Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия

Содержание

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь – Россия, Вологодская область
Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия. Храм Рождества Богородицы в Ферапонтово (1502). Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь – Россия, Вологодская область Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков. Ака­фист — византийское торжественное песнопение, восхваляющее богоматерь. Слово «акафист» по-гречески означает «неседален»: План собора по уровню второго яруса росписей1 — икос 1 (Благовещение у «Ангел предстатель с небесе послан бысть...» (Акафист. Икос 1). Представлено Благовещение «Сила Вышняго осени...» (Акафист. Кондак 3)Благовещение: архангел Гавриил показан перед восседающей на «Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи...» (Акафист. Икос 2)Благовещение в доме: Мария обращается «Видящи Святая Себе в чистоте...» (Акафист. Кондак 2)Представлено Благовещение в доме: недоумевающая «Имущи Богоприятную Дева утробу...» (Акафист. Икос 3)После получения благой вести Мария отправилась «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных...» (Акафист. Кондак 4)Сомнения Иосифа. После пребывания у При изображении первых песен художники обычно использовали тра­диционную иконографию тех евангельских сюжетов, «Слышаша пастырие Ангелов поющих...» (Акафист. Икос 4) Рождество Христово. Римский император Октавиан «Боготечную звезду узревше волсви...» (Акафист. Кондак 5)Шествие волхвов. Перед Рождеством Христовым над «Видеша отроцы халдейстии...» (Акафист. Икос 5) Поклонение волхвов. Пришедшие на свет Вифлеемской «Проповедницы богоноснии бывше волсви...» (Акафист. Кондак 6)Возвращение волхвов в Вавилон. Поклонившись Богомладенцу, «Возсиявый во Египте просвещение истины...» (Акафист. Икос 6) Бегство в Египет. Ирод, «Кондак 7  Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси «Новую показа тварь...» (Акафист. Икос 7)Христос указывает апостолам на Евангелие, в котором «Странное рождество видевше...» (Акафист. Кондак 8)Богоматерь «Воплощение» с предстоящими. Особенностью композиции является В северо-западном углу мы находим «Деисус», что означает «моле­ние». Согласно известному Икос 8  Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное «Всякое естество ангельское удивися...» (Акафист. Кондак 9)Христос на троне в окружении ангелов, «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя...» (Акафист. Икос 9)По сторонам от восседающей на «Спасти хотя мир...» (Акафист. Кондак 10)Приведение Христа на Голгофу. Изображение Христа, смиренно «Стена еси девам, Богородице Дево...» (Акафист. Икос 10)Богоматерь, представленная на фоне стены, «Пение всякое побеждается...» (Акафист. Кондак 11)На фоне городской стены с башнями представлен «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся...» (Акафист. Икос 11)Изображение Богоматери со свечой «Благодать дати восхотев...» (Акафист. Кондак 12)Сошествие Христа в ад описано в апокрифическом «Поюще твое Рождество...» (Акафист. Икос 12)Храм с растворенной дверью, на фоне которого «О, Всепетая Мати...» (Акафист. Кондак 13)Торжественный вынос одной из наиболее почитаемых святынь «Взбранной Воеводе победительная...» (Акафист. Кондак 1)Поклонение иконе Богоматери. По сторонам от выносной Использование поверхностей столбов, а не только южной и северной стен для сцен
Слайды презентации

Слайд 2 Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь – Россия, Вологодская область

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь – Россия, Вологодская область

Слайд 6 Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV

рубеже XIV –XV веков. Был расписан величайшим русским художником

Дионисием и его сыновьями Фео­досием и Владимиром в 1500—1502 гг. Основное место в них занимает цикл из 25 композиций на тему Акафиста богородице. У Дионисия нашли свое отражение все песнопения. Мастер располагает сцены акафиста тремя ярусами росписей по всему периметру собора. Таким образом Дионисий создал одно из самых совершенных воплощений акафиста в живописи.

При выполнении росписей собора
Дионисий готовил пигменты из цветных камней, которые находил у стен монастыря, на берегах Бородавского озера. . Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.


Слайд 7 Ака­фист — византийское торжественное песнопение, восхваляющее богоматерь. Слово

Ака­фист — византийское торжественное песнопение, восхваляющее богоматерь. Слово «акафист» по-гречески означает

«акафист» по-гречески означает «неседален»: этот гимн положено слушать стоя.

Он состоит из вводной песни «Взбранной воеводе...», в ко­торой приносится благодарение Богоматери за одержанную победу и моль­ба защитить от новой опасности. Затем идут 24 песни, состоящие из краткого повествования. Повествование первых 12 песен основано на житии Марии и Христа. В них последовательно вспоминаются Благовещение (в первых четырех песнях), Целование Марии и Елизаветы, Сомнения Иосифа, Поклонение пастырей, Путешествие волхвов, Возвращение волх­вов в Вавилон, Бегство в Египет и Сретение. Но эти темы занимают поэта не сами по себе, он размышляет о таинственном смысле, который в них находит. Последние 12 песен теряют всякую связь с евангельскими собы­тиями и содержат богословские рассуждения и славословия Марии и Христа.
Песни Акафиста подразделяются на чередующиеся конда’ки и и’косы. Несмотря на то что Акафист — произведение чисто литературное, его автор заимствовал многие темы и образы из апокрифов, широко попу­лярных в народной среде и часто созданных народным творчеством. В русской монументальной живописи первыми из сохранившихся изо­бражений на тему Акафиста являются росписи Ферапонтова монастыря.

Акафистный цикл в Ферапонтовой монастыре занимает ведущее место в системе росписей всего храма. Цикл начинается на восточных столбах четырьмя сценами Благовещения, передающими первые четыре песни Акафиста. Расположение Благовещения на восточных столбах обусловлено древней традицией, восходящей еще к IX в. Сохранив эту традицию, Дионисий тонко и тактично вводит новую иконографическую тему в старинную систему росписей.


Слайд 8 План собора по уровню второго яруса росписей
1 —

План собора по уровню второго яруса росписей1 — икос 1 (Благовещение

икос 1 (Благовещение у колодца)
2 - кондак 2 (Благовещение

в хра­ме)
3 — икос 2 (Благовещение в храме)
4 - кондак 3 (Благовещение в храме)
5 — икос 3 (Целование Марии и Елизаветы)
6 — кондак 4(Сомнения Иосифа)
7 - икос 4 (Поклонение пастырей)
8 - кондак 5 (Путешествие волхвов)
9 - икос 5 (Поклонение волхвов)
10 - кондак 6(Возвращение волхвов)
11- икос 6 (Бегство в Египет)
12 — кондак 7 (Сретение)
13 - — икос 7 (Христос указывает апостолам на книгу)
14 - кон­дак 8 (В небесах Богоматерь — Знамение в трехцветном ореоле, на земле —преподобные)
I5 - икос 8 (Деисус)
16 — кондак 9 (Христос на троне, окруженный ангелами и серафимами в миндалевидной мандорле);
17—икос 9 (Богоматерь на троне и два витии);
18 — кондак 10 (Шествие на Гол­гофу);
19 — икос 10 (Богоматерь на фоне стены благословляет дев);
20 — кондак 11 (Христос между двух святителей, внизу колодец и
ищущие очищения люди);
21 — икос 11 (Богоматерь со свечой, два про­рока, внизу в вертепе люди);
22 — кондак 12 (Сошествие во ад и уничто­жение записи Адама);
23 — икос 12 (Молящиеся перед храмом, из которого поднимается Богоматерь с Младенцем);
24 — кондак 13 (Поклонение иконе Одигитрии);
25 — кондак 1 (вводный, Поклонение иконе Одигитрии).



Слайд 9 «Ангел предстатель с небесе послан бысть...» (Акафист.

«Ангел предстатель с небесе послан бысть...» (Акафист. Икос 1). Представлено

Икос 1).
Представлено Благовещение у колодца, описанное в апокрифическом

Протоевангелии Иакова. Архангел Гавриил спускается к Марии с благой вестью о воплощении от нее Спасителя.
Икос 1 Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высотонеудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная. 


1


Слайд 10 «Сила Вышняго осени...» (Акафист. Кондак 3)
Благовещение: архангел Гавриил

«Сила Вышняго осени...» (Акафист. Кондак 3)Благовещение: архангел Гавриил показан перед восседающей

показан перед восседающей на престоле и принимающей благую весть

Марией. Композиция отражает представления о Благовещении как о моменте Боговоплощения: в медальоне на лоне Богородицы, между ее разведенными руками помещена прозрачная фигурка воплотившегося Младенца Христа (видна с близкого расстояния).

Кондак 3 Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.



2


Слайд 11 «Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи...» (Акафист. Икос 2)
Благовещение

«Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи...» (Акафист. Икос 2)Благовещение в доме: Мария

в доме: Мария обращается к архангелу Гавриилу, желая уразуметь

тайну возвещенной ей благой вести.

Икос 2 Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.

3


Слайд 12 «Видящи Святая Себе в чистоте...» (Акафист. Кондак 2)
Представлено

«Видящи Святая Себе в чистоте...» (Акафист. Кондак 2)Представлено Благовещение в доме:

Благовещение в доме: недоумевающая Мария вопрошает архангела Гавриила о

смысле возвещенной им благой вести.
Кондак 2 Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.

4


Слайд 13 «Имущи Богоприятную Дева утробу...» (Акафист. Икос 3)
После получения

«Имущи Богоприятную Дева утробу...» (Акафист. Икос 3)После получения благой вести Мария

благой вести Мария отправилась к сестре своей матери Елизавете

— жене священника Захарии, будущей матери Иоанна Предтечи. Елизавета по вдохновению свыше первая приветствовала Матерь Господа, а младенец Иоанн также в знак приветствия «взыграл» в утробе матери (Лк. 1:39—45).

В сцене Целование Марии и Елизаветы на слова икоса 3 (песня 5) Ди­онисий передал общее чувство двух женщин — Марии, будущей матери Христа, и Елизаветы, ожидающей его предтечу Иоанна, написав их оди­наково юными, прекрасными и стройными и объединив их одной линией


Икос 3 Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.

5


Слайд 14 «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных...» (Акафист. Кондак 4)
Сомнения

«Бурю внутрь имея помышлений сумнительных...» (Акафист. Кондак 4)Сомнения Иосифа. После пребывания

Иосифа. После пребывания у Елизаветы Мария вернулась в Назарет

к обручнику Иосифу. Увидев готовившуюся стать матерью Марию, И. усомнился в ее непорочности. Явившийся И. ангел повелел ему принять Марию и возвестил ему тайну зачатия от Духа Святого.
Кондак 4 Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.

6


Слайд 15 При изображении первых песен художники обычно использовали тра­диционную

При изображении первых песен художники обычно использовали тра­диционную иконографию тех евангельских

иконографию тех евангельских сюжетов, которые лежали в основе этих

песен. Дионисий шел по тому же пути, но в ряде компози­ций он тщательно отобрал только те моменты, которые отражали саму песню.
Так, в икосе 4 (песня 7) говорится о том. что пастыри услышали ангелов, поющих о рождении Христа. Дионисий отказался от развернутой картины Рождества Христова, которую зачастую давали другие худож­ники как иллюстрацию к этой песне. В центре композиции он изобра­зил Богоматерь. Она сидит за яслями, в которых лежит младенец. Пра­вой рукой она указывает на Христа, левой придерживает ясли. Слева среди горок стоят юноши-пастыри, над их головами — ангелы. Первый пастырь смотрит на младенца, а два последних подняли голову и, обер­нувшись к ангелам, напряженно прислушиваются к их песне. Художнику удалось точно передать слова Акафиста «пастухи слы­шат поющих ангелов». Но роспись Дионисия — не только иллюстрация первых строк. Мастер Ферапонтовских фресок передал саму форму песно­ пения, его ритмичность, радостную настроенность его возгласов. В его фреске звучат слова лирической части песнопения: «небесная срадуются земным», «земная сликовствуют небесным». Вся композиция — песня в зрительных образах. В ритме линий, в нежных, словно приглушенных тонах красок, в благоговейных жестах Марии и пастырей, в фигуре глу­боко задумавшегося Иосифа столько гармонии, что живопись воспри­нимается как музыка. Гармоничность росписей Дионисия передает вос­приятие художником мира, в котором он видит красоту и упорядочен­ность.

Слайд 16 «Слышаша пастырие Ангелов поющих...» (Акафист. Икос 4) Рождество

«Слышаша пастырие Ангелов поющих...» (Акафист. Икос 4) Рождество Христово. Римский император

Христово. Римский император Октавиан Август повелел провести перепись населения,

во время которой каждый житель должен был придти в город, откуда происходил его род. Ожидавшая ребенка Дева Мария с обручником Иосифом прибыли в город рода Давидова, Вифлеем, и, не найдя мест в гостиницах, заночевали в пещере («вертепе») для скота. Здесь ночью родился Младенец Иисус. Пастухи, находившиеся рядом с пещерой, услышав ангельское пение, первыми пришли поклониться Богомладенцу. Двунадесятый праздник Рождества отмечается 25 декабря (7 января).
Икос 4 Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою. Радуйся, Невесто Неневестная.

7


Слайд 17 «Боготечную звезду узревше волсви...» (Акафист. Кондак 5)
Шествие волхвов.

«Боготечную звезду узревше волсви...» (Акафист. Кондак 5)Шествие волхвов. Перед Рождеством Христовым

Перед Рождеством Христовым над пещерой, где должен был родиться

Иисус, зажглась яркая Вифлеемская звезда. Увидев ее, волхвы (мудрецы) с востовка отправились поклониться Царю Иудейскому.
Кондак 5 Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.

Больше всего движения в сцене путешествия волхвов на слова кондака5 (песня 8). Оно передано не только развевающимся плащом последнего всадника, позою первого волхва, указывающего рукой вверх и оборачивающегося к своим спутникам, но и всем построением сцены: Дионисий сдвинул всадников чуть-чуть влево, склонил горки в сторону, противоположную движению, и построил композицию по диагонали. Впечатление движения создается и связью композиции с архитектурой самого храма: изогну­тая линия свода, идущего после этой сцены, словно продолжает свобод­ный бег. Эта фреска написана особенно легко и вдохновенно. Три поко­ления людей — старец, средовек и юноша — в радостном, трепетном ожи­дании путешествуют в поисках истины.

8


Слайд 18 «Видеша отроцы халдейстии...» (Акафист. Икос 5)
Поклонение волхвов.

«Видеша отроцы халдейстии...» (Акафист. Икос 5) Поклонение волхвов. Пришедшие на свет

Пришедшие на свет Вифлеемской звезды волхвы принесли Богомладенцу драгоценные

дары — золото, ладан и миро, символы царской власти, божественной сущности и искупительной жертвы Христа. Персидский старец Мельхиор, потомок Сима, средовек халдейский царь Валтасар, потомок Иафета, и юноша эфиоп Каспар, потомок Хама, поклоняющиеся Царю Иудейскому, олицетворяют все народы и племена языческого мира

Икос 5 Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.

9


Слайд 19 «Проповедницы богоноснии бывше волсви...» (Акафист. Кондак 6)
Возвращение волхвов

«Проповедницы богоноснии бывше волсви...» (Акафист. Кондак 6)Возвращение волхвов в Вавилон. Поклонившись

в Вавилон. Поклонившись Богомладенцу, волхвы во сне получили откровение

не возвращаться к жестокому и коварному правителю Иудеи — Ироду, хотевшему убить новорожденного Младенца — Царя Иудейского, и «иным путем отошли они в страну свою».

Кондак 6 Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.

10


Слайд 20 «Возсиявый во Египте просвещение истины...» (Акафист. Икос 6)

«Возсиявый во Египте просвещение истины...» (Акафист. Икос 6) Бегство в Египет.


Бегство в Египет. Ирод, не дождавшийся возвращения волхвов, приказал

уничтожить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет. Предупрежденные ангелом, Иосиф с Богомладенцем и Девой Марией в сопровождении Иакова, сына Иосифа от первого брака, бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода. По преданию, при вступлении Святого семейства в пределы Египта по всей стране сами собой сокрушились языческие идолы.

Икос 6 Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, Невесто Неневестная. 

11


Слайд 21 «Кондак 7 Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго,

«Кондак 7 Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси

вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему

и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

«Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися...» (Акафист. Кондак 7)
Сретение — встреча Младенца Иисуса Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме. По иудейскому обычаю, на сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Здесь их встретили глубокий старец праведный Симеон и пророчица Анна. Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Сына Божия, рожденного Девой. Приняв на руки Младенца, Симеон узнал в нем Мессию, Спасителя Израиля, и пророчествовал о Его служении. Двунадесятый праздник Сретения Господня отмечается 2 (15 февраля).

12


Слайд 22 «Новую показа тварь...» (Акафист. Икос 7)
Христос указывает апостолам

«Новую показа тварь...» (Акафист. Икос 7)Христос указывает апостолам на Евангелие, в

на Евангелие, в котором раскрывается новозаветное откровение об обновлении

человека («твари», т.е. творения) для жизни вечной. Участок стены, где размещается композиция, прорезан дверным проемом, ведущим в тайник внутри свода.

Кондак 7 Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.

13


Слайд 23 «Странное рождество видевше...» (Акафист. Кондак 8)
Богоматерь «Воплощение» с

«Странное рождество видевше...» (Акафист. Кондак 8)Богоматерь «Воплощение» с предстоящими. Особенностью композиции

предстоящими. Особенностью композиции является жест Богоматери, указывающий на Младенца, явившегося

в мир для спасения человеческого рода. Изображение монахов, предстоящих Богоматери с Младенцем, соответствует содержащемуся в тексте кондака призыву устраниться от мира, взирая на непостижимое чудо рождения Христа от Девы.
Кондак 8 Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа. 

14


Слайд 24 В северо-западном углу мы находим «Деисус», что

В северо-западном углу мы находим «Деисус», что означает «моле­ние». Согласно

означает «моле­ние». Согласно известному апокрифу «Хождение богородицы по мукам»

Богоматерь, спустившись в ад, исполнилась жалости к грешникам и стала просить Христа об их помиловании.
В центре композиции Дионисия на фоне розовой стены сидит на троне Христос. По сторонам трона, как это принято изображать в Деисусе, стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Доброта, свойственная искусству Дионисия, особенно ощущается в этой фреске. Христос изображен здесь не строгим и мудрым судией, благословляющим одной рукой, а в другой держащим Евангелие. Его правая рука отставлена в ораторском жесте, словно он прислушивается к мольбам. Позы Богоматери и Предтечи полны достоинства. Мольба о помиловании грешников выражена только легким на­ клоном головы и протянутыми руками. В Предтече нет и следа аскетизма. Обычная одежда пустынника — власяная милоть — заменена античным хитоном и гиматием. У ног Богоматери и Иоанна контуром нанесены под­нимающиеся из-за горок коленопреклоненные фигуры. Композиция Дионисия отличается от обычных Деисусов тем, что наверху, на небе, написан медальон с поясным изображением Христа в белых сияющих ризах. Медальон поддерживают два летящих ангела, на­ поминающие тех, которые писались в сценах Вознесения. Повторное изо­ бражение Христа передает слова икоса 8 (песня 15) «Весь бе в нижних и в вышних...». На слова икоса 8 и написана эта сцена. Сложные рас­суждения Акафиста о единстве божественной и человеческой сущности Христа переданы композиционным единством всего изображения. Но связь между небом и землею представлена художественными образами, которые были доступны и понятны каждому простому человеку: за светло- розовой оградой рая благородные, спокойные Богородица и Иоанн Кре­ститель молят Христа о людях, которые живут на земле. Дионисий пере­ дал не только богословскую часть икоса, но и его лирически-взволнован­ные возгласы: «Радуйся, ею же отверзеся рай, радуйся, ключу царствия Христова, радуйся, надеждо благ вечных. ..». Расположение этой сцены возле западной стены с изображением Страшного суда подчеркивает вло­ женное в нее содержание, усиливает эмоциональное воздействие

Слайд 25 Икос 8 Весь бе в нижних и вышних никакоже

Икос 8 Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное

отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же

местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, Невесто Неневестная.

«Весь бе в нижних и вышних...» (Акафист. Икос 8)
Деисус (Спас на престоле, Богоматерь и Иоанн Предтеча) с «Ветхим Деньми» в медальоне, который поддерживают ангелы. Внизу по сторонам — восстающие из гробниц праведники в белых одеждах. Жест Христа подчеркивает роль Богородицы в божественном снисхождении и рождестве Спасителя.

15


Слайд 26 «Всякое естество ангельское удивися...» (Акафист. Кондак 9)
Христос на

«Всякое естество ангельское удивися...» (Акафист. Кондак 9)Христос на троне в окружении

троне в окружении ангелов, удивляющихся чудесному Воплощению «неприступнаго» Бога

во «всем приступнаго Человека», который плотию пребывает с человеческим родом. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.

16


Слайд 27 «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя...» (Акафист. Икос 9)
По

«Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя...» (Акафист. Икос 9)По сторонам от восседающей

сторонам от восседающей на троне Богоматери представлены два оратора-«ветии»,

в недоумении взирающих на Приснодеву Марию, которая послужила орудием Боговоплощения. Их изображения указывают на бессилие носителей мирской премудрости, античных философов и еретиков перед таинством воплощения Бога от Девы

В икосе 9 (песня 17) «Витии многовещанные, яко рыбы безглас­
ные. ..» говорится, что витии оказались безгласными, как рыбы, не бу­
дучи в силах объяснить, как могла Мария, оставаясь девой, родить сына.
Дионисий все внимание сосредоточил на Марии. Он создал образ удиви­
тельной духовной чистоты. Она сидит на золотом престоле так легко, что,
кажется, только слегка касается сидения. Обе ее воздетые руки обра­ щены ладонями к зрителю, словно высшая благодать нисходит на нее.
Она одна. С ней нет младенца. Дионисий подчеркивает, что она — дева.42
Темный мафорий покрывает ее голову, покатые плечи, грудь и спадает на спину, открывая спереди лазоревое платье. Спокойная, вся обращенная к людям, она отражает слова возгласов девятого икоса, сравнивающих ее с «кораблем» для тех, кто хочет «спастися», с «пристанищем житейских плаваний». Дионисий никого не поместил подле нее. Мария в изобра­жении Дионисия настолько внутренне просветленная, что никто не может занимать место рядом с нею. Этот внутренний духовный свет худож­ ник передал нежной прозрачностью светлых розовых тонов архитектур­ного фона, словно озаренного Марией, и ослепительной белоснежностью ступеней, поднимающихся к ее престолу.
У ног Марии два витии. Один из них (его фигура наполовину утра­чена при растеске окна), не выдержав ее лучезарного сияния, пал на землю. Другой одет в богатое, светлое одеяние. Белый колпачок на голове показывает, что это не христианин, это «баснотворец». Меньшие раз­ меры его фигуры по сравнению с фигурой Марии передают его ничтож­ ность. Он идет, словно «увядая». Его слабеющие колени подгибаются. В лице испуг и смятение. Он бессильно свертывает свиток своих «афиней- ских плетений». Он побежден. Так богословский догмат о непорочном за­ чатии перерастает в широкую философскую мысль о превосходстве и тор­
жестве духовной чистоты, благородства и доброты

17


Слайд 28 «Спасти хотя мир...» (Акафист. Кондак 10)
Приведение Христа на

«Спасти хотя мир...» (Акафист. Кондак 10)Приведение Христа на Голгофу. Изображение Христа,

Голгофу. Изображение Христа, смиренно стоящего у креста, подчеркивает добровольный

характер принесенной им искупительной жертвы за человеческий род, что соответствует тексту кондака, где говорится о «самообетованном» явлении Спасителя в мир. Справа от креста представлен указывающий на него всадник в царском венце. В нем можно видеть прокуратора Иудеи Понтия Пилата или первого христианского императора Константина Великого, который был удостоен видения Креста Господня и, избрав его своим знаменем, спасся от врага и одержал победу.

Кондак 10 Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа. 

18


Слайд 29 «Стена еси девам, Богородице Дево...» (Акафист. Икос 10)
Богоматерь,

«Стена еси девам, Богородице Дево...» (Акафист. Икос 10)Богоматерь, представленная на фоне

представленная на фоне стены, благословляет дев-инокинь. Покровительствуя монашескому подвигу,

Богоматерь, подобно стене крепости, оберегает и охраняет всех, следующих путем Христа, от соблазнов земной жизни.

Икос 10 Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.

На фреске «Стена еси девам» (икос 10, песня 19) Мария стоит на фоне стены, опустив руки на головы прекрасных дев, словно защищая и благословляя их. Трудно себе представить что-либо более выразитель­ ное, чем этот жест. Стена, замыкающая композицию, «усиливает симво­ лическую тему покровительства, заіциты». Ни в одной другой иллю­ страции этого икоса до Дионисия мы не найдем ни столь наглядно вос­ произведенного символа, ни столь выразительного жеста Марии. Эмоциональное воздействие композиции «Стена еси девам» усили­ вается тем, что она изображена на склоне одного из столбов. Создается впечатление, словно Мария склоняется не только над девами на фреске, но и над людьми, стоящими в храме под росписью. Люди втягиваютсяв композицию, как бы дописывают строфу песни, где говорится, что Бого­родица •—• стена не только девам, но всем, к ней прибегающим.

19


Слайд 30 «Пение всякое побеждается...» (Акафист. Кондак 11)
На фоне городской

«Пение всякое побеждается...» (Акафист. Кондак 11)На фоне городской стены с башнями

стены с башнями представлен Христос и обращенные к Нему

в молитвенной позе московские митрополиты Петр и Алексий, ниже — колодец, окруженный болящими. Композиция восходит к изображению исцелений от чудотворного источника близ константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах.
Кондак 11 Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Отражая кондак 11 (песня 20) «Пение всяческое побеждается...»,
художники других стран изображали Христа, окруженного епископами и
учениками, Дионисий сохранил этот тип. Он также написал Христа стоя­ щим между двумя святителями, но внизу он прибавил колодец, возле кото­ рого сидят ищущие духовного очищения люди. В русских памятниках мы часто находим этот мотив.
Для кондака 9 (песня 16) «Всякое естество ангельское удивися. . .» в памятниках вне России изображалось или Ро­ждество в несколько измененном переводе, или Богоматерь с младенцем, окруженная ангелами. У Дионисия мы видим Христа в миндалевидной славе, на фоне которой стоят ангелы и парят серафимы. Подобная компо­ зиция с некоторыми видоизменениями будет использована для этой песни
остальными русскими художниками

Слайд 31 «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся...» (Акафист. Икос

«Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся...» (Акафист. Икос 11)Изображение Богоматери со

11)
Изображение Богоматери со свечой в руках соответствует содержащемуся в

икосе 11 уподоблению Девы Марии свече, явившейся «сущим во тьме» — людям, представленным в пропасти. Чудесный свет, явленный им Богоматерью, — воплотившийся Спаситель, чье рождение от Девы было предсказано изображенными по сторонам Богоматери пророками.
Икос 11 Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая рaдocть. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.


Слайд 32 «Благодать дати восхотев...» (Акафист. Кондак 12)
Сошествие Христа в

«Благодать дати восхотев...» (Акафист. Кондак 12)Сошествие Христа в ад описано в

ад описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Спустившись в

ад после своей крестной смерти, Христос разрушил его врата и вывел оттуда души ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Его пришествия. В композиции ферапонтовского собора Христос представлен разрывающим свиток с перечнем грехов — «кабальную запись», которая знаменует лежащую на человеческом роде печать грехопадения.
Кондак 12 Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа. 

Слайд 33 «Поюще твое Рождество...» (Акафист. Икос 12)
Храм с растворенной

«Поюще твое Рождество...» (Акафист. Икос 12)Храм с растворенной дверью, на фоне

дверью, на фоне которого изображены Богоматерь с Младенцем, представляет

собой символический образ Богородицы как «одушевленного храма» — вместилища воплотившегося Бога. В соответствии с текстом икоса в молитвенном предстоянии изображены: слева — «цари благочестивые», справа — «иереи благоверные». Икос 12 Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Слайд 34 «О, Всепетая Мати...» (Акафист. Кондак 13)
Торжественный вынос одной

«О, Всепетая Мати...» (Акафист. Кондак 13)Торжественный вынос одной из наиболее почитаемых

из наиболее почитаемых святынь Константинополя — чудотворной иконы «Богоматерь

Одигитрия». В центре представлен диакон, который держит икону так, как ее действительно носили в Константинополе: руки диакона раскинуты в стороны, древко иконы укреплено у него на поясе. Среди предстоящих изображены царь, царица, патриарх, духовенство и народ.
Кондак 13 О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

Слайд 35 «Взбранной Воеводе победительная...» (Акафист. Кондак 1)
Поклонение иконе Богоматери.

«Взбранной Воеводе победительная...» (Акафист. Кондак 1)Поклонение иконе Богоматери. По сторонам от

По сторонам от выносной иконы Одигитрии изображено духовенство и

народ, молящиеся Богородице об избавлении от всех бед. Считается, что кондак «Взбранной воеводе» был написан позднее основного текста Акафиста, в связи с его первым исполнением 7 августа 626 г. по случаю избавления Константинополя от осады персов и аваров.
Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

  • Имя файла: raskrytie-bogorodichnoy-tematiki-v-ikonograficheskoy-programme-rospisey-dionisiya.pptx
  • Количество просмотров: 82
  • Количество скачиваний: 0