Что такое findtheslide.com?

FindTheSlide.com - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.

Презентация, доклад по физике по теме Электродинамика. Электростатика

Презентация на тему Презентация по физике по теме Электродинамика. Электростатика, из раздела: Физика. Эта презентация содержит 268 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать конспект-презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.

Электродинамика Электродинамика – это наука о свойствах и закономерностях особого вида материи – Классическая электродинамика не затрагивает квантовых эффектов при изучении электромагнитного поля. Обычно когда говорят СодержаниеЭлектростатикаЭлектрический заряд. ЭлектризацияЗакон КулонаЭлектрическое полеНапряженность электрического поляПроводники и диэлектрикиРабота и мощность электростатического ЭлектростатикаК содержанию Электростатика – это раздел электродинамики, в котором изучаются свойства и взаимодействия неподвижных тел Электрический заряд.ЭлектризацияК содержанию Электрический заряд – это физическая величина, которая определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий. Электромагнитные взаимодействия Элементарные частицы – материальные объекты, которые нельзя разделить на составные части. В соответствии Электрические зарядыПоложительныеЧастицы:протонпозитронОтрицательныеЧастицы: электрон антипротон Стабильными носителями отрицательного заряда являются электрон и антипротон. Электрон(др.-гр. electron – янтарь) – стабильная отрицательно заряженная элементарная частица. Был открыт в 1897 г. английским физиком Джозефом Джоном Томсоном. Джозеф Джон Томсон  (18.12.1856 – 30.08.1940)  Выдающийся английский физик, основатель научной школы. Изучал явление прохождения электрического тока при малых напряжениях сквозь газ, облучаемый рентгеновским Протон (др.-греч. protos – первый, основной) – стабильная элементарная частица, входящая в состав всех ядер атомов хим. Эрнест Резерфорд  (30.08.1871 – 19.10.1937) Великий английский физик, рождённый в Новой Зеландии, заложивший В 1911 г. своим знаменитым опытом рассеяния альфа-частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и Частицы отталкиваются при зарядах одинаковых знаков (одноимённые заряды), а при разных знаках (разноимённые заряды) частицы притягиваются. Нейтральная частица –элементарная частица, не имеющая электрического заряда.Электрически незаряженные частицы, то есть нейтральные: нейтрон нейтрино Нейтрон (лат. neuter – ни тот, ни другой) – тяжёлая элементарная частица, не Джеймс Чедвик (20.10.1891 – 24.07.1974) Английский физик, известный за открытие нейтрона и фотоядерной реакции.Ученик Э. Резерфорда. В 1914 г. в одной из ранних работ он показал непрерывность спектра бета-излучения. Элементарный заряд – это минимальный заряд, которым обладают все заряженные элементарные частицы. Электрический Электризация – это явление,  в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела. Способы электризации телЭлектризация тел при соприкосновении. В этом случае при тесном контакте Способы электризации телВлияние. В основе влияния лежит явление электростатической индукции в веществе, помещённом При электризации на телах возникают электрические заряды, равные по модулю и противоположные Закон сохранения электрического заряда:в изолированной системе алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной: Электроскоп (электрический, гр. skopeo – наблюдать, обнаруживать) – прибор для обнаружения электрических зарядов. Электрометр (электрический, гр. metron - мера) – электрический прибор для измерения разностей электрических потенциалов небольших электрических зарядов и слабых токов. Образцы заданий ЕГЭК содержанию А1. Два точечных заряда притягиваются друг к другу только в если заряды1) одинаковы А2. На тонких шёлковых нитях подвешены два заряженных одинаковых. Какое из утверждений верно?1) А3. На рисунке изображены три пары заряженных лёгких одинаковых шариков, подвешенных на шёлковых А4. На двух одинаковых металлических шарах находятся положительный заряд +Q и отрицательный заряд Закон КулонаК содержанию Точечный заряд – заряд, размерами носителя которого по сравнению с расстоянием, на Закон Кулона: сила взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме прямо пропорциональна произведению коэффициент пропорциональностиэлектрическая постояннаядиэлектрическая проницаемость среды, показывающая, во сколько раз сила взаимодействия зарядов в Шарль Огюстенде Кулон (14.06.1736 – 23.08.1806) Французский военный инженер и учёный-физик, исследователь электромагнитных и механических явлений. Кулон сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для Опубликовал статью, ставшую основанием теории Мора-Кулона, описывающей зависимость касательных напряжений материала от величины Один кулон (1 Кл) – это заряд, проходящий за 1 с через Кулоновская сила – сила взаимодействия двух точечных зарядов.Она направлена вдоль прямой, соединяющей Образцы заданий ЕГЭК содержанию А1. Какая из приведённых ниже формул выражает в СИ модуль силы взаимодействия точечных А2. Сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов1) прямо пропорциональна расстоянию между ними  2) А3. С какой силой взаимодействуют два маленьких заряженных шарика, находящиеся в вакууме на А4. Два точечных заряда действуют друг на друга с силой 12 Н. Какой А5. Два точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами 9 мкН. Решение задачК содержанию №1. Определить силу взаимодействия двух точечных зарядов q1=q2=1 Кл, находящихся в вакууме №2. Два шарика, расположенные на расстоянии 10 см друг от друга, имеют №3. Два одинаковых металлических шарика, имеющих заряды +150 нКл и –60 нКл, №4. Три одинаковых положительных заряда по 1нКл каждый расположены по вершинам равностороннего Чтобы система зарядов находилась в равновесии, необходимо, чтобы результирующая сила, действующая на На заряд q1 действует каждый из зарядов q2, q3, q4 независимо от остальных. Поэтому заряд q1 будет находиться №5. Во сколько раз сила электрического отталкивания между двумя электронами больше силы №6. Согласно классической модели атома водорода, электрон вращается вокруг протона по круговой №7. Определите гравитационную силу притяжения двух водяных шаров, содержащих избыточный электрический заряд, №8. С какой силой F будут притягиваться два одинаковых свинцовых шарика радиусом r = 1 см, №9. Тонкое проволочное кольцо радиуса R несет электрический заряд q. В центре кольца расположен одноименный Электрическое полеК содержанию Теория близкодействия, созданная на основе работ английского физика Майкла Фарадея, объясняет взаимодействие Электрическое поле заряда – материальный объект, оно непрерывно в пространстве и способно Майкл Фарадей (22.09.1791 – 25.08.1867) Английский физик-экспериментатор, химик. Открыл электромагнитную индукцию. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий: первый трансформатор, химическое действие Теория дальнодействияДействие на расстоянии представляет собой взаимодействие объектов между собой, не используя Считается, что такое воздействие передается бесконечно быстро. Расстояние также может быть любым, Согласно теории дальнодействия кулоновская сила, действующая на электрический заряд, сразу же изменится, если Идея Фарадея:электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них Подтвержденная теоретически идея Максвелла:электромагнитные взаимодействия должны распространяться в пространстве с конечной скоростью. Джеймс Клерк Максвелл (13.07.1831 – 05.11.1879) Британский физик, математик и механик. Шотландец по происхождению. Заложил основы современной классической электродинамики.Ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля.Получил ряд следствий из Электростатическое поле — поле, созданное неподвижными в пространстве и неизменными во времени электрическими зарядами Образцы заданий ЕГЭК содержанию A1. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий1) всегда равна скорости света  2) определяется только при A2. Электрическое поле можно обнаружить1) если оно не изменяется во времени  2) если A3. При перемещении одного из зарядов1) уменьшается электрическое поле другого заряда  2) его Напряженность электрического поляК содержанию Напряженность электрического поля - физическая величина, равная отношению силы, с которой поле Направление вектора напряженности электрического поля в каждой точке пространства совпадает с направлением силы, Направление силовых линий позволяет определить направление вектора напряжённости в различных точках поля, Силовые линии электрического поля не замкнуты, они начинаются на положительных зарядах и Силовые линии – линии, касательная к которым в любой точке поля совпадает с направлением вектора напряженности Е.  Теорема  Гаусса:потоком вектора напряженности называется величина Ф, равная произведению модуля вектора напряженности на площадь Густота силовых линий должна быть такой, чтобы единичную площадку, нормальную к вектору Однородное поле – электрическое поле, в котором напряжённость одинакова по модулю и Образцы заданий ЕГЭК содержанию A1. Направление вектора напряжённости электрического поля совпадает с направлением силы, действующей на1) незаряженный A2. Сила, действующая в поле на заряд 0.00002 Кл, равна 4 Н. Напряжённость A3. Силовая линия электрического поля1) линия, вдоль которой в поле будет двигаться положительный A4. На каком рисунке правильно изображена картина линий напряжённости электростатического поля точечного положительного заряда? Напряжённость поля точечного зарядаНапряжённость поля точечного заряда прямо пропорциональна величине заряда Q, Если Q > 0, то Е направлен по радиусу от заряда.Если Q  Поле заряженного шараНа расстоянии больше, чем радиус сферы, от центра шара напряжённость Принцип суперпозиции полей:Если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические Решение задачК содержанию №1. Два одинаковых положительных точечных заряда расположены на расстоянии r друг от №2. Проводящая сфера радиусом R = 0.2 м, несущая заряд 1.8*10-4 Кл, находится №3. В однородное электрическое поле напряжённостью Е0= 3 кН/Кл внесли точечный заряд №4. В вершинах равностороннего треугольника со стороной а = 3 см находятся Образцы заданий ЕГЭК содержанию A1. Точка В находится в середине отрезка АС. Неподвижные точечные заряды -q и C2. Точечный заряд q, помещённый в начало координат, создаёт в точке А электростатическое C3. В однородном электрическом поле, вектор напряжённости которого направлен вертикально вверх, висит шарик ПроводникиидиэлектрикиК содержанию Проводники – вещества, в которых электрические заряды могут свободно перемещаться. Примеры:металлы (проводники Свободные заряды – заряженные частицы, способные свободно перемещаться в проводнике под влиянием Электростатическая индукция – явление разделения зарядов и их распределение по поверхности проводника Иоганн Карл Вильке(06.09.1732 – 18.04.1796) Шведский физик-экспериментатор. Внёс значительный вклад в теорию теплоты, теплоёмкости и электростатику. Выполнил первые измерения удельной теплоёмкости твёрдых тел по собственной методике. Предложил первую единицу измерения Внутри проводника при подключенном внешнем поле нет электростатических полей. Этот факт используется ЗаземлениеЗемля действует как резервуар зарядов, принимая и отдавая электроны. Если поднесем к Происходит процесс появления электрического заряда на поверхности проводника при внесении его в область действия внешнего электрического поля.Электрический Заряд на проводнике при электростатической индукции накапливается до тех пор, пока собственное электростатическое Силовые линии электростатического полявне проводника ┴поверхности в непосредственной близости к его поверхности. Диэлектрики/изоляторы(гр. dia – через, англ. electric – электрический) – вещества, в которых ДиэлектрикиПолярные Состоят из молекул, у которых центры распределения положительных и отрицательных зарядов Электрический диполь  – идеализированная электронейтральная система, состоящая из точечных и равных по При отсутствии внешнего электрического поля молекулы-диполи полярного диэлектрика, совершая хаотическое тепловое движение, На поверхности диэлектрика появляются нескомпенсированные связанные заряды, создающие свое поле Е’ направленное навстречу внешнему полю Е0. При наложении внешнего поля E0 орбита деформируется: электрон смещается в сторону положительных зарядов, создающих Все свободные заряды одного знака устремляются в одну сторону, заряды противоположного знака В результате поляризации возникает поле, создаваемое связанными поляризованными зарядами и направленное против внешнего поля. Диэлектрическая проницаемость вещества – физическая величина, равная отношению модуля напряжённости поля Е0 в Определение относительной диэлектрической проницаемости среды используется для характеристики изоляционных свойств вещества. Она BaTiO₃ – бария титанат – сегнетоэлектрик.В его кристаллах наблюдаются три фазовых перехода, Сегнетоэлектрик, ферроэлектрик (англ. ferroelectric material) – диэлектрик, обладающий в определенном интервале температур собственным спонтанным электрическим дипольным моментом. Сегнетоэлектрик – кристаллический диэлектрик, обладающий в определённом интервале температур спонтанной (самопроизвольной) поляризацией, которая существенно изменяется под влиянием внешнего воздействий. Даже в отсутствие электрического поля сегнетоэлектрик расчленяется на малые объемы, Образцы заданий ЕГЭК содержанию А1. На рисунке изображено сечение уединённого проводящего полого шара. Шару сообщили отрицательный заряд. В2. На неподвижном проводящем уединённом кубике находится заряд Q. Точка О – центр Работа и энергия электростатического поляК содержанию Энергия взаимодействия электронов с ядром в атоме и энергия взаимодействия атомов друг Работа сил электростатического поля при перемещении заряда из одной точки поля в Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле, где d — расстояние от Работа, совершаемая электростатическое полем при перемещении точечного заряда q из точки (1) в точку На замкнутой траектории, когда заряд возвращается в начальную точку, работа поля равна нулю Потенциальное поле – поле, работа которого по перемещению заряда по замкнутой траектории Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле пропорциональна заряду. Это справедливо как для Образцы заданий ЕГЭК содержанию A1. В неоднородном электростатическом поле перемещается положительный заряд из точки 1 в точку Потенциал электростатического поляК содержанию Потенциал точки электростатического поля – отношение потенциальной энергии заряда, помещённого в данную Потенциал точки электростатического поляПотенциал однородного поля в точке, отстоящей на расстоянии d от неё Потенциал поля неподвижного точечного заряда q в данной точке поля, находящейся на Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Джероламо Умберто Вольта(18.02.1745 – 05.03.1827) Итальянский физик, химик и физиолог. Один из основоположников учения об электричестве. Впервые поместил пластины из цинка и меди в кислоту, чтобы получить непрерывный Гальванический элемент – химический источник электрического тока, основанный на взаимодействии двух металлов Луиджи Гальвани (09.09.1737 – 04.12.1798)   Итальянский врач, анатом, физиолог, физик. Один из основателей электрофизиологии и учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические Значение потенциала в данной точке зависит от выбора нулевого уровня для отсчета Напряжение – разность потенциалов.Электрическое напряжение – это отношение работы электрического поля зарядов Чем меньше меняется потенциал на расстоянии Δd, тем меньше напряжённость электростатического поля. При перемещении положительного заряда в направлении вектора напряжённости электростатическое поле совершает положительную работу Если электрическое поле действует на положительный заряд, направление силы совпадает с направлением Если поле совершает положительную работу, то потенциальная энергия заряда уменьшается.Если поле совершает напряженность электрического полянапряженность электрического поля точечного заряданапряженность поля внутри заряженной проводящей сферынапряженность Образцы заданий ЕГЭК содержанию А1. Выберите правильное соотношение разности потенциалов между точкой G и точками В, С А2. Работа поля по перемещению заряда q = 10-5 Кл из одной точки в А3. Для перемещения заряда 106 Кл из точки, потенциал которой равен 2 В, Эквипотенциальные поверхностиК содержанию Эквипотенциальные поверхности(лат. эквус – равный) – поверхности равного потенциала.Силовые линии электростатическое поля всегда перпендикулярны ЭкП. Общие свойства геометрии электростатического поля:1) силовые линии начинаются на зарядах, и либо Вектор напряжённости перпендикулярен ЭкП и направлен в сторону уменьшения потенциала.ЭкП строятся обычно ЭкП качественно характеризуют распределение поля в пространстве. ЭкП кулоновского поля точечного заряда – ЭкП и силовые линии электрических полей электрического диполя и двух равных положительных зарядов. напряженность поля бесконечной заряженной плоскостиповерхностная плотность зарядаКоэффициент 2 появляется, т.к. плоскость окружена Решение задачК содержанию №1. Определите значение напряжённости и потенциала поля в точке А, находящейся на №2. Какую работу необходимо совершить, чтобы перенести заряд q = 3*10-8 Кл из Работа, совершаемая при перенесении заряда q из бесконечности в точку 1, равна увеличению потенциальной энергии заряда №3. Металлический шарик радиусом R1=20 см окружили тонкой сферической заряженной оболочкой, радиус После заземления шарика в системе будет происходить перетекание заряда до тех пор, №4. К закреплённому заряженному шарику зарядом +q движется протон. На расстоянии r №5. В центр незаряженной металлической сферической оболочки с внутренним радиусом R1 и внешним Если заряд находится в центре, на внутренней поверхности металлической оболочки индуцируется заряд Картина силовых линий поля данной системы аналогична картине силовых линий поля точечного №6. На рисунке изображен вектор напряженности Е электрического поля в точке С, которое создано двумя Вектор напряженности электрического поля в точке C, по принципу суперпозиции, есть векторная сумма №7. Между двумя точечными зарядами +4*10-9 Кл и -5*10-9 Кл расстояние равно №8. В однородном поле напряженностью 60 кВ/м переместили заряд 5 нКл. Вектор №9. В вертикально направленном однородном электрическом поле находится пылинка массой 1*10-9 г №10. Каков диаметр масляной капли плотностью 900 кг/м3, которую с помощью одного Образцы заданий ЕГЭК содержанию А1. Заряженная пылинка движется между двумя одинаковыми заряженными вертикальными пластинами, расположенными напротив A2. Заряженная пылинка движется вертикально между двумя одинаковыми горизонтальными пластинами размером 5*5 см, C3. Песчинка, имеющая заряд 10-11 Кл, влетела в однородное электрическое поле вдоль его силовых Пробой диэлектрикаК содержанию При электризации двух проводников между ними появляется электрическое поле и возникает разность Пробой диэлектрика – это потеря изоляционных свойств материала при его нахождении в электрическом поле.Три основных Электрический пробой – явление резкого возрастания силы тока в твёрдом, жидком или газообразном диэлектрике, возникающее Электрический пробой отличается от теплового тем, что на подготовительной стадии пробоя ни Тепловой пробой – это необратимый вид пробоя p-n-перехода, являющийся следствием увеличения обратного напряжения;резкое увеличение Возникает при повышенной проводимости твердых диэлектриков и больших диэлектрических потерях, а также Электрохимический пробой – вызывается изменением химического состава и структуры диэлектрика в результате Наблюдается при постоянном и переменном напряжениях низкой частоты, когда в материале развиваются Поверхностный пробой – пробой газа или жидкости вблизи поверхности твердого диэлектрика.Электрическая прочность Пробивное напряжение – величина напряжения, при котором происходит пробой диэлектрика.Электрическая прочность (пробивная напряжённость) Для равномерного электрического поля электрическая прочность диэлектрика определяется по формулегде d – Электроёмкость. КонденсаторК содержанию Электроёмкость – физическая величина, характеризующая способность проводников накапливать электрический заряд.Электроёмкость двух проводников Чем больше электроёмкость, тем больший заряд скапливается на проводниках при одном и 1 фарад – это электроёмкость двух проводников в том случае, если при Конденсатор (лат. condensare – «сгущать», лат. condensatio  – «накопление»)  – двухполюсник с постоянным или переменным значением ёмкости Лейденская банка – первый электрический конденсатор.Изобретён голландским учёным Питером ван Мушенбруком и его учеником Кюнеусом Эвальд Юрген фон Клейст (10.06.1700 – 11.12.1748)  Немецкий физик, юрист, лютеранский клирик,один из создателей первого конденсатора. 11 октября 1745 г. самостоятельно изобрёл «медицинскую банку», которая может хранить электрический зарядв Питер ванМушенбрук (14.03.1692 – 19.09.1761)   Голландский физик, один из создателей первого конденсатора. Провел первые опыты по тепловому расширению твёрдых тел, в 1731 г. изобрел для этих В простейшем варианте конденсатор состоит из: двух электродов в форме пластин, разделённых диэлектриком, Конденсаторы различаются по возможности изменения своей ёмкости:постоянные  переменные  подстроечные Между обкладками находится диэлектрик, т.е. заряженные частицы не могут «перескочить» на противоположную Емкость плоского конденсатора зависит от площади пластин S, расстояния между пластинами d Определить эквивалентную электроёмкость — это значит определить электроёмкость такого конденсатора, который при Применение конденсаторовФильтрующий конденсатор используется для снятия сигнала с сенсора, который передаёт его Применение конденсаторовФормирователи импульсов, таймеры, аналоговые вычислительные устройства. В работе этих систем используется Ионистор (суперконденсатор) – это энергонакопительный конденсатор, заряд в котором накапливается на границе  Для того чтобы зарядить конденсатор, нужно совершить работу по разделению положительных и Согласно теории близкодействия вся энергия взаимодействия заряженных тел сконцентрирована в электрическом поле Образцы заданий ЕГЭК содержанию A1. Как изменится энергия электрического поля конденсатора, если заряд на его обкладках уменьшить A2. Конденсатор подключён к источнику постоянного напряжения. Как изменится энергия электрического поля внутри C1. Маленький шарик с зарядом q = 4*10-7 Кл и массой 3 г, C2. В плоский конденсатор длиной L = 5 см влетает электрон под углом C3. Конденсаторы, электрическая ёмкость которых 2 мкФ и 10 мкФ, заряжают до напряжения Не задумывайтесь о способе соединения конденсаторов! Напряжения на конденсаторах одинаковые по итогу:«заряжают Решение задачК содержанию №1. Электроёмкость конденсатора, подключённого к источнику постоянного напряжения U = 1000 В, №2. Заряд конденсатора q = 3*10-8 Кл. Ёмкость конденсатора С = 10 пФ. №3. Четыре конденсатора ёмкостями С1 = С2 = 1 мкФ, С3 = 3 мкФ, С4 = №4. Определите эквивалентную электрическую ёмкость в цепи, если ёмкости конденсаторов известны. Если удаётся определить точки цепи, в которых потенциалы равны, то можно соединить №5. Энергия плоского воздушного конденсатора W1 = 2*10-7 Дж. Определите энергию конденсатора после заполнения №6. Разность потенциалов между обкладками конденсатора ёмкостью 0.1 мкФ изменилась на 175 №7. Найти емкость плоского конденсатора, состоящего из двух круглых пластин диаметром 20 №8. Площадь пластин конденсатора равна 520 см2. На каком расстоянии нужно разместить №9. Плоский конденсатор состоит из двух пластин площадью 50 см2 каждая. Между Тестовые заданияК содержанию ТабличныеданныеК содержанию Диэлектрическая проницаемость вещества ЛитератураК содержанию Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, Пробой диэлектриков. Общая характеристика явления пробояstudopedia.ru/3_159989_proboy-dielektrikov.htmlМушенбрук Питер Ван (Лейденская банка)www.fizportal.ru/musenbrukЭлектроемкость. Конденсаторы.fizika.ayp.ru/4/4_6.htmlЗачем нужен конденсатор?thedifference.ru/zachem-nuzhen-kondensator/Соединение конденсаторовwww.sxemotehnika.ru/soedinenie-kondensatorov.htmlУчёныеru.wikipedia.org/wiki/Томсон,_Джозеф_Джонru.wikipedia.org/wiki/Резерфорд,_Эрнест, elementy.ru/trefil/18/Opyt_Rezerfordaru.wikipedia.org/wiki/Чедвик,_Джеймсru.wikipedia.org/wiki/Кулон,_Шарль_Огюстен_деru.wikipedia.org/wiki/Фарадей,_Майклru.wikipedia.org/wiki/Максвелл,_Джеймс_Клеркru.wikipedia.org/wiki/Вильке,_Иоганн_Карлru.wikipedia.org/wiki/Вольта,_Алессандроru.wikipedia.org/wiki/Гальвани,_Луиджиru.wikipedia.org/wiki/Клейст,_Эвальд_Юрген_фон, commons.wikimedia.org/wiki/File:Ewald_Georg_von_Kleist.pngru.wikipedia.org/wiki/Мушенбрук,_Питер_ван

Слайды и текст этой презентации

Электродинамика

Электродинамика

Электродинамика –
это наука о свойствах и закономерностях особого вида материи –
электромагнитного поля,
которое осуществляет взаимодействие между электрическими заряженными телами или частицами.

Классическая электродинамика
не затрагивает квантовых эффектов при изучении электромагнитного поля. Обычно когда говорят «Электродинамика», имеют в виду именно классическую электродинамику.

Когда речь идёт о современной квантовой теории электромагнитного поля, обычно используется термин квантовая электродинамика.

Электростатика
Электрический заряд. Электризация
Закон Кулона
Электрическое поле
Напряженность электрического поля
Проводники и диэлектрики
Работа и мощность электростатического поля
Потенциал электростатического поля
Пробой диэлектрика
Электроёмкость. Конденсатор

Тестовые задания

Табличные данные

Литература

ЭлектростатикаК содержанию

Электростатика

Электростатика –
это раздел электродинамики,
в котором изучаются свойства
и взаимодействия неподвижных тел
или частиц, обладающих электрическим зарядом (неподвижных в какой-либо инерционной системе отсчёта),
то есть законы электростатики.

Электрический заряд.ЭлектризацияК содержанию

Электрический заряд.
Электризация

Электрический заряд –
это физическая величина,
которая определяет интенсивность электромагнитных взаимодействий.

Электромагнитные взаимодействия – это взаимодействия между заряженными частицами или телами.

Элементарные частицы –
материальные объекты, которые нельзя разделить на составные части.

В соответствии с этим определением
к элементарным частицам не могут быть отнесены молекулы, атомы и атомные ядра, которые поддаются делению
на составные части:
атом делится на ядро и орбитальные электроны, а ядро – на нуклоны.

Электрические заряды

Положительные

Частицы:
протон
позитрон

Отрицательные

Частицы: электрон антипротон

Стабильными носителями отрицательного заряда являются электрон и антипротон.

Электрон
(др.-гр. electron – янтарь) – стабильная отрицательно заряженная
элементарная частица.

Был открыт в 1897 г. английским физиком Джозефом Джоном Томсоном.

Джозеф Джон Томсон
  (18.12.1856 – 30.08.1940)

Выдающийся английский физик, основатель научной школы.

Изучал явление прохождения электрического тока при малых напряжениях сквозь газ, облучаемый рентгеновским излучением.
Исследовал «катодные лучи», в результате которого было показано, что они имеют корпускулярную природу и состоят из отрицательно заряженных частиц субатомного размера.
Исследовал «анодные лучи», что привело к открытию стабильных изотопов на примере изотопов неона: 20Ne и 22Ne (1913), и послужило толчком к развитию масс-спектрометрии.

Протон
атомов хим. элементов.

Был открыт в 1913 г. британским физиком Эрнестом Резерфордом.

Эрнест Резерфорд
 (30.08.1871 – 19.10.1937)

Великий английский физик, рождённый в Новой Зеландии, заложивший основы современного учения о радиоактивности
и строении атома.

В 1911 г. своим знаменитым опытом рассеяния альфа-частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него.
На основе результатов опыта создал
планетарную модель атома.
Открыл эманацию тория и искусственную трансмутацию элементов.

Частицы отталкиваются при зарядах одинаковых знаков
(одноимённые заряды),
а при разных знаках
(разноимённые заряды)
частицы притягиваются.

Нейтральная частица –
элементарная частица,
не имеющая электрического заряда.

Электрически незаряженные частицы,
то есть нейтральные:
нейтрон
нейтрино

Нейтрон
(лат. neuter – ни тот, ни другой) –
тяжёлая элементарная частица,
не имеющая электрического заряда.

Был открыт в 1932 г. английским ученым Джеймсом Чедвиком.

Джеймс Чедвик
 (20.10.1891 – 24.07.1974)

В 1920 г., исследуя рассеяние альфа-частиц на ядрах платины, серебра и меди, измерил заряды этих ядер и подтвердил равенство их порядковому номеру элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева.
 В 1934-35 гг. совместно с М. Гольдхабером поставил опыты по фотодиссоциации дейтрона на нейтрон и протон под действием гамма-квантов.

Элементарный заряд –
это минимальный заряд,
которым обладают все заряженные элементарные частицы.

Электрический заряд протона равен по абсолютной величине заряду электрона:

Электризация –
это явление,  в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела.

В электризации всегда участвуют два тела, и электризуются оба тела.

Положительный заряд образуется
на стекле, потёртом о шёлк.  Отрицательный заряд образуется на эбоните, потёртом о шерсть (мех).

Способы электризации тел

Электризация тел при соприкосновении.
В этом случае при тесном контакте небольшая часть электронов переходит с одного вещества, у которого связь с электроном относительно слаба, на другое вещество.

Электризация тел при трении.
При этом увеличивается площадь соприкосновения тел, что приводит
к усилению электризации.

Способы электризации тел

Влияние.
В основе влияния лежит явление электростатической индукции в веществе, помещённом в постоянное электрическое поле.

Электризация тел под действием света.
В основе этого лежит фотоэффект, когда под действием света из проводника могут вылетать электроны в окружающее пространство,
в результате чего проводник заряжается.

При электризации на телах
возникают электрические заряды,
равные по модулю и противоположные
по знаку.

Отрицательный заряд тела обусловлен избытком электронов на теле
по сравнению с протонами, а положительный заряд обусловлен недостатком электронов.

Закон сохранения электрического заряда:
в изолированной системе
алгебраическая сумма зарядов всех тел остается постоянной:

Электроскоп
(электрический, гр. skopeo – наблюдать, обнаруживать) –
прибор для обнаружения
электрических зарядов.

Электрометр
(электрический, гр. metron - мера) – электрический прибор для измерения
разностей электрических потенциалов
небольших электрических зарядов и слабых токов.

А1. Два точечных заряда притягиваются друг к другу только в если заряды
1) одинаковы по знаку и любые по модулю  2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю  3) различны по знаку и любые по модулю  4) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю

А2. На тонких шёлковых
нитях подвешены два
заряженных одинаковых.
Какое из утверждений верно?
1) Заряды шариков обязательно равны по модулю  2) Силы, действующие на каждый из шариков, различны  3) Заряды шариков имеют одинаковый знак  4) Заряды шариков имеют разные знаки

А3. На рисунке изображены три пары заряженных лёгких одинаковых шариков, подвешенных на шёлковых нитях.
В каком случае заряд другого шарика может быть отрицателен?
1) А 2) А и Б 3) В 4) А и В

А4. На двух одинаковых металлических шарах находятся положительный заряд +Q и отрицательный заряд -5Q. При соприкосновении шаров заряд на каждом шаре станет равен
1) -4Q 2) +6Q 3) -2Q 4) +3Q

Закон КулонаК содержанию

Закон
Кулона

Точечный заряд –
заряд, размерами носителя которого
по сравнению с расстоянием,
на котором рассматривается электростатическое взаимодействие, можно пренебречь.

Закон Кулона:
сила взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме
прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

коэффициент
пропорциональности

электрическая постоянная

диэлектрическая проницаемость среды, показывающая, во сколько раз сила взаимодействия зарядов в среде меньше, чем в вакууме, в вакууме равна 1.

Шарль Огюстен
де Кулон
 (14.06.1736 – 23.08.1806)

Французский военный инженер и
учёный-физик, исследователь электромагнитных
и механических явлений.

Кулон сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия.

Опубликовал статью, ставшую основанием теории Мора-Кулона, описывающей зависимость касательных напряжений материала от величины приложенных нормальных напряжений.
Описал опыты по трению скольжения и качения и сформулировал законы сухого трения.
Сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов,
а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника.
Ввёл понятия магнитного момента
и поляризации зарядов.

Один кулон (1 Кл) –
это заряд, проходящий за 1 с через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А:
1 Кл = 1 А • 1 с.

формула для нахождения
заряда любого тела

N – целое число
е – элементарный заряд

Кулоновская сила –
сила взаимодействия двух точечных зарядов.

Она направлена вдоль прямой, соединяющей тела,
т.е. является центральной.
Может быть как силой притяжения,
так и силой отталкивания.
Положительной считают силу отталкивания!

К содержанию

А1. Какая из приведённых ниже формул выражает в СИ модуль силы взаимодействия точечных зарядов -q1 и +q2, расположенных на расстоянии r друг от друга в вакууме? Определите, электрические заряды притягиваются или отталкиваются.

А2. Сила кулоновского взаимодействия двух точечных зарядов

А3. С какой силой взаимодействуют два маленьких заряженных шарика, находящиеся в вакууме на расстоянии 9 см друг от друга? Заряд каждого шарика равен 3*10-6 Кл.
1) 0.09 Н 3) 10 Н
2) 1 Н 4) 3.3*106 Н

А4. Два точечных заряда действуют друг на друга с силой 12 Н. Какой будет сила взаимодействия между ними, если уменьшить значение каждого заряда в 2 раза, не меняя расстояние между ними?
1) 3 Н 2) 6 Н 3) 24 Н 4) 48 Н

А5. Два точечных электрических заряда действуют друг на друга с силами 9 мкН. Какими станут силы взаимодействия между ними, если, не меняя расстояние между зарядами, увеличить модуль каждого из них в 3 раза?
1) 1 мкН 2) 3 мкН 3) 27 мкН 4) 81 мкН

№1. Определить силу взаимодействия двух точечных зарядов q1=q2=1 Кл,
находящихся в вакууме на расстоянии
1 м друг от друга.

№2. Два шарика, расположенные
на расстоянии 10 см друг от друга,
имеют одинаковые отрицательные заряды
и взаимодействуют с силой 0,23 мН.
Найти число избыточных электронов
на каждом шарике.

№3. Два одинаковых металлических шарика, имеющих заряды +150 нКл
и –60 нКл, привели в соприкосновение
и раздвинули на 10 см.
Определите силу взаимодействия
между ними.

№4. Три одинаковых положительных заряда по 1нКл каждый расположены по вершинам равностороннего треугольника.
Какой отрицательный заряд q4 нужно поместить в центре треугольника, чтобы сила притяжения с его стороны уравновесила силы взаимного отталкивания зарядов, находящихся в вершинах?

Чтобы система зарядов находилась
в равновесии, необходимо,
чтобы результирующая сила,
действующая на каждый заряд, равнялась нулю.
Заряды расположены в вершинах равностороннего треугольника,
т.е. на каждый заряд в силу симметрии системы будут действовать одинаковые по модулю результирующие силы.
Достаточно выяснить, какой заряд следует поместить в центре треугольника,
чтобы один из трех зарядов, например,
q1 находился в равновесии.

На заряд q1 действует каждый из зарядов q2, q3, q4 независимо от остальных. Поэтому заряд q1 будет находиться в равновесии, если выполняется следющее

№5. Во сколько раз сила электрического отталкивания между двумя электронами больше силы их гравитационного притяжения друг к другу?

№6. Согласно классической модели атома водорода, электрон вращается вокруг протона по круговой орбите
радиусом 5.3*10-11 м.
Найдите период обращения электрона,
его угловую и линейную скорости.

№7. Определите гравитационную силу притяжения двух водяных шаров, содержащих избыточный электрический заряд, равный 1% от их полного заряда. Шары взаимодействуют на расстоянии
58 см с силой 5.98*1025 Н.
Масса каждого шара 60 кг.

№8. С какой силой F будут притягиваться
два одинаковых свинцовых шарика радиусом
r = 1 см, расположенные на расстоянии R = 1 м друг от друга, если у каждого атома первого шарика отнять по одному электрону
и все эти электроны перенести на второй шарик? Молярная масса свинца M = 207*10−3 кг/моль, плотность ρ = 11.3 г/см3.

№9. Тонкое проволочное кольцо радиуса R
несет электрический заряд q.
В центре кольца расположен одноименный заряд Q, причем Q >> q. Определить силу,
с которой растянуто кольцо.

Закон Кулона прямо применять нельзя!
Равномерно заряженное кольцо разбиваем на элементарные ячейки, которые можно представить как точечные заряды.

Электрическое полеК содержанию

Электрическое
поле

Теория близкодействия,
созданная на основе работ
английского физика Майкла Фарадея, объясняет взаимодействие электрических зарядов тем, что вокруг каждого электрического заряда существует электрическое поле.

Электрическое поле заряда – материальный объект, оно непрерывно в пространстве и способно действовать на другие электрические заряды.

Это одна из двух компонент электромагнитного поля,
существующее вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом,
а также возникающее при изменении магнитного поля.

Майкл Фарадей
 (22.09.1791 – 25.08.1867)

Английский физик-экспериментатор,
химик.

Открыл электромагнитную индукцию.
Создал первую модель электродвигателя.
Среди других его открытий: первый трансформатор, химическое действие тока, диамагнетизм,
законы электролиза,
действие магнитного поля на свет.
Первым предсказал электромагнитные волны.
Ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит,
диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и др.

Теория дальнодействия
Действие на расстоянии представляет собой взаимодействие объектов
между собой, не используя при этом никаких посредников.
Согласно этой теории между взаимодействующими объектами находится пустота.
Т.е. отрицается наличие какого-либо агента передающего воздействие от одного тела к другому.

Считается, что такое воздействие передается бесконечно быстро.
Расстояние также может быть любым, действие тел друг на друга всё равно будет происходить.   В качестве примера теории действия
на расстоянии приводится сила всемирного тяготения, которая описана
в классической теории
гравитации Ньютона.

Согласно теории дальнодействия кулоновская сила, действующая на электрический заряд, сразу же изменится, если соседний заряд сдвинуть с места.

С точки зрения действия на расстоянии иначе быть не может:
один заряд непосредственно через пустоту «чувствует» присутствие другого.

Идея Фарадея:
электрические заряды не действуют
друг на друга непосредственно.
Каждый из них создаёт в окружающем пространстве электрическое поле.

Поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот.
По мере удаления от заряда поле ослабевает.

Подтвержденная теоретически
идея Максвелла:

Джеймс Клерк Максвелл
 (13.07.1831 – 05.11.1879)

Британский физик, математик и механик. Шотландец по происхождению.

Заложил основы современной классической электродинамики.
Ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля.
Получил ряд следствий из своей теории: предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа света, давление света и др.
Ввёл в физику статистические представления и показал статистическую природу второго начала термодинамики, получил ряд важных результатов в молекулярной физике и термодинамике.
Один из основателей кинетической теории газов.
Пионер количественной теории цветов; автор трёхцветного принципа цветной фотографии.

Электростатическое поле —
(при отсутствии электрических токов).

Не меняется со временем!
Создаётся только электрическими зарядами, и существует в пространстве, окружающем эти заряды,
и неразрывно с ними связано.

A1. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий
1) всегда равна скорости света  2) определяется только при условии, что заряды неподвижны  3) равна скорости света в вакууме  4) зависит от знаков зарядов

A2. Электрическое поле можно обнаружить
1) если оно не изменяется во времени  2) если оно изменяется во времени  3) помещая в данную точку заряд  4) если заряд движется

A3. При перемещении одного из зарядов
1) уменьшается электрическое поле другого заряда  2) его электрическое поле постепенно ослабевает  3) изменяется сила взаимодействия зарядов  4) увеличивается электрическое поле другого заряда

Напряженность электрического поляК содержанию

Напряженность
электрического поля

К содержанию

Напряженность электрического поля - физическая величина,
равная отношению силы,
с которой поле действует на положительный пробный заряд, помещенный в данную точку пространства, к величине этого заряда:

Направление вектора напряженности электрического поля в каждой точке пространства совпадает с направлением силы, действующей на положительный
пробный заряд.

Для того чтобы описать электрическое поле, нужно задать
вектор напряженности
в каждой точке поля.

Направление силовых линий позволяет определить направление вектора напряжённости в различных точках поля, а густота (число линий на единицу площади) силовых линий показывает,
где напряжённость поля больше.

Силовые линии электрического поля
не замкнуты, они начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных.

Силовые линии непрерывны и
не пересекаются, т.к. пересечение означало бы отсутствие
определённого направления напряжённости электрического поля
в данной точке.

Силовые линии –
линии, касательная к которым
в любой точке поля
совпадает с направлением вектора напряженности Е.

Теорема  Гаусса:
потоком вектора напряженности называется величина Ф, равная произведению модуля вектора напряженности на площадь контура S, ограничивающую некоторую площадь,
и на косинус угла между вектором напряженности и нормалью к площадке.

Густота силовых линий должна
быть такой, чтобы единичную площадку, нормальную к вектору напряженности пересекало такое их число, которое
равно модулю вектора напряженности.

Однородное поле –
электрическое поле, в котором напряжённость одинакова по модулю
и направлению во всех точках пространства.

Приблизительно однородным является
поле между двумя разноимённо заряженными плоскими металлическими пластинами.

К содержанию

1) незаряженный металлический шар, помещённый в электрическое поле  2) отрицательный пробный заряд, помещённый в электрическое поле  3) положительный пробный заряд, помещённый в электрическое поле  4) ответа нет, так как напряжённость поля — скалярная величина

A2. Сила, действующая в поле на заряд 0.00002 Кл, равна 4 Н. Напряжённость поля в этой точке равна
1) 200 000 Н/Кл
2) 0.00008 В/м
3) 0.0008 Н/Кл
4) 5*10-6 Кл/Н

A3. Силовая линия электрического поля
1) линия, вдоль которой в поле будет двигаться положительный заряд  2) линия, вдоль которой в поле будет двигаться отрицательный заряд  3) светящаяся линия в воздухе, которая видна при большой напряжённости поля  4) линия, в каждой точке которой напряжённость поля направлена по касательной

Напряжённость поля точечного заряда

Напряжённость поля точечного заряда прямо пропорциональна величине заряда Q, создающего поле, и обратно пропорциональна квадрату расстояния от заряда, до той точки поля, в которой измеряется напряжённость.

Если Q > 0, то Е направлен по радиусу от заряда.Если Q

Если Q > 0, то Е направлен
по радиусу от заряда.

Если Q < 0, то Е направлен
по радиусу к заряду.

Поле заряженного шара
На расстоянии больше, чем радиус сферы,
от центра шара напряжённость поля
определяется той же формулой,
что и напряжённость поля точечного заряда, помещённого в центре сферы

Внутри проводящего шара Е=0!

Принцип суперпозиции полей:
Если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряжённости которых Е1, Е2, Е3 и т. д., то результирующая напряжённость поля в этой точке равна сумме напряжённостей этих полей:

Напряжённость поля, создаваемого отдельным зарядом, определяется так, как будто других зарядов, создающих поле, не существует.

№1. Два одинаковых положительных точечных заряда расположены
на расстоянии r друг от друга в вакууме.
Определите напряжённость электрического поля в точке, расположенной на одинаковом расстоянии r от этих зарядов.

№2. Проводящая сфера радиусом R = 0.2 м,
несущая заряд 1.8*10-4 Кл, находится в вакууме. Определите:
1) модуль напряжённости Е электрического поля на её поверхности;
2) модуль напряжённости Е1 электрического поля в точке, отстоящей на расстоянии r1 = 10 м от центра сферы;
3) модуль напряжённости Е0 в центре сферы.

№3. В однородное электрическое поле напряжённостью Е0= 3 кН/Кл внесли
точечный заряд q = 4*10-10 Кл.
Определите напряжённость электрического поля в точке А, находящейся на расстоянии
r = 3 см от точечного заряда.
Отрезок, соединяющий заряд и точку А, перпендикулярен силовым линиям однородного электрического поля.

№4. В вершинах равностороннего треугольника со стороной а = 3 см находятся три точечных заряда
q1 = q2 = 10-9 Кл, q3 = -2*10-9 Кл. Определите напряжённость электрического поля в центре треугольника в точке О.

A1. Точка В находится в середине отрезка АС. Неподвижные точечные заряды -q
и -2q расположены в точках А и С соответственно. Какой заряд надо поместить в точку С взамен заряда -2q, чтобы напряжённость электрического поля в точке В увеличилась в 2 раза?
1) -5q 2) 4q 3) -3q 4) 3q

C2. Точечный заряд q, помещённый в начало координат, создаёт в точке А электростатическое поле напряжённостью ЕA = 65 Н/Кл. Чему равна напряженность ЕB в точке В?
1) 25 Н/Кл 2) 15 Н/Кл 3) 0 4) 2.5 Н/Кл

C3. В однородном электрическом поле, вектор напряжённости которого направлен вертикально вверх, висит шарик массой 10 г и зарядом 5 мКл. При выключении поля сила натяжения нити увеличивается в два раза. Определите напряжённость поля.
1) 15 Н/Кл 2) 10 Н/Кл 3) 0 4) 20 Н/Кл

ПроводникиидиэлектрикиК содержанию

Проводники
и
диэлектрики

Проводники –
вещества, в которых электрические заряды могут свободно перемещаться.

Примеры:
металлы (проводники I рода),
водные растворы солей и кислот –электролиты (проводники II рода),
раскалённые газы.

Свободные заряды –
заряженные частицы, способные свободно перемещаться в проводнике
под влиянием электрического поля.

Свободные электроны участвуют
в тепловом движении и могут перемещаться по металлу в любом направлении.

Электростатическая индукция – явление разделения зарядов
и их распределение по поверхности проводника во внешнем
электрическом поле.

Открыта немецким физиком
Иоганном Карлом Вильке в 1757 г.

Иоганн Карл Вильке
(06.09.1732 – 18.04.1796)

Шведский физик-экспериментатор.
Внёс значительный вклад в теорию теплоты, теплоёмкости и электростатику.

Предложил первую единицу измерения
тепла – калория.
Проводил эксперименты в области электричества и магнетизма.
Совместно с Эпинусом обнаружил и детально исследовал пироэлектрический эффект
в кристаллах турмалина.
Создал первую карту магнитного наклонения. Предложил первый трибоэлектрический ряд.

Внутри проводника при подключенном внешнем поле нет электростатических полей.

Этот факт используется при экранировании – применении способа электростатической защиты людей и чувствительного к наведенным полям электрооборудования.
Экранированная одежда и обувь из тканей с токопроводящими нитями, включая головной убор, используется в энергетике для защиты персонала, работающего в условиях повышенной напряженности, создаваемой высоковольтным оборудованием.

Заземление
Земля действует как резервуар зарядов,
принимая и отдавая электроны.
Если поднесем к заземленному металлическому предмету отрицательно заряженный стержень, свободные электроны
в металле будут отталкиваться
и уходить в Землю.
Если отсоединить стержень от этого предмета, на металле останется избыточный положительный заряд.
Так мы зарядим тело положительным зарядом.

Происходит процесс появления электрического заряда на поверхности проводника
 при внесении его в область действия внешнего электрического поля.

Электрический заряд, скопившийся на проводнике, называют наведенным или индуцированным.

На противоположных сторонах проводящего тела скапливаются противоположные по знаку заряды – с одной стороны отрицательные, а с другой – положительные.

Заряд на проводнике при электростатической индукции накапливается до тех пор,
пока собственное электростатическое поле практически полностью
не компенсирует внешнее.

Это работает только с хорошо проводящими металлами.

Заряды в проводнике могут располагаться только на его поверхности.

Силовые линии
электростатического поля
вне проводника ┴
поверхности в
непосредственной
близости к его поверхности.
Касательная составляющая
вектора напряженности электрического поля не равна нулю. Т.е. на свободные заряды действует сила, перемещающая их по поверхности проводника.

Диэлектрики/изоляторы
(гр. dia – через, англ. electric – электрический) –
вещества, в которых электрические заряды не могут свободно перемещаться.

Примеры:
фарфор, стекло, янтарь,
эбонит, резина, шёлк,
газы при комнатных температурах.

Диэлектрики

Полярные

Состоят из молекул,
у которых центры
распределения положительных
и отрицательных зарядов
не совпадают

Поваренная соль, вода, спирты.

Неполярные

Состоят из атомов
или молекул, у которых центры распределения положительных и отрицательных зарядов совпадают.

Инертные газы, масло, воздух, О2, Н2, бензол

Электрический диполь  – идеализированная электронейтральная система, состоящая из точечных и равных по абсолютной величине положительного и отрицательного электрических зарядов.

Поляризация –
смещение положительных и отрицательных связанных зарядов диэлектрика в противоположные стороны.

совершая хаотическое тепловое движение, ориентированы в самых разных направлениях.

Электрические поля этих диполей полностью компенсируют друг друга,
и результирующее поле равно нулю
во всех областях диэлектрика.

Но если поместить такой диэлектрик во внешнее поле E0, то оно «развернёт» диполи так, что они окажутся ориентированными вдоль линий напряжённости

При наложении внешнего поля E0 орбита деформируется: электрон смещается в сторону положительных зарядов, создающих внешнее поле.

Деформация неполярных молекул под действием внешнего электрического поля не зависит от их теплового движения, поэтому поляризация неполярного диэлектрика не зависит от температуры.

Все свободные заряды одного знака устремляются в одну сторону,
заряды противоположного знака
в противоположную сторону.
Внутреннее поле, которое при этом образуется внутри проводника,
"гасит" внешнее поле.
Поле внутри диэлектрика ослабляется,
в зависимости от свойств диэлектрика.

Диэлектрическая проницаемость вещества –
физическая величина, равная отношению модуля напряжённости поля Е0 в вакууме к модулю напряжённости поля Е
в диэлектрике.

Она оценивает соотношение силы взаимодействия между двумя точечными зарядами при двух различных условиях: в вакууме и рабочей среде.

При этом показатели вакуума принимаются за 1 (ε=1), у реальных веществ они всегда выше (ε>1).

Чем выше значение диэлектрической проницаемости среды, тем сильнее проявляются изоляционные свойства.

BaTiO₃ – бария титанат –
сегнетоэлектрик.
В его кристаллах наблюдаются три фазовых перехода, сопровождающиеся изменением структуры и свойств.

Сегнетова соль была первым кристаллом, у которого обнаружены и изучены
сегнетоэлектрические свойства,
и она дала название целому классу
материалов.

Сегнетоэлектрик, ферроэлектрик (англ. ferroelectric material) –
дипольным моментом.

Сегнетоэлектрик – кристаллический диэлектрик, обладающий в
определённом интервале температур спонтанной
(самопроизвольной) поляризацией,
которая существенно изменяется под влиянием
внешнего воздействий.

которые имеют электрический момент
и ориентированы в различных направлениях.
Поэтому электрический момент всего сегнетоэлектрика будет равен нулю.

К содержанию

В каких областях пространства напряжённость электростатического поля, создаваемого шаром, отлична от нуля?
1) только в I         2) только во II
3) только в III
4) в I и II

В2. На неподвижном проводящем уединённом кубике находится заряд Q. Точка О – центр кубика, точки В и С – центры его граней, АВ = OB, CD = ОС, ОМ = ОВ/2. Модуль напряжённости электростатического поля заряда Q в точке А равен ЕА. Чему равен модуль напряжённости электростатического поля заряда Q в точке D и точке М? Установите соответствие между физическими величинами и их значениями.

Работа и энергия электростатического поляК содержанию

Работа и энергия электростатического поля

К содержанию

Энергия взаимодействия электронов с ядром
в атоме и энергия взаимодействия атомов
друг с другом в молекулах –
это в основном электрическая энергия.

С точки зрения теории близкодействия
на заряд непосредственно действует электрическое поле, созданное другим зарядом.

При перемещении заряда действующая на него со стороны поля сила совершает работу.

Работа сил электростатического поля
при перемещении заряда
из одной точки поля в другую
не зависит от формы траектории,
а определяется только положением начальной и конечной точек
и величиной заряда.

Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле,
где d — расстояние от точки 2 до любой точки, находящейся с точкой 2 на одной силовой линии.

Физический смысл имеет не сама Wп,
а разность ее значений в двух точках пространства.

Работа, совершаемая электростатическое полем при перемещении точечного заряда q из точки (1) в точку (2),
равна разности значений потенциальной энергии в этих точках и не зависит от пути перемещения заряда и от выбора точки (0):

Потенциальное поле –
поле, работа которого по перемещению заряда по замкнутой траектории всегда равна нулю.

Работа потенциального поля

Формула справедлива для любого электростатического поля

Потенциальная энергия заряда
в электростатическом поле
пропорциональна заряду.

Это справедливо как для однородного поля, так и для неоднородного.

Отношение потенциальной энергии к заряду не зависит от помещённого
в поле заряда.

К содержанию

A1. В неоднородном электростатическом поле перемещается положительный заряд из точки 1 в точку 2 по разным траекториям. В каком случае работа сил поля меньше?
1) работа сил электростатического поля по траекториям, II, III одинакова   2) I 3) II 4) III

Потенциал электростатического поляК содержанию

Потенциал электростатического поля

Потенциал точки электростатического поля –
отношение потенциальной энергии заряда, помещённого в данную точку,
к этому заряду.

Напряжённость поля – силовая характеристика.
Потенциал – энергетическая характеристика.

Потенциал точки электростатического поля

Потенциал однородного поля в точке, отстоящей на расстоянии d от неё

Потенциал поля неподвижного точечного заряда q в данной точке поля, находящейся на расстоянии r от заряда

Изменение потенциала не зависит от выбора нулевого уровня отсчёта потенциала.

Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Джероламо Умберто Вольта
(18.02.1745 – 05.03.1827)

Впервые поместил пластины из цинка и меди в кислоту, чтобы получить непрерывный электрический ток, создав первый в мире химический источник тока - «Вольтов столб».
Благодаря этому был изобретён
«элемент Вольта»  –
первый гальванический элемент.
Именем Вольты названа единица измерения электрического напряжения – вольт.

Гальванический элемент –
химический источник электрического тока, основанный на взаимодействии двух металлов и/или их оксидов в электролите, приводящем к возникновению в замкнутой цепи электрического тока.

Назван в честь Луиджи Гальвани.

Луиджи Гальвани
 (09.09.1737 – 04.12.1798)

Итальянский врач, анатом,
физиолог, физик.

Один из основателей электрофизиологии
и учения об электричестве,
основоположник экспериментальной электрофизиологии.
Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении («животное электричество»). Обнаружил возникновение разности потенциалов при контакте разных видов металла и электролита.
 Гальвани предположил, что мышца является своеобразной батареей лейденских банок,
непрерывно возбуждаемой действием мозга,
которое передается по нервам.
Именно так и была рождена теория животного электричества!

Значение потенциала в данной точке зависит от выбора нулевого уровня
для отсчета потенциала,
т. е. от выбора точки, потенциал которой принимается равным нулю.

Изменение потенциала не зависит
от выбора нулевого уровня отсчета потенциала.

Напряжение – разность потенциалов.

Электрическое напряжение –
это отношение работы электрического поля зарядов при передаче пробного заряда из точки 1 в точку 2.

Чем меньше меняется потенциал
на расстоянии Δd,
тем меньше напряжённость электростатического поля.

Если потенциал не меняется совсем,
то напряжённость поля равна нулю.

Напряжённость электрического поля направлена в сторону убывания потенциала.

Если электрическое поле действует на положительный заряд, направление силы совпадает с направлением вектора напряженности поля.

Если электрическое поле действует на отрицательный заряд, направление силы противоположно направлению вектора напряженности электрического поля.

Если поле совершает положительную работу,
то потенциальная энергия заряда уменьшается.

Если поле совершает отрицательную работу,
то потенциальная энергия заряда увеличивается.

Если работа поля равна нулю, то потенциальная энергия заряда не изменяется.

напряженность электрического поля

напряженность
электрического поля
точечного заряда

напряженность поля внутри заряженной проводящей сферы

напряженность поля снаружи заряженной проводящей сферы

напряженность поля на поверхности заряженной проводящей сферы

А1. Выберите правильное
соотношение разности
потенциалов между
точкой G и точками В, С
и D в электростатическом
однородном поле.

1) φG - φB = φG - φD > φG - φC  2) φG - φB = φG - φD < φG - φC  3) φG - φB = φG - φC = φG - φD < 0  4) φG - φB = φG - φC = φG - φD > 0

А2. Работа поля по перемещению заряда
q = 10-5 Кл из одной точки в другую равна 10 Дж. Разность потенциалов между этими точками равна
1) 10-4 В 2) 104 В 3) -106 В 4) 106 В

А3. Для перемещения заряда 106 Кл из точки, потенциал которой равен 2 В, в точку, потенциал которой равен 6 В, надо совершить работу, равную
1) 4*10-6 Дж
2) 4*106 Дж
3) -4*10-6 Дж
4) -2*106Дж

Эквипотенциальные поверхностиК содержанию

(лат. эквус – равный) –
поверхности равного потенциала.

Силовые линии электростатическое поля всегда перпендикулярны ЭкП.

Общие свойства геометрии электростатического поля:

1) силовые линии начинаются на зарядах, и либо уходят на бесконечность, либо заканчиваются на других зарядах;

2) в потенциальном поле силовые линии не могут быть замкнуты. В противном случае можно было бы указать такой замкнутый контур, что работа электрического поля при перемещении заряда по этому контуру не равна нулю;

3) силовые линии пересекают любую эквипотенциаль по нормали к ней;

4) силовые линии нигде не пересекаются за исключением точек, где E→ = 0.

ЭкП строятся обычно так, что разность потенциалов между двумя соседними поверхностями постоянна.

ЭкП однородного поля расположены на равных расстояниях друг от друга.

ЭкП качественно характеризуют распределение поля в пространстве.
ЭкП кулоновского поля точечного заряда – концентрические сферы.
ЭкП однородного поля представляют собой плоскости.

напряженность поля
бесконечной заряженной плоскости

поверхностная плотность заряда

Коэффициент 2 появляется, т.к. плоскость окружена двумя поверхностями площадью S.
Поле бесконечной заряженной плоскости не зависит от расстояния от плоскости!
Можно пользоваться, когда расстояние много меньше размеров плоскости.

№1. Определите значение напряжённости
и потенциала поля в точке А,
находящейся на расстоянии l = 20 см
от поверхности заряженной проводящей сферы радиусом R = 10 см,
если потенциал сферы φ0 = 240 В.

№2. Какую работу необходимо совершить, чтобы перенести заряд q = 3*10-8 Кл
из бесконечности в точку,
находящуюся на расстоянии l = 90 см
от поверхности сферы радиусом
R = 10 см, если поверхностная плотность заряда сферы σ = 2*10-6 Кл/м2?

радиус которой R2 = 40 см
и заряд q = 2*10-6 Кл.
Определите потенциал оболочки и заряд шарика после того, как его заземлили.

После заземления шарика в системе будет происходить перетекание заряда до тех пор, пока потенциал шарика не станет равным нулю.

№4. К закреплённому заряженному шарику
зарядом +q движется протон.
На расстоянии r = r1 скорость протона υ1. Определите, на какое минимальное расстояние приблизится протон к шарику.

№5. В центр незаряженной металлической сферической оболочки с внутренним радиусом R1 и внешним радиусом R2помещают заряд q. Определите напряжённость и потенциал поля как функции расстояния от центра сферы.

Если заряд находится в центре,
на внутренней поверхности металлической оболочки индуцируется заряд противоположного знака,
а на внешней – того же знака, что и заряд q.
Сумма индуцированных зарядов равна нулю.
Силовые линии поля начинаются на заряде q и заканчиваются на внутренней поверхности оболочки,
затем опять начинаются на внешней
поверхности оболочки.
Напряжённость ЭП внутри проводника равна нулю.

Картина силовых линий поля данной системы аналогична картине силовых линий поля точечного заряда за исключением области, занимаемой оболочкой.
Здесь силовые линии терпят разрыв.

Согласно принципу суперпозиции потенциал любой точки поля складывается из потенциала поля заряда q, проводящей сферы радиусом R1,
с зарядом -q и проводящей сферы радиусом R2
с зарядом +q.

№6. На рисунке изображен вектор напряженности Е электрического поля в точке С, которое создано двумя неподвижными точечными зарядами qA и qB.
Чему равен заряд  qB, если заряд  qA = -2 нКл?

Вектор напряженности электрического поля в точке C, по принципу суперпозиции, есть векторная сумма полей, создаваемых зарядами A и B по отдельности.

Поле направлено от +q и к -q.
Поскольку заряд A отрицательный, суммарное поле в точке C может быть направлено только в область I (заряд B также отрицательный) или область II (заряд B положительный).
Из рисунка видно, что суммарное поле направлено в об­ласть II, т.е. заряд положительный.
Если бы заряды по модулю совпадали, то суммарное поле было бы направлено параллельно линии, соединяющей заряды.
Это не так, значит, правильный ответ 1. правильность выбора можно подтвердить прямым построением.
Видно, что модуль вектора напряженности поля, создаваемого зарядом A, в 2 раза больше.

№7. Между двумя точечными зарядами
+4*10-9 Кл и -5*10-9 Кл
расстояние равно 0.6 м.
Найдите напряженность поля в средней точке между зарядами.

№8. В однородном поле напряженностью
60 кВ/м переместили заряд 5 нКл.
Вектор перемещения равен по модулю
20 см и образует угол 60° с направлением силовой линии.
Найдите работу поля, изменение потенциальной энергии взаимодействия заряда и поля
и напряжение между начальной и конечной точками перемещения.
Дайте ответы на те же вопросы для случая перемещения отрицательного заряда.

и зарядом 3.2*10-17 Кл.
Какова напряженность поля, если сила тяжести пылинки уравновешена силой электрического поля?

№10. Каков диаметр масляной капли плотностью 900 кг/м3,
которую с помощью одного лишнего электрона можно уравновесить в поле напряженностью 10 000 В/м?

К содержанию

А1. Заряженная пылинка движется между двумя одинаковыми заряженными вертикальными пластинами, расположенными напротив друг друга. Разность потенциалов между пластинами 500 В, масса пылинки столь мала, что силой тяжести можно пренебречь. Какую кинетическую энергию приобретает пылинка при перемещении от одной пластины до другой, если её заряд 4 нКл?
1) 2 мкДж 3) 4 мкДж
2) 1 мкДж 4) 0.08 мкДж

A2. Заряженная пылинка движется вертикально между двумя одинаковыми горизонтальными пластинами размером 5*5 см, расположенными напротив друг друга на расстоянии 0.5 см, разность потенциалов между которыми 300 В. Её кинетическая энергия при перемещении от одной пластины до другой изменяется на
1.5 мкДж. Чему равен заряд пылинки?
Силу тяжести не учитывайте.
1) 10 нКл 2) 1,5 нКл 3) 5 нКл 4) 0,25 нКл

C3. Песчинка, имеющая заряд 10-11 Кл, влетела в однородное электрическое поле вдоль его силовых линий с начальной скоростью 0.1 м/с и переместилась на расстояние 4 см. Чему равна масса песчинки, если её скорость
увеличилась на 0.2 м/с при
напряжённости поля 105 В/м?
Силу тяжести не учитывайте.

Пробой диэлектрикаК содержанию

Пробой
диэлектрика

К содержанию

При электризации двух проводников между ними появляется электрическое поле
и возникает разность потенциалов.
С увеличением заряда проводников электрическое поле между ними усиливается.

В сильном электрическом поле возможен так называемый пробой диэлектрика:
между проводниками проскакивает искра,
и они разряжаются.
Чем меньше увеличивается напряжение и напряжённость поля между проводниками
с увеличением их зарядов,
тем больший заряд можно на них накопить.

Пробой диэлектрика –

Три основных механизма пробоя
твердых диэлектриков:
1. Электрический
2. Тепловой
3. Электрохимический
4. Поверхностный

Электрический пробой –

явление резкого возрастания силы тока в твёрдом, жидком или газообразном диэлектрике, возникающее при приложении напряжения выше критического (напряжение пробоя);

резкое падение их электрического сопротивления при достаточно высоком приложенном к образцу напряжении.

Электрический пробой отличается
от теплового тем, что на подготовительной стадии пробоя
ни разогрев, ни химические процессы
не имеют существенного значения,
а также малым временем развития пробоя (порядка 10-7-10-8 с),
слабой зависимостью пробивного напряжения от температуры.
Обусловлен ударной ионизацией атомов
и молекул электронами.

Тепловой пробой –

резкое увеличение электропроводности
при прохождении через него ЭТ, обусловленное джоулевым разогревом
и нарушением теплового равновесия
образца с окружающей средой.

Возникает при повышенной проводимости твердых диэлектриков
и больших диэлектрических потерях,
а также при подогреве диэлектрика посторонними источниками тепла или при плохом теплоотводе.

Необходимым условием является резкое возрастание проводимости с ростом температуры.
Незначительная в первый момент (комнатная температура) проводимость вследствие выделения джоулева тепла приводит к небольшому повышению температуры, вследствие чего проводимость увеличивается.

Электрохимический пробой –
вызывается изменением химического состава и структуры диэлектрика в результате электрического старения.

В монослойной полимерной изоляции электрическое старение обусловлено образованием ветвистых каналов неполного пробоя, называемых электрическими дендритами,
которые под действием частичного разряда постепенно прорастают в направлении от одного электрода к другому

Наблюдается при постоянном и переменном напряжениях низкой частоты,
когда в материале развиваются процессы, обусловливающие необратимое уменьшение сопротивления изоляции
(электрохимическое старение).

Может иметь место при высоких частотах,
если в закрытых порах материала происходит ионизация газа, сопровождающаяся тепловым эффектом и восстановлением, например,
в керамике, окислов металлов переменной валентности.

Поверхностный пробой –
пробой газа или жидкости вблизи поверхности твердого диэлектрика.

Электрическая прочность
твердого диэлектрика не нарушается,
однако образование проводящего канала
на поверхности существенно ограничивает рабочие напряжения изолятора.

Пробивное напряжение –
величина напряжения, при котором происходит пробой диэлектрика.

Электрическая прочность
(пробивная напряжённость) –
характеристика диэлектрика, минимальная напряжённость
электрического поля,
при которой наступает электрический пробой.

где d – толщина диэлектрика в месте пробоя, м.

Электроёмкость. КонденсаторК содержанию

Электроёмкость. Конденсатор

Электроёмкость –

Электроёмкость двух проводников –
отношение заряда одного из проводников к разности потенциалов между ними.

Чем больше электроёмкость, тем больший заряд скапливается на проводниках
при одном и том же напряжении.

Электроёмкость не зависит
от сообщённых проводникам зарядов,
от возникающего между ними напряжения,
от рода вещества.

Электроёмкость зависит
от его формы и размеров проводника,
а также от наличия вблизи других проводников или диэлектриков.

1 фарад –
это электроёмкость двух проводников в том случае, если при сообщении им зарядов +1 Кл и -1 Кл между ними возникает разность потенциалов 1 В.

Конденсатор
(лат. condensare – «сгущать»,
лат. condensatio  – «накопление»)

– двухполюсник с постоянным или переменным значением ёмкости и малой проводимостью;

– устройство для накопления заряда и энергии электрического поля.

Лейденская банка –
первый электрический конденсатор.

Изобретён голландским учёным
Питером ван Мушенбруком и его учеником Кюнеусом в 1745 г. в Лейдене.

Параллельно и независимо от них сходный аппарат под названием «медицинская банка» изобрёл немецкий учёный Эвальд Юрген фон Клейст.

Эвальд Юрген
фон Клейст
 (10.06.1700 – 11.12.1748)

Немецкий физик, юрист,
лютеранский клирик,
один из создателей первого конденсатора.

11 октября 1745 г. самостоятельно изобрёл «медицинскую банку»,
которая может хранить электрический заряд
в больших количествах.
В конце 1745 г. сообщил о своем открытии группе немецких учёных.
Новость была передана в Лейденский университет, где была тщательно исследована.
Изобретение стало более известно как «лейденская банка» благодаря труду
Питера ван Мушенбрука.

Питер ван
Мушенбрук
 (14.03.1692 – 19.09.1761)

Голландский физик,
один из создателей первого конденсатора.

Провел первые опыты по тепловому расширению твёрдых тел,
в 1731 г. изобрел для этих целей пирометр, который позже использовал для определения температуры плавления ряда металлов.
В 1751 г. построил таблицы удельных весов
многих веществ.
Занимался исследованием прочности строительных материалов, проблемой поглощения света различных цветов в воздухе.

В простейшем варианте конденсатор состоит из:
двух электродов в форме пластин, разделённых диэлектриком,
толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок

Обкладки –
проводники конденсатора
(электроды).

Конденсаторы различаются по возможности изменения своей ёмкости:

постоянные переменные подстроечные

Между обкладками находится диэлектрик,
т.е. заряженные частицы не могут «перескочить» на противоположную сторону конденсатора. Тем не менее, электроны передвигаются от источника питания до пластины конденсатора. Поэтому в цепи идет электрический ток.

Емкость плоского конденсатора зависит от площади пластин S, расстояния между пластинами d и относительной диэлектрической проницаемости вещества между пластинами ɛ.

Определить эквивалентную электроёмкость —
это значит определить электроёмкость
такого конденсатора,
который при той же разности потенциалов будет накапливать тот же заряд q, что и система конденсаторов.

Применение конденсаторов

Фильтрующий конденсатор используется для снятия сигнала с сенсора, который передаёт его в форме изменяющегося напряжения.
Примерами таких сенсоров являются микрофон или активная Wi-Fi антенна.

Колебательные контуры электронной аппаратуры.
Их работа основана на том, что при включении конденсаторов в совокупности с катушкой индуктивности в цепи возникают периодические напряжения и токи.

Конденсатор улучшает параметры усилителя и качество звучания сабвуфера.

Применение конденсаторов

Формирователи импульсов, таймеры,
аналоговые вычислительные устройства.
В работе этих систем используется зависимость времени заряда конденсатора от величины емкости.

Выпрямители с умножением напряжения, применяемые в том числе в рентгенотехнических установках, лазерах, ускорителях заряженных частиц.
Здесь важнейшую роль играет свойство емкостного компонента накапливать энергию,
сохранять и отдавать ее.

В фотовспышках – электрическая энергия,
накопленная в конденсаторе, преобразуется в световую энергию газового разряда.

Ионистор (суперконденсатор) –
это энергонакопительный конденсатор,
заряд в котором накапливается на границе раздела двух сред - электрода и электролита.

Энергия в ионисторе содержится в виде статического заряда. Накопление совершается, если к его обкладкам будет приложена разность потенциалов (постоянное напряжение).

Обычный конденсатор представляет собой обкладки из фольги, разделенные сухим сепаратором, а ионистор – это комбинация конденсатора с электрохимической батареей.

Для того чтобы зарядить конденсатор,
нужно совершить работу по разделению положительных и отрицательных зарядов.
Согласно закону сохранения энергии
эта работа не пропадает,
а идёт на увеличение энергии конденсатора.

Согласно теории близкодействия
вся энергия взаимодействия заряженных тел сконцентрирована в электрическом поле этих тел. Т.е. энергия может быть выражена через основную характеристику поля – напряжённость.

К содержанию

A1. Как изменится энергия электрического поля конденсатора, если заряд на его обкладках уменьшить в 2 раза?
1) не изменится
2) уменьшится в 2 раза
3) уменьшится в 4 раза
4) увеличится в 2 раза

A2. Конденсатор подключён к источнику постоянного напряжения. Как изменится энергия электрического поля внутри конденсатора, если увеличить в 2 раза расстояние между обкладками конденсатора?
1) не изменится         2) увеличится в 2 раза
3) уменьшится в 2 раза
4) правильный ответ не приведён

C1. Маленький шарик с зарядом q = 4*10-7 Кл и массой 3 г, подвешенный на невесомой нити с коэффициентом упругости 100 Н/м, находится между вертикальными пластинами воздушного конденсатора. Расстояние между обкладками конденсатора 5 см. Чему равна разность потенциалов между обкладками конденсатора, если удлинение нити 0.5 мм?

C2. В плоский конденсатор длиной L = 5 см влетает электрон под углом а = 15° к пластинам. Энергия электрона W = 2.4*10-16 Дж. Расстояние между пластинами d = 1 см. Определите разность потенциалов между пластинами конденсатора U, при которой электрон на выходе из конденсатора будет двигаться параллельно пластинам. Заряд электрона qe = 1.6*10-19 Кл.

C3. Конденсаторы, электрическая ёмкость которых 2 мкФ и 10 мкФ, заряжают до напряжения 5 В каждый, а затем «плюс» одного из них подключают к «минусу» другого и соединяют свободные выводы резистором
1000 Ом. Определите количество теплоты, которая выделится в резисторе.

«заряжают до напряжения 5 В каждый»

№1. Электроёмкость конденсатора,
подключённого к источнику постоянного напряжения U = 1000 В, равна C1 = 5 пФ. Расстояние между его обкладками уменьшили в n = 3 раза.
Определите изменение заряда на обкладках конденсатора и энергии электрического поля.

№2. Заряд конденсатора q = 3*10-8 Кл.
Ёмкость конденсатора С = 10 пФ.
Определите скорость,
которую приобретает электрон,
пролетая в конденсаторе путь от одной пластины к другой.
Начальная скорость электрона
равна нулю.
Удельный заряд электрона
e/m =1.76*1011 Кл/кг.

№3. Четыре конденсатора ёмкостями
С1 = С2 = 1 мкФ, С3 = 3 мкФ,
С4 = 2 мкФ соединены.
К точкам А и В подводится напряжение
U = 140 В. Определите заряд q1 и напряжение на каждом из конденсаторов.

Если удаётся определить точки цепи, в которых потенциалы равны, то можно соединить эти точки или исключить конденсаторы, присоединённые к этим точкам, так как они не могут накапливать заряд и не играют роли при распределении зарядов.

В силу симметрии и равенства ёмкостей соответствующих конденсаторов потенциалы точек А и В равны.

№5. Энергия плоского воздушного конденсатора W1 = 2*10-7 Дж. Определите энергию конденсатора после заполнения его диэлектриком с диэлектрической проницаемостью ε = 2, если:
1) конденсатор отключён от источника;
2) конденсатор подключён к источнику питания.

№6. Разность потенциалов между обкладками конденсатора ёмкостью
0.1 мкФ изменилась на 175 В.
Определите изменение заряда конденсатора.

№7. Найти емкость плоского конденсатора, состоящего из двух круглых пластин диаметром 20 см, разделенных парафиновой прослойкой толщиной 1 мм.

№8. Площадь пластин конденсатора равна 520 см2. На каком расстоянии нужно разместить пластины в воздухе, чтобы емкость конденсатора была равна 50 пФ?

№9. Плоский конденсатор состоит из двух пластин площадью 50 см2 каждая.
Между пластинами находится слой стекла. Какой наибольший заряд можно накопить на этом конденсаторе,
если при напряженности поля 10 МВ/м в стекле происходит пробой конденсатора?
Диэлектрическая проницаемость стекла 7.

Тестовые заданияК содержанию

Тестовые
задания

ТабличныеданныеК содержанию

Табличные
данные

ЛитератураК содержанию

Литература

К содержанию

Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе : базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой. — М. : Просвещение, 2014. — 416 с. : ил. — (Классический курс). — ISBN 978-5-09-028225-3.

Краткий конспект по электродинамике