Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Лекция 1ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ?

Содержание

1. Сущность понятия «антропология»Антропология - это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.Антропология должна черпать знание из трех источников: из других (самых различных) наук; из художественной литературы; из практического общения исследователя с разными
Лекция 1 ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ?План 1. Сущность понятия «антропология».2. Дифференциация антропологического 1. Сущность понятия «антропология»Антропология - это специальная наука о человеке как сложном К концу XIX в. антропологи исследовали:– естественную историю человека (его эмбриологию, биологию, 2. Дифференциация антропологического знанияФилософская антропология - изучает видовые, родовые и индивидуальные формы 3. Возникновение понятия «педагогическая антропология» и его современное толкованиеТермин «педагогическая антропология» впервые Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на целостное Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном существе, Значения понятия «Педагогическая антропология»: естественно-научная дисциплина, сконцентрированная на антропологическом облике детей, главным 4. Истоки и источники антропологического подхода в педагогике - Биологические науки - 5. Педагогическая антропология как самостоятельная область научно-педагогического знанияРасширение диапазона средств воспитания, основанных Течения и направления, по-разному определяющие смысл и задачи педагогической антропологииЕстественнонаучное течение - 6. Предмет, объект и методы исследования педагогической антропологии Б.Г. Ананьев назвал предметом Б.Г. Ананьев выделяет два круга проблем педагогической антропологии: «многообразие гомогенных и гетерогенных В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки обнаруживаются общенаучные принципы познания и специальные методы: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайды презентации

Слайд 2 1. Сущность понятия «антропология»
Антропология - это специальная наука

1. Сущность понятия «антропология»Антропология - это специальная наука о человеке как

о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.
Антропология должна

черпать знание из трех источников:

из других (самых различных) наук;
из художественной литературы;
из практического общения исследователя с разными людьми, находящимися в разных обстоятельствах (И. Кант).

Антропология - наука, состоящая из двух взаимопроникающих структурных компонентов:
- физиологической (должна ответить на вопрос, что делает из человека природа);
- прагматической (что делает или может и должен делать из себя сам человек) частей.


Слайд 3 К концу XIX в. антропологи исследовали:

– естественную историю

К концу XIX в. антропологи исследовали:– естественную историю человека (его эмбриологию,

человека (его эмбриологию, биологию, анатомию, психологию);
– палеонтологию (предысторию и

первобытность человека);
– этнологию (распространение вида на Земле, поведение и обычаи разных племен и народов);
– мифологию (историю возникновения, развития и взаимодействия религий);
– социологию (отношения людей между собой в различных группах и объединениях);
– демографию (закономерности воспроизводства человека);
– медицинскую географию (воздействие на человека климата, атмосферных явлений, а также географическую и этнографическую патологию);
– лингвистику (образование языков и их связи между собой, легенды, мифы, фольклор) и многое другое.

Слайд 4 2. Дифференциация антропологического знания
Философская антропология - изучает видовые,

2. Дифференциация антропологического знанияФилософская антропология - изучает видовые, родовые и индивидуальные

родовые и индивидуальные формы бытия человека, синтезирует теоретическое и

ценностное видение его.
Религиозная антропология - рассматривает человека как «икону Божья» на земле, а его деятельность – как условие для восприятия высшей энергии.
Этноантропология исследует ареальные общности людей, различающиеся по расовым признакам (форма волос, пигментация, размеры и строение лицевого скелета и др.).
Культурная антропология - изучает структуру межличностных отношений, способов организации непосредственных контактов между людьми и взаимодействия разных групп друг с другом и т. д.
Психологическая антропология - изучает человека как индивида, как биосоциальное существо.

Слайд 5 3. Возникновение понятия «педагогическая антропология» и его современное

3. Возникновение понятия «педагогическая антропология» и его современное толкованиеТермин «педагогическая антропология»

толкование
Термин «педагогическая антропология» впервые использовали Н.И. Пирогов в статье

«Вопросы жизни» и К.Д. Ушинский труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Воспитание – основное содержание педагогического процесса, целями которого являются:
– «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);
– открыть средства «к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский);
– «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой» (Пирогов).


Слайд 6 Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный

Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогической антропологии как целостный процесс, направленный на

процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания,

чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.

Требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познавательном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим воспитатель, который творчески участвовал бы в педагогическом процессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.


Слайд 7 Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрированного знания о ребенке как целостном

ребенке как целостном существе, полноценном представителе вида Homo sapiens,

полноправном участнике воспитательного процесса.

Она выполняет ряд функций, являясь:
теорией современного педагогического знания;
научной основой гуманитарного педагогического мировоззрения;
теоретическим обоснованием педагогических новаций в области воспитания.

Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек-человек.
Предметом – ребенок как участник воспитательного процесса.


Слайд 8 Значения понятия «Педагогическая антропология»:
естественно-научная дисциплина, сконцентрированная на

Значения понятия «Педагогическая антропология»: естественно-научная дисциплина, сконцентрированная на антропологическом облике детей,

антропологическом облике детей, главным образом учащихся;
педагогически ориентированное философское

учение О. Больнова;
«новая педагогика» XIX в;
методология современной педагогики.

Один из ведущих принципов современной педагогической антропологии -подходить к человеку как целостному, уникальному явлению.

Педагогическая антропология создает целостный образ не только ребенка, но и воспитания, анализирует прецеденты и условия эффективности практического воплощения своих идей в деятельности педагогов, практических психологов, социальных педагогов, родителей.

Основное содержание современной педагогической антропологии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, ребенок, развитие человека в пространстве и времени, культура, воспитание.


Слайд 9 4. Истоки и источники антропологического подхода в педагогике

4. Истоки и источники антропологического подхода в педагогике - Биологические науки


- Биологические науки
- Физиология
- Психология
- Общественные науки
- Философия
-

Философия искусства, философия жизни и личности, философия общества и философия истории
- Философская антропология
истории педагогики и истории детства
- История промышленности
- Логика
- Искусство

Слайд 10 5. Педагогическая антропология как самостоятельная область научно-педагогического знания
Расширение

5. Педагогическая антропология как самостоятельная область научно-педагогического знанияРасширение диапазона средств воспитания,

диапазона средств воспитания, основанных на познании законов развития человека,

– основная задача педагогической антропологии

Школа педагогов-антропологов: К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд


Слайд 11 Течения и направления, по-разному определяющие смысл и задачи

Течения и направления, по-разному определяющие смысл и задачи педагогической антропологииЕстественнонаучное течение

педагогической антропологии
Естественнонаучное течение - механическое понимание человека.
Опытническое течение -

трактовка человека как изнутри разворачивающегося носителя спонтанных сущностных сил.
Социологическое течение - природу человека считает целиком производной от общества.
Теологическая педагогика - базируется на учении о человеке как образе и подобии божьем.
Антропологическое течение истокам и движущим силам развития личности

Для педагогической антропологии очевидно одно – человек должен выступать в качестве наивысшей ценности и приоритетной цели, а полученное знание о нем призвано влиять на вектор развития образовательных и воспитательных систем.


Слайд 12 6. Предмет, объект и методы исследования педагогической антропологии

6. Предмет, объект и методы исследования педагогической антропологии Б.Г. Ананьев назвал


Б.Г. Ананьев назвал предметом педагогической антропологии человека, формирующегося под

направлением воздействия общества.
Б.М. Бим-Бад обозначил предметом педагогической антропологии человека развивающегося.
Объектом же педагогической антропологии по Б.М. Бим-Баду является человек как воспитуемый и воспитатель.
Л.К. Рахлевская обозначила предметом педагогической антропологии человека как целостное образование и его жизнь в гармонии с собой и с окружающим миром. В.Б. Куликов исходит из восприятия человека как универсальной, свободной и ответственной сущности.

Для Б.М. Бим-Бада главным методом педагогической антропологии является интерпретация данных наук о человеке, искусств и религии. Для Л.К. Рахлевской – это «интерпретация человековедческих знаний относительно возрастных особенностей, видов деятельности развивающегося человека, специфика его субъектного мира, уровня развития и т.д.»


Слайд 13 Б.Г. Ананьев выделяет два круга проблем педагогической антропологии:

Б.Г. Ананьев выделяет два круга проблем педагогической антропологии: «многообразие гомогенных и

«многообразие гомогенных и гетерогенных взаимосвязей между воспитанием и развитием,

сочетание этих взаимосвязей в общей структуре развития»;
«соотношение между учением и созреванием в процессе развития»

Б.М. Бим-Бад различает в педагогической антропологии три круга проблем:
способы познания человека как воспитателя и воспитуемого;
воспитание человека обществом;
воспитание человека человеком.

Исходя из этого, становится очевидным, что педагогическая антропология, объясняя и прогнозируя развитие человека в контексте образования, продуцирует новое знание, выполняя основную функцию любой науки. При этом используются данные гораздо большего числа наук

Исследования педагогов-антропологов невозможны без опоры на физиологию, генетику, медицину, психологию, демографию, историю


Слайд 14 В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки обнаруживаются общенаучные принципы

В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки обнаруживаются общенаучные принципы познания и специальные

познания и специальные методы:
теоретические: дедуктивный метод, синтез, сравнительно-исторический

метод, сравнительно-эволюционный, сравнительно-этнографический, биографический,
эмпирические: наблюдение, составление характеристик, психограмм и т.п.; изучение дневников и продуктов творчества; интроспекция и анализ воспоминаний.

Определяющее значение для педагогической антропологии имеет принцип обязательной педагогической интерпретации любой и всякой закономерности в телесной, душевной, духовной эволюции человека и человечества.

Вывод к лекции
Педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.


  • Имя файла: lektsiya-1chto-takoe-pedagogicheskaya-antropologiya.pptx
  • Количество просмотров: 89
  • Количество скачиваний: 0