Рогир ван дер Вейден. Сретение


Слайд 16 Эта встреча Бога и человека и стала праздником

Эта встреча Бога и человека и стала праздником Сретения. В православной

Сретения. В православной церкви на сороковой день после родов

совершается воцерковление матери и обычно в тот же день крестят младенца. Хотя зачатие, вынашивание во чреве и рождение не считаются сами по себе греховными или скверными для души, но тело требует некоторого очищения или успокоения от претерпенных страстей. Для этого и установили сорокадневный срок. (кстати, и слово карантин означает сорок дней). И если раньше, до Христа, для очищения своего люди приносили в жертву тельцов, овец, голубей, горлиц, то с приходом Христа все кровавые жертвы были отменены, ибо, сказано в Писании, истинная «жертва Богу – дух сокрушенный». Сокрушенный, то есть, раскаивающийся, смиренный. Поэтому у духоносных подвижников Церкви истинное Сретение с Богом, встреча с Христом совершается каждый день, каждый час, в молитве, умом внутри сердца.

Дуччо. Cретение
Фрагмент картины “Маэста”. 1308-1311


Слайд 19 Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник православной церкви, принадлежит

Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется

к двунадесятым. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.

ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа-Спасителя: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1;28-35).

Устюжское благовещение
Икона начала XII века

Сандро Боттичелли. Благовещение. 1489-1490


Слайд 20 Этот древнейший праздник установлен в память события, описанного

Этот древнейший праздник установлен в память события, описанного в Евангелии: «послан

в Евангелии: «послан был ангел Гавриил от Бога в

город галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мариам. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с Тобою! благословенна Ты между женами.., Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус, Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».

Мозаика в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. XIII в.

Патмос. Благовещение. XVIII век


Слайд 21 Праздник сей столь важен, что, если он случится

Праздник сей столь важен, что, если он случится в великий пост,

в великий пост, то пост ослабляется, а если в

Пасху, то празднуется и в Пасху, когда менее значительные праздники отменяются. После Благовещения, зачатия Богомладенца, следует по времени рождение Иисуса Христа – явление миру Спасителя.

Иосиф, обручник Ее, не был Ее действительным мужем. Он был Ее хранителем, особенно после Того, как узнал о Благовещении от ангела, явившегося ему во сне. Весть о зачатии Иисуса, Сына Божия, действительно благая весть, отсюда и название праздника: Благовещение. День Благовещения есть день сошествия Духа Святого на Марию и зачатия Богомладенца Иисуса. Это начало Евангелия – Благовестия.

Фра Беато Анжелико. Благовещение. 1430-1432

Картина Баварского мастера.
Благовещение. 1500


Слайд 22 Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье – христианский двунадесятый

– христианский двунадесятый праздник, отмечаемый в воскресенье (неделю), предшествующее

Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого поста. В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресением, это связано с тем, что пальмовые ветви в России заменяли на вербы. Другое его именование: неделя ваий. Вайя – ветвь финиковой или палестинской ивы. Когда Иисус на молодом ослике въезжал в Иерусалим, народ кричал: «Осанна!», одни постилали одежды свои по пути, другие стлали ветви, ваий, третьи вайями махали в знак приветствия. Отсюда и два названия праздника: Вход в Иерусалим, неделя ваий. (Неделя, в переводе: воскресный день, день неделания, отдыха).

С. Блонская. Девочки. Вербное воскресенье. 1900


Слайд 23 Вход Господень в Иерусалим был последнею милостию Христа

Вход Господень в Иерусалим был последнею милостию Христа этому городу, ибо,

этому городу, ибо, если бы весь город узнал Его,

остался бы в мире, но жители не уразумели часа посещения и Господь предрек, что Иерусалим будет разорен, всех перебьют или возьмут в плен, а от иерусалимского храма не останется камня на камне. Слова эти сбылись в 70-ом году по Рождестве Христовом, когда воины Тита взяли с боем город; и это наказание Божие служит нам предостережением. Вербы, с которыми христиане в день праздника Входа Господня приходят в церковь и которые освящаются и приносятся в дома, знаменуют собою сердечное приятие Христа, а горящие свечи – пламенность любви и молитвы к Нему.

Перед вербным воскресением – Лазарева суббота, в память о Лазаре, которого воскресил Христос (Иоан. 11, 41-44). Праздник Входа Господня в Иерусалим по своей великости приравнен Благовещению, ибо в нем тоже разрешается (точнее, допускается) вкушение рыбы. После этого праздника наступает страстная седмица, в которую читаются Евангелия страстей Христовых, то есть, страданий Христовых, о том, как Он был предан Иудою Искариотом, взят под стражу, поруган, бичеван и распят на кресте.

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона

Джотто. Вход Господень в Иерусалим. Фреска


Слайд 24 Вознесение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый в 40-й

Вознесение Господне – двунадесятый праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе

день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа

на небо и обетования о Его втором пришествии. Вознесение Спасителя означает обо́жение (теозис) его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг и служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, к дню Троицы. После воскресения Своего Господь Иисус Христос являлся в разных местах Своим ученикам, сначала женам мироносицам, первой из них Марии из Магдалы, затем одиннадцати апостолам (ибо Иуды предателя уже не было), потом 500-м человек. Явления воскресшего Христа ученикам продолжались сорок дней, Он укреплял их в вере, сказал им, чтобы не отлучались от Иерусалима, ибо пошлет им с неба обетование Отца – Духа Святого. Он велел им проповедовать Евангелие и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28,19). И так, однажды по воскресении на сороковой день, Господь, после беседований с учениками, вывел их в Вифанию и, подняв руки Свои, благословил учеников.

Вознесение. Русская икона


Слайд 25 И, когда Он благословлял их, стал «отдаляться от

И, когда Он благословлял их, стал «отдаляться от них и возноситься

них и возноситься на небо» (Лк. 24, 51), и

«облако взяло Его из вида их». Они же поклонились Ему и возвратились в Иерусалим в радости великой, ибо два ангела Господня сказали им, что «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1,11). О Своем вознесении Иисус прежде не раз предрекал апостолам: «Восхожу ко Отцу Моему», но они не понимали слов Его, но вдруг сами увидели, что слова Его сбылись. Воскресение Христа и Его вознесение убедили апостолов в истинности Его учения, в Божественности Его происхождения, ибо воскреснуть из мертвых и вознестись на небо мог только Бог воплощенный, без Бога никакие чудеса истинные невозможны. Ясно, что это был Сын Божий. И это было не восхождение умом на небо, в мечтах или призрачно, а действительное вознесение в собственном теле. Вознесение Христа является свидетельством того, что и мы, если сподобимся, после общего воскресения из мертвых, в своих телах будем взяты на небо, – вся истинная Церковь будет вознесена на небо, и там будет пребывать вечно с Богом; тогда будет новое небо и новая земля.

Джотто. Вознесение. фрагмент


Слайд 26 День Святой Троицы, Пятидесятница празднуется в воскресение, в

День Святой Троицы, Пятидесятница празднуется в воскресение, в 50-й день по

50-й день по Пасхе – один из величайших двунадесятых

праздников, на Руси празднуется особенно торжественно. Пятидесятницею он называется потому, что в пятидесятый день после Пасхи сошел на апостолов Дух Святой. Еще большую праздничность придает этому дню обычай христиан украшать храмы и дома свои деревами, травами и цветами, чаще всего – ветвями берез с листьями. Троицыным днем этот праздник называется в честь Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Ибо в этот день Бог Отец ради Сына Своего послал Духа Своего Святого. Это было исполнением того обетования, которое было предречено еще в Ветхом завете и подтверждено в Новом завете Сыном Божиим Иисусом Христом.

Слайд 27 Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение.

Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение. Раньше, когда люди

Раньше, когда люди строили Вавилонскую башню до небес (столп,

по-славянски), Бог, Которому было неугодно это гордое дело, сотворил так, что они перестали понимать друг друга – прежде единый язык разделился на языки и люди разошлись по земле, не завершив строительства башни. Когда же, в день Святой Троицы сошел на учеников Дух Святой, они, не учась, стали говорить разными иностранными языками. И это объединило людей, ибо, в какую бы землю ни приходили апостолы, всюду они говорили на языке той страны и все понимали их. Слово Христа, Евангелие, которое они проповедовали, принимаемое, роднило людей в Боге, делая их братьями. Итак, там было разделение, а здесь единение. Люди становятся едины в Боге, в Троице. Дух же Святой сошел на учеников видимым образом, не в воображении, а в действительности, в виде раздваивающихся языков как бы огня. (Не такой же ли благодатный огонь сходит каждый год в субботу перед православною Пасхою в православном храме в Иерусалиме?). Хотя Пятидесятница и есть Духов день, но Церковь установила особый праздник день Святого Духа, он празднуется на следующий день, в понедельник.

Сошествие Святого Духа
Икона


Слайд 28 Преображение Господне – великий двунадесятый праздник. Празднуется 6

Преображение Господне – великий двунадесятый праздник. Празднуется 6 августа ст. ст.

августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот

день вспоминается явление Иисуса Христа в божественной славе (еще во время земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2). Во время преображения им явились Моисей и Илия, беседующие с Ним. Петр сказал: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сотворим здесь три кущи (три шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и убоялись весьма. Видение кончилось. Этим видением Господь укреплял учеников, чтобы, когда увидят Его распинаемым, уразумели, что Он страдает по Своему соизволению, и дабы верили в скорое Его воскресение из мертвых.

Рафаэль. Преображение. 1519-1520


Слайд 29 Место преображения – гора Фавор (неправильно называют гору

Место преображения – гора Фавор (неправильно называют гору Ермон). Отсюда выражение:

Ермон). Отсюда выражение: Фаворский свет, т.е. свет не земной,

не солнечный. Фаворский свет – божественный свет, благодатное действо которого преобразило не только лице Иисуса, но и Его одежды. О таинственном Фаворском свете написано много книг, и церковными писателями, и мирскими учеными, но без помощи свыше постичь этот благодатный свет невозможно. Фаворский свет подобен тому благодатному огню, который в субботу, только перед православною Пасхою, каждый год сходит на присутствующих в православном храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот огонь не жжет, не опаляет первые минуты, им без вреда прикасаются к коже, к волосам, к одежде. Но через несколько минут огонь становится обыкновенным – обжигающим, стихийным.

Дуччо ди Буонинсенья. Преображение. 1308-1311


Слайд 30 Также и тела мертвых будут воскрешены, дабы каждый

Также и тела мертвых будут воскрешены, дабы каждый получил, «яже С

получил, «яже С телом содела», то, что сотворил вместе

с телом: или полноту блага за добрые дела свои или полноту наказания за злые дела свои, за нераскаянные грехи. Грешили вместе (душа и тело), и наказаны вместе. Творили добро вместе, и прославлены вместе. Да сподобимся и мы преображения и спасения вечного с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.
В этот день освящаются плоды: виноград, колосья пшеницы и др.

Преображение Христа является также символом, что и наши тела будут преображены во второе пришествие Христа, во всеобщее воскресение мертвых. Не все умрем, говорит апостол, но изменимся. Тогда тела живых изменятся, преобразятся, станут подобными телу воскресшего Христа, которому стены не были преградою, Он проходил сквозь них, и притом Он ел, вкушал пищу пред учениками Своими, рыбу и мед, в удостоверение, что это именно Он, воскресший Иисус Христос в Своем теле, имеющий кости и плоть, а не дух, который не имеет плоти и костей.

Джованни Беллини. Преображение. 1480-1485


Слайд 31 Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви.

Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 15 августа

Празднуется 15 августа ст. ст. (28 августа нов. ст.).

Посвящен Успению – праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей. Смерть физическая, телесная – это отделение души от тела, а смерть духовная – это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».

Феофан Грек
Успение Пресвятой Богородицы


Слайд 32 После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия,

известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо

он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26-27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, – почти столько же, сколько и до рождения Его. По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома – но Ее тела там уже не было. Успеньев день является днем окончания Успенского поста, и если он случится в среду или пятницу, разрешается рыба.

Рафаэль. Успение Богородицы


Слайд 33 Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви.

Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется 8 сентября

Празднуется 8 сентября ст. ст. (21 сентября нов. ст.).

Праздник установлен в память рождения пречистой Девы Марии, Богородицы. Ее родителями были святые праведные Иоаким и Анна. Согласно церковному преданию благочестивые родители девы Марии – Иоаким и Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам девочку посвятить Богу. В Житии Божией Матери (в описании Ее земной жизни) повествуется, что ее родителям было дано от ангела Господня откровение, что они, уже в преклонных летах, родят дитя и нарекут Ей имя Мария (по-еврейски Мариам).

Такое позднее рождение от родителей, которые уже считались «неплодными», было предзнаменованием чудесного рождения Иисуса Христа, рожденного без мужеского семени. Ибо если Бог может бесплодных сделать плодовитыми, то силен Бог и без мужа сотворить Деве плод во чреве ее от Духа Своего Святого.

Джотто. Рождество Богородицы. Фреска


Слайд 34 Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные

Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные своим родителям, особенно

своим родителям, особенно любимы и оберегаемы. Так же была

любима и хранима своими родителями Дева Мария, будущая Богородица. Ее воспитывали в чистоте души и тела, учили женскому рукоделию. Согласно свидетельству, Она соткала Сыну Своему Иисусу тот хитон, который не посмели разодрать воины при кресте, когда делили добычу, ибо, как сказано в Евангелии, хитон был не сшитый, а весь тканый сверху донизу (Иоанна 19,23). Отроковицею Она была отдана во храм, где совершала молитвы и читала Писание, занималась рукодельем. С Рождеством Богородицы стало возможным и Рождество Спасителя от Нее, поэтому день Ее рождения считается днем предначала новой эры – зарей христианства.

Рождество Богородицы. Псковская икона

Рождество Богородицы. Икона


Слайд 35 Воздвижение Креста Господня
– двунадесятый праздник, установленный в

Воздвижение Креста Господня – двунадесятый праздник, установленный в начале 4-го века.

начале 4-го века. Празднуется 14 сентября ст.ст.
(27 сентября

нов. ст.). Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа – Голгофе. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого)
и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Воздвижение Креста Господня. Новгород. XV век


Слайд 36 После столетних гонений на христиан, наконец, церковь Христова

После столетних гонений на христиан, наконец, церковь Христова обрела свободу проповедовать,

обрела свободу проповедовать, стала дозволенною, официальною, как мы теперь

говорим. И тогда в 313 году по Р. Хр. святая царица Елена повелела разыскать крест Христов, стоявший древле на Голгофе. Но никто не знал места захоронения креста. Наконец, как гласит предание, указали на одного старого еврея, по имени Иуда, который якобы знал место захоронения. Но он упорно молчал, отговариваясь неведением. Ему пригрозили муками и он открыл место, где, как он слышал, были захоронены кресты. После раскопок и был обретен тот крест, на котором был распят Иисус Христос. Но, по преданию, крест был найден с двумя другими крестами – двух разбойников, распятых справа и слева от креста Господня, один из которых перед смертью раскаялся и был прощен Иисусом. Чтобы узнать, какой же из них крест Христов, кресты возлагали на умершего, которого несли к погребению и он по случаю оказался близ креста. Когда возлагали первые два креста, ничего не изменилось, но когда возложили третий крест, Христов, умерший ожил. Видя стечение народа ко кресту, патриарх Макарий приказал воздвигать (поднимать вверх) крест для поклонения верным. Отсюда и происходит название праздника, по преданию.

В. К. Сазонов. Святые Константин и Елена. XIX в.

Джотто. Ангел (фрагмент)


Слайд 37 Введение во храм Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник

Введение во храм Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник православной церкви. Празднуется

православной церкви. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря

нов. ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается, как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет – посвятить Ее Богу. Но событие это не было невольным для отроковицы: она чувствовала любовь к Богу и охотно вошла в храм. Ее сопровождали родственники, знакомые.

Тициан. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1534-1538


Слайд 38 Встретил Ее первосвященник с сослужащими ему в тот

Встретил Ее первосвященник с сослужащими ему в тот день священниками. Утверждают,

день священниками. Утверждают, что при этой встрече был и

Захария, отец Иоанна Предтечи, будущего Крестителя Господня. Молитвы, чтение Писания, рукоделие – вот главные занятия Девы Марии при храме. Такая жизнь кажется скучной, утомительной, трудной только тому, кто не призван к ней. А призванным она доставляет радость. Поэтому и Введение во храм – это не горький обет, а радостное событие, и празднуется оно торжественно, благолепно. Отцы и учители церкви этот праздник считают поучительным: верующие должны, получив от Бога благодеяние, воздавать Ему благодарения и исполнять свои обеты, обещания Богу. При храме Дева Мария прожила до того времени, когда, по промыслу Божию, была обручена Иосифу (который потому и называется обручником Ее), дабы потом стать Материю Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия. Воплощение Бога началось с благовестия, которое принес ангел Деве Марии.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Икона


  • Имя файла: prezentatsiya-po-dop-obrazovaniyu-dvunadesyatye-prazdniki.pptx
  • Количество просмотров: 134
  • Количество скачиваний: 0