Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Символика православной иконы

Содержание

Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.Для
Символика православной иконы Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и ПерспективаПерспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) —Явление кажущегося искажения Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в «Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Изображение архитектуры Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их Изображение света Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и Изображение лика Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда Символика цветаЦвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. .  Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и Символика геометрических фигур   По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии Символика предметов и животныхИзображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии Виноградная лозаВиноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символика агнца  С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Символика рыбы  В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших Ангел – символ евангелиста Матфея  Евангелист Матфей, имевший также имя Левия Лев – символ евангелиста МаркаЕвангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со Телец – символ евангелиста Луки  Лука — автор третьего Евангелия, по Орёл – символ евангелиста Иоанна   Иоанн Богослов — автор четвертого Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или Источники:http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.htmlhttp://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8Chttp://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htmhttp://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ
Слайды презентации

Слайд 2 Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч.

Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).

εἰκών «образ», «изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям живописи

в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.


Слайд 3 Если картину называют окном в окружающий мир, то

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.

икону можно назвать окном в мир невидимый.


Слайд 4 В профильном изображении даются либо отрицательные

В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и

персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие

Младенца, в иконе «Рождество Христово»).



Слайд 5 Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно

ПерспективаПерспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) —Явление кажущегося

вижу) —
Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при

их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.


Слайд 6 Исследователи иконы много писали об

Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том

обратной перспективе, о том своеоб­разном построении иконного пространства, в

котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Слайд 7 Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего

из мира дольнего в иной мир.
Икона есть видимое

невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа



Слайд 8 «Изображение» времени
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть

«Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для

для "адаптации" в мире икон — как в эпоху

Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.

В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

Слайд 9 В иконе совмещаются события, происходившие в разное время

В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных

и в разных местах.
Взглянем на икону «Рождество Богородицы»Взглянем

на икону «Рождество Богородицы». Праведная АннаВзглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од­ном пространстве, которое похоже на свиток, развора­чивающийся на наших глазах.


Слайд 10 Изображение архитектуры

Изображение архитектуры

Слайд 11 Одной из особенностей живописного языка

Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение

иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает

на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Слайд 12 Двери и окна часто пробиты не

Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их

на месте, размер их не соответствует их назначению и

т.д.

Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.



Слайд 13 Изображение света

Изображение света

Слайд 14 Внешний источник света отсутствует. Свет

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и

исходит от ликов и фигур, из глубины их, как

символ святости.

Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

Слайд 15 Изображение лика

Изображение лика

Слайд 16 Лик — это самое главное

Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует

в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение

имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

Слайд 17 К «личному» относится не только лик,

К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда

но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет

жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д



Слайд 18 Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и

Символика цветаЦвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В

лишен произвола.

В иконах мы встречаем три основных цвета:

красный, синий и зеленый.

Слайд 19 Красный — это цвет земной, цвет крови и

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в

жертвы, но в то же время и цвет царский.

Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд 20 Красный - один из самых

Красный - один из самых заметных цветов в иконе.

заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни,

животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.


Слайд 21 Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и

чистоты, святости и простоты.
На иконах и фресках святых

и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Слайд 22 .
Черный цвет - цвет зла и

. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным

смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы

- и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Слайд 23
Цвет, который никогда не использовался в

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав

иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое,

зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Слайд 24 Золото являет созерцательному глазу и умствующему

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а

уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.




Слайд 25 Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность

Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы

восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней.

Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.


Слайд 26 Символика геометрических фигур
По античным и

Символика геометрических фигур  По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии

средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации

пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.

Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.

На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.


Слайд 27 Символика предметов и животных
Изображение павлина - мотив изобилия,

Символика предметов и животныхИзображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в

плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из

евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы;
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.

Слайд 28 Виноградная лоза
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого

Виноградная лозаВиноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для

источника жизни для человека.
Символ лозы имеет также значение

Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Слайд 29 Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в

Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ

раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы

Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).

Слайд 30 Символика рыбы
В Новом Завете символика рыбы

Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших

связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос

называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

Слайд 31 Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей,

Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия

имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один

из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Слайд 32 Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор

Лев – символ евангелиста МаркаЕвангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного

второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола

Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Слайд 33 Телец – символ евангелиста Луки
Лука —

Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по

автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как

следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

Слайд 34 Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн

Орёл – символ евангелиста Иоанна  Иоанн Богослов — автор четвертого

Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший

с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

Слайд 35 Православный символ – образ, который в конкретной, определенной

Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления

форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах,

трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

Слайд 36
Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm


Источники:http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.htmlhttp://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8Chttp://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htmhttp://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm

  • Имя файла: simvolika-pravoslavnoy-ikony.pptx
  • Количество просмотров: 119
  • Количество скачиваний: 0