Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Абеев.Т. Просветители балкарского народа.Исследовательская работа

Абаевы – балкарский род, сформировавшийся в балкарском ущелье, в селении Кюнлюм. Абаевы изначально жили в Кюнлюме, откуда отдельные ветви рода переселились в Ишканты, Хызны-Эль, Абаевский, Кашхатау и т.д В настоящее время представители рода – балкарцы и
Абаевы.Просветители балкарского народа. Абаевы – балкарский род, сформировавшийся в балкарском ущелье, в селении Кюнлюм. Абаевы АБАЕВ СУЛТАНБЕК АСЛАНБЕКОВИЧ (1845-1888) Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.В раннем детстве, во Абаев начал работать во Владикавказском реальном училище преподавателем музыки. Также много выступал АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857-1928) Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти Kучука родственникам удается устроить Мисост Абаев - автор серии публицистических статей и очерков, опубликованных в конце Семья Мисоста Абаева. АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929) Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.Одними из первых горянок на Северном Кавказе, получивших светское В доме Меликовых часто бывали представители прогрессивной интеллигенции Баку, среди них - Селение Кюнлюм. Селение Кюнлюм. Башня Абаевых. Школа №2 с.В.Балкария имени Султанбека Абаева.
Слайды презентации

Слайд 2 Абаевы – балкарский род, сформировавшийся в балкарском ущелье,

Абаевы – балкарский род, сформировавшийся в балкарском ущелье, в селении Кюнлюм.

в селении Кюнлюм. Абаевы изначально жили в Кюнлюме, откуда

отдельные ветви рода переселились в Ишканты, Хызны-Эль, Абаевский, Кашхатау и т.д В настоящее время представители рода – балкарцы и карачаевцы.
Согласно преданию, балкарские Абаевы являются потомками легендарного Басиата, который со своим братом Бадинатом (Баделятом) стали родоначальниками балкарской и дигорской феодальной знати. В Балкарию пришел Басият, а его брат ушел в Дигорию. От Басията происходят Абаевы, Жанхотовы, Айдаболовы и Шахановы.
После установления Советской власти род подвергся преследованию, и его представители были высланы за пределы Кабардино-Балкарии.

Тамга Абаевых.

Селение Кюнлюм.


Слайд 3 АБАЕВ СУЛТАНБЕК АСЛАНБЕКОВИЧ (1845-1888)

АБАЕВ СУЛТАНБЕК АСЛАНБЕКОВИЧ (1845-1888)

Слайд 4 Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный

Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.В раннем детстве,

деятель.
В раннем детстве, во время поездки с отцом в

город, услышал игру на скрипке и приехав к себе домой смастерил подобие скрипки и начал упражняться на ней, воспроизводя услышанные мелодии. В 1854 г. начал учебу в Нальчинской школе. В мае 1858 г. за отличную учебу получил право продолжить учебу в Ставропольской гимназии. Там он начал брать первые уроки игры на скрипке. Имя первого учителя неизвестно.
В 1862 г. в Петербурге отрылась первая в Российской Империи консерватория, и Асланбек Абаев (отец) сумел добиться зачисления его в консерваторию. Вступительные экзамены у С. Абаева принимал сам Генрик Венявский, выдающийся скрипач того времени, и с этим связан интересный эпизод: Венявский взял скрипку и, подав ее Абаеву, сказал:
- Играйте.
На это Абаев ответил: "Нет, ты сыграй, а потом я повторю, что ты сыграешь". Венявский сыграл довольно сложный пассаж. Абаев безукоризненно повторил. Венявский сыграл более сложный и трудный пассаж; Абаев повторил довольно чисто и это. На вопрос, знает ли он ноты, Абаев ответил:
- Ноты? Нет, не знаю, но слух имею хороший.
Благодаря этому, Абаев был зачислен в более сильную группу, где занятия вел сам Венявский.
Венявскому принадлежат слова о Султанбеке Абаеве: "...дарование, способное при дальнейшем усовершенствовании пойти очень далеко...".
Вместе с Абаевым учился тогда и П.И. Чайковский, а также и другие, имена которых, в дальнейшем будут тесно связаны с достижениями русского музыкального искусства. Абаев, хоть и проучился в консерватории, но из-за невозможности оплачивать обучение он не смог сдать выпускные экзамены и официально закончить консерваторию. Также, из-за материальных затруднений он был вынужден поступить на военную службу, а в 1868 г., после смерти отца, Султанбек Абаев возвратился домой.


Слайд 5 Абаев начал работать во Владикавказском реальном училище преподавателем

Абаев начал работать во Владикавказском реальном училище преподавателем музыки. Также много

музыки. Также много выступал и пользовался большим успехом у

местной публики. Его имя часто упоминалось в местных газетах, и Султанбек Абаев заслуженно считался самым известным скрипачем на Кавказе. Он активно участвовал также и в общественной деятельности на Кавказе. Во Владикавказе (столице Терской области, а также культурного центра и второго города всего Кавказа по численности населения, после Тифлиса (Тбилиси), в то время), проявился его преподавательский талант. Созданный им ученический оркестр считался лучшим. Он был первым учителем ряда позже известных в России музыкантов.
Говоря о Султанбеке Абаеве, приходится сожалеть, что из-за нужды и необходимости содержать пятерых младших братьев и сестер, среди которых была известная впоследствии просветительница Азербайджана Ханифа Абаева-Меликова, его редкий талант не смог быть реализован в полной мере.
Значительным начинанием Султанбека Абаева было собирание и перекладывание на ноты народных балкарских мелодий. К сожалению, большая часть рукописей Абаева не найдена до сих пор и возможно утеряна навсегда.
21 января 1888 г., после продолжительной болезни, Султанбек Асланбекович Абаев умер в балкарском селении Хулам. В деле изучения жизненного пути и творческого наследия С. Абаева хотелось бы отметить деятельность Сафаряна С.П., армянина, изучавшего жизнь балкарского скрипача и издавшего монографию о Абаеве. Благодаря его труду удалось восстановить многие факты из жизни Султанбека Абаева.

Слайд 6 АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857-1928)

АБАЕВ МИСОСТ КУЧУКОВИЧ (1857-1928)

Слайд 7 Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти

Родился в семье царского офицера. После скоропостижной смерти Kучука родственникам удается

Kучука родственникам удается устроить семилетнего Мисоста в Нальчикскую горскую

школу "казеннокоштным учеником", т. е. на обучение за казенный счет. Осенью 1870 года Мисост Абаев был зачислен в первую Владикавказскую гимназию.
Одновременно с Мисостом в гимназии учились мальчики из балкарских ущелий - Сафарали Урусбиев, Кайтук Абаев (брат Султанбека) и др. Обучаясь в 4 классе Владикавказской гимназии, Мисост знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 тогу "Владикавказского кружка революционных народников". Мисост Абаев был вовлечен в революционную борьбу, когда революционно-народническое движение России переживало второй этап (середина 1874 - конец 1876 гг.) - этап "хождения в народ". Характерными особенностями революционного движения владикавказских народников на данном этапе были "развертывание просветительской работы и революционной пропаганды в народе, вовлечение в пропагандистскую работу учащейся молодежи, рабочих и женщин, усиленный поиск связей с русскими и грузинскими народническими кружками".
Идеи, проводимые разночинцами-демократами, нашли место в последующей деятельности Мисоста Абаева - просветителя. В конце августа 1876 года Абаев подает прошение начальнику округа о зачислении "в специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе - для приготовления аульных учителей Терской области". Но ему было отказано в связи с его политической неблагонадежностью.
В февраля 1877 г. М.К. Абаев вступил всадником в состав кабардино-кумыкского конного полка, сформированного из числа коренных народностей Кавказа для отправки на войну с Турцией. К окончанию военной кампании М. Абаев - в январе 1879 г. "был произведен в корнеты с зачислением по Армейской кавалерии". После окончания русско-турецкой войны деятельность М. Абаева была связана со службой в административных органах Терской и Кубанской областей. Официальные документы, сохранившиеся в архивах Нальчика, Владикавказа, Ставрополя характеризуют его как человека прогрессивных взглядов на общественное устройство, как просветителя. Особенно ярко и четко прослеживаются в его публицистике идеи революционных народников. В его публикациях нетрудно обнаружить мысли, вдохновленные книгами Чернышевского и Герцена, статьями Добролюбова и Белинского.
М. Абаев понимал исключительно важное значение собирания памятников материальной культуры народа. Он провел большую работу по фиксации этнографических памятников карачаевцев и балкарцев. До сих пор в фондах Грузинского исторического музея им.Джанашиа хранятся экспонаты, переданные М. Абаевым в 1908 году этнографическому отделению Кавказского музея.

Слайд 8 Мисост Абаев - автор серии публицистических статей и

Мисост Абаев - автор серии публицистических статей и очерков, опубликованных в

очерков, опубликованных в конце XIX - нач. ХХ вв.:

"Наши миротворцы", "Калым и его последствия", "Интересный документ", "Горские школы", "Открытие Панежукоевского училища", "О горских школах", "Горцам Северного Кавказа", "Больной вопрос", "Кабарда проснулась", "В погоне за славой и пятачком", "О калыме", историческое исследование "Балкария", сохранились и небольшие литературные произведения - философская притча "Горская легенда" и эссе "У могилы Ислама". В первых публикациях М. Абаев констатирует различные факты из аульной жизни. Он рассказывает о тех явлениях, которые представляли бы определенный интерес для любознательного читателя. Это и сообщение о находке исторического памятника в Хуламе ("Интересный документ"), об этнографических реалиях Балкарии ("Калым и его последствия", "Наши миротворцы")...
По мере более глубокого проникновения в проблемы горской действительности в публицистике М. Абаева на первый план выступают уже не ее "интересные" детали, а вопросы социального устройства. Характеризуют М. Абаева, как общественного деятеля и просветителя, стоящего на позициях активного народовольца, его статьи, посвященные положению безземельных и малоземельных крестьян - серия статей об аграрных вопросах. Главная тема публикаций М. Абаева - вопросы просвещения. Он постоянно пишет о необходимости открытия начальных школ в аулах, сельскохозяйственных школ и училищ. Почти во всех публикациях М.Абаева в той или иной мере затрагивается тема школьного образования. Вопросы обучения горцев были в центре его просветительских задач. Занимая ответственные посты в администрации Терской и Кубанской областей, М.К. Абаев оказал большое содействие открытию школ и училищ в аулах Карачая, Балкарии, Черкесии, Адыгеи.
Серия статей, опубликованных в газете "Кубанские областные ведомости" непосредственно посвящены разъяснению роли школы в жизни Северного Кавказа. По его мнению, горских мальчиков, получивших начальное образование, необходимо было обучать техническим профессиям, а в дальнейшем стремиться к увеличению студентов-медиков, юристов, учителей, столь необходимых для решения жизненно важных проблем горских народов Северного Кавказа.
Неутомимый и последовательный деятель просвещения горцев Северного Кавказа Мисост Абаев старался в меру возможностей дать образование и своим детям. Сын Исмаил окончил медицинский факультет Киевского университета, впоследствии стал одним из организатором здравоохранения в Кабардино-Балкарии. Дочери Абаева- Гошаях, Сафият, Фатима, Джаннет обучались в Нальчикской женской школе. М. Aбaeв придавал исключительное значение вопросам женского образования. Дом М. Абаева в Нальчике был центром притяжения молодых образованных горцев. Они горячо и заинтересованно обсуждали общественно-политические события, новинки литературы и искусства, устраивали музыкальные и литературные вечера. Дети, а впоследствии и внуки, М. Абаева выпускали рукописный семейный журнал "Зеркало", девиз которого был определен Мисостом - "Посмотри в зеркало и ты увидишь свои недостатки". Впервые в этом "издании" увидели свет стихи, рассказы, рисунки будущих публицистов Фатимы и Исмаила Абаевых, Ибрагима Урусбиева. С 1884 Мисост Абаев был причастен к деятельности движения толстовцев под руководством М.Алехина.
 

Слайд 9 Семья Мисоста Абаева.

Семья Мисоста Абаева.

Слайд 10 АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929)

АБАЕВА ХАНИФА АСЛАНБЕКОВНА (1853 - 1929)

Слайд 11 Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.
Одними из первых горянок на

Дочь Балкарии, просветительница Азербайджана.Одними из первых горянок на Северном Кавказе, получивших

Северном Кавказе, получивших светское образование стали две девушки-балкарки -

Ханифа Абаева и Фуза Шакманова, которые обучались в учебном заведении св. Нины в Tифлисе в 1862-1872 гг. Они были первыми не только на Северном Кавказе, но и первыми мусульманками Кавказа, решившимися на этот трудный путь. В ту эпоху, когда деятельность женщины вне семьи осуждалась, это был настоящий подвиг.
Ханифа Абаева родилась в высокогорном балкарском ауле Шканты - старинном родовом поместье Абаевых. Отец Ханифы, князь Асланбек, один из первых кавказских офицеров царской армии, после выхода в отставку решительно взялся за дело просвещения своих соплеменников. Свою благородную деятельность он начал с обучения в светских заведениях своих детей. Ханифа проучилась в Тифлисе десять лет.
В 1872 году состоялась ее встреча с азербайджанским общественным деятелем Гасанбеком Меликовым (Зардаби), определившая дальнейшую ее судьбу. А встреча эта была необычной. Гасанбек прочитал в газете "Кавказ" список девушек, окончивших обучение в заведении св.Нины, в числе которых значилось имя девушки-мусульманки. Гасанбек к этому времени закончил Московский университет, преподавал в Бакинской гимназии. Прочитав газетную публикацию, Гасанбек понял, что близок к осуществлению своей мечты - иметь подругой жизни образованную женщину. Не откладывая, он поехал в Тифлис, явился к начальнице учебного заведения и рассказал о цели своего приезда. Когда их познакомили, он был крайне обрадован, что Ханифа отличалась не только красотой, но и стремлением нести свет знаний своим сестрам - мусульманкам. С этого начинается их ладная жизнь и совместный труд на ниве просветителей азербайджанского народа.
В первый год после женитьбы Гасанбек приступает к изданию первой демократической газеты на азербайджанском языке - газеты "Экинчи" ("Пахарь"). Во всех начинаниях мужа Ханифа принимает самое активное участие, в то же время она не забывает о своей основной цели - просвещении женщин-мусульманок. Первую школу она открывает в Баку у себя дома - в 1873 году ее посещало уже 12 девочек. Вскоре реакционные силы добились запрещения газеты "Экинчи", а в 1877 году закрывается и школа Ханифы. Когда началась неприкрытая травля четы Меликовых, они решили уехать в Зардоб, родину Гасанбека, где они прожили почти 20 лет. Но и здесь Ханифа не прекращала своей педагогической деятельности.
Вернулись Гасанбек и Ханифа в Баку в 1896 году, к этому времени в общественном сознании произошли сильные перемены. Первые ученицы Ханифы Абаевой сами стали педагогами: если в самом начале педагогической деятельности у нее было 12 учениц, то в 1914 году Ханифа и ее бывшие ученицы обучали более 2000 девочек Азербайджана.

Слайд 12 В доме Меликовых часто бывали представители прогрессивной интеллигенции

В доме Меликовых часто бывали представители прогрессивной интеллигенции Баку, среди них

Баку, среди них - Нариман Нариманов, Алекбер Сабир, Джалиль

Мамед Кули-заде, Наджаф-бей Везиров и др.
В 1904 году открывается женская гимназия, где именно Ханифа становится начальницей. В 1909 году при содействии миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева была учреждена русско-мусульманская школа, на деятельность которой бакинская интеллигенция возлагала большие надежды. И Ханифа Абаева, оставив налаженное дело и процветающую гимназию, начала устраивать новое учебное заведение. В этой школе она проработала до 1927 года.
Помимо педагогической деятельности, Ханифа Абаева занималась и большой общественной работой - руководила различными благотворительными обществами, возглавляла движение по снятию чадры в Азербайджане.
Выступая в 1906 году на съезде учителей-мусульман России, Ханифа говорила: "Если мужчина - глава семьи, то женщина - ее основа, на ней все заботы о домашнем очаге, на ней воспитание детей, но какой же воспитатель мать-мусульманка, если она сама забитый, неграмотный человек. Это хорошо знают богатые мусульмане и женятся на женщинах с образованием, или нанимают гувернанток и бонн. Простой народ сделать этого не может. На благо будущего мы должны учить наших девочек наравне с мальчиками".
Среди учениц Ханифы Абаевой были прославленные дочери Азербайджана - Анна Султанова, Джейран Байрамова, Хавяр Шабалова, Шарабаны Зейналова, Сона Ахундова, Мина Мирзоева, Фатьма Идрисова, Хейранса Гулиева и многие другие.
Ханифе Абаевой мы обязаны установлением культурных связей между Азербайджаном и Кабардино-Балкарией. Еще в начале 20 века в газете "Каспий", редактируемой ее зятем А.М. Топчибашевым, печатались статьи общественных деятелей Балкарии Мисоста Абаева и Басията Шаханова. Свое дальнейшее развитие эти культурные связи получили в последующие годы, в частности, подготовкой научных кадров вузами Баку для Балкарии и Карачая, помощью в издании книг, пособий и т.д. Ханифа Абаева умерла 2 мая 1929 года. Судя по сохранившимся фотографиям, хоронил ее весь Баку. Выступая на траурном митинге, тогдашний председатель Азербайджанского ЦИКа Газанфар Мусабеков сказал: " Сегодня мы потеряли мать, воспитавшую не двух, не трех и даже не десять, а тысячи детей. Народ никогда не забудет все то доброе, что сделано ею". И азербайджанский, и карачаево-балкарский народы помнят свою дочь, более полувека своей жизни, отдавшую делу просвещения мусульманок

Слайд 13 Селение Кюнлюм.

Селение Кюнлюм.

Слайд 14 Селение Кюнлюм.

Селение Кюнлюм.

Слайд 15 Башня Абаевых.

Башня Абаевых.

  • Имя файла: abeevt-prosvetiteli-balkarskogo-narodaissledovatelskaya-rabota.pptx
  • Количество просмотров: 157
  • Количество скачиваний: 2