Презентация на тему по химии на тему: Циклоалканы

Циклоалканы Классификация органических сКлассификация органических веществ (по наличию и порядку соединения атомов в молекулах) насыщенные Классификация органических веществ  (по наличию и порядку соединения атомов в молекулах)  насыщенныененасыщенные Тема урока: Циклические УВ1) историческая справка2) классификация3) номенклатура4) гомология5) изомерияСодержание6) строение7) способы получения8) химические свойства Ф.Р. Вреден, а затем и другие русские химики (К.И. Лисенко, Ф.Ф. Бейльштейн, Строение циклоалкановКарбоциклическими углеводородами называются вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода и «Углеводороды Вредена» илициклогексан метилциклогексан 1,2-диметилциклогексан Цикл изображают правильным многоугольником с соответствующим числом Классификация циклоалкановС3H6C6H12C9H18C14H28 Номенклатура1) Особенности номенклатуры  циклоалканов2) Выполните задание    1вариант Правила номенклатуры циклоалканов1) Если соединение без заместителей, то название образуется добавлением к 1 вариант1. Напишите структурные формулы веществ:а) 1,1-диэтилциклопентан; б) 1-метил-2-этилциклобутан.2. Назовите указанные углеводороды 2 вариант1. Напишите структурные формулы веществ:а) 1,3-диметилциклооктан; б) 1-метил-5-пропилциклогексан. 2. Назовите указанные Проверь себя! 1 вариант1. а) Проверь себя! 2 вариант1. а) ГомологияЯвляются ли гомологами следующие вещества?циклогексанметилциклогексан1,2-диметилциклогексанциклопентанГомологический ряд циклопропанаОбщая формула циклоалканов?CnH2n Написание простых циклоалкановВидЦиклопропанЦиклобутанЦиклопентанЦиклогаксанМолекуляр-ная формулаC3H6C4H8C5H10C6H12Структурная формулаЛинейная формулаПространст-венная формула Изомерия циклоалкановВыполните упражнение Изомерия циклоалкановИзомерия:  структурная Структурная изомерияРазмер цикла;Взаимное положение заместителей;Строение заместителей;циклопентанметилциклобутан1,1-диметил-циклопропан1,2-диметил-циклопропан пропилциклопропанизопропилциклопропан Межклассовая изомерияОбщая формула: CnH2n;Соответствует циклоалканам и алкенамПример: C5H10циклопентанпентен-1пентен-2 Стереоизомерияцис-/транс- (различное расположение заместителей относительно плоскости)Оптические изомеры(пары оптических антиподов, характеризующихся противоположными по Геометрическая изомерияцис-1,2-дихлорциклопропан    транс-1,2-дихлорциклопропан Способы полученияСпособы полученияПромышленныеЛабораторныеВыделение из нефти;2. Гидрирование ароматических УВВнутримолекулярная реакция Вюрца;2. Пиролиз солей дикарбоновых кислот Получение Гидрирование Дегалогенирование 1.      + 2Н2 Pt Лабораторные способы полученияВнутримолекулярная реакция Вюрца (получение малых циклов)2. Пиролиз солей дикарбоновых кислот Химические свойстваХим. свойстваР. Присоединения (малые циклы)Р. Замещения(обычные циклы)Дегидрирование1. Гидрирование;2. Галогенирование;3. ГидрогалогенированиеГалогенирование;2. Нитрование Реакции присоединенияРеакция гидрирования   2. Реакция галогенирования3. Реакции гидрогалогенирования Реакции замещения1. Галогенирование2. Реакция нитрования УпражненияТренажер «Химические превращения»Итоговый тест 1.Укажите, какое из веществ, формулы которых приведены ниже, является изомером н-гексена:2.Общая формула 3. Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле С5H10:а) 4в) 7б) 5г) 61 – 4. Сколько  веществ соответствует молекулярной формуле C6H12:                     б) 10 в) 5. Тип гибридизации циклоалканов:                       Контрольные вопросыЦиклоалканы имеют общую формулу: а) CnH2n+2 3. Все атомы углерода в циклобутане находятся в состоянии гибридизации: а) sp3 7. Найдите изомер метилциклопентана и назовите это вещество: Ответы:БАББААВВБА Как вы думаете, что объединяет такие ароматические масла как камфора, ваниль, жасмин, иланг-иланг, мята?КамфораВаниль

Слайд 2 Классификация органических с
Классификация органических веществ
(по наличию и

порядку соединения атомов в молекулах)

насыщенные

Слайд 3 Классификация органических веществ (по наличию и порядку соединения

Классификация органических веществ (по наличию и порядку соединения атомов в молекулах) насыщенныененасыщенные

атомов в молекулах)

5) изомерия

6) строение
7) способы получения
8) химические свойства

Ф.Р. Вреден, а затем и другие русские химики

Ф.Р. Вреден, а затем и другие русские химики (К.И. Лисенко, Ф.Ф.

(К.И. Лисенко, Ф.Ф. Бейльштейн, А.А. Курбатов) обнаружили, что в

состав нефти входят УВ состава СnH2n, но по физическим и химическим свойствам отличающиеся от алкенов.
Особенно много таких УВ содержалось в кавказской нефти. Изучением ее состава занялся выдающийся русских химик В.В. Марковников. В конце XIX в. он обнаружил, что в состав нефти входят не только «УВ Вредена», но также циклопентан, циклогептан и его производные.
Марковников дал новому классу название нафтены (от греческого naphtha – нефть)

Феликс Романович Вреден российский химик-органик. Член-корреспондент Берлинского химического общества, один из основателей Русского химического общества.

.

Слайд 6 Строение циклоалканов

Карбоциклическими углеводородами называются вещества, молекулы которых состоят

из атомов углерода и водорода и содержат замкнутую цепь

атомов углерода (цикл).

Циклоалканы – циклические углеводороды, не содержащие кратных связей.
Общая формула циклоалканов – CnH2n

Гибридизация sp3

Слайд 7 «Углеводороды Вредена»

или
циклогексан
метилциклогексан
1,2-диметилциклогексан
Цикл изображают правильным

многоугольником с соответствующим числом углов.
В каждом уголочке –

атом углерода, все недостающие валентности которого заполнены атомами водорода.

Слайд 8 Классификация циклоалканов

С3H6
C6H12
C9H18
C14H28

Классификация циклоалкановС3H6C6H12C9H18C14H28

Слайд 9 Номенклатура
1) Особенности номенклатуры
циклоалканов
2) Выполните задание

Номенклатура1) Особенности номенклатуры циклоалканов2) Выполните задание  1вариант  1вариант

1вариант 1вариант

2 вариант

3) Проверь себя!
1 вариант 1 вариант 2 вариант

Слайд 10 Правила номенклатуры циклоалканов
1) Если соединение без заместителей, то

название образуется добавлением к названию соответствующего алкана приставки цикло-.

циклопропан

циклобутан

2) При наличии заместителя его название перечисляется в префиксе.

этилциклопентан

пропилциклобутан

3) Если заместителей несколько, то они перечисляются с добавлением номера атома углерода в цикле, при котором находится соответствующий заместитель. Нумерация начинается от атома, при котором находится старший заместитель, в сторону атома, при котором находится более младший.

1-метил-3-этилциклогексан

Слайд 11 1 вариант
1. Напишите структурные формулы веществ:
а) 1,1-диэтилциклопентан; б)

1-метил-2-этилциклобутан.
2. Назовите указанные углеводороды по международной номенклатуре:

Слайд 12 2 вариант
1. Напишите структурные формулы веществ:
а) 1,3-диметилциклооктан; б)

1-метил-5-пропилциклогексан.
2. Назовите указанные углеводороды по международной номенклатуре:

Слайд 13 Проверь себя! 1 вариант
1. а)

Проверь себя! 1 вариант1. а)

2. а) 1-метилциклобутан; б) 1-изопропил-циклопентан

Слайд 14 Проверь себя! 2 вариант
1. а)

Проверь себя! 2 вариант1. а)

2. а) 1-метил-3-этилциклогексан; б) 1,1-диметилциклопропан

Слайд 15 Гомология
Являются ли гомологами следующие вещества?

циклогексан

Выполните упражнение

Изомерия циклоалкановВыполните упражнение

Слайд 18 Изомерия циклоалканов
Изомерия: структурная

Изомерия циклоалкановИзомерия: структурная       а) размер

размер цикла

б) взаимное расположение радикала в кольце

в) строение радикала

пентен-1
пентен-2

Слайд 21 Стереоизомерия
цис-/транс-
(различное расположение заместителей относительно плоскости)

Оптические изомеры
(пары оптических

антиподов, характеризующихся противоположными по знаку и одинаковыми по величине

вращениями плоскости поляризации света при идентичности всех других физических и химических свойств)

Слайд 22 Геометрическая изомерия

СН2 Br CH2
СН2 + Zn H2C + ZnBr2
СН2 Br CH2

Слайд 25 Лабораторные способы получения
Внутримолекулярная реакция Вюрца (получение малых циклов)
2.

Слайд 27 Реакции присоединения
Реакция гидрирования

2. Реакция галогенирования

3.

Реакции присоединенияРеакция гидрирования  2. Реакция галогенирования3. Реакции гидрогалогенирования

Реакции гидрогалогенирования

Слайд 28 Реакции замещения
1. Галогенирование

2. Реакция нитрования

Реакции замещения1. Галогенирование2. Реакция нитрования

Слайд 29 Упражнения
Тренажер «Химические превращения»
Итоговый тест

УпражненияТренажер «Химические превращения»Итоговый тест

Слайд 30 1.Укажите, какое из веществ, формулы которых приведены ниже,

является изомером н-гексена:

2.Общая формула гомологического ряда циклоалканов:
а) CnH2n+2
в) CnH2n-2

в)
г)

СnH2n

г) CnH2n-6

3. Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле С5H10:
а) 4
в)

б) 5
г) 6
1 – циклопентан;

4 – 1,2- диметилциклопропан
2 – 2-метилциклобутан; 5 - этилциклопропан
3 – 1,1-диметилциклопропан;

Слайд 32 4. Сколько  веществ соответствует молекулярной формуле C6H12:

4. Сколько  веществ соответствует молекулярной формуле C6H12:                   б) 10 в)  9

б) 10 в)  9                    г) 11
Назовите данные вещества
а)

Слайд 33 5. Тип гибридизации циклоалканов:

5. Тип гибридизации циклоалканов:                   б) sp²  -

б) sp²  -  в) sp –
6.Тип ковалентной

связи у циклоалканов:
              б) π - связи         в) σ и π связи
7. Перечислите основные способы получения циклоалканов.
Промышленные: 1. из нефти
2. из ароматических УВ
Лабораторные: 1. внутримолекулярная реакция Вюрца;
2. пиролиз солей дикарбоновых к-т
8. Какие типы реакции характерны для малых циклов?
Присоединение и дегидрирование

а) sp3 -

а) σ - связи

Слайд 34 Контрольные вопросы
Циклоалканы имеют общую формулу:
а) CnH2n+2

Контрольные вопросыЦиклоалканы имеют общую формулу: а) CnH2n+2   б) CnH2n

б) CnH2n

в) CnH2n-2 г) CnHn
Циклоалканами называются:
а) карбоциклические углероды, не содержащие кратных связей,
б) ациклические углероды, не содержащие кратных связей,
в) вещества, молекулы которых состоят из нескольких групп CH2, замкнутых в кольцо,
г) циклические углероды, содержащие одну двойную связь.

Слайд 35 3. Все атомы углерода в циклобутане находятся в