Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Классный час на тему: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ

Содержание

БАЛАЛАЙКАБалалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ БАЛАЛАЙКИКлассный час2017-20018 уч.г.подготовила преподаватель НО Ачмиз Шамсет Сафербиевна БАЛАЛАЙКАБалалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка ИсторияОднозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. История ее происхождения История происхождения балалайкиПостепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из Разновидности Контрабас-балалайкаВ современном оркестре русских народных инструментов используются, как говорилось выше, пять Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал Сейчас наиболее известны балалаечники В.Б. Болдырев, В.Е. Зажигин, А.А. Горбачев, М.И. Сенчуров, РаспространённостьБалалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым СтройВведённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — ЭтимологияЛюбопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры Добавление к вышесказанному! Слово Первое письменное упоминание о балалайкесодержится в документе от 13 июня 1688 года Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей Я.Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить Источники http://www.liveinternet.ru/users/olgapilkatkacheva/post235685933/#https://ru.wikipedia.org/wiki/Балалайкаhttp://nnm.me/blogs/ariskveda/istoriya_balalayki/http://www.playcast.ru/communities/dorogoudobra/?act=news&id=220947http://viola.bz/balalaika-70-years-ban-in-the-u-s-a/https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексей_Михайловичhttp://kartinki983.magjudo8.ru/Kartinki-balalajki-diskant#http://fotosplus.ru/foto-russko-narodnyh-instrumentov-balalajka.html
Слайды презентации

Слайд 2 БАЛАЛАЙКА
Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент,

БАЛАЛАЙКАБалалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм

от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас)

длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов). Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Слайд 3 История
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не

ИсторияОднозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. История ее

существует. История ее происхождения уходит своими корнями в глубину

веков. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную».

Elisabeth Jerichau Baumann
Polsk balalajkaspiller.


Слайд 4 История происхождения балалайки
Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и

История происхождения балалайкиПостепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по

скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали

на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. 

Слайд 5 Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь

Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь

и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ,

в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию.
Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Слайд 6 Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали

крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по

своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. 
Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. 

Василий Васильевич Андреев


Слайд 7
Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им

Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за

на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну

из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.

Николай Петрович Богданов-Бельский. «Виртуоз»


Слайд 8 Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра,

Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил

который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку

и русскую культуру.
Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и, они, работая совместно, изготовили балалайки:
пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас.


Слайд 9
Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю

Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить

часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до

600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Богданов-Бельский Николай Петрович. «Деревенские друзья».


Слайд 10 Разновидности Контрабас-балалайка

В современном оркестре русских народных инструментов используются, как

Разновидности Контрабас-балалайкаВ современном оркестре русских народных инструментов используются, как говорилось выше,

говорилось выше, пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас

и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Слайд 11
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он

им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые

вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.

Н.П. Богданов-Бельский.
«Праздник на крылечке» 1931


Слайд 12
Сейчас наиболее известны балалаечники
В.Б. Болдырев,
В.Е. Зажигин,

Сейчас наиболее известны балалаечники В.Б. Болдырев, В.Е. Зажигин, А.А. Горбачев, М.И.


А.А. Горбачев,
М.И. Сенчуров,
Е.Г. Быков,
И.С. Безотосный,
В.Н.

Конов,
М.Ф. Рожков и др. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Слайд 13 Распространённость

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается

РаспространённостьБалалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных

в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и

Казахстана.

Н.П. Богданов-Бельский.
«Мальчик с балалайкой» 1930
холст, масло 90.5x70.5


Слайд 14 До превращения балалайки в концертный инструмент в конце

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием

XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно

распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Н.П. Богданов-Бельский
«Маленький концерт с балалайкой». 1937
(Дети. Игра на балалайке) Х., м. 110x135

Строй


Слайд 15 Строй
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон —

СтройВведённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна

нота «ми», одна — на кварту выше — нота

«ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков

Н.П. Богданов-Бельский. «Балалаечник». 1930.


Слайд 16 Этимология

Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием

ЭтимологияЛюбопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер

слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка»,

или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатапею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Н.П. Богданов-Бельский. «Юный менестрель».


Слайд 17 Добавление к вышесказанному! Слово "балабайка" происходит от турецкого

Добавление к вышесказанному! Слово

"балаба" - музыкальный народный инструмент, сродный домбре, с округлой

формой. Этимология слова "балаба"-"балабайка"-"балалайка", так же, как и большинства славянских слов с повторяющейся гласной в слоге происходят из тюркских языков. Возможно, что и "болтать" и "болоболить" имеють сродную историю.

Слайд 18 Первое письменное упоминание о балалайке
содержится в документе от

Первое письменное упоминание о балалайкесодержится в документе от 13 июня 1688

13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в

Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве
« в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили »

Слайд 19 Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г.

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с

в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По

свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

Слайд 20
Я.Штелин говорил о Петре I, что он «с

Я.Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет

самых молодых лет не имел он случая слышать ничего

иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки...»
В конце XVIII века слово начало проникать и высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».

Слайд 21
В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII

записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у

балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.

Слайд 22
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в

мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная

музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. 

Матецкая Е. Натюрморт с балалайкой


Слайд 23
В истории балалайки были взлеты и были падения,

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает

но она продолжает жить и не зря у всех

иностранцев является олицетворением русской культуры. 

Федоскинская шкатулка Миниатюра.


  • Имя файла: klassnyy-chas-na-temu-istoriya-proishozhdeniya-balalayki.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 1