ЖатваЖа́тва — процесс уборки злаковых культур, один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле земледельцев, относящихся к хлебу как к высшей ценности
Слайд 2
Жатва Жа́тва — процесс уборки злаковых культур, один из
наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле земледельцев, относящихся к
хлебу как к высшей ценности
Слайд 3
История
Алексей Гаврилович Венецианов - академик, образовавший сам себя
вне академии и почти самоучкой развивший в себе свои
замечательные способности. Об этом же в 1839 году в письме к своему отцу из Италии писал Александр Иванов: "Талант Венецианова заслуживает, чтобы его заметили... Но Венецианов не имел счастья развиться в юности, пройти школу, иметь понятия о благородном и возвышенном, и потому он не может вызвать из прошлых столетий важную сцену на свой холст".
Слайд 4
Он пришел в искусство своей дорогой по внутреннему
зову, с первых шагов начал делать то, что умел
и хотел делать. Ему не пришлось решать субъективно, для себя, проблему "искусство и народ". Он сам был народом, его частичкой, которую прозорливый Н.В. Гоголь определил как "чудо". Картина "На жатве. Лето" принадлежит к тем шедеврам, которые имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж, именно в этой картине природа представляется художнику, по выражению поэта, как "приют спокойствия, трудов и вдохновенья".
Слайд 5
При первом взгляде на картину мы видим только
фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане
фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А.Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне "На жатве. Лето" (как и в картине "На пашне. Весна") основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне
это не просто арена человеческого труда, он не выступает
как насилие над природой, искажающее ее естественный облик. С точки зрения художника, труд человека - это продолжение жизнедеятельности природы, с той лишь разницей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя природа, именно в этом смысле он и есть "венец творения".