Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе 10 кл вводный урок

Содержание

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. ПушкинВ связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции. 18 столетие – это век просвещения в
Русская литература XIX в. в контексте мировой культурыОсновные литературные течения. Связь с историей Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что Русские писатели 18 века Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе КАНТЕМИР Антиох ДмитриевичЛОМОНОСОВ Михаил ВасильевичСУМАРОКОВ Александр Петрович ФОНВИЗИН Денис Иванович Гаврила Романович Державин К концу 1780-х годов формируются основные черты поэзии Державина:а) создание С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм - внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой Первые литературные общества Первые литературные общества РомантизмПредромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков. В Характерные черты романтизма как художественного метода: 1. неприятие окружающего мира, его отрицание. В русском романтизме выделяют 4 течения: а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев), б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский), в) элегическое (Жуковский), г) лермонтовское. «Вершина русского романтизма»Поэма Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Фридрих ЭнгельсКак художественный метод РеализмГерой реалистического произведения - личность сложная, и его характер всегда обусловлен социально-историческими Писатели-реалистыМихаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор» Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и Спор о пути  развития РоссииСлавянофилы (Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин Спор о пути  развития РоссииЗападники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван «Почвенничество»Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в 1860-е Русская критикаПредставители «эстетической критики» (А.Дружинин, П.Анненков, В.Боткин) выдвинули теорию Представители «критического реализма»Иван Сергеевич ТургеневИван Александрович ГончаровАлександр Николаевич ОстровскийНиколай Алексеевич Некрасов Николай Семёнович Представители «критического реализма»Фёдор Михайлович Достоевский Лев Николаевич Толстой Антон Павлович Чехов Представители поэзии 2 половины 19 векаФёдор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет Николай Алексеевич Некрасов Изменилась перспектива. Получалась иная направленность сознания. Раскрылись глаза на иные миры, на иное измерение
Слайды презентации

Слайд 2 Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин
В связи с этим в

18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.
18 столетие – это век просвещения в Европе и в России.

Слайд 3 В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский

В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения,

разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём

поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма. 

Купид чрез свои стрелы ранит человеков,
И понеже он есть всех царей сильнейший,
Признан в небе, на земли, в мори, от всех веков,
Под разным видом той же свой старейший
Дает закон, и часто для отмщенья скора
Над беспристрастным ко всем женским лицам
Употребляет своей силой без разбора,
Дав его сердце не красным девицам.
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович
1730


Слайд 4 Русские писатели 18 века

Русские писатели 18 века

Слайд 5 Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и

в искусстве и литературе Европы и России, для которого

характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы.


1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира).
5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).


Слайд 6 КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
СУМАРОКОВ Александр Петрович 
ФОНВИЗИН Денис

КАНТЕМИР Антиох ДмитриевичЛОМОНОСОВ Михаил ВасильевичСУМАРОКОВ Александр Петрович ФОНВИЗИН Денис Иванович

Иванович


Слайд 7 Гаврила Романович Державин
К концу 1780-х годов формируются основные

Гаврила Романович Державин К концу 1780-х годов формируются основные черты поэзии Державина:а)

черты поэзии Державина:
а) создание «забавного русского слога»; б) использование пейзажа

в поэзии; в) создание поэтического натюрморта; г) субъективизм; д) прославление национального характера; е) звукопись; ж) цветопись.


Слайд 8 С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление

занимает новое направление – сентиментализм (от французского слова sentiment -

"чувство«). Принципы сентиментализма таковы:

1) Обращен к чувствам читателя.
2) Герой сентиментальной литературы - это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.
3) Герой сентиментальной литературы - простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.
4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.


Слайд 9 Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм - внимание к человеческому поведению,

Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм - внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным

внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Сентиментализм как направление быстро себя

исчерпал, но психологизм, им заложенный, в литературе остался.  Преимущественные жанры сентиментальной литературы - элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки.  Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн. В России - Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капнист, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.

Слайд 10 У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная

У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты

трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения

и своей совести. А.И. Герцен

Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм.
Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм. 
В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма.


Слайд 11 Первые литературные общества
"Вольное общество любителей русской словесности, наук

Первые литературные общества

и художеств" -

"Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики")
Александр

Семёнович Шишков

Александр Христофорович Востоков


Слайд 12 Первые литературные общества
"Арзамас" (они же "карамзинисты") - литературное общество,

Первые литературные общества

возникшее в 1815 году в противовес "Беседе..." и объединившее

сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, Николай Иванович Тургенев, Сергей Семёнович Уваров, Михаил Фёдорович Орлов.

Наиболее популярными стали журналы:
"Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;
"Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов;
"Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов;
"Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;
"Сын Отечества" - издатель Николай Иванович Греч.

"Мнемозина" и "Полярная звезда". 
"Литературную газету" основал Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом   (выходит по сей день), а в 1836 году – журнал
 "Современник".


Слайд 13 Романтизм
Предромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18

РомантизмПредромантизм – общеевропейское явление в литературе рубежа 18 и 19 веков.

и 19 веков. В начале 19 века предромантизм наиболее

ярко проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств»,
Между предромантизмом и собственно романтизмом есть два существенных отличия. Если романтическим героем был, как правило, бунтарь, раздираемый противоречиями, то герой предромантизма, испытывая конфликт с окружающим миром, в борьбу с обстоятельствами не вступает. Герой романтизма – личность противоречивая, герой предромантизма – личность страдающая и одинокая, но целостная и гармоничная.

Собственно романтизм начал складываться в России во втором десятилетии 19 века – первоначально в творчестве В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. 

Василий Андреевич Жуковский

Константин Николаевич Батюшков


Слайд 14 Характерные черты романтизма как художественного метода:
1. неприятие окружающего

Характерные черты романтизма как художественного метода: 1. неприятие окружающего мира, его

мира, его отрицание. Для романтического героя существуют два мира:

мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, мир идеальный. Эти миры в сознании героя трагически разделены.
2. Романтический герой – это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты завершается либо крахом мечты, либо гибелью героя.
3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей.
4. Часто между героем и автором ставят знак равенства.
5. Романтический герой живёт и действует в исключительных, нередко экстремальных обстоятельствах – в ситуации несвободы, войны, опасного путешествия, в экзотической стране и т.п.
6. Для поэзии романтиков характерно использование образов-символов. Например, у поэтов философского течения роза – символ быстро увядающей красоты, у поэтов гражданско-героического течения кинжал или меч – символы борьбы за свободу.
7. Романтизм субъективен по своей сути. Произведения романтиков носят исповедальный характер.



Слайд 15 В русском романтизме выделяют 4 течения:
а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев), 
б) гражданско-героическое (Рылеев,

В русском романтизме выделяют 4 течения: а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев), б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский), в) элегическое (Жуковский), г) лермонтовское.

Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский), 
в) элегическое (Жуковский), 
г) лермонтовское.


Слайд 16 «Вершина русского романтизма»
Поэма "Мцыри"
Поэма «Демон»
М. Врубель

«Вершина русского романтизма»Поэма

"Тамара и Демон"


Слайд 17 Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Фридрих

Реализм предполагает изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Фридрих ЭнгельсКак художественный

Энгельс
Как художественный метод реализм в русской литературе начал формироваться

в 1820-е годы в творчестве А.С. Грибоедова и А.С.Пушкина. Однако сам термин был введён в 1849 году Павлом Васильевичем Анненковым - первоначально использовалось понятие "натуральная школа". 
Реализм (от лат. realis - "вещественный") пришёл на смену романтизму, постепенно вытеснив его из литературы. Главенство реализма в литературе 19 века объяснялось тем, что это единственный метод, претендующий на глубокое, всестороннее, объективное изображение действительности. Реализм, в отличие от классицизма и романтизма, не ограничивал писателя какими-либо канонами и условностями. 


Слайд 18 Реализм
Герой реалистического произведения - личность сложная, и его

РеализмГерой реалистического произведения - личность сложная, и его характер всегда обусловлен

характер всегда обусловлен социально-историческими связями. 
Реализм как метод аналитичен: писатель-реалист

стремится не только изобразить явление, но и проанализировать его, проследить его развитие. 

Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Пушкин


Слайд 19 Писатели-реалисты










Михаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»









Николай Васильевич

Писатели-реалистыМихаил Юрьевич Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор»

Гоголь. Поэма «Мертвые души». Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор»


Слайд 20 Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия

Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной

поставлена перед бездной и летит в бездну. Н.А. Бердяев
"Кто виноват?" (название

романа Александра Ивановича Герцена, 1847)

"Что делать?" (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).


Слайд 21 Спор о пути развития России
Славянофилы (Алексей Хомяков, Иван Киреевский,

Спор о пути развития РоссииСлавянофилы (Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин

Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у

России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин". 


Слайд 22 Спор о пути развития России
Западники (Пётр Чаадаев,
Александр Герцен,

Спор о пути развития РоссииЗападники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван

Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий

Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы "Современник" и "Отечественные записки" в период их редактирования Н.А. Некрасовым. 

Слайд 24 «Почвенничество»

Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это

«Почвенничество»Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники. Это течение зародилось в

течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому

к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничества были Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Достоевский считал, что представители "просвещённого общества" должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными.  


Слайд 25 Русская критика
Представители «эстетической критики» (А.Дружинин, П.Анненков, В.Боткин) выдвинули

Русская критикаПредставители «эстетической критики» (А.Дружинин, П.Анненков, В.Боткин) выдвинули теорию

теорию "чистого искусства»: литература должна обращаться только к вечным

темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры.

А.Григорьев сформулировал теорию "органической критики", выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент предлагается делать на нравственных ценностях. 

Принципы «реальной критики» провозгласили Н.Чернышевский и Н.Добролюбов. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы. 


Слайд 28 Представители «критического реализма»
Иван Сергеевич Тургенев

Иван Александрович Гончаров
Александр Николаевич

Представители «критического реализма»Иван Сергеевич ТургеневИван Александрович ГончаровАлександр Николаевич ОстровскийНиколай Алексеевич Некрасов Николай

Островский
Николай Алексеевич Некрасов 
Николай Семёнович Лесков
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин


Слайд 29 Представители «критического реализма»
Фёдор Михайлович Достоевский
Лев Николаевич Толстой

Представители «критического реализма»Фёдор Михайлович Достоевский Лев Николаевич Толстой Антон Павлович Чехов


Антон Павлович Чехов


Слайд 30 Представители поэзии 2 половины 19 века
Фёдор Иванович Тютчев

Представители поэзии 2 половины 19 векаФёдор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет Николай Алексеевич Некрасов


Афанасий Афанасьевич Фет
Николай Алексеевич Некрасов


  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-10-kl-vvodnyy-urok.pptx
  • Количество просмотров: 242
  • Количество скачиваний: 55