Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему И.С. Тургенев Певцы (8 класс)

Содержание

Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника»
Презентация  к уроку по литературе  в 8 классе  Песня Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника» Словарь осьмуха-восьмая доля рядчик-кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не берущих Характеристика героя 1.Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4.Отношение к другим Авторская характеристика действующих лиц Николай Иванович-хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами, благополучный, Пение рядчика голос приятный, но сиплый, играл и вилял голосом, как юлою, Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и неровен, Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I, с. 97 — 114 В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе над В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850 г, Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему близка Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в период Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал существенное Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка... — Село с таким названием находилось в Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти плясовая Звучит романс на стихи И.С. Тургенева «Утро туманное»
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 4 Рассказ «Певцы»
из сборника
«Записки охотника»

Рассказ «Певцы» из сборника «Записки охотника»

Слайд 5 Словарь
осьмуха-восьмая доля
рядчик-кто рядит, подряжает, зовут так

Словарь осьмуха-восьмая доля рядчик-кто рядит, подряжает, зовут так второстепенных подрядчиков, не

второстепенных подрядчиков, не берущих на себя работы, а только

поставку рабочих
грош-2-х копеечная медная монета
биться об заклад- поспорить на что-то
лубочные картинки:
1) луб-войлочная ткань растений;
2) кусок коры;
3) лубок-липовая доска, на которой гравирована картинка;
4) о литературе: примитивная, рассчитанная на невзыскательный вкус
нанковый -хлопчато-бумажная ткань из толстой пряжи, чаще желтого цвета
кафтан-русская мужская долгополая одежда
свита-верхняя длинная одежда у украинцев
ярмо-деревянный хомут
картуз-фуражка
дворовый человек-принадлежащий к дворне
дворня-помещичья прислуга

Слайд 6 Характеристика героя
1.Портрет
2. Внешность, одежда
3. Род

Характеристика героя 1.Портрет 2. Внешность, одежда 3. Род занятий 4.Отношение к

занятий
4.Отношение к другим
5. Отношение окружающих к герою

6. Жилище, интерьер
7. Прозвище.
8. Через восприятие песни

Слайд 7 Авторская характеристика действующих лиц
Николай Иванович-хозяин кабака,
толстый,

Авторская характеристика действующих лиц Николай Иванович-хозяин кабака, толстый, с хитро-добрыми глазами,

с хитро-добрыми глазами,
благополучный, его уважают
Обалдуй-надоедал всем несносно,

навязчивый, ни петь ни плясать, не сказал ни одного путного слова, «лопошил, врал что ни попало»,окружающие переносили как неизбежное зло

Моргач-ему ни до кого нет дела, хитрый, расчетливый, предприимчивый, его не любят,но уважают

Дикий-Барин-пользовался огромным влиянием во всей округе, ему повиновались, он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение

Жена его-бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, деньги у нее под ключом, оценивает посетителей по выгоде

Яков-Турок-черпальщик на бумажной фабрике, по душе-художник во всех смыслах этого слова, знают его многие и ценят

Рядчик-судьба его осталась автору неизвестной, показался изворотливым и бойким городским мещанином

Мужичок в изношенной свите, с огромной дырой на плече, случайный посетитель


Слайд 8 Пение рядчика
голос приятный, но сиплый,
играл и

Пение рядчика голос приятный, но сиплый, играл и вилял голосом, как

вилял голосом, как юлою,
с особенным старанием,
с заносистой

удалью,
веселая плясовая,
лез из кожи,
самоуверенность и торжество успеха

Слайд 9 Пение Якова
закрылся рукой, первый звук его голоса

Пение Якова закрылся рукой, первый звук его голоса был слаб и

был слаб и неровен, странно подействовал на всех нас,

трепещущий, звенящий звук,
как струна, полилась заунывная песня,
всем нам сладко становилось и жутко,
редко слыхивал подобный голос,
в нем была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь, русская , правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем,
песня росла, разливалась,
Яковом овладевало упоение, он уже не робел,
пел, позабыв соперника,
от его голоса веяло чем-то родным

Слайд 13 Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I,

Впервые опубликовано: Совр, 1850, № 11, отд. I, с. 97 —

с. 97 — 114 (ценз. разр. 31 окт.), под

№ XVIII, вместе с рассказом «Свидание», с общей подписью: Ив. Тургенев.

В письме из Петербурга к П. Виардо от 26 октября (7 ноября) 1850 г. Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого он сам был «два месяца назад». — «...Там было много оригинальных личностей, — писал Тургенев, — которые я пытался зарисовать à la Teniers...» (подлинник по-французски). Одною из этих «оригинальных личностей», послужившей прототипом Якова-Турка, был Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата писателя — Н. С. Тургенева (см.: Шумский И. О прототипе Якова-Турка в «Певцах» И. С. Тургенева. — Русская литература, 1959, № 3, с. 198 — 200). В воспоминаниях бывшего крепостного Тургенева, сельского учителя А. И. Замятина, свидетельствуется, что «Яшка-турчонок, сын пленной турчанки» — реально существовавшее лицо (см.: Орл сб, 1955, с. 291).

Из истории создания рассказа «Певцы»


Слайд 14 В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева

В передаче Д. Олсуфьева сохранилось следующее свидетельство Тургенева о его работе

о его работе над «Певцами»: в 70-х годах в

Париже, в доме Е. С. Рахмановой, «Тургенев доказывал, что вдохновение не исключает долгой, кропотливой, черной работы исправления написанного. „Как, неужели рассказ „Певцы“ (из „Записок охотника“) вы написали не сразу, по вдохновению?“ — воскликнула одна из дам. Как сейчас во всей точности помню ответ Тургенева: „Певцы“? Как мозаику составлял» (Олсуфьев Дм. Тургенев. Воспоминания и заметки. — На чужой стороне, Прага, 1925, №11, с. 56).

Слайд 15 В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16

В редакции «Современника» «Певцы» получили высокую оценку. 16 (28) ноября 1850

(28) ноября 1850 г, Некрасов сообщал Анненкову: «Приехал Тургенев

(уже давно), написал два рассказа, которые найдете в XI № „Современ<ника>“. Один из них, „Певцы“, — чудо! И вообще это отличная поправка бедному „Современнику“, который в нынешнем году не может-таки похвалиться беллетристикой» (Некрасов, т. Х, с. 158). Сам Тургенев в письме к П. Виардо (см. выше, с. 488) писал, что работа его удалась лучше, чем он ожидал

Слайд 16 Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского

Тема художественной одаренности и духовного богатства простого русского человека была по-своему

человека была по-своему близка и литераторам-славянофилам. И. С. Аксаков

причислял «Певцов» к лучшим произведениям Тургенева. Показательны, однако, для разграничения взглядов Тургенева и славянофилов дружные выступления последних против изображенной вслед за состязанием певцов сцены пьяного разгула в кабаке

Слайд 17 Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской

Для Тургенева, не разделявшего свойственной славянофилам идеализации русской народной жизни в

народной жизни в период крепостничества, сцена разгула была необходимой

частью его замысла, художественным выражением трагической судьбы талантливого русского человека; славянофилы же усматривали в ней только вредную дань этнографическому натурализму. О своем расхождении со славянофилами Тургенев прямо писал К. С. Аксакову 16 (28) октября 1852 г. и 16 (28) января 1853 г.: «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса...»; «...по моему мнению, трагическая сторона народной жизни — не одного нашего народа — каждого — ускользает от Вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!». «Певцы» явились художественной разработкой этих тезисов. Один из основных мотивов «Записок охотника» — изображение сдавленных, скрытых и не находящих выхода могучих сил русского народа — находит в «Певцах» наиболее яркое выражение. В образах «певцов» и их слушателей Тургенев реалистически раскрыл трагедию духовно одаренных людей из народа в условиях крепостнического строя.

Слайд 18 Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную

Обладая выдающимися идейно-художественными достоинствами, рассказ Тургенева приобрел огромную популярность и оказал

популярность и оказал существенное влияние на последующую русскую литературу.

Будучи первым в русской литературе художественным изображением исполнения народных песен и искусства народных певцов, он начал собою целую галерею подобных изображений в произведениях Левитова, Мамина-Сибиряка, Эртеля, Короленко, М. Горького. «Певцы» чаще, чем какой бы то ни было другой рассказ «Записок охотника», подвергались инсценировкам (первые опыты относятся к 1867 г.). В юбилейном 1918 г. в постановке «Певцов» на сцене Александрийского театра принял участие Ф. И. Шаляпин (см.: Данилов С. С. и Альтшуллер А. Я. «Записки охотника» на сцене. — Орл сб, 1955, с. 296 — 303).

Слайд 19 Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка... — Село с

Стр. 208. Небольшое сельцо Колотовка... — Село с таким названием находилось

таким названием находилось в двух верстах от с. Тургенева

(Рында, с. 74).
...помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой... — Прозвище «Стрыганиха», в основе которого лежат понятия «строгать» и «стричь» (отдавать в солдаты), в сочетании с экспрессивным суффиксом создавало образ ярой крепостницы и напоминало о свирепой «Салтычихе», памятной в то время еще многим читателям. Вся характеристика «Стрыганихи» не была пропущена в «Современник» цензурой.
Стр. 209. ...в красном товаре... — Красный товар — аршинный, продаваемый в линейных мерах, а не поштучно.
Стр. 211. ...рядчик с Жиздры. — Рядчик — мелкий подрядчик, берущий на себя не исполнение работ, а только поставку рабочих.
491
...осьмуху пива поставили... — Осьмуха — восьмая доля ведра.
Стр. 218. ...происходил он от однодворцев... — См. примеч. на с. 461.
Стр. 219. Распашу я, молода-молоденька... — Широко распространенная русская народная лирическая песня с плясовым напевом, известная более с зачином: «Я посею, млада-младень-ка...». Опубликована впервые М. Д. Чулковым в 1770 г. Другой вариант, записанный в г. Орле, см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 82. Мелодия этой песни положена П. И. Чайковским в основу финала его Первой симфонии.
Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское ~ славится ~ согласным напевом. — Село Сергиевское (ныне г. Плавск) находилось в пределах б. Тульской губ., на пути из Тулы в Орел. В черновом автографе после приведенных слов зачеркнуто: «Я бы [не одному] каждому музыканту посоветовал [поеха<ть>] съездить послушать хор Сергиевских мужиков; я ему отвечаю, что он бы не раскаялся в своей поездке и, может быть, вынес бы оттуда не одну мысль и не одно замечание».
Стр. 221. Полехами называются обитатели южного Полесья... — В первоначальной редакции этой сноски Тургенев обещал «когда-нибудь» подробнее поговорить о полесских селах (см. раздел «Варианты» в изд.: Т, ПСС и П, Сочинения, т. IV, с. 432). Частичной реализацией этого намерения была, очевидно, его «Поездка в Полесье» (наст. изд., Сочинения, т. 5).
Стр. 222. «.Не одна во поле дороженька пролегала»... — В первоначальных рукописях и в «Современнике» герой рассказа выступал с другой песней:
«При долинушке стояла, Калинушку ломала...»
Полный текст ее, записанный в Малоархангельском уезде Орловской губ., см.: Киреевский, вып. II, ч. 2, с. 119 — 120.

Слайд 20 Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что

Но вскоре В. А. Инсарский заметил Тургеневу, что эта веселая, почти

эта веселая, почти плясовая песня, каким бы певцом она

ни была исполнена, не могла возбудить в слушателях грустных и томительных чувств и тронуть их до слез, как это представлено в рассказе, и рекомендовал заменить ее более содержательной и глубокой «Дороженькой», которую тут же и спел (Инсарский В. А. Половодье. СПб., 1875, с. 139 — 140. См. также: Записки В. А. Инсарского. СПб., 1898. Ч. 2, с. 309. Свидетельство Инсарского появилось в печати еще при жизни Тургенева и не вызвало возражений с его стороны). В цензурной рукописи Тургенев заменил песню «Дороженькой», вполне соответствующей его замыслу и гораздо лучше, чем прежняя, контрастирующей с песней рядчика. В мемуарах Л. А. Жемчужникова сохранился рассказ о том, как Тургенев устроил у себя в петербургской квартире состязание певцов — художника К. А. Горбунова, исполнявшего русские песни, в том числе «Дороженьку», и автора мемуаров, исполнявшего песни украинские (см.: Жемчужников Л. От кадетского корпуса к Академии художеств. 1828 — 1852. М., 1926, с. 101 — 102). Такое состязание могло быть устроено Тургеневым специально для проверки указаний

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-is-turgenev-pevtsy-8-klass.pptx
  • Количество просмотров: 196
  • Количество скачиваний: 12