Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему ТЕОРИЯ ИГР

Содержание

ЛитератураПетросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр. – М., 1998.2. Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков. – М.: Наука, 1985.3. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр.– М.: Наука, 1981.
ТЕОРИЯ ИГР ЛитератураПетросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр. – М., 1998.2. Воробьев 1. Основные понятия теории матричных игр Теория игр – это совокупность математических методов анализа и оценки конфликтных ситуаций. Содержание теории игр: установление принципов оптимального поведения в условиях неопределенности (конфликта), доказательство Моделями теории игр можно описать экономические, правовые, классовые, военные конфликты, взаимодействие человека Игры можно классифицировать по различным признакам: стратегические и чисто случайные, бескоалиционные и Рассмотрим простейшую модель – игру, в которой участвуют два игрока, множество стратегий Такую игру (Г ) называют матричной. Она определяется тройкой Г=(X,Y,K), Пусть 1-й игрок имеет всего m стратегий, а 2-й – n стратегий: Пусть        – платежная матрица игры Второй игрок, выбрав стратегию j, в худшем случае проиграет Схема: Например, Соответствующие стратегии:  i0=1(максиминная), j0=1,2 (минимаксная). Справедливо неравенство: Ситуация (i*, j*) называется ситуацией равновесия, или седловой точкой, если для любых Ситуация равновесия существует тогда и только тогда, когда Например,(2,3)-ситуация равновесная, v =4 – цена игры, i*=2, j*=3 – оптимальные стратегии Смешанной стратегией для 1-го игрока называется упорядоченная система m действительных чисел x=(x1, Функция выигрыша K(x,y) в ситуации (x,y) определяется как математическое ожидание выигрыша 1-го Если для некоторых       и Свойства оптимальных стратегий. 1. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с ценой 2. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА,  v 3. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с ценой 4. Если x*, y* – решение       -игры ГА, то 5. Пусть 6 (Лемма о масштабе). Если ГА – игра с матрицей 2. (     ) - игры Пусть 1) решив две системы: 2) по формулам:илиили 3) в матричном виде:где    – определитель матрицы А, А* Найдем, например, решение игры с  платежной матрицей 1) Составим системы:Решив системы, получим:то есть 2) Найдем решение по формулам: 3) Найдем решение в матричном виде: 3.      и      – игры Рассмотрим игру с платежной матрицей Если 1-й игрок применит смешанную стратегию Аналогично при выборе 2-м игроком чистых стратегий     , Точка A является точкой пересечения прямых (2) и (3), поэтому решение исходной По формулам решения     – игры получим: Тогда решение исходной игры имеет вид  (номерам столбцов, не вошедших в Аналогично решаются       - игры. Пусть, например, Точка B является точкой пересечения прямых (2) и (3). Найдем решение игры Тогда решение исходной игры: Пусть платежная матрица игры (3)x0x2(2)(1)Рис.31BAx1 A – точка пересечения прямых (2) и (3), ее абсциссу найдем, решая игру B – точка пересечения прямых (1) и (2), ее абсциссу найдем, решая игру Решение исходной игры: 4. Доминирование стратегий Иногда на основании простого рассмотрения матрицы игры можно сказать, что некоторые чистые В результате вместо игры ГА с матрицей А можно рассмотреть игру Легко найти решение игры  Можно предположить, что решение игры ГА будет иметь вид: Говорят, что i-я стратегия 1-го игрока доминирует его k-ю стратегию, если Говорят, что j-я стратегия 2-го игрока доминирует его l-ю стратегию, если Стратегия может доминироваться также выпуклой линейной комбинацией других стратегий. Так, i-я стратегия Если теорема: пусть ГА –      -игра, в которой 5. Множество решений матричной игры Чтобы найти множество всех решений игры с платежной матрицей А, нужно рассмотреть Множество всех решений каждого игрока является выпуклой линейной комбинацией найденных решений. Решение игры, заданной квадратной подматрицей В, можно найти в матричном виде по формулам Найдем, например, множество всех решений игры ГА с платежной матрицей Подматрицы     не дадут решений, так как матрица А Для В: является решением игры ГА (убеждаемся в этом проверкой). Для С:  – является решением игры ГА. Для D получим такое Таким образом, в игре ГА 1-й игрок имеет единственную оптимальную стратегию 6. Сведение матричной игры к двойственной задаче линейного программирования Пусть матрица игры имеет вид K=K(x,y)– функция выигрыша, Тогда по свойству 2 оптимальных стратегий для любых То есть Пример. Найти решение игры с матрицей Решение. Перейдем к положительной матрице, прибавив 3 ко всем элементам матрицы А: Составим двойственную задачу линейного программирования: Решим задачу симплексным методом Получаем решение двойственной задачи: Тогда решение игры с матрицейРешение исходной игры: 7. Приближенное решение матричных игр где v – цена игры, k– номер партии, За приближенные оптимальные стратегии игроков принимают векторы, координатами которых являются относительные частоты выбора соответствующих чистых стратегий. Пример. Найти приближенное решение игры, заданной матрицей Приближенное решение игры за 12 партий: v =1,45, ;  ,
Слайды презентации

Слайд 2 Литература

Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр.

ЛитератураПетросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. Теория игр. – М., 1998.2.

– М., 1998.

2. Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков.

– М.: Наука, 1985.

3. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр.– М.: Наука, 1981.

Слайд 3 1. Основные понятия теории
матричных игр

1. Основные понятия теории матричных игр

Слайд 4 Теория игр – это совокупность математических методов анализа

Теория игр – это совокупность математических методов анализа и оценки конфликтных ситуаций.

и оценки конфликтных ситуаций.


Слайд 5 Содержание теории игр:
установление принципов оптимального поведения в

Содержание теории игр: установление принципов оптимального поведения в условиях неопределенности (конфликта),

условиях неопределенности (конфликта),
доказательство существования решений, удовлетворяющих этим принципам,


указание алгоритмов нахождения решений, их реализация.

Слайд 6 Моделями теории игр можно описать экономические, правовые, классовые,

Моделями теории игр можно описать экономические, правовые, классовые, военные конфликты, взаимодействие

военные конфликты, взаимодействие человека с природой.

Все такие модели в

теории игр принято называть играми.

Слайд 7 Игры можно классифицировать по различным признакам:
стратегические и

Игры можно классифицировать по различным признакам: стратегические и чисто случайные, бескоалиционные

чисто случайные,
бескоалиционные и коалиционные, игры 1, 2, …,

n лиц (по числу игроков),
конечные и бесконечные (по числу стратегий), игры в нормальной форме и динамические,
с нулевой суммой («антагонистические») и с ненулевой суммой.

Слайд 8 Рассмотрим простейшую модель – игру, в которой участвуют

Рассмотрим простейшую модель – игру, в которой участвуют два игрока, множество

два игрока, множество стратегий каждого игрока конечно, а выигрыш

одного игрока равен проигрышу другого (бескоалиционная, конечная, антагонистическая игра двух лиц).

Слайд 9 Такую игру (Г ) называют матричной.
Она определяется

Такую игру (Г ) называют матричной. Она определяется тройкой Г=(X,Y,K),

тройкой Г=(X,Y,K),
где
Х – множество стратегий

1-го игрока,
Y – множество стратегий 2-го игрока,
K=K(x,y) – функция выигрыша (выигрыш 1-го игрока и соответственно проигрыш 2-го при условии, что 1-й игрок выбрал стратегию , а 2-й – стратегию ).
Пару (x,y) называют ситуацией в игре Г.


Слайд 10 Пусть 1-й игрок имеет всего m стратегий, а

Пусть 1-й игрок имеет всего m стратегий, а 2-й – n

2-й – n стратегий:

Х=М={1,2, …, m}, Y=N={1,2, …, n}.
Тогда игра Г полностью определяется заданием матрицы ,
где aij=K(i,j) – выигрыш 1-го игрока при условии, что он выбрал стратегию (т.е. строку) i, а 2-й игрок – стратегию (т.е. столбец) j (эти стратегии называют чистыми).
Матрица А называется матрицей игры или платежной матрицей.

Слайд 11 Пусть

Пусть    – платежная матрица игры Г.  Если

– платежная матрица игры Г.

Если 1-й

игрок выбрал стратегию i, то в худшем случае он выиграет .

Поэтому он всегда может гарантировать себе выигрыш , обозначим его – нижняя цена игры, или максимин,
соответствующая стратегия 1-го игрока называется максиминной.





Слайд 12 Второй игрок, выбрав стратегию j, в худшем случае

Второй игрок, выбрав стратегию j, в худшем случае проиграет

проиграет , а значит,

может гарантировать себе проигрыш ,

обозначим его – верхняя цена игры, или минимакс, соответствующая стратегия 2-го игрока называется минимаксной.





Слайд 13
Схема:

Схема:

Слайд 14 Например,





Соответствующие стратегии:
i0=1(максиминная), j0=1,2 (минимаксная).

Например, Соответствующие стратегии:  i0=1(максиминная), j0=1,2 (минимаксная).

Слайд 15 Справедливо неравенство:

Справедливо неравенство:

Слайд 16 Ситуация (i*, j*) называется ситуацией равновесия, или седловой

Ситуация (i*, j*) называется ситуацией равновесия, или седловой точкой, если для

точкой, если для любых

, , выполняется неравенство


Соответствующие стратегии i*, j* называются оптимальными чистыми стратегиями 1-го и 2-го игроков, а число называется ценой игры.

Элемент является одновременно минимумом в своей строке и максимумом в своем столбце.







Слайд 17 Ситуация равновесия существует тогда и только тогда, когда

Ситуация равновесия существует тогда и только тогда, когда   (это

(это значение и является

ценой игры v).



Слайд 18 Например,




(2,3)-ситуация равновесная, v =4 – цена игры, i*=2,

Например,(2,3)-ситуация равновесная, v =4 – цена игры, i*=2, j*=3 – оптимальные

j*=3 – оптимальные стратегии 1-го и 2-го игроков. Выбрав

их, 1-й игрок обеспечит себе выигрыш не менее 4 ед., а 2-й игрок проиграет не более 4 ед. при любом выборе другого игрока.



Слайд 19 Смешанной стратегией для 1-го игрока называется упорядоченная система

Смешанной стратегией для 1-го игрока называется упорядоченная система m действительных чисел

m действительных чисел x=(x1, x2, …, xm),

,
, которые можно рассматривать как относительные частоты (вероятности), с которыми 1-й игрок выбирает чистые стратегии i=1, 2, …, m.
Аналогично определяется смешанная стратегия для 2-го игрока: y=(y1, y2, …, yn),
, .






Слайд 20 Функция выигрыша K(x,y) в ситуации (x,y) определяется как

Функция выигрыша K(x,y) в ситуации (x,y) определяется как математическое ожидание выигрыша

математическое ожидание выигрыша 1-го игрока при условии, что 1-й

и 2-й игроки выбрали соответственно стратегии x=(x1, x2, …, xm) и y=(y1, y2, …, yn):
.



Слайд 21 Если для некоторых

Если для некоторых    и    и

и и

для всех и выполняется неравенство , то x*, y* называются оптимальными смешанными стратегиями игроков,
число называется ценой игры, пара (x*, y*) – стратегической седловой точкой
тройка x*, y*, v – решением игры.






Слайд 22 Свойства оптимальных стратегий.

Свойства оптимальных стратегий.

Слайд 23 1. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в

1. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с

игре ГА с ценой v.
Тогда, для того чтобы

элемент был оптимальной стратегией 1-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого элемента выполнялось неравенство

Аналогично, для того чтобы был оптимальной стратегией 2-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого
выполнялось неравенство







Слайд 24 2. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в

2. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА, v

игре ГА,
v – действительное число,

, .
Тогда, для того чтобы v было ценой игры, а x* и y* были оптимальными стратегиями соответственно 1-го и 2-го игроков, необходимо и достаточно, чтобы для любых и выполнялось неравенство







Слайд 25 3. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в

3. Пусть K(x,y) – математическое ожидание выигрыша в игре ГА с

игре ГА с ценой v.

Тогда, для того чтобы элемент

был оптимальной стратегией 1-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого
выполнялось неравенство .

Аналогично, для того чтобы был оптимальной стратегией 2-го игрока, необходимо и достаточно, чтобы для каждого
выполнялось неравенство .







Слайд 26 4. Если x*, y* – решение

4. Если x*, y* – решение    -игры ГА, то

-игры ГА, то



Слайд 27 5. Пусть

5. Пусть        ,

,

, v – решение игры ГА.
Тогда для любого , при котором
, выполняется неравенство xi=0, а для любого , при котором , выполняется неравенство yj=0.






Слайд 28 6 (Лемма о масштабе).
Если ГА – игра

6 (Лемма о масштабе). Если ГА – игра с матрицей

с матрицей

, а – игра с матрицей , где , где α,β=const, α>0, то множества оптимальных стратегий игроков в играх ГА и совпадают, а .

Иначе говоря, две игры, отличающиеся лишь началом отсчета выигрышей и масштабом их измерения, стратегически эквивалентны.









Слайд 29 2. ( ) -

2. (   ) - игры

игры



Слайд 30

Пусть

Пусть       – платежная матрица

– платежная матрица

игры Г.

Если она не имеет седловой точки, то единственное решение игры Г можно найти



Слайд 31 1) решив две системы:


1) решив две системы:

Слайд 32 2) по формулам:


или


или






2) по формулам:илиили

Слайд 33 3) в матричном виде:



где –

3) в матричном виде:где  – определитель матрицы А, А* –

определитель матрицы А,
А* – присоединенная к А матрица,

, , ,
JT и yT – транспонированные матрицы J и y.








Слайд 34 Найдем, например, решение игры с

платежной матрицей

Найдем, например, решение игры с платежной матрицей

, которая не

имеет седловой точки.



Слайд 35 1) Составим системы:




Решив системы, получим:



то есть

1) Составим системы:Решив системы, получим:то есть

-решение игры.



Слайд 36 2) Найдем решение по формулам:

2) Найдем решение по формулам:

Слайд 37 3) Найдем решение в матричном виде:

3) Найдем решение в матричном виде:

Слайд 38 3. и

3.   и   – игры

– игры




Слайд 39 Рассмотрим игру с платежной матрицей

Рассмотрим игру с платежной матрицей

Слайд 40 Если 1-й игрок применит смешанную стратегию

Если 1-й игрок применит смешанную стратегию     ,

, а

2-й игрок – чистую стратегию , то
.(1)




Слайд 41 Аналогично при выборе 2-м игроком чистых стратегий

Аналогично при выборе 2-м игроком чистых стратегий   ,

, ,

(2)

(3)

(4)




Слайд 43 Точка A является точкой пересечения прямых (2) и

Точка A является точкой пересечения прямых (2) и (3), поэтому решение

(3), поэтому решение исходной игры можно найти, решив игру




Слайд 44 По формулам решения –

По формулам решения   – игры получим:

игры получим:


Слайд 45 Тогда решение исходной игры имеет вид

(номерам

Тогда решение исходной игры имеет вид (номерам столбцов, не вошедших в

столбцов, не вошедших в матрицу , соответствуют

нулевые
координаты вектора ), .





Слайд 46 Аналогично решаются

Аналогично решаются    - игры. Пусть, например,

- игры.

Пусть, например,

,

– смешанная стратегия 2-го игрока, 1-й игрок выбирает чистые стратегии i=1,2,3.




Слайд 47

(1)

(2)

(3)



Слайд 49 Точка B является точкой пересечения прямых (2) и

Точка B является точкой пересечения прямых (2) и (3). Найдем решение игры

(3). Найдем решение игры


Слайд 50 Тогда решение исходной игры:


Тогда решение исходной игры:

Слайд 51 Пусть платежная матрица игры

(3)
x
0


x2


(2)
(1)

Рис.3
1
B

A

x1

Пусть платежная матрица игры (3)x0x2(2)(1)Рис.31BAx1

Слайд 52 A – точка пересечения прямых (2) и (3),

A – точка пересечения прямых (2) и (3), ее абсциссу найдем, решая игру

ее абсциссу найдем, решая игру


Слайд 53 B – точка пересечения прямых (1) и (2),

B – точка пересечения прямых (1) и (2), ее абсциссу найдем, решая игру

ее абсциссу найдем, решая игру


Слайд 54 Решение исходной игры:

Решение исходной игры:       , где

, где

, ,

то есть 1-й игрок имеет множество оптимальных стратегий,
2-й игрок – единственную оптимальную стратегию, это чистая стратегия j=2.



Слайд 55 4. Доминирование стратегий

4. Доминирование стратегий

Слайд 56 Иногда на основании простого рассмотрения матрицы игры можно

Иногда на основании простого рассмотрения матрицы игры можно сказать, что некоторые

сказать, что некоторые чистые стратегии могут войти в оптимальную

смешанную стратегию лишь с нулевой вероятностью.



Слайд 57
В результате вместо игры ГА с матрицей А

В результате вместо игры ГА с матрицей А можно рассмотреть игру   с матрицей

можно рассмотреть игру с матрицей





Слайд 58 Легко найти решение игры



Можно предположить, что

Легко найти решение игры Можно предположить, что решение игры ГА будет иметь вид:

решение игры ГА будет иметь вид:



Слайд 59 Говорят, что i-я стратегия 1-го игрока доминирует его

Говорят, что i-я стратегия 1-го игрока доминирует его k-ю стратегию, если

k-ю стратегию, если

для всех и хотя бы для одного j .

В этом случае говорят также, что
i-я стратегия (или строка) – доминирующая,
k-я – доминируемая.





Слайд 60 Говорят, что j-я стратегия 2-го игрока доминирует его

Говорят, что j-я стратегия 2-го игрока доминирует его l-ю стратегию, если

l-ю стратегию, если
для всех

и хотя бы для одного i


В этом случае j-ю стратегию (столбец) называют доминирующей,
l-ю – доминируемой.






Слайд 61 Стратегия может доминироваться также выпуклой линейной комбинацией других

Стратегия может доминироваться также выпуклой линейной комбинацией других стратегий. Так, i-я

стратегий.

Так, i-я стратегия 1-го игрока доминируется выпуклой линейной

комбинацией остальных стратегий, если ;

j-я стратегия 2-го игрока доминируется выпуклой линейной комбинацией остальных стратегий, если




Слайд 62 Если

Если          –

– некоторая смешанная стратегия, то ее расширением на i-ом месте будем называть стратегию вида




Слайд 63 теорема: пусть ГА –

теорема: пусть ГА –   -игра, в которой i-я строка

-игра, в которой i-я строка доминируема,

– игра с матрицей , полученной из А вычеркиванием i-ой строки. Тогда

1) ;

2) всякая оптимальная стратегия 2-го игрока в игре является оптимальной и в игре ГА;

3) если x* – оптимальная стратегия 1-го игрока в игре ,
то – его оптимальная стратегия в игре ГА.

Аналогичная теорема имеет место для доминируемого столбца.






Слайд 64 5. Множество решений матричной игры

5. Множество решений матричной игры

Слайд 65
Чтобы найти множество всех решений игры с платежной

Чтобы найти множество всех решений игры с платежной матрицей А, нужно

матрицей А, нужно рассмотреть все квадратные подматрицы матрицы А.



Найдя решения игр, заданных подматрицами, нужно составить их расширения на соответствующих местах и проверить, являются ли полученные стратегии оптимальными для игры ГА.

Слайд 66 Множество всех решений каждого игрока является выпуклой линейной

Множество всех решений каждого игрока является выпуклой линейной комбинацией найденных решений.

комбинацией найденных решений.


Слайд 67 Решение игры, заданной квадратной подматрицей В, можно найти

Решение игры, заданной квадратной подматрицей В, можно найти в матричном виде по формулам

в матричном виде по формулам


Слайд 68 Найдем, например, множество всех решений игры ГА с

Найдем, например, множество всех решений игры ГА с платежной матрицей

платежной матрицей


Слайд 69 Подматрицы не дадут решений,

Подматрицы   не дадут решений, так как матрица А не

так как матрица А не имеет седловых точек. Рассмотрим

подматрицы :





Слайд 70 Для В: является решением игры ГА (убеждаемся в

Для В: является решением игры ГА (убеждаемся в этом проверкой).

этом проверкой).


Слайд 71 Для С:




– является решением игры

Для С:  – является решением игры ГА. Для D получим

ГА.

Для D получим такое же решение, как для

В.




Слайд 72 Таким образом, в игре ГА 1-й игрок имеет

Таким образом, в игре ГА 1-й игрок имеет единственную оптимальную стратегию

единственную оптимальную стратегию


2-й игрок имеет множество оптимальных


стратегий

где , , цена игры v=1.



Слайд 73 6. Сведение матричной игры к двойственной задаче линейного

6. Сведение матричной игры к двойственной задаче линейного программирования

программирования


Слайд 74 Пусть матрица игры имеет вид




K=K(x,y)– функция выигрыша,

Пусть матрица игры имеет вид K=K(x,y)– функция выигрыша,   ,

,

, .




Слайд 75 Тогда по свойству 2 оптимальных стратегий для любых

Тогда по свойству 2 оптимальных стратегий для любых   ,   должно выполняться условие

,

должно выполняться условие




Слайд 76 То есть


То есть

Слайд 78 Пример. Найти решение игры с матрицей

Пример. Найти решение игры с матрицей

Слайд 79 Решение. Перейдем к положительной матрице, прибавив 3 ко

Решение. Перейдем к положительной матрице, прибавив 3 ко всем элементам матрицы А:

всем элементам матрицы А:


Слайд 80 Составим двойственную задачу линейного программирования:


Составим двойственную задачу линейного программирования:

Слайд 81 Решим задачу симплексным методом

Решим задачу симплексным методом

Слайд 86 Получаем решение двойственной задачи:

Получаем решение двойственной задачи:

Слайд 87 Тогда решение игры с матрицей




Решение исходной игры:

Тогда решение игры с матрицейРешение исходной игры:

Слайд 88 7. Приближенное решение матричных игр

7. Приближенное решение матричных игр

Слайд 89 где v – цена игры,
k– номер партии,

где v – цена игры, k– номер партии,   –


– максимальное значение суммарного выигрыша

1-го игрока в k-ой партии при выборе различных стратегий,
– минимальное значение суммарного проигрыша 2-го игрока в k-ой партии при выборе различных стратегий.





Слайд 90 За приближенные оптимальные стратегии игроков принимают векторы, координатами

За приближенные оптимальные стратегии игроков принимают векторы, координатами которых являются относительные частоты выбора соответствующих чистых стратегий.

которых являются относительные частоты выбора соответствующих чистых стратегий.


Слайд 91 Пример. Найти приближенное решение игры, заданной матрицей

Пример. Найти приближенное решение игры, заданной матрицей

  • Имя файла: teoriya-igr.pptx
  • Количество просмотров: 224
  • Количество скачиваний: 1