Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по музыке на тему Фрески Софии Киевской

Содержание

Духовная музыка: Темы: о Боге, о святых, сюжеты из Священного Писания Тексты: молитвы Эмоции: строгие, сдержанные Звучит: в храме,
Урок в 6 классе по теме «Фрески Софии Киевской»Автор учитель музыки Данилина Н.С. Духовная музыка:   Темы: о Боге, о святых, сюжеты из Священного «Фрески Софии Киевской» Фрески - храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории.В. ВаснецовА.Рублев Собор Святой Софии в КиевеОснован Ярославом Мудрым ок.1037г. В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве возводится Величественный собор Святой Макет-реконструкция первоначального облика собораоткрытый фрагмент древней кладки В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. МозаикаБлаговещениеОрантаЕвхаристияАрхангел ФрескиДочери ЯрославаСошествие во адСретениеСв. София Живопись Святой Софии КиевскойЖивопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно связанную с периодами опустошения Главный алтарь Софии Киевской Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской — выдающийся Валерий Григорьевич Кикта́ (1941)Современный композитор, профессор Московской консерватории.Родился в Украине в 1941 г, «Фрески Софии Киевской» – концертная  симфония для арфы с оркестром Концертная симфония для арфы  с оркестром Тип композиции напоминает сюиту  (девятичастное произведение):    1 Орнамент Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ОрнаментыЗначительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и №1,№3,№9 «Орнамент»Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного 1 Орнамент 1 1 Орнамент 1Солирующая арфагусли Выберите определения к музыке:   СПОКОЙНАЯ    СДЕРЖАННАЯСОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯСВЕТЛАЯ «Орнамент, - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые №6 «Борьба ряженых». Непосредственно над входом - сцена В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с №7 «Музыкант» Выше по лестнице, слева на своде - фреска Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор По словам композитора Вывод Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из Проверим:С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке?Назовите его произведение.Какой Домашнее задание:рисунки на тему «орнамент», «фрески». Спасибо за внимание
Слайды презентации

Слайд 2 Духовная музыка:
Темы: о Боге, о

Духовная музыка:  Темы: о Боге, о святых, сюжеты из Священного

святых, сюжеты из Священного Писания
Тексты: молитвы

Эмоции: строгие, сдержанные
Звучит: в храме, монастыре

Светская музыка:
Темы: мир чувств человека, мир природы, мир сказок и др.
Тексты: поэтические тексты, литературные сюжеты
Эмоции: яркие, свободные
Звучит: в быту, на праздниках, в концертных залах, театрах и т.д.


Слайд 3 «Фрески Софии Киевской»

«Фрески Софии Киевской»

Слайд 4 Фрески - храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и

Фрески - храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории.В. ВаснецовА.Рублев

персонажей священной истории.
В. Васнецов
А.Рублев


Слайд 5 Собор Святой Софии в Киеве
Основан
Ярославом Мудрым ок.1037г.

Собор Святой Софии в КиевеОснован Ярославом Мудрым ок.1037г.

Слайд 6 В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве

В честь 50-летия христианства на Руси в Киеве возводится Величественный собор

возводится Величественный собор Святой Софии.
Считалось, что святая София-символ премудрости

Божей.

Слайд 7 Макет-
реконструкция
первоначального
облика собора
открытый фрагмент древней кладки

Макет-реконструкция первоначального облика собораоткрытый фрагмент древней кладки

Слайд 8
В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи —

В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и

мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера —

центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.

Мозаики и Фрески Софии Киевской

До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.
В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.


Слайд 9 Мозаика
Благовещение
Оранта
Евхаристия
Архангел

МозаикаБлаговещениеОрантаЕвхаристияАрхангел

Слайд 10 Фрески
Дочери Ярослава
Сошествие во ад
Сретение
Св. София

ФрескиДочери ЯрославаСошествие во адСретениеСв. София

Слайд 12 Живопись Святой Софии Киевской
Живопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно

Живопись Святой Софии КиевскойЖивопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно связанную с периодами

связанную с периодами опустошения собора, с неоднократными перестройками. Во

время капитального ремонта в конце XVII — начале XVIII века древняя стенопись была почти целиком заштукатурена, а на стенах были выполнены новые композиции масляными красками. О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. В 40— 50-е годы прошлого века росписи Софийского собора были очищены от более поздних наслоений и вновь записаны маслом.

Слайд 13 Главный алтарь Софии Киевской
Мозаики и фрески собора Святой

Главный алтарь Софии Киевской Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской —

Софии Киевской — выдающийся памятник средневекового монументального искусства. Наряду с

прославленными ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Палермо, древнего Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры.


Слайд 14 Валерий Григорьевич
Кикта́ (1941)
Современный композитор, профессор Московской консерватории.
Родился в

Валерий Григорьевич Кикта́ (1941)Современный композитор, профессор Московской консерватории.Родился в Украине в 1941

Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в

Москве.

В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией.


Слайд 15 «Фрески Софии Киевской» –
концертная симфония
для

«Фрески Софии Киевской» – концертная симфония для арфы с оркестром

арфы с оркестром


Слайд 16 Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии

Концертная симфония для арфы с оркестром

Киевской" В. Кикты История создания
 "Фрески" были созданы в семидесятые

годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже.
Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.  
"Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 17 "Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке

- "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность

и симфоничность замысла.


Концерт ( ит. кончерто – состязание) – жанр светской музыки, предназначенный для исполнения солирующим инструментом и оркестром.
Симфония (греч. созвучие) – жанр светской музыки, предназначенный для исполнения симфоническим оркестром и имеющий циклическую 4-хчастную форму.

Таким образом, наблюдается синтез искусства духовного и светского: светская музыка на религиозную (духовную) тематику.
Как вы думаете: эта музыка будет исполняться в храме или в концертном зале?


Слайд 18 Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):  1 Орнамент 1  

1 Орнамент 1        2 Зверь нападает

на всадника        3 Орнамент 2        4 Групповой портрет дочерей Ярослава
Мудрого        5 Михайловский придел        6 Борьба ряженых        7 Музыкант        8 Скоморохи        9 Орнамент 3

Слайд 19 Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе

Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

и чередовании составляющих его элементов


Слайд 20 Орнаменты
Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты,

ОрнаментыЗначительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные

которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые

и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. 

Слайд 21 №1,№3,№9 «Орнамент»
Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в

№1,№3,№9 «Орнамент»Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство

которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема

«Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси.
«Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….

Слайд 22 1 Орнамент 1

1 Орнамент 1

Слайд 23 1 Орнамент 1
Солирующая арфа
гусли

1 Орнамент 1Солирующая арфагусли

Слайд 24 Выберите определения к музыке:
СПОКОЙНАЯ

Выберите определения к музыке:  СПОКОЙНАЯ  СДЕРЖАННАЯСОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯСВЕТЛАЯ

СДЕРЖАННАЯ
СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ
СВЕТЛАЯ

УМИРОТВОРЕННАЯ
МУДРАЯ ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ
ЧУЖДАЯ СУЕТЫ


Слайд 25 «Орнамент, - говорит композитор, - самый значительный образ.

«Орнамент, - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства,

Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете

в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль - сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте.»

Слайд 26 №6 «Борьба ряженых». Непосредственно над входом - сцена "Борьба

№6 «Борьба ряженых». Непосредственно над входом - сцена

ряженых". Здесь изображен мужчина в маске чудовища, который хочет

заколоть вилами усатого воина, вооруженного топором и щитом.

Слайд 27 В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в

В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются

разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп

музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.


Слайд 28 №7 «Музыкант» Выше по лестнице, слева на своде -

№7 «Музыкант» Выше по лестнице, слева на своде - фреска

фреска "Музыкант", на которой видим сидящего мужчину, который играет

на смычковом инструменте.

Слайд 29 Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует

Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача.

образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который

подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.


Слайд 30 По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств,

По словам композитора

которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным

наследием. Это произведение глубоко личное.
Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески.
Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. 

Слайд 31 Вывод
 Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство

Вывод Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее

необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство

композитор воплощает в музыке.
 Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 32 Проверим:
С творчеством какого композитора мы познакомились

Проверим:С творчеством какого композитора мы познакомились на уроке?Назовите его произведение.Какой

на уроке?
Назовите его произведение.
Какой из номеров этой музыки особенно

понравился? Обоснуйте свой ответ.
О чем рассказала нам эта музыка?
Выберите из предложенного, какие еще явления музыкального искусства характеризуют это сочинение:
Программность, звукоизобразительность, синтез музыки и изо
Что лежит в основе профессиональной композиторской музыки, прозвучавшей на сегодняшнем уроке, каковы её истоки?
Действительно ли духовная и светская музыка абсолютно противоположные направления музыкальной культуры и ничего общего между ними нет и не может быть?
К какому же искусству: духовному или светскому отнесем данное музыкальное сочинение?


Слайд 33 Домашнее задание:

рисунки на тему «орнамент», «фрески».


Домашнее задание:рисунки на тему «орнамент», «фрески».

  • Имя файла: prezentatsiya-po-muzyke-na-temu-freski-sofii-kievskoy.pptx
  • Количество просмотров: 165
  • Количество скачиваний: 0