Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Исторические песни. Плач Ксении

Содержание

Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное народное творчество, зародившееся в древности. Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Это источник национальных художественных традицийОсобый раздел народного поэтического
Исторические песни. «Плач Ксении» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное Периоды создания русских исторических песен:исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни 1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.На рубеже 16 -17 В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач Ксении» Лжедмитрий I — самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 году под именем погибшего Фёдор Борисович Годунов - сын царя Бориса Годунова. По оценкам многих историков, тот Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора II Через 10 дней бояре удавили Фёдора Годунова и его мать. Ксению же По одной из версий царевну в тот же день отравили (или она После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна прошла постриг, была сослана Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на сорок первом году ее В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны – всего лишь один Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее, предназначенное Песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В них В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ русской красавицы-царевны, претерпевшей столько Художественные особенности исторических песен XVII в Интернет - ресурсы1 слайд - http:///up/datai/199293/0001-001-.jpg - шаблон титульного листа2 слайд -
Слайды презентации

Слайд 2 Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore

Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) –

– мудрость) – устное народное творчество, зародившееся в древности.

Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Это источник национальных художественных традиций

Особый раздел народного поэтического творчества составляют песни.
Песнь - стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто
с припевом — рефреном

Исторические песни


Слайд 3 Периоды создания русских исторических песен:
исторические песни раннего периода,

Периоды создания русских исторических песен:исторические песни раннего периода, песни XVI века,


песни XVI века,
песни начала XVII века,
песни, появившиеся

с 20-х годов XVII — до начала XVIII века,
песни XVIII — начала XIX века
песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года

Слайд 4 1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.На рубеже 16

временем.
На рубеже 16 -17 веков Россия переживала политический и

социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства.
Это и послужило причиной начала смутного времени в России

Смутное время

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но фактически управлял брат жены царя – Борис Годунов. Правление Лжедмитрия (Григория Отрепьева)

Второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг. Болотников был казнен), царствованием Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и
Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.


Слайд 5 В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач.

В XVII веке популярной исторической песней становится песня-плач. Примером является «Плач

Примером является «Плач Ксении» (Ксения — дочь Бориса Годунова),

в котором лирическое причитание вплетается в историческую основу события. С этой песни началась история жанра песни-плача. Это произошло в период со дня смерти Бориса Годунова по день вступления в Москву Лжедмитрия I. Песня записана в 1619—1620 годах

Борис Федорович Годунов
(1552-1605) –
дворянин, шурин царя Федора I Иоанновича.
С 1598 года - русский царь

Ксения – единственная дочь Бориса Годунова.
К сожалению, прижизненных портретов Ксении не сохранилось, все картины – это фантазии художников


Слайд 6 Лжедмитрий I — самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606

Лжедмитрий I — самозванец, занимавший русский престол в 1605–1606 году под именем

году под именем погибшего царевича
Дмитрия Ивановича.
Григорий Отрепьев,

принадлежал к знатному роду. Рос способным, легко выучился чтению и письму, успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он служил у Михаила Романова. Дослужился до высокого положения, что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком».
Спасаясь от смертной казни, он постригся в монахи в том же монастыре, позднее по протекции своего деда поступил
в Чудов монастырь. Здесь он начинает подготовку к роли – претендента на трон

Слайд 7 Фёдор Борисович Годунов - сын царя Бориса Годунова. По

Фёдор Борисович Годунов - сын царя Бориса Годунова. По оценкам многих историков,

оценкам многих историков, тот самый царь, которого «все ждали»,

но которому не суждено было быть. Он провёл на престоле всего 7 недель. Смерть отца стала для Фёдора ударом, но не помешала решительно взять ситуацию в свои руки. Новому царю принесли присягу. Тем временем Лжедмитрий был всё ближе к Москве и угроза становилась всё более явной с каждым днём. Молодой царь не имел опыта сражений, обострились личные счёты с боярами, что стало причиной раскола в армии и перехода части войск на сторону врага

Слайд 8 Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и

Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора

требовать убийства
Фёдора II – это было единственным и

наиболее важным условием приезда самозванца
в Москву. Бояре зачитали послание Отрепьева на Лобном месте, после чего
мятежники ворвались в Кремль, арестовали Фёдора с матерью и сестрой и заперли всю семью в их прежнем боярском доме

Слайд 9 Через 10 дней бояре удавили Фёдора Годунова и

Через 10 дней бояре удавили Фёдора Годунова и его мать. Ксению

его мать. Ксению же оставили в живых для Лжедмитрия.

Фёдор II отличался здоровьем и силой, потому справиться с ним было сложно даже четверым убийцам. На теле царя остались явные следы борьбы и насилия, что, не помешало мятежникам выдать всё случившееся за самоубийство от яда

Слайд 10 По одной из версий царевну в тот же

По одной из версий царевну в тот же день отравили (или

день отравили (или она приняла яд сама), но своевременно

принятое противоядие спасло Ксению Борисовну. Новым царем стал Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием Иоанновичем, в 1591 году при странных обстоятельствах погибшим в Угличе. Увидев молодую царевну, самозванец решил сохранить Ксении жизнь и сделать её своей наложницей. Именно в этой роли провела Ксения Годунова 5 месяцев

.


Слайд 11 После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна

После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна прошла постриг, была

прошла постриг, была сослана в Белоозёрский женский монастырь, затем

ее перевезли в Успенский Княгинин монастырь, а после перезахоронения Бориса Годунова, матери и брата Фёдора в Троице - Сергиевой Лавре, обосновалась неподалеку,
в Подсосенском монастыре.
Ненадолго жизнь царевны улучшилась с воцарением Василия Шуйского, но вскоре тот был смещен, и для нее снова начались тяжкие времена.
Она пострадала от польских интервентов, пережила осаду
Троице-Сергиевой лавры

Слайд 12 Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на

Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на сорок первом году

сорок первом году ее жизни. Похоронена Ксения в Троице

- Сергиевой лавре рядом
с матерью, отцом и братом

Слайд 13 В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны

В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны – всего лишь

– всего лишь один эпизод, но он позволяет с

большой силой художественного обобщения раскрыть суть событий. Сосредоточенность на одном эпизоде – неотъемлемый признак народной песни.
В песне звучит мотив боязни монашества, отрицания идеалов монастырской жизни. Певцы наделили Ксению чувством протеста против монастырского заточения и выразили ей своё открытое участие

Слайд 14 Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего

Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее,

повествования, когда будущее, предназначенное царевне, противопоставляется её мечте о

простом человеческом счастье, надежды навсегда рухнули вместе с появлением расстриги. Певцы помогают слушателям представить себе всё великолепие царского дворца: хоромы, терема. Слушатели проникаются настроением царевны, безмятежно живущей под отчим кровом. Тем сильнее оттеняется трагизм положения Ксении, которую ждёт беспросветная, печальная жизнь в тёмной монастырской келье

Слайд 15 Песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но

Песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами,

и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности

для всего государства. Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». Песня пронизана безмерной тревогой русских людей за судьбу Московского государства. В печальной участи несчастной царевны преломляется трагическое положение Русской земли в период вторжения в её пределы польских
ставленников – самозванцев. Плач Ксении - плач Земли Русской, которую испоганили, истоптали самозванцы

Слайд 16 Сохранились две песни начала XVII века о царевне

Сохранились две песни начала XVII века о царевне Ксении Годуновой. В

Ксении Годуновой. В них выражается сочувствие к трагической судьбе

девушки после смерти ее отца - царя Бориса. Эти песни схожи со свадебными плачами невесты, и в книгах  о памятниках литературы Древней Руси эти песни печатаются под условными названиями как «плачи»: «Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой» и «Второй плач Ксении Борисовны Годуновой». Эти песни (в числе шести песен) были записаны для англичанина Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг. Песни нередко приписывают самой Ксении. Эти исторические песни использованы при написании стихотворения «Плач Ксении Годуновой»

Слайд 17 В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ

В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ русской красавицы-царевны, претерпевшей

русской красавицы-царевны, претерпевшей столько горя. Этот образ до сих

пор вдохновляет поэтов и художников, продолжающих посвящать Ксении свои произведения.

А в наследство потомкам остались великолепные вышивки Ксении: два покрова, выполненные золотом, серебром и украшенные жемчугом


Слайд 18 Художественные особенности исторических песен XVII в

Художественные особенности исторических песен XVII в

  • Имя файла: istoricheskie-pesni-plach-ksenii.pptx
  • Количество просмотров: 177
  • Количество скачиваний: 6