Презентация на тему Введение в астрономию. Звёздное небо

Введение в астрономию ПланЧто изучает астрономия? Объекты исследования, цель и современные задачи. Возникновение астрономии.Задачи астрономии Значение астрономииСтруктура вселенной Астрономия - фундоментальная наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.астронАстрономияномосзаконсветило, звезда Как появилась и для чегоНа основе практических потребностей человекаДля измерения времени и Наше времякосмонавтикаОпределение точного времени и географических координатавиациянавигациягеодезиякартография Наше времявлияние космических излученийна Землюизучение планеты Земляпроисхождение и эволюцию Вселеннойисследование и освоение космоса Объекты изучения астрономии Загадочные объекты Астрономия- древнейшая наукаСоздание первых астрономических обсерваторий теряется в глубине веков…Древнейшие обсерватории были Древние обсерваторииДревние египетские жрецы, которые были по существу и первыми астрономами, еще В древнем Китае, за две тысячи лет до нашей эры, все движения Стоунхендж представляет собой стоящие по кругу камни гигантского размера, предположительно являющиеся древней астрономической обсерваторией. Древние обсерватории в Перу, Индии, Мексике, Армении. Возникновение астрономии Древние кочевники и мореплаватели использовали созвездия на небе для ориентации. Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. до Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение: оно возникло тогда, когда считалось, Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на мореПрактическая Николай Коперник(1473-1543)Гелиоцентрическая система мира КоперникаГелиоцентрическое учение Николая Коперника способствовало изменению стиля научного мышления Итальянский физик и астроном Галилео Галилей (1564–1642), впервые направивший на небо телескоп, сделал открытия, подтвердившие учение Коперника. Галилео Галилей Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630), развив учение Коперника, на основе многолетних наблюдений открыл законы движения планет.  Иоганн Кеплер Исаак Ньютон (1643–1727) продолжил труды Галилея и Кеплера. Он открыл закон всемирного тяготения, дал В России учение Коперника смело поддержал  Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). При наблюдении прохождения Венеры по диску Солнца  в 1761 году открыл у нее атмосферу. Михаил Ломоносов Задачи астрономииИзучение видимых, а затем и действительных положений и движений небесных тел Значение астрономииИзмерение, хранение и распространение точного времени.Астрономические методы ориентировки применяются в мореплавании, Вселеннаяэто окружающее нас пространство, в котором содержится все вещество и вся энергия, Структуры Вселенной Структуры ВселеннойСолнечная система – 1 световой год Структуры ВселеннойБлижайшие звёзды– 10-15 световых лет Структуры ВселеннойПлеяды созвездие ТельцаЗвёздные скопления– 100 световых летШаровое скопление 47 Тукана Структуры ВселеннойГалактика– 100000 световых летМлечный путьТуманность АндромедыМ-31 Структуры ВселеннойСкопления галактик – 10 млн световых лет Структуры ВселеннойСверхскопления галактик – 100 млн. световых лет Звёздное небоЗвездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария М. В. ЛомоносовОткрылась бездна звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна. В безоблачную и безлунную ночь вдали от городского освещения взору открывается ве­личественная картина Тысячи лет назад люди мысленно соединили наибо­лее яркие звезды в разнообразные Это позволило людям лучше запоминать и ориентироваться по звездам. Разумеется, разные народы делили небо по-разному. У каждого «свое небо» В настоящее время все небо условно разделено на 88 участков, имеющих строго α (альфа) обозначают самую яркую звезду, а затем следуют звезды, обозначенные буквами β (бета), Основные созвездия Большая Медведица - третье по площади созвездие (после Гидры и Девы).Невооруженным глазом в нем можно увидеть до 125 звезд. Астеризмы - это легко узнаваемые звездные узоры (но это не созвездия). Большой ковш - астеризм в созвездии Другой вариант трактовки астеризма: Катафалк и Плакальщицы. Астеризм мыслится похоронной процессией: ЕгипетБедро быкаКитайПовозка императора ШандиИндияСемь мудрецовАмерикаВеликий Медведь Принадлежность звезд к тому или иному созвездию определяется лишь тем, что наблюдатель, Расстояние до Земли (световые годы)Дубхе (α) - 125Мерак (β) - 79Фекда (γ) - 85Мегрец (δ) - 81Алиот (ε) - 81 Мицар (ζ) - 79 Бенетнаш (η) - 101 Люди с хорошим зрением видят рядом с Мицаром ещё одну звезду - Во многих культурах находятся повествования об использовании Алькора для определения качества Все звезды не только удалены от наблюдателя на различные расстояния, но и 5 звёзд Ковша принадлежат единой группе - движущемуся скоплению Большой Медведицы. Дубхе Звёзды Мерак (β) и Дубхе(α) называют Указателями•  •  • Созвездие Малая Медведица Небольшое околополярное созвездие содержит всего 25 звезд, видимых невооруженным глазом. В Полярная звезда - главная достопримечательность созвездия Малой МедведицыПод Полярной звездой на горизонте Если продолжить прямую, проходящую от ε Большой Медведицы к Полярной звезде, то Одними из первых на летнем и осеннем вечернем небе появляются яркие звезды Около Веги (самой яркой звезды северного неба) четыре звезды созвездия Лиры об­разуют параллелограмм. Наиболее яркие звезды созвездия Лебедя расположены в виде креста, в одной из вершин которого находится Денеб. Осень - удобное время для наблюдения созвездий Пе­гаса и Андромеды. Отыскать их Зимнее вечернее небо украшает группа созвездий, из ко­торых наиболее отчетливо выделяется очень Представим спиральную линию, на­чинающуюся от звезды δ Ориона и проходящую через звезды Весной можно добавить со­звездия Волопаса, Девы, Льва. Направление на яркие звез­ды первых Созвездие Льва легко найти на небе: его яркие звезды образу­ют большую трапецию Три звезды (Арктур, Спика, Денебола) образуют весенний треугольник. Невооруженным глазом в безлунную ночь можно видеть над горизонтом около 3000 звезд Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна…

Слайд 2 План
Что изучает астрономия? Объекты исследования, цель и современные

задачи.
Возникновение астрономии.
Задачи астрономии
Значение астрономии
Структура вселенной

Слайд 3 Астрономия - фундоментальная наука, изучающая движение, строение, происхождение

и развитие небесных тел и их систем.
астрон

Астрономия

номос

закон

светило, звезда

Слайд 4 Как появилась и для чего
На основе
практических
потребностей

человека
Для измерения времени и ориентации по сторонам горизонта
Вавилон,

Объекты изучения астрономии

Слайд 8 Загадочные объекты

Загадочные объекты

Слайд 9 Астрономия- древнейшая наука
Создание первых астрономических обсерваторий теряется в

глубине веков…
Древнейшие обсерватории были построены в Ассирии, Вавилоне, Китае,

Египте, Персии, Индии, Мексике, Перу и некоторых других государствах несколько тысячелетий назад.

Слайд 10 Древние обсерватории
Древние египетские жрецы, которые были по существу

и первыми астрономами, еще три тысячи лет до нашей

эры вели наблюдения с плоских площадок специально сделанных на вершине пирамид.

Слайд 11 В древнем Китае, за две тысячи лет до

В древнем Китае, за две тысячи лет до нашей эры, все

нашей эры, все движения Солнца и Луны настолько хорошо

были изучены, что астрономы могли предсказать наступление затмений.

Слайд 12 Стоунхендж представляет собой стоящие по кругу камни гигантского

размера, предположительно являющиеся древней астрономической обсерваторией.

Слайд 13 Древние обсерватории в Перу, Индии, Мексике, Армении.

Древние обсерватории в Перу, Индии, Мексике, Армении.

Слайд 14 Возникновение астрономии
Древние кочевники и мореплаватели использовали созвездия

на небе для ориентации.
Астролябия- с древнегреческого как «ловушка

для звезд». Это сложный механизм, с помощью которого в Cредневековье определяли положение светил, точное время

Слайд 17 Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще

Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в.

в III в. до н.э. на основе астрономических наблюдений

за высотой Солнца в полдень.

Вычисленный радиус Земли по Эратосфену составил 6 287 км.
Современные измерения дают для усреднённого радиуса Земли величину 6 371 км.

Эратосфен
(276 -194 г. до н.э.)

Практическая астрономия

Слайд 18 Деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение:
оно

возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360

суткам, а Солнце в своём движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг – градус.

Геоцентрическая система Птолемея

Практическая астрономия

Слайд 19 Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой

местности и на море
Практическая астрономия
Искусство прокладывать путь по наблюдениям

за небесными светилами, получившее название навигация, сначала использовалось в мореходном деле, затем в авиации, а теперь и в космонавтике.

Самолет «Илья Муромец»

Слайд 22 Немецкий ученый Иоганн
Кеплер
(1571-1630), развив
Иоганн Кеплер

Слайд 23 Исаак Ньютон (1643–1727) продолжил труды Галилея и Кеплера.
Он открыл

закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав

основы небесной механики.

Исаак Ньютон

Слайд 24 В России учение Коперника смело поддержал
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765).
При наблюдении прохождения Венеры по диску
Солнца  в 1761 году открыл у нее атмосферу.
Михаил Ломоносов

Слайд 25 Задачи астрономии
Изучение видимых, а затем и действительных положений

и движений небесных тел в пространстве, определение их размеров

и формы.
Изучение физического строения небесных тел, т.е. исследование химического состава и физических условий на поверхности и в недрах небесных тел.
Решение проблем происхождения и развития, т.е. возможной дальнейшей судьбы отдельных небесных тел и их систем.
Изучение наиболее общих свойств Вселенной, построение теории наблюдаемой части Вселенной- Метагалактики.

Слайд 26 Значение астрономии
Измерение, хранение и распространение точного времени.
Астрономические методы

ориентировки применяются в мореплавании, в авиации, в космонавтике.
Вычисление и

составление календаря.
Использование астрономических методов при составлении географических и топографических карт, предвычислении наступлений морских приливов и отливов, определение силы тяжести в различных точках земной поверхности с целью обнаружения залежей полезных ископаемых.
Изучение материи в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях.
Формирование мировоззрения ибо астрономия определяет положение Земли, а вместе с ней и человека в окружающем нас мире, во Вселенной.
Объяснение наблюдаемых небесных явлении.

Слайд 27 Вселенная
это окружающее нас пространство, в котором
содержится все

вещество и вся энергия, от
мельчайших элементарных частиц до

гигантских
галактик. Вселенная включает в себя все
планеты, Солнце, звезды, астероиды, нашу

Северного полушария

Слайд 40 М. В. Ломоносов
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет,

М. В. ЛомоносовОткрылась бездна звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна.

бездне дна.

Слайд 41 В безоблачную и безлунную ночь вдали от городского освещения

взору открывается ве­личественная картина звездного неба.
На первый взгляд ка­жется,

что невозможно разобраться в звездной россыпи.

Тысячи лет назад люди мысленно соединили наибо­лее

Тысячи лет назад люди мысленно соединили наибо­лее яркие звезды в

яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия) и назвали их

именами персонажей древних мифов и легенд, животных или предметов.

Слайд 43 Это позволило людям лучше запоминать и ориентироваться по

Это позволило людям лучше запоминать и ориентироваться по звездам.

звездам.

Слайд 44 Разумеется, разные народы делили небо по-разному.
У каждого «свое

Разумеется, разные народы делили небо по-разному. У каждого «свое небо»

небо»

Слайд 45 В настоящее время все небо условно разделено на

В настоящее время все небо условно разделено на 88 участков, имеющих

88 участков, имеющих строго определенные границы.
Причем к данному созвездию

относятся все звезды, находящиеся внутри его границ. К созвездию Большой Медведицы относятся не только звезды «ковша», но и много слабых звезд и различных других объектов (например,  галактик).

Эти участ­ки и называются созвездиями.

Слайд 46 α (альфа) обозначают самую яркую звезду, а затем

α (альфа) обозначают самую яркую звезду, а затем следуют звезды, обозначенные

следуют звезды, обозначенные буквами β (бета), γ (гамма), δ (дельта), ε

(эпсилон) и т. д.

Звезды каждого созвездия обозначены буквами грече­ского алфавита .

Самые яркие звезды имеют собственные имена:
Сириус (α Большого пса)

Слайд 47 Основные созвездия

Основные созвездия

Слайд 48 Большая Медведица - третье по площади созвездие (после Гидры и Девы).
Невооруженным глазом

в нем можно увидеть до 125 звезд.

Слайд 49 Астеризмы - это легко узнаваемые звездные узоры (но это

не созвездия).
Большой ковш - астеризм
в созвездии
Большая Медведица.
Семь ярких звёзд образуют

известный Большой Ковш.

Астеризм известен
с древности у многих народов под разными названиями:
Плуг, Лось, Повозка, Семь Мудрецов…

Другой вариант трактовки астеризма: Катафалк и Плакальщицы.

Астеризм мыслится похоронной процессией: впереди плакальщицы, возглавляемые предводителем, за

ними погребальные носилки.

Дубхе (α) - «медведь»;
Мерак (β) - «поясница»;
Фекда (γ) - «бедро»;
Мегрец (δ) - «начало хвоста»;
Алиот (ε) - смысл не ясен (вероятно «курдюк»);
Мицар (ζ) - «кушак» или «набедренная повязка».
Бенетнаш или Алькаид (η); по-арабски «аль-каид банат наш» - «предводитель плакальщиц».

Слайд 51 Египет
Бедро быка
Китай
Повозка императора Шанди
Индия
Семь мудрецов
Америка
Великий Медведь

Слайд 52 Принадлежность звезд к тому или иному созвездию определяется

Принадлежность звезд к тому или иному созвездию определяется лишь тем, что

лишь тем, что наблюдатель, находящийся на Земле, видит эти

звезды по соседству. На самом деле это «соседство» только кажущееся, так как в пространстве звезды находятся на огромном расстоянии друг от друга.

Слайд 53 Расстояние до Земли (световые годы)
Дубхе (α) - 125
Мерак (β) - 79
Фекда (γ) -

Мегрец (δ) - 81
Алиот (ε) - 81
Мицар (ζ) - 79
Бенетнаш (η) - 101

Слайд 54 Люди с хорошим зрением видят рядом с Мицаром

Люди с хорошим зрением видят рядом с Мицаром ещё одну звезду

ещё одну звезду - Алькор (в переводе с арабского

«забытая» или «незначительная»)

Обе звезды входят в физически связанную систему, состоящую из 6 звёзд

Две звезды
Мицар и Алькор
входят в парный астеризм
«Конь и всадник»

Во многих культурах находятся повествования об

использовании Алькора для определения качества зрения будущих воинов.
В

Древнем Египте - в личные войска фараона,
у арабов, греков и римлян - в лучники.

Но увидеть Алькор совсем не так уж и сложно, как утверждали древние, для этого не требуется исключительное зрение.

Слайд 56 Все звезды не только удалены от наблюдателя на

Все звезды не только удалены от наблюдателя на различные расстояния, но

различные расстояния, но и движутся вокруг центра Галактики с

разными скоростями.

Вследствие этого взаимное расположение звезд меняется с течением времени.

В течение одной человеческой жизни обнаружить изменения контуров созвездия практически невозможно, но если проследить в течение тысячелетий, то изменение становится вполне заметным.

Слайд 57 5 звёзд Ковша принадлежат единой группе - движущемуся

скоплению Большой Медведицы.
Дубхе и Бенетнаш движутся в другую

сторону.

Форма Ковша существенно меняется примерно за 100 000 лет.

Звёзды
Мерак (β) и Дубхе(α) называют
Указателями

Звёзды Мерак (β) и Дубхе(α) называют Указателями• • • • • • •

• • • • •

Слайд 59 Созвездие Малая Медведица

Созвездие Малая Медведица

Небольшое околополярное созвездие содержит всего
25 звезд,

видимых невооруженным глазом.
В нем нет особенно
ярких туманностей

или галактик, и оно не содержит звездных скоплений.

Слайд 61 Полярная звезда - главная достопримечательность созвездия Малой Медведицы
Под

Полярной звездой на горизонте находится точка севера.
Зная это,

легко ориентироваться на местнос­ти, находить страны света (север, юг, восток, запад).

Слайд 62 Если продолжить прямую, проходящую от ε Большой Медведицы

Если продолжить прямую, проходящую от ε Большой Медведицы к Полярной звезде,

к Полярной звезде, то найдем созвездие, яркие звезды которого

расположены в виде перевернутой буквы М. Это Кассиопея.
В средних широтах Большая Мед­ведица, Малая Медведица и Кассиопея видны на небе над горизонтом на протяжении всего года.

Слайд 63 Одними из первых на летнем и осеннем вечернем

Одними из первых на летнем и осеннем вечернем небе появляются яркие

небе появляются яркие звезды Вега (α Лиры),
Денеб (α

Лебедя), Альтаир (α Орла), образующие треугольник (это летний или летне-осенний треугольник).

Слайд 64 Около Веги (самой яркой звезды северного неба) четыре

звезды созвездия Лиры
об­разуют параллелограмм.

Слайд 65 Наиболее яркие звезды созвездия Лебедя расположены в виде

креста, в одной из вершин которого находится Денеб.

Слайд 66 Осень - удобное время для наблюдения созвездий Пе­гаса

Осень - удобное время для наблюдения созвездий Пе­гаса и Андромеды. Отыскать

и Андромеды. Отыскать их на небе поможет созвездие Кассиопеи.

Яркие звезды Пегаса и Андромеды расположены в виде ковша с ручкой, значительно превосхо­дящего созвездие Большой Медведицы. «Ковш» составлен тремя звездами Пегаса (α, β, γ) и звездой α Андромеды.

Слайд 67 Зимнее вечернее небо украшает группа созвездий, из ко­торых

наиболее отчетливо выделяется очень красивое созвез­дие Орион. Над «поясом»

Ориона (звезды δ, ε, ζ) блестит Бетельгейзе (α Ориона), а ниже «пояса» - Ри­гель (β Ориона).

Слайд 68 Представим спиральную линию, на­чинающуюся от звезды δ Ориона

и проходящую через звезды γ, α, β. Мысленно продолжая

эту линию, последовательно встретим яркие звезды: Альдебаран (α Тельца), Капеллу (α Воз­ничего), Поллукс (β Близнецов), Процион (α Ма­лого Пса) и самую яркую звезду неба -Сириус (α Большого Пса). Бетельгейзе, Процион и Си­риус составляют зимний треугольник.

Слайд 69 Весной можно добавить
со­звездия Волопаса, Девы, Льва.
Направление

на яркие
звез­ды первых двух созвездий указывает ручка ковша

Большой Медведицы, на продолжении которой найдем
Арктур (α Волопаса) и Спику (α Девы).

Слайд 70 Созвездие Льва легко найти на небе: его яркие

Созвездие Льва легко найти на небе: его яркие звезды образу­ют большую

звезды образу­ют большую трапецию . Западная южная (правая нижняя)

звезда трапеции – Регул
(α Льва), а нижняя левая - Денебола.

Слайд 71 Три звезды (Арктур, Спика, Денебола) образуют весенний треугольник.

Три звезды (Арктур, Спика, Денебола) образуют весенний треугольник.

Слайд 72 Невооруженным глазом в безлунную ночь можно видеть над