Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе презентация к уроку

Содержание

Основные понятияИллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.
Методика работы  с иллюстративным материалом  в начальной школе Основные понятияИллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью, в Иллюстрация – изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст;пример, Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство наглядности Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое специфическими, только ему присущими Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта. В этом случае в качестве Основные дидактические функции учебных иллюстрацийИллюстрация может работать как пояснение текста.Иллюстрация может заменить Основные дидактические функции учебных иллюстрацийИллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:развивать у учащихся наглядно-образное мышление;понимать и запоминать теоретические Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусстваспособствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;раскрывают Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:содержанием учебного материала;доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями Требования к иллюстрациям  в учебникеинформационная насыщенность;подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную Классификация ведущих иллюстративных материаловI иллюстративный модуль – ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстрацийТаблицы дают педагогу возможность:- организовать как фронтальную Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.Фотографии позволяют:отражать характерные черты повседневности той или Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.Рисунки-схемы юмористического характера Механизмы восприятияИдентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).Рефлексия (способность понимать через самопознание Параметры пониманияПолнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и определяется Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.Обычно связывают с пониманием законов, Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания.Эти основания Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:первичное восприятие;эмоциональная окраска первичного восприятия;анализ сюжета и позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – Три аспекта художественного восприятия ребенкаПознавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан с Условия, при которых создается ситуация общения с искусствомСпонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.Информативность. Фасцинация (очарование партнера). Методы формирования личностного смысла произведения искусстваВыявление ценностных приоритетов эпохи.Анализ духовно-нравственной позиции автора.Ассоциативное Личностный смысл формируется также при условиях:ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с другими формирования умений оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, Спасибо за внимание!Удачи в работе Вам, Вашим учителям и их детям!
Слайды презентации

Слайд 2 Основные понятия

Иллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство.
Выполняется

Основные понятияИллюстрация книжная – самостоятельное сложное искусство. Выполняется пером, карандашом, акварелью,

пером, карандашом, акварелью, в технике гравюры, литографии и пр.


Слайд 3 Иллюстрация –

изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее

Иллюстрация – изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо

или дополняющее какой-либо текст;
пример, поясняющий что-либо для наглядного и

убедительного объяснения.

Слайд 4 Иллюстрация –
визуальное средство обучения, компонент содержания учебника

Иллюстрация – визуальное средство обучения, компонент содержания учебника или урока, средство

или урока, средство наглядности (рисунки, фотографии, таблицы, схемы и

т.п.), поясняющие или дополняющие какой-либо текст…
визуальное средство обучения, поясняющее или дополняющее какой-либо текст…

Слайд 5 Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение

Иллюстрация (или фотография) – неподвижное (статичное) реалистическое изображение объекта, основная дидактическая

объекта, основная дидактическая функция которой – формирование наглядных представлений.
В

обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов (портрет исторического лица, события, природного явления).


Слайд 6 Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое

Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое специфическими, только ему

специфическими, только ему присущими средствами, находясь в тесном взаимодействии

с другими структурными компонентами, реализует научно-педагогические и дидактические принципы, заложенные в учебнике.

Слайд 7 Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта.
В

Дидактическая функция наглядности – расширение чувственного опыта. В этом случае в

этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные

объекты и изображения, их копирующие.

Дидактическая функция наглядности – раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений.
В этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.


Слайд 8 Основные дидактические функции учебных иллюстраций
Иллюстрация может работать как

Основные дидактические функции учебных иллюстрацийИллюстрация может работать как пояснение текста.Иллюстрация может

пояснение текста.
Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание

учебного материала.
Иллюстрация призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами.

Слайд 9 Основные дидактические функции учебных иллюстраций

Иллюстрация может помочь ученику

Основные дидактические функции учебных иллюстрацийИллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова,

понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

Иллюстрация должна воспитывать

позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, ее святыням.


Слайд 10 Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:
развивать у учащихся наглядно-образное

Учебные иллюстрации позволяют решать задачи:развивать у учащихся наглядно-образное мышление;понимать и запоминать

мышление;
понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывать познавательные и воспитательные функции

текста;
помогать осваивать практические навыки.

Слайд 11 Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства

способствуют развитию коммуникативных

Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусстваспособствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи

умений, совершенствованию речи школьников;
раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
усиливают познавательные

и воспитательные функции текста.

Слайд 12 Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:
содержанием учебного материала;
доминирующими образовательными

Выбор вида (типа) иллюстраций определяется:содержанием учебного материала;доминирующими образовательными целями и педагогическими

целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
необходимостью использования научно-обоснованной системы

заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Слайд 13 Требования к иллюстрациям в учебнике
информационная насыщенность;
подписи к иллюстрациям

Требования к иллюстрациям в учебникеинформационная насыщенность;подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную

должны выполнять информационную и дидактическую функции;
иллюстрации должны быть объектом

целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).

Слайд 14 Классификация ведущих иллюстративных материалов
I иллюстративный модуль – ресурсы

Классификация ведущих иллюстративных материаловI иллюстративный модуль – ресурсы реалистического визуального ряда:

реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и

др.;
II иллюстративный модуль – ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и т.д.;
III иллюстративный модуль – деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы.

Слайд 15 Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций
Таблицы дают педагогу

Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстрацийТаблицы дают педагогу возможность:- организовать как

возможность:
- организовать как фронтальную работу с классом, так и

индивидуальную деятельность учащихся;
обеспечить длительный показ информации;
облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать перспективу в изучении материала;
систематизировать, обобщать ранее изученное.

Слайд 16 Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.

Фотографии позволяют:
отражать характерные

Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.Фотографии позволяют:отражать характерные черты повседневности той

черты повседневности той или иной исторической эпохи;
показывать важнейшие исторические

события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях.

Слайд 17 Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют

Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.Рисунки-схемы юмористического

кругозор учащихся.

Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, придают характер

неравнодушного отношения к изучаемой теории.

Слайд 18 Механизмы восприятия
Идентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).
Рефлексия

Механизмы восприятияИдентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).Рефлексия (способность понимать через

(способность понимать через самопознание субъектом внутренних психических актов и

состояний).
Эмпатия (способность понимать путем эмоционального сопереживания и сочувствия).
Стереотипизация (восприятие и оценка объекта путем распространения на него обобщенных характеристик).

Слайд 19 Параметры понимания
Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого

Параметры пониманияПолнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и

объема информации и определяется как отношение понятых человеком моментов,

связей, отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания таким элементам и связям.
Полное непонимание,
частичное понимание, полное понимание.

Слайд 20 Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.
Обычно

Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.Обычно связывают с пониманием

связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т.е.

с тем, что может иметь глубокий смысл.
Отчетливость понимания – степень осмысления свойств, связей и отношений воспринимаемого объекта.


Слайд 21 Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность

Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания.Эти

в правильности понимания.

Эти основания уверенности формируются комплексом аргументов, которые

человек использует для доказательства собственных гипотез в ходе процесса понимания.


Слайд 22 Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:
первичное восприятие;
эмоциональная окраска

Компоненты восприятия и оценки художественного произведения:первичное восприятие;эмоциональная окраска первичного восприятия;анализ сюжета

первичного восприятия;
анализ сюжета и образ первичного понимания произведения;
анализ изобразительно-выразительных

средств, использованных автором произведения;
восприятие и анализ символического ряда;

Слайд 23 позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель»

позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения»

– «герой произведения» – «герой эпохи» – «дополнительный персонаж»

и т.д.;
создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов произведения;
соотнесение воспринятого в пространстве произведения с собственным опытом, воспоминаниями;
осознание личностного смысла произведения;
выработка оценочного суждения.


Слайд 24 Три аспекта художественного восприятия ребенка
Познавательный – обеспечивается эрудицией

Три аспекта художественного восприятия ребенкаПознавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан

ребенка и связан с усвоением информации об искусстве.
Чувственный –

определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.
Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению искусства в его целостности.

Слайд 25 Условия, при которых создается ситуация общения с искусством

Спонтанность

Условия, при которых создается ситуация общения с искусствомСпонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.Информативность. Фасцинация (очарование партнера).

восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников.

Информативность.

Фасцинация (очарование партнера).


Слайд 26 Методы формирования личностного смысла произведения искусства
Выявление ценностных приоритетов

Методы формирования личностного смысла произведения искусстваВыявление ценностных приоритетов эпохи.Анализ духовно-нравственной позиции

эпохи.
Анализ духовно-нравственной позиции автора.
Ассоциативное соотнесение художественного образа с жизненной

ситуацией, позицией личности.
Сопоставление художественных образов разных видов искусства по принципу сходства и различия ценностных установок.

Слайд 27 Личностный смысл формируется также при условиях:
ассоциативности соотнесения воспринятого

Личностный смысл формируется также при условиях:ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с

художественного образа с другими ценностями художественной культуры;
ассоциативности соотнесения воспринятого

художественного образа с теми установками, которые сложились у человека в жизни, с его духовно-нравственными идеалами;

Слайд 28 формирования умений оценивать не только художественный текст, но

формирования умений оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю

и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.

То,

что личностно значимо, не может быть отторгнуто.

  • Имя файла: metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-nachalnoy-shkole-prezentatsiya-k-uroku.pptx
  • Количество просмотров: 42
  • Количество скачиваний: 0