Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по Истории и культуре Курского края на тему Православие в Курском крае с 11-го по 18 века

Содержание

История православия в Курском краеПравославие в Курском крае в ХI в.Православие в ХVII в. Идеал Святой Руси. Священство и царство.Церковная реформа и церковный раскол.История православия в Курском крае в ХVIII
Курский край и монастырская культура.  Монастыри Курского края. История православия в Курском краеПравославие в Курском крае в ХI в.Православие в Православие в Курском крае в ХI в. Киевский князь Владимир «Красное Раннее знакомство северян с христианством способствовало его быстрому распространению и утверждению при Православие в Курском крае в ХI в. Из «Жития» Феодосия Печерского Возникновение монастырей  в Курском крае  Начало Коренной Рождество-Богородицкой пустыни Возникновение монастырей в Курском крае  В 1508 Курские земли вошли Монастыри в Курском краеИз монастырских слобод уже к середине XVII века выросли XVII век— годы бегства православных от Унии с Украины, из Они основали на окраинах Московского государства в 1640 - 1670 Монастыри в Курском крае в ХVII в. Бежали из Польши и Переселенцы принесли с собой новую культуру — знание ремесел, Монастырская культура в Курском крае в ХVII в. по повелению царя Алексея Михайловича с 1667 года Белгород XVIII век в истории Русской Православной Церкви был периодом развития и После победы над шведами под Полтавой границы русского государства значительно расширились. Развитие духовного образования и просвещения.В городах и уездах при церквях и монастырях В 1787 г. на базе Белгородской духовной школы была основана духовная семинария.В В 1787 г. по дороге из Новороссии в Москву через наш край На развитие православия в нашем крае в XVIII в. отрицательно повлияла секуляризация, Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских монастырей в Курской епархии Несмотря на секуляризацию, в нашем крае сохранялся высокий уровень веры в народе. церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785), церковь Казанской иконы Божией Матери Свято-Троицкий монастырьС конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые храмы постепенно стали заменять В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор городского женского монастыря — Нижне-Троицкий храмК 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий храм, являвший в своем Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске  были выстроены каменные церкви:Соборная Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске  были выстроены каменные церкви:Сергиево-Казанский собор. Сергиево-Казанский собор. В XVIII в. был построен один из самых знаменитых Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске  были выстроены каменные церкви:Николаевская церковь «на Торгу» (1763г) Пророка Илии (1768) Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в XVIII Курск — центр Курско-Белгородской епархии.В 1781 г. в Курске произошел большой пожар, Преподобный Серафим Саровский Курск — родина преп.Серафима Саровского. Здесь будущий подвижник прожил Преподобный Серафим Саровский Курск — родина преп.Серафима Саровского. Здесь будущий подвижник прожил Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля (по Главную роль в воспитании будущего святого сыграла его семья. Отец Прохора Его отец, курский купец Исидор Мошнин, взял подряд на строительство Сергиево-Казанского Собор обрел всемирную известность благодаря их сыну Прохору, будущему святому преподобному Серафиму Саровскому. По преданию, он ушел в Саровскую пустынь только тогда, когда было завершено Дивеевский монастырь Дивеевский монастырь Чудотворные иконы Курского краяв городе Курске — икона Знамения Пресвятой Богородицы Курской; Чудотворные иконы Курского краяПутивльская икона Богородицы; в Суджанском уезде — Пряжевская икона Богородицы: в городе Белгороде — икона святого Николая Чудотворца, именуемого Ратным Знаменитые курские крестные ходы. Одной из древних духовных традиций Курской земли является С 1618 по 1726 г. икона оставалась в Коренной пустыни три дня. В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г. он В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г. он Знаменитые курские крестные ходы. В 1805 г. срок пребывания иконы на месте Знаменитые курские крестные ходы. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска,
Слайды презентации

Слайд 2 История православия в Курском крае
Православие в Курском крае

История православия в Курском краеПравославие в Курском крае в ХI в.Православие

в ХI в.
Православие в ХVII в. Идеал Святой Руси.

Священство и царство.
Церковная реформа и церковный раскол.
История православия в Курском крае в ХVIII - ХIХв
Секуляризация в Курском крае в ХVIIIв.
Преп. Серафим Саровский.

Слайд 3 Православие в Курском крае в ХI в.
Киевский князь

Православие в Курском крае в ХI в. Киевский князь Владимир

Владимир «Красное Солнышко» после принятия христианства жил еще 25

лет и успел крестить Киевскую (полянскую), Черниговскую (северянскую).
Христианство могло прийти в северянскую землю с купеческими караванами по главному торговому пути Руси того времени —"из варяг в греки".

Слайд 4 Раннее знакомство северян с христианством способствовало его быстрому

Раннее знакомство северян с христианством способствовало его быстрому распространению и утверждению

распространению и утверждению при князе Владимире .
Начинает активно распространяться

христианское просвещение.
Летопись сообщает об учреждении в 992 году Белгородской епархии. Однако епархия просуществовала недолго - под ударами орд Батыя исчезла после разрушения Белгорода.

Слайд 5 Православие в Курском крае в ХI в.
Из «Жития»

Православие в Курском крае в ХI в. Из «Жития» Феодосия

Феодосия Печерского известно , что в Курске в 1032

году было два приходских храма, несколько частных школ, где дети обучались грамматике, письму, церковному пению.
Сведения о древних монастырях на Курской земле, отрывочны, разрознены и неопределенны

Слайд 6 Возникновение монастырей в Курском крае
Начало Коренной Рождество-Богородицкой

Возникновение монастырей в Курском крае Начало Коренной Рождество-Богородицкой пустыни связано

пустыни связано с явлением чудотворной иконы Знамения Богородицы Курской

Коренной (1295 г) .

Слайд 7 Возникновение монастырей в Курском крае
В 1508 Курские

Возникновение монастырей в Курском крае В 1508 Курские земли вошли

земли вошли в состав Московского государства.
Православные монастыри царская власть

поддерживала как центры притяжения населения для заселения "московских окраин"
В XVI веке Путивль и Рыльск были самыми южными городами московского государства Курск считался "украинным»

Слайд 8 Монастыри в Курском крае
Из монастырских слобод уже к

Монастыри в Курском краеИз монастырских слобод уже к середине XVII века

середине XVII века выросли Царев Град (Новый Оскол), города

Обоянь и Льгов; в XVIII веке —город Дмитриев.
Московские цари оказывали монастырям всяческое содействие. Монастырям и монастырским крестьянам давались значительные льготы.

Слайд 9
XVII век— годы бегства православных от Унии

XVII век— годы бегства православных от Унии с Украины, из

с Украины, из Белоруссии, из Литвы под защиту московского

царя. «Черкасы" — малоросские казаки, принимались на царскую службу и получали за это земли и угодья в Курском крае в 30-е годы.

Монастыри в Курском крае


Слайд 10
Они основали на окраинах Московского государства в

Они основали на окраинах Московского государства в 1640 - 1670

1640 - 1670 годах города Суджу, Мирополье, Сумы, Краснополье,

Харьков, образовав большую область, называемую слободской Украиной.

Монастыри в Курском крае


Слайд 11 Монастыри в Курском крае в ХVII в.
Бежали из

Монастыри в Курском крае в ХVII в. Бежали из Польши

Польши и монахи, спасавшие свою жизнь и веру от

притеснений Унии.
Тогда были основаны Ахтырский Троицкий, Обоянский Знаменский, Духов Путивльский, Холковский Старооскольский монастыри.

Слайд 13
Переселенцы принесли с собой новую культуру —

Переселенцы принесли с собой новую культуру — знание ремесел,

знание ремесел, архитектуры, резьбы, гончарства, ткачества, иконописи.
Культура на

Курской земле формировалась под влиянием следующих факторов:
1) народная культура (малоросский и белорусский фольклор и обычаи северян),
2) христианская культура,
3) культура светская,
4)зарождающаяся городская ремесленная культура

Монастырская культура
в Курском крае в ХVII в.


Слайд 14
Монастырская культура
в Курском крае в ХVII

Монастырская культура в Курском крае в ХVII в. Монастыри

в.
Монастыри становятся центрами социальной и культурной жизни

края.
Крупнейшие монастыри решали государственные политические и просветительные задачи.
«Западное" монашество как более грамотное, стало и более влиятельным. До начала XVIII века все Белгородские митрополиты и настоятели курских монастырей были выходцами из галицких, киевских и польских земель

Слайд 15
по повелению царя Алексея Михайловича с 1667

по повелению царя Алексея Михайловича с 1667 года Белгород

года Белгород становится кафедральным городом Белгородской епархии, объединившей в

своих пределах Харьковскую, Белгородскую, Курскую, части Орловской и Сумской современных областей.

Слайд 16
XVIII век в истории Русской Православной Церкви был

XVIII век в истории Русской Православной Церкви был периодом развития

периодом развития и одновременно тяжелейших испытаний. Эти испытания пережила

и Церковь Курского края.
В начале XVIII в. территория Белгородско-Обоянской митрополии оказалась в зоне войны со шведами.
Местное население оказывало поддержку нашим воинам. Священники и верующие служили молебны, собирали необходимые материалы для медицинского обслуживания, а также провиант.
В Курске в 1709 г. был устроен госпиталь для раненых в битве под Полтавой. В его работе участвовали и священники епархии. Они оказывали материальную и духовную помощь раненым.

Развитие православия в Курском крае в XVIII веке.


Слайд 17
После победы над шведами под Полтавой границы русского

После победы над шведами под Полтавой границы русского государства значительно

государства значительно расширились. В Курском крае наступило долгожданное затишье.
В

1712-1715 гг. указом императора Петра I в России были учреждены провинции. Среди них — и Белгородская провинция, преобразованная затем в губернию.
В 1721 г. Синод издал указ об образовании Белгородской епархии, а в 1722 г был назначен Белгородский епископ Епифаний (Тихорский).


Развитие православия в Курском крае в XVIII веке.


Слайд 18 Развитие духовного образования и просвещения.
В городах и уездах

Развитие духовного образования и просвещения.В городах и уездах при церквях и

при церквях и монастырях начали открываться приходские училища:
Белгородское

для детей духовного сословия,
Курское, Старооскольское, Обоянское,
Рыльское при Николаевском монастыре,
Путивльское.


Слайд 19 В 1787 г. на базе Белгородской духовной школы

В 1787 г. на базе Белгородской духовной школы была основана духовная

была основана духовная семинария.
В 1786 г. было открыто
Главное

народное училище,
с начала XIX в. -гимназия.

Слайд 20 В 1787 г. по дороге из Новороссии в

В 1787 г. по дороге из Новороссии в Москву через наш

Москву через наш край проезжала императрица Екатерина II.
Она

посетила Белгород, Обоянь, Курск.
13 июня императрица присутствовала на молебне в Знаменском монастыре г. Курска. Ей понравился город, и особенно курские храмы.


Слайд 21 На развитие православия в нашем крае в XVIII

На развитие православия в нашем крае в XVIII в. отрицательно повлияла

в. отрицательно повлияла секуляризация, начавшаяся в России в начале

этого века.
Секуляризация – обращение государством церковной собственности в светскую. Тем самым РПЦ была лишена материальной самостоятельности. Духовенство пополнило ряды чиновников.
Наибольший урон секуляризация нанесла монастырям. Если в первой половине XVIII в. в Курском крае сохранились почти все монастыри, то во второй — началось их массовое закрытие.



Слайд 22 Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских

Согласно указу императрицы Екатерины II о закрытии русских монастырей в Курской

монастырей в Курской епархии в 1764 г. и позже

было упразднено 14 монастырей, осталась за штатом и Коренная пустынь.

А. С. Пушкин указал на то, что этот указ Екатерины ударил по народному просвещению, и был глубоко прав в своей оценке.


Слайд 23 Несмотря на секуляризацию, в нашем крае сохранялся высокий

Несмотря на секуляризацию, в нашем крае сохранялся высокий уровень веры в

уровень веры в народе.
Вера проявлялась в сохранении православного

образа жизни народа, в почитании православных святынь, в широком строительстве храмов на пожертвования прихожан, в развитии образования и просвещения детей и юношества

Строительство храмов.


Слайд 24 церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785),
церковь

церковь Святой Троицы в поселке Глушково (1785), церковь Казанской иконы Божией

Казанской иконы Божией Матери в селе Ключ Горшеченского района

(1799-1803),
Успения Пресвятой Богородицы в поселке Касторное (1779),
Святой Троицы села Орехово Касторенского района (1791),
Покровская церковь села Орлянка Солнцевского района (1794).

До нашего времени дошло пять сельских кирпичных храмов:


Слайд 25 Свято-Троицкий монастырь
С конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые

Свято-Троицкий монастырьС конца XVII столетия стареющие деревянные шатровые храмы постепенно стали

храмы постепенно стали заменять кирпичными и каменными зданиями.
Особенно

активно велось церковное строительство в Курске.

Слайд 26 В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор

В 1695 г. был освящен кирпичный Верхне-Троицкий собор городского женского монастыря

городского женского монастыря — единственное каменное строение того времени,

сохранившееся до наших дней.

Слайд 27 Нижне-Троицкий храм
К 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий

Нижне-Троицкий храмК 1742 г. отстроен двухэтажный одноглавый Нижне-Троицкий храм, являвший в

храм, являвший в своем новом облике черты местной деревянной

культовой архитектуры второй половины XVII в.

Слайд 28 Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были

Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были выстроены каменные церкви:Соборная

выстроены каменные церкви:
Соборная церковь во имя Воскресения Христова, на

территории Знаменского монастыря

Слайд 29 Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были

Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были выстроены каменные церкви:Сергиево-Казанский собор.

выстроены каменные церкви:
Сергиево-Казанский собор.


Слайд 30 Сергиево-Казанский собор.
В XVIII в. был построен один из

Сергиево-Казанский собор. В XVIII в. был построен один из самых

самых знаменитых храмов России — Сергиево-Казанский собор.
По местным

преданиям, его проектировал знаменитый архитектор Растрелли.

Слайд 31 Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были

Во 2-ой пол. XVIII в. в Курске были выстроены каменные церкви:Николаевская церковь «на Торгу» (1763г)

выстроены каменные церкви:
Николаевская церковь «на Торгу» (1763г)


Слайд 32 Пророка Илии (1768)

Пророка Илии (1768)

Слайд 33 Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на

Таким образом, несмотря на все гонения, обрушившиеся на нашу Церковь в

нашу Церковь в XVIII в., православие смогло не только

выстоять, но оставаться главной духовной силой нашего края

Слайд 34 Курск — центр Курско-Белгородской епархии.
В 1781 г. в

Курск — центр Курско-Белгородской епархии.В 1781 г. в Курске произошел большой

Курске произошел большой пожар, уничтоживший старый центр города.
В

1782 г. императрица Екатерина II утвердила Генеральный план Курска. Губернский землемер Ф. И. Башилов перепланировал город так, что оставил каждую из церквей Курска на своем месте.
В 1799 г. по указу Сената епархиальным и губернским центром стал Курск. Поэтому Белгородско-Слободская епархия стала называться по-новому — Курско-Белгородская.
С 1833 года центр Белгородской епархии перемещается в Курск.


Слайд 35 Преподобный Серафим Саровский
Курск — родина преп.Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский Курск — родина преп.Серафима Саровского. Здесь будущий подвижник

Здесь будущий подвижник прожил двадцать лет со дня рождения,

в Курске закладывались основы его характера, духовное направление жизни.

Слайд 36 Преподобный Серафим Саровский
Курск — родина преп.Серафима Саровского.

Преподобный Серафим Саровский Курск — родина преп.Серафима Саровского. Здесь будущий подвижник

Здесь будущий подвижник прожил двадцать лет со дня рождения,

в Курске закладывались основы его характера, духовное направление жизни.

Слайд 37 Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин)

Преп. Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 19 июля

родился 19 июля (по ст.ст.) 1754 г. Он рос

в атмосфере традиционного уклада русской жизни, в которой православный храм занимал центральное место.


Слайд 38 Главную роль в воспитании будущего святого сыграла

Главную роль в воспитании будущего святого сыграла его семья. Отец

его семья. Отец Прохора — Исидор Мошнин — ушел

из жизни, когда мальчик был совсем юным, и заботу о сыне приняла его мать — Агафия Мошнина, женщина глубоко благочестивая.

Слайд 39 Его отец, курский купец Исидор Мошнин, взял

Его отец, курский купец Исидор Мошнин, взял подряд на строительство

подряд на строительство Сергиево-Казанского собора. Умирая, он поручил завершить

созидание xpaма своей супруге Агафии, под надзором которой в 1778 г строительство было окончено.


Слайд 40 Собор обрел всемирную известность благодаря их сыну Прохору,

Собор обрел всемирную известность благодаря их сыну Прохору, будущему святому преподобному Серафиму Саровскому.

будущему святому преподобному Серафиму Саровскому.


Слайд 41 По преданию, он ушел в Саровскую пустынь только

По преданию, он ушел в Саровскую пустынь только тогда, когда было

тогда, когда было завершено строительство храма и состоялось его

освящение.

Слайд 42 Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь

Слайд 43 Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь

Слайд 44 Чудотворные иконы Курского края
в городе Курске — икона

Чудотворные иконы Курского краяв городе Курске — икона Знамения Пресвятой Богородицы Курской;

Знамения Пресвятой Богородицы Курской;


Слайд 45 Чудотворные иконы Курского края
Путивльская икона Богородицы;

Чудотворные иконы Курского краяПутивльская икона Богородицы;

Слайд 46 в Суджанском уезде —
Пряжевская икона Богородицы:

в Суджанском уезде — Пряжевская икона Богородицы:

Слайд 47 в городе Белгороде — икона святого Николая Чудотворца,

в городе Белгороде — икона святого Николая Чудотворца, именуемого Ратным

именуемого Ратным


Слайд 48 Знаменитые курские крестные ходы.
Одной из древних духовных

Знаменитые курские крестные ходы. Одной из древних духовных традиций Курской земли

традиций Курской земли является проведение крестных хода. Начало им

было положено в первой трети XVII в.
В 1618 г. по случаю освящения церкви Рождества Богородицы в Коренной пустыни в девятую пятницу после Пасхи икона «Знамения» впервые была перенесена из Курска в Коренную пустынь.

Слайд 49 С 1618 по 1726 г. икона оставалась в

С 1618 по 1726 г. икона оставалась в Коренной пустыни три

Коренной пустыни три дня. С 1765 г. время пребывания

иконы в монастыре увеличилось до одной недели. Но в 1767 г. по Указу Священного синода курский крестный ход был запрещен.


Слайд 50 В последующие годы куряне добивались его возрождения. И

В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г.

в 1791 г. он был возобновлен.
При этом икона

стала пребывать в Коренной обители уже две недели.

Слайд 51 В последующие годы куряне добивались его возрождения. И

В последующие годы куряне добивались его возрождения. И в 1791 г.

в 1791 г. он был возобновлен.
При этом икона

стала пребывать в Коренной обители уже две недели.

Слайд 52 Знаменитые курские крестные ходы.
В 1805 г. срок

Знаменитые курские крестные ходы. В 1805 г. срок пребывания иконы на

пребывания иконы на месте своего явления был установлен с

девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.

Слайд 53 Знаменитые курские крестные ходы.
Зимним местом пребывания святыни

Знаменитые курские крестные ходы. Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор

стал Знаменский собор Курска, а летним — Коренная пустынь.

Ежегодно 12 (25) сентябре икону переносят из монастыря в Знаменский собор.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-istorii-i-kulture-kurskogo-kraya-na-temu-pravoslavie-v-kurskom-krae-s-11-go-po-18-veka.pptx
  • Количество просмотров: 177
  • Количество скачиваний: 4