Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Народы Иркутской области

Содержание

Многие коренные жители Иркутской области на вопрос, кто ты по национальности, ответят: "Да в моей крови столько всего намешано: и русские, и буряты, и поляки, и немцы, и Бог знает кто еще". Дело в
Многонациональная Иркутская областьАбликсанова И.В.учитель математики МКОУ СОШс.Преображенка Многие коренные жители Иркутской области на вопрос, кто ты по Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна В настоящее время на территории Иркутской области проживают представители 136 Русские Русские колонизаторы начали проникать в Прибайкалье в первой половине XVII века. Украинцы Появление украинцев в Сибири связано со столыпинской реформой, во время которой Белорусы Большая часть белорусов оказалась в Сибири также в результате столыпинской реформы. Поляки В Иркутской области насчитывается около 3 000 поляков. В прошлые годы Литовцы История появления литовцев в Сибири очень трагична. Как известно, Литва, как Чуваши В Иркутской области проживает 7295 чувашей. Первые переселенцы отмечены в 1890 Немцы В царское время немцев посылали на руководящие посты в Иркутскую губернию. татары Татары появились в Иркутской области еще в XIX веке. Сюда их Коренные народы Севера   Коренные малочисленные народности Севера в Иркутской области Буряты Буряты (самоназвание — буряад) являются коренным населением Иркутской области. Их численность На территории Иркутской области современные буряты сильно обрусели, но не Тофалары     Само малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются тофалары Тофаларам удавалось долгое время сохранять как нейтралитет в политической эвенки    Тунгусы (идущие поперек хребтов), официально известные с 1931 Русские с иркутскими эвенками впервые встретись в конце XVI века – именно к Дружба народов Сегодня, когда так много наций в мире, И мы плечом Источники  информацииhttp://www.irkutskobl.ruhttp://baikal-info.ruhttp://posibiri.ruhttp://www.social-anthropology.ru/nhttp://irkipedia.ru/http://www.azarovskie.ru/
Слайды презентации

Слайд 2 Многие коренные жители Иркутской области на

Многие коренные жители Иркутской области на вопрос, кто ты по

вопрос, кто ты по национальности, ответят: "Да в моей

крови столько всего намешано: и русские, и буряты, и поляки, и немцы, и Бог знает кто еще". Дело в том, что Сибирь, в отличие от европейской России, никогда не была землей одного народа. Одни ехали сюда в поисках свободы и лучшей доли, других ссылали насильно. В результате создавалась необычная этническая среда, в которой переплелись совершенно далекие друг от друга в плане языка, культуры, религии нации и народы.

Слайд 3 Восточная Сибирь – земля многих

Восточная Сибирь – земля многих народов и ни одна

народов и ни одна из ее областей не представлена только одно

национальностью. Сегодня на востоке Сибири проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. До освоения же Восточной Сибири русскими казаками эти территории принадлежали исключительно малым народностям Севера – бурятам, эвенкам, якутам и тофаларам и Иркутская область не является исключением.
Иркутская область стала домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в поселения области по своей воле – в Иркутск и окружающие его населенные пункты часто отправляли в ссылку политических заключенных, 
также внесших свою лепту в этнический состав области. До прихода же на территорию Иркутской области русских казаков здесь проживали малочисленные народы и этнические группы – буряты, эвенки и тофалары.


Слайд 4 В настоящее время на территории Иркутской

В настоящее время на территории Иркутской области проживают представители 136

области проживают представители 136 наций и народностей. Сибирь всегда

отличалась от европейской России тем, что народы, живущие на этой земле, умели находить общий язык, для общего блага меняли свои убеждения, обменивались культурными достижениями.

Слайд 5 Русские
Русские колонизаторы начали проникать в Прибайкалье в первой

Русские Русские колонизаторы начали проникать в Прибайкалье в первой половине XVII

половине XVII века. В начале XVIII века их было

около 25%, в 1861 году — 63%, а в 1917-м — около 80%. Сегодня русскими считают себя многие жители области, несмотря на то что их предки были украинцами, белорусами, татарами, бурятами, евреями и т.д. Примечательно, что русское население Сибири даже внешне отличается от русских, проживающих в европейской части России. У них высокие монголоидные скулы, более резкие и выразительные черты лица. Многие исследователи утверждают, что в Сибири сформировался особый слой или уровень национального самосознания русских, который можно назвать "сибиряки".

Слайд 6 Украинцы
Появление украинцев в Сибири связано со столыпинской реформой,

Украинцы Появление украинцев в Сибири связано со столыпинской реформой, во время

во время которой украинцы переселялись целыми деревнями. В Иркутской

области проживают 53 631 украинец (данные на 2004 г.). По данным переписи 1989 года, украинцев в ИО было гораздо больше. Возможно, сокращение численности украинского населения связано с тем, что многие этнические украинцы, имеющие традиционные фамилии, стали считать себя русскими. Места компактного проживания есть в Заларинском, Нижнеудинском, Куйтунском, Усть-Илимском районах и в Усть-Ордынском округе. Неофициальным культурным центром сибирских украинцев считается село Батама в Зиминском районе. Здесь сохранились практически в первозданном виде язык и национальный уклад украинских переселенцев. В Иркутске действует украинский культурный центр "Днипро".

Слайд 7 Белорусы
Большая часть белорусов оказалась в Сибири также в

Белорусы Большая часть белорусов оказалась в Сибири также в результате столыпинской

результате столыпинской реформы. По данным Олега Рудакова, председателя товарищества

белорусской культуры им. Яна Черского, в Тулунском районе из 138 сел, образованных в то время, 124 были белорусскими. Белорусы селились в Балаганском, Баяндаевском, Куйтунском, Заларинском и других районах губернии. По данным, представленным председателем товарищества белорусской культуры Олега Рудакова, в Иркутской области проживают
50 000 белорусов. Олег Рудаков объясняет эти разночтения тем, что при паспортизации многие белорусы записывались как русские. "Но поскольку они говорят с акцентом и имеют предков —выходцев из Белоруссии, — утверждает Олег Рудаков, — их следует считать белорусами". Среди сибирских белорусов есть и католики, и православные, и атеисты. Товарищество белорусской культуры было создано больше 4 лет назад. Издается газета "Маланка", отмечаются народные праздники, имеется ансамбль песни.

Слайд 8 Поляки
В Иркутской области насчитывается около 3 000 поляков.

Поляки В Иркутской области насчитывается около 3 000 поляков. В прошлые

В прошлые годы их было несколько больше. В основном

поляки живут в Иркутске и Ангарске. Из мест компактного проживания следует выделить деревню Вершина в Боханском районе. Там с начала прошлого века проживают этнические поляки, сумевшие сохранить язык, элементы традиционного уклада жизни. Вершинские поляки живут достаточно обособленно, до сих пор в поселке нет телефона. К ним регулярно приезжает священник из Иркутского католического прихода. В Иркутске в течение 15 лет работает польская культурная автономия "Огниво". На базе автономии имеется школа по изучению польского языка.

Слайд 9 Литовцы
История появления литовцев в Сибири очень трагична. Как

Литовцы История появления литовцев в Сибири очень трагична. Как известно, Литва,

известно, Литва, как и другие прибалтийские республики, стала жертвой

пакта Молотова — Риббентропа, отдавшего государства Прибалтики на откуп СССР. В августе 1940 года Литва, аннексированная в начале Второй мировой войны Советским Союзом, насильственно вошла в его состав. С этого момента тысячи людей попали под маховик репрессий и депортаций. "Кулаки", "бандиты", "бандпособники" и их семьи десятками тысяч направлялись на спецпоселение. И в Иркутскую область в том числе. Сейчас численность литовского населения составляет 1700 человек. В основном литовцы проживают в Иркутске. Несколько литовских семей проживает в Нижнеудинске, Алзамае, Большой Речке, Маме. После провозглашения независимости Литвы начался активный отток этнических литовцев на историческую родину. В Иркутске действует областная общественная организация "Культурный центр инвалидов и ветеранов литовской национальности "Швитурис" ("Маяк"). Этнические литовцы имеют возможность встречаться, изучать родной язык, петь песни.

Слайд 10 Чуваши
В Иркутской области проживает 7295 чувашей. Первые переселенцы

Чуваши В Иркутской области проживает 7295 чувашей. Первые переселенцы отмечены в

отмечены в 1890 году. Было это во время столыпинского

переселения народов. Первые чуваши селились в бурятских юртах. В Иркутской области чуваши живут компактно в деревнях Ново-Летники (Зиминский район, Жогино (Тайшетский район), Заславское, Коновалово, Ташлыково, Балаганск (Балаганский район). В Ново-Летниках имеется ансамбль народной музыки. Открыт музей, в котором можно увидеть ткацкий станок, тканые дорожки, одежду, утварь. В Ново-Летниках имеется культовое место. Это три вековые ветлы, которые первопоселенцы перевезли с родных мест в теплушках и посадили в Сибири. Деревья живы до сих пор. Они символизируют выносливость народа, пустившего крепкие корни в сибирской земле. В 1989 г. организован областной культурный центр "Юлташ" (теперь национально-культурная автономия). Основная цель автономии: возрождение языка, истории, культуры, традиций, обычаев и самобытности.

Слайд 11 Немцы
В царское время немцев посылали на руководящие посты

Немцы В царское время немцев посылали на руководящие посты в Иркутскую

в Иркутскую губернию. Например, немцами были обер-комендант города Иркутска

полковник Блюм, иркутский губернатор Бриль, генерал-майор Вамп, полковник фон Линеман. Но самое большое количество немцев попало в Сибирь после раскулачивания в 30-х годах. Многих селили в поселок Пивовариха, но в последнее время очень многие этнические немцы уехали в Германию и деревня потеряла свой статус. Также стоит упомянуть поселок Пихтинск (Заларинский район), в котором живет малоизученная этническая группа — голендры, потомки переселенцев с Волыни, появившиеся здесь около века назад. Многие убеждены, что голендры являются этническими немцами. Однако ясности в этом вопросе до конца нет, так как в культуре и быте голендров переплелись традиции Польши, Западной Европы и Украины. В настоящее время численность немецкого населения составляет 6298 человек. Сейчас у немцев нет мест компактного проживания. В основном они проживают в Иркутске и Ангарске. Дисперсное расселение немцев привело к утрате языка, и, чтобы сохранить культурную самобытность, была создана Иркутская областная общественная организация российских немцев "Возрождение".

Слайд 12 татары
Татары появились в Иркутской области еще в XIX

татары Татары появились в Иркутской области еще в XIX веке. Сюда

веке. Сюда их ссылало царское правительство. Вторая волна миграции

была вызвана голодом в Поволжье в 30-х годах прошлого века. Затем немало татар приехало на комсомольские стройки 70-х годов. Численность татар уменьшилась, наблюдается их незначительный отток на историческую родину. Татары проживают в Черемхово (Шадринка), Ангарске, в Усть-Ордынском округе, в Заларинском, Тайшетском, Чунском, Нукутском, Осинском, Эхирит-Булагатском, Аларском районах. Очень много татар проживает в Усолье, Кутулике, селе Тараса, Каха, в Нукутах. В Иркутске создана областная общественная организация "Татарско-башкирский культурный центр". На различных фестивалях и смотрах татарскую культуру представляет музыкальный ансамбль "Буляк" (подарок).

Слайд 13 Коренные народы Севера
Коренные малочисленные народности

Коренные народы Севера  Коренные малочисленные народности Севера в Иркутской области

Севера в Иркутской области представлены бурятами, тофаларами и эвенками.

Тофалары сосредоточены в поселениях Восточного Саяна в пределах Нижнеудинского района в верховьях Уды в небольших поселениях Алыгджер, Нерха и Верхняя Гора, а эвенки — в северных районах области, главным образом в Качугском, Катангском и Казачинско-Ленском районах. Буряты в основном живут на территории автономного округа, а также в Ольхонском районе вдоль побережья Байкала и на острове Ольхон. Многие из этих народов имеют свои культурные и исторические центры. В Иркутской области таких центров насчитывается порядка 26. В регионе зарегистрированы ассоциации малочисленных народов Севера «Тофалария» Нижнеудинского района и «Родина» Катангского района. Кроме того, в Иркутской области проживают люди различных религиозных конфессий, но более всего распространено православие. Во всех районах области имеется православная церковь, а всего насчитывается 57 общин. Надо отметить, что эвенки и тофалары являются шаманистами и православными. Последователи шаманистов есть также и среди бурят. Малые народы объединены в Иркутскую региональную общественную организацию "Эвенкийский национальный центр "Север", а также в общину охотников-промысловиков коренного малочисленного народа тофаларов "Чара".

Слайд 14 Буряты
Буряты (самоназвание — буряад) являются коренным населением Иркутской

Буряты Буряты (самоназвание — буряад) являются коренным населением Иркутской области. Их

области. Их численность на 2004 г. составляет 80 565

человек, это около 3% населения (включая данные по Усть-Ордынскому, Бурятскому автономному округу, где бурятов, несмотря на название округа, только 36,28%, а русских — 56,54%). По исторически подсчетам первые пробурятские племена появились на территории области в конце эпохи неолита, а именно около 2500 тысяч лет до нашей эры, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки и стоянки древнего человека, обнаруженные в Прибайкалье. Первый контакт иркутских бурят с русскими состоялся в начале XVII века – именно тогда русские казаки начали освоение территорий Восточной Сибири. В это время в Иркутской области проживали 5 крупных бурятских племен – булагаты на Ангаре, табунуты в районе Селенги, хонгодоры на Иркуте и левом берегу Ангары, хоринцы на реке Уд и Ольхоне и эхириты в верховье Лены и Куды. Помимо крупных племен существовало также несколько малочисленных групп: ашехабаты, икинаты,
 хатагины и некоторые другие.

о. Ольхон


Слайд 15 На территории Иркутской области современные буряты

На территории Иркутской области современные буряты сильно обрусели, но не

сильно обрусели, но не потеряли своей национальной самобытности. В

регионе зарегистрировано восемь национально-культурных бурятских объединений, среди которых иркутская областная общественная организация "Центр бурятской культуры"; бурятская национально-культурная автономия "Гэсэр" и другие. Традиционные бурятские праздники, как Сагаалган, Восточный Новый год, и Сурхарбан отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей.

Слайд 16 Тофалары
Само малочисленной коренной

Тофалары   Само малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются тофалары –

народностью Иркутской области считаются тофалары – на территории Нижнеудинского района,

где и проживают тофалары, насчитывается всего 678 представителей народности, что составляет 0,03% от общего количества населения области.
Считается, что тофалары произошли вследствие сложных этнических процессов, протекающих в Южной Сибири и Саянах – в этносе тофаларов прослеживается влияние самодийских и кетских племен, тувинцев, а также влияние тюркских 
племен туба и пришедших в Саяны в XIII веке монголов. Под контроль Российской империи тофалары попали в середине XVII века, когда русские казаки пришли на территорию Восточной Сибири. Ясак Российской империи тофаларские племена выплачивали пушниной – основным промыслом тофов.


Слайд 17 Тофаларам удавалось долгое время сохранять

Тофаларам удавалось долгое время сохранять как нейтралитет в политической

как нейтралитет в политической жизни, так и свою культурную

самобытность. Но после Октябрьской революции племена все-таки попали под влияние новой власти, что плачевно сказалось на традиционных отраслях тофов – им пришлось полностью отказаться от кочевого образа жизни и осесть в Нижнеудинском районе. Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству – добыча кедрового ореха до сих пор считается основным доходом многих тофаларских семей. Но, несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют высокий уровень этнического самосознания, передавая из поколения 
традиционные легенды, сказки и песни.


Слайд 18 эвенки

Тунгусы (идущие поперек хребтов),

эвенки  Тунгусы (идущие поперек хребтов), официально известные с 1931 года

официально известные с 1931 года под самоназванием эвенки, сегодня

занимают в Иркутской области около 0.05% от общего количества населения – в последней переписи населения в области было насчитано 1272 эвенка.
Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. На территорию современной Иркутской области эвенки пришли в начала XII века, где в процессе расселения быстро ассимилировались с местными племенами. Уже в XII веке эвенки 
четко разделялись на оленеводов, рыболовов и скотоводах, ведущих полукочевой образ жизни. В Забайкалье, к примеру, проживали мурчены – эвенки, занимающиеся коневодством, а по берегам Ангары расселялись орочены – племена, занимающиеся разведением оленей.
.

Слайд 19 Русские с иркутскими эвенками впервые встретись в

Русские с иркутскими эвенками впервые встретись в конце XVI века – именно к

конце XVI века – именно к этому периоду относится первое описание

эвенков как народности Восточной Сибири.
Эвенки с древних времен обеспечивали себя посредством традиционного хозяйства – они охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали эвенкам все необходимое для жизни

Слайд 20
Дружба народов
Сегодня, когда так много наций в мире, И

Дружба народов Сегодня, когда так много наций в мире, И мы

мы плечом стоим сейчас друг к другу, Нельзя играться жизнями,

как в тире, Не замечая в чьём – то сердце вьюгу. Мы разные, конечно, все снаружи, Но в наших жилах кровь одна течет, И в самые холодные вновь стужи, Цвет кожи будет уж не в счет. У нас, у всех одни и те же чувства, И сердце одинаково стучит, В душе должно быть все-таки не пусто, Когда о помощи народ другой кричит. Да, разные у нас традиции и вера, Но это ведь главное для нас. Должна создаться в мире счастья сфера. Чтоб на лице улыбка родилась.

  • Имя файла: prezentatsiya-narody-irkutskoy-oblasti.pptx
  • Количество просмотров: 394
  • Количество скачиваний: 57