Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Социология К. Маннгейма

- 2 – Краткая биографическая справкаКарл Маннгейм – выдающийся немецкий философ и социолог. 1-ю половину жизни прожил в Венгрии и Германии (до 1МВ – Австро-Венгрия), 2-ю – в Англии.Образование получил в 4-х университетах: Будапештском, Фрайбургском, Гейдельбергском,
Лекция 15. СОЦИОЛОГИЯ Карла МАННГЕЙМА (MANNHEIM)  (1893- 1947, Германия)ПЛАНБиографическая справкаСоциология знанияСоциальная реконструкция - 2 – Краткая биографическая справкаКарл Маннгейм – выдающийся немецкий философ и - 3 -2. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ- новая, выделенная Маннгеймом область знания, изучающая взаимодействие - 4 -Маннгейм развил тезис Маркса о зависимости системы идей от социальной - 5 -Т.е., по существу, Маннгейм развивает одну из версий «концепции идеологии», - 6 -Считал , что его вклад в развитие социологии представлен 2-мя - 7 -Т.е., что перспективное мышление может представлять «неполный взгляд». Эта доктрина - 8 -Для выхода из кризиса необходима реконструкция социальной системы, основанная не - 9 -В спланированном обществе выбор лидеров не может быть произвольным. Лидеры
Слайды презентации

Слайд 2 - 2 –
Краткая биографическая справка

Карл Маннгейм – выдающийся

- 2 – Краткая биографическая справкаКарл Маннгейм – выдающийся немецкий философ

немецкий философ и социолог. 1-ю половину жизни прожил в

Венгрии и Германии (до 1МВ – Австро-Венгрия), 2-ю – в Англии.
Образование получил в 4-х университетах: Будапештском, Фрайбургском, Гейдельбергском, Парижском.
Взгляды Маннгейма сформировались под влиянием Лукача, Вебера, Риккерта, Гуссерля, лекции которых он слушал в германских университетах в послевоенный период. До 1927 г. - философские публикации, затем – работы по теоретической социологии.
В 1925 г. получает звание приват-доцента (лектора) в Гейдельбергском университете, в 1927 г. – должность профессора социологии и экономики во Франкфуртском университете. В 1933 г. переезжает в Англию. Работает лектором в Лондонской школе экономики, затем профессором в области культуры в Лондонском университете.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
«Консервативное мышление»
«Свобода, власть и демократическое планирование»
«Идеология и утопия»
«Социология знания»
В последние годы – проявление интереса к психологии и психоанализу.


Слайд 3 - 3 -
2. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
- новая, выделенная Маннгеймом

- 3 -2. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ- новая, выделенная Маннгеймом область знания, изучающая

область знания, изучающая взаимодействие мышления и общества. Эти взаимоотношения

рассматривались в процессе изучения социальных структур.
Основные тезисы анализа:
Мышление – это деятельность, связанная с социальной и образующая структурную систему (терминология Маннгейма).
Социология рассматривает индивидуальную активность в контексте группового опыта (социального взаимодействия).
Теоретическая социология знания Маннгейма противоречива, подвержена многим влияниям. Он считал это нормальным для стадии становления области знания.
Методологически выделял 2 подхода к изучению культурных и интеллектуальных явлений:
внутренний – понимание имманентных (внутренне присущих) значений исследователем изнутри;
внешний – через понимание социального процесса, в который включен каждый индивид.



Слайд 4 - 4 -

Маннгейм развил тезис Маркса о зависимости

- 4 -Маннгейм развил тезис Маркса о зависимости системы идей от

системы идей от социальной и классовой принадлежности их приверженцев.

Каждый мыслитель относится к какой-либо социальной группе, выполняет определенную роль, обладает социальным статусом. Эти параметры задают его интеллектуальный кругозор. Поэтому все идеи и истины относительны, т.к. определяются, в значительной степени, социальной и исторической ситуацией, в которой возникают.
Поэтому Маннгейм определяет социологию знания как теорию социальной или экзистенциальной обусловленности мышления. Это означает, что познание и идеи локализованы, находятся внутри социальной структуры или исторического процесса.
Т.е., общий объект можно видеть с разных позиций, с позиций различной социальной принадлежности – и придти к различным познавательным выводам. Следовательно, человеческое мышление зависит от ситуации, и процесс познания можно уподобить «описанию 7-ми слепцами слона».
Экзистенциальное определение познания предполагает, что социальным положением наблюдателя определяются не только ориентации, оценки и содержание идей, но и выбор проблемы, способ ее постановки и разрешения.

Слайд 5 - 5 -
Т.е., по существу, Маннгейм развивает одну

- 5 -Т.е., по существу, Маннгейм развивает одну из версий «концепции

из версий «концепции идеологии», в которой все уровни и

аспекты познания связаны с социальной позицией участников. Мышление корректируется в сторону определенной социальной группы. А иногда сами социальные силы целенаправленно порождают интеллектуальные результаты.
Маннгейм рассматривает параллели согласования типов исторических и социальных ситуаций с типами интеллектуальных продуктов – идей. Влияние среды не является прямым. Абсолютно лишь то, что возникновению определенных идей предшествует возникновение определенных социальных групп их носителей.
Группы идей в значительной степени определяются классовыми потребностями и предпочтениями.
Маннгейм выделяет мышление привилегированной знати, идеи среднего класса и т.д. Тот, кто обладает выгодой и привилегиями по своему социальному статусу - защищает их и теоретически на уровне идей, концепций, идеологий, законодательства.
В дополнение к классовому анализу, более широкому, чем у Маркса, Маннгейм привлекает и другие факторы – напр., отношение к идеям различных поколений или возрастных групп. Эти факторы также вписываются в рамки системно-структурного подхода.




Слайд 6 - 6 -
Считал , что его вклад в

- 6 -Считал , что его вклад в развитие социологии представлен

развитие социологии представлен 2-мя частями:
-

методологией эмпирического и теоретического описания влияния социального взаимодействия на мышление;
- теоретическим анализом влияния этих взаимоотношений на действительность.
Во 2-й половине творческой деятельности сформулировал тезис о том, что, хотя все слои и группы общества воспроизводят идеи идеологического характера, тем не менее, существует особый тип людей – социально обособленная интеллигенция, способная к глубокому, самостоятельному и неискаженному мышлению.
Она отрекается от своих корней, ее представители вступают в диалог друг с другом и достигают вершин интеллектуального Олимпа. Утопическая вера в социальную независимость слоя интеллигенции, способной в результате обсуждений привести действительность к оптимальной системе взаимодействия.
Обращение к истории дает нам основание для заключения о неправомерности такого рода ожиданий (не Маннгейм!). Это – позиция его оппонентов. Получив такого рода критику, Маннгейм уточняет: мышление интеллигенции не обязательно должно быть неверным – ошибки возникают в результате «неполноты перспективы видения».

Слайд 7 - 7 -
Т.е., что перспективное мышление может представлять

- 7 -Т.е., что перспективное мышление может представлять «неполный взгляд». Эта

«неполный взгляд». Эта доктрина Маннгейма получила название реляционизма.
3. Социальная

реконструкция
Разработана в британский период. После 1933 г. его позиция становится активной и публицистически выраженной. Ощущал потребность внести вклад в защиту цивилизации от надвигающегося фашизма.
Ставит диагноз социального кризиса. Он начинается с расширения процессов «фундаментальной демократизации». Элите не удается дистанцировать массы от политики. Растет число социальных групп, стремящихся к контролю политической сферы и разрешению посредством политики своих личных интересов.
Но подъем масс угрожает не только элите, но и всему обществу. Старая элита, утрачивая власть, уже не может быть лидером. Индустриализация способствует увеличению сложности и дифференцированности социальной жизни. Параллельно нарастает и ее рационализация.
Ситуация кризиса, по Маннгейму, - это проявление нарушения действия рациональных механизмов. Оно приводит к растерянности, хаосу, панике.






Слайд 8 - 8 -
Для выхода из кризиса необходима реконструкция

- 8 -Для выхода из кризиса необходима реконструкция социальной системы, основанная

социальной системы, основанная не на плохо скоординированной активности людей

в рыночных отношениях, а на осознанном планировании. Только такого рода плановая социальная реконструкция спасет западную цивилизацию.
Достижение этой цели предполагает развитие и закрепление нового стиля мышления – планируемого мышления для всех членов и руководителей общества.
По Маннгейму, для достижения оптимального социального состояния не требуется ничего, кроме полной реконструкции человеческого мышления и воли.
В результате этих процессов должна произойти вторичная интеграция людей в группы, оформленная по разным основаниям. Здесь под контролем планирования должны оказаться не только материальные, но и духовные аспекты жизни. Поэтому он возвращается к идее конструктивной роли церкви, способствующей единению и восстановлению моральных ценностей.

  • Имя файла: sotsiologiya-k-manngeyma.pptx
  • Количество просмотров: 147
  • Количество скачиваний: 0