Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Андрей Рублев

Содержание

Кем был Андрей Рублев? «Сведений о самом Рублеве, по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные, и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули
Андрей РублевПрезентация выполнена учителем МХК ГБОУ «Школа 1164»Гераскиной Е.В.Москва, 2015/2016 учебный год Кем был Андрей Рублев? «Сведений о самом Рублеве, по меркам нашего времени, Биография Андрея РублеваДата рождения великого иконописца неизвестна (около 1360 года)К какому сословию Успенский митрополичий собор во ВладимиреСледующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: Фрески Успенского Собора во Владимире (1408 год) От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во Владимирском Успенском соборе до Считается, что Андрей Рублев – автор центральных икон этого чина Деисус – в переводе с греческого – «моление». Идейный замысел композиции – На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым «Троица» Андрея РублеваИкона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три «ТРОИЦА» (сюжет)В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой Символы, зашифрованные в иконеСвойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их символические Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и любви Современное состояние иконыС 2008 года РПЦ пытается вернуть «Троицу» в Троице-Сергиеву Лавру, Звенигородский деисусный чин Общепринятая версия создания и проблема датировки иконы, икона была написана «в похвалу Предположительно, здесь был похоронен Андрей Рублев Построенный белокаменный храм был расписан Андреем Рублевым. В Житии Сергия Радонежского об Фильм Веры Донец об Андрее Рублевеhttps://youtu.be/FjWvyC4Fba8 Ссылки на использованные материалыhttp://andrey-rublev.ru/sergeev6.phphttps://youtu.be/VHuLoX46IFUhttps://youtu.be/P58KnqAdlWchttps://youtu.be/FjWvyC4Fba8 https://youtu.be/bPgrueo-qmI
Слайды презентации

Слайд 2 Кем был Андрей Рублев?
«Сведений о самом Рублеве,

Кем был Андрей Рублев? «Сведений о самом Рублеве, по меркам нашего

по меркам нашего времени, совсем немного. И давно известные,

и новонайденные, они могли бы легко уместиться со всеми своими подробностями на одной или двух книжных страницах. Дважды упомянули Рублева его современники-летописцы. Краткие сведения о нем содержатся в двух житийных произведениях. Около трех десятков упоминаний разной степени достоверности - в записях преданий как древнего, так и нового происхождения, да изображения - условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах XVI-XVII веков и на одной иконе. Вот и все, чем располагает сейчас биограф. Много это или мало? Для жизнеописания человека нового времени - ничтожно мало! Для древнерусского иконописца это существенно, ибо русская средневековая живопись, за семь столетий своего существования воплотившаяся в десятки, а может быть, и сотни тысяч произведений, из которых лишь малую часть сохранило для нас время, была почти сплошь анонимна».

Слайд 3 Биография Андрея Рублева
Дата рождения великого иконописца неизвестна (около

Биография Андрея РублеваДата рождения великого иконописца неизвестна (около 1360 года)К какому

1360 года)
К какому сословию принадлежал – не известно
Мы не

знаем даже, у кого он обучался живописи.
Впервые его имя упоминается в московской «Троицкой летописи»: Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но факт его участия в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, вместе со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

Слайд 4 Успенский митрополичий собор во Владимире

Следующее сообщение Троицкой летописи

Успенский митрополичий собор во ВладимиреСледующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408

относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь

каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».
Упоминаемый здесь Даниил - «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах.
Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. После разорения и сожжения ордынцами, храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, считал восстановление собора в начале XV века важной вехой возрождения Руси после победы на Куликовом поле. Русь вступала в эпоху освобождения от Ордынского ига.


Слайд 5 Фрески Успенского Собора во Владимире (1408 год)

Фрески Успенского Собора во Владимире (1408 год)

Слайд 6 От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во Владимирском Успенском соборе

Владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса,

составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области). Сведения о позднейшей судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас. Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м. Состав и композиция древнерусского развитого иконостаса сложились на московской почве на рубеже XIV-XV веков, и в этом видится определенная заслуга Феофана Грека и русских мастеров, к кругу которых принадлежал Андрей Рублев.


Слайд 7 Считается, что Андрей Рублев – автор центральных икон

Считается, что Андрей Рублев – автор центральных икон этого чина

этого чина


Слайд 8 Деисус – в переводе с греческого – «моление».

Деисус – в переводе с греческого – «моление». Идейный замысел композиции

Идейный замысел композиции – тема «Страшного суда» и отражает

мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Христом Спасителем (Спасом).


Какие черты выделяют искусствоведы во Владимирском деисусе?
1. Единая композиция у всех фресок и икон храма.
2. Чистые цвета – то есть, колористическое решение деисуса - гармонически ясное.
3. Тема «Страшного суда» во фресках Успенского собора решена с особой проникновенностью. Храм – большой, и наполняют его возвышенные благороные образы
4. Иконы соотносятся с образами фрескового ансамбля, как бы усилены, заострены индивидуальные характеристики Спаса и представленных в молении перед ним святых.


Слайд 9 На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен

На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с

Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле
Обрамляющие

Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба).
Икону Спаса, как и другие иконы, неоднократно поновляли, прописывали и укрепляли. Реставрационное раскрытие памятника выявило авторскую поверхность с участками вставок на новом грунте и основательную потертость первоначальной живописи с утратами нежных прозрачных верхних слоев (лессировок). Но благодаря технологической основательности памятника, прекрасно исполненной плавью многослойной живописи лика современный зритель и при таком состоянии иконы способен постигнуть глубину и возвышенное благородство образа, оценить чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный, классически четкий ритм. Величавость облика Спаса в соединении с душевной мягкостью позволяют видеть здесь национальный русский идеал, основательно отличающийся от греческого, присутствие которого так ощутимо в памятниках дорублевской поры. В выразительном лике Спаса зритель без труда отметит славянские этнические черты. В его образе воплощались народные представления о справедливости, попираемой в реальной жизни. Святые, молящиеся перед Спасом, представленные на других иконах, исполнены самозабвенной веры в справедливый суд.

Слайд 10 «Троица» Андрея Рублева
Икона представляет собой доску вертикального формата.

«Троица» Андрея РублеваИкона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены

На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на

котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.

Слайд 11 «ТРОИЦА» (сюжет)
В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама»,

«ТРОИЦА» (сюжет)В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в

изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует

о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома — города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним.
В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX—X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трёх ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.

Слайд 12 Символы, зашифрованные в иконе
Свойства каждой их трёх ипостасей

Символы, зашифрованные в иконеСвойства каждой их трёх ипостасей раскрывают и их

раскрывают и их символические атрибуты — дом, дерево, гора.

Исходным моментом божественного домостроительства является творящая воля Бога Отца, и поэтому над символизирующим Его ангелом Рублев помещает изображение палат Авраама. Дуб мамврийский переосмысляется как древо жизни и служит напоминанием о крестной смерти Спасителя и Его воскресении, открывающем дорогу к вечной жизни. Он находится в центре, над ангелом, символизирующим Христа. Наконец, гора — символ восхищения духа, то есть, духовного восхождения, которое осуществляет спасенное человечество через непосредственное действие третьей ипостаси Троицы — Духа Святого (В Библии гора есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на Синае Моисей получает скрижали завета, Преображение Господне совершается на Фаворе, Вознесение — на горе Елеонской).

Оклад к иконе Троица, сделанный
во времена Бориса Годунова


Слайд 13 Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом

Единство трёх ипостасей Св. Троицы является совершенным прообразом всякого единения и

всякого единения и любви — «Да будут все едино,

как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21). Лицезрение Св. Троицы (то есть, благодать непосредственного Богообщения) — заветная цель монашеской аскезы, духовного восхождения византийских и русских подвижников. Учение о сообщаемости божественной энергии как о пути духовного восстановления и преображения человека позволило как нельзя лучше осознать и сформулировать эту цель. Таким образом, именно особая духовная ориентация православия XIV века (продолжавшая древние традиции христианской аскезы) подготовила и сделала возможным появление «Троицы» Андрея Рублёва.

Слайд 14 Современное состояние иконы
С 2008 года РПЦ пытается вернуть

Современное состояние иконыС 2008 года РПЦ пытается вернуть «Троицу» в Троице-Сергиеву

«Троицу» в Троице-Сергиеву Лавру, но ученые возражают против этого.

Потому что ее состояние внушает опасения. Слева и справа от этого текста – увеличенные фрагменты иконы. Вы видите трещины, которые проходят по лицам ангелов. Икона будет утрачена без специальных условий хранения и реставрации
Другой важный момент – в монастыре величайшее произведение русской культуры увидит гораздо меньше людей, чем в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 15 Звенигородский деисусный чин

Звенигородский деисусный чин

Слайд 16 Общепринятая версия создания и проблема датировки иконы, икона

Общепринятая версия создания и проблема датировки иконы, икона была написана «в

была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его

ученика и преемника игумена Никона

Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым.
В 1411 году, сразу после нашествия Едигея, когда сгорела первоначальная деревянная Троицкая церковь, Никон Радонежский, преемник Сергия, построил новый деревянный храм. А к 1425 году был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня.
Считается, что игумен Никон, ставший после смерти преподобного Сергия настоятелем, предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Черного завершить убранство только что построенного белокаменного Троицкого собора. Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Но ни в Житии Сергия, ни в Житии Никона не сказано ни слова об иконе «Троица» — говорится только об украшении собора в 1425-1427 гг.
Предполагается, что приступать к росписи соборных стен, воздвигнутых благодаря заказу и средствам князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, можно было только через год после его постройки, когда произойдёт осадка здания. Поэтому считается, что мастера занялись созданием икон.


Слайд 17 "Андрей Рублев". Из книги В.Н.Сергеева:
«Ровно пять с половиной

столетий отделяют нас от того самого, наверное, морозного и

метельного дня - 29 января 1430 года, когда несколько иноков подмосковного монастыря святого Спаса опустили в могилу на местном кладбище долбленную по тогдашнему обычаю дубовую колоду - гроб с телом своего собрата Андрея «пореклу» (прозванию) Рублева, а по послушанию (занятию в монастыре) иконника. Современники высоко чтили чернеца Андрея за редкие личные качества, определяемые исстари живущим в нашем языке словом - праведник. Необычайно ценились его иконы и фрески, а также украшенные им самим или его учениками рукописи».

Спасский собор Андроникова монастыря - древнейший из сохранившихся московских храмов 


Слайд 18 Предположительно, здесь был похоронен Андрей Рублев

Предположительно, здесь был похоронен Андрей Рублев

Слайд 19 Построенный белокаменный храм был расписан Андреем Рублевым. В

Построенный белокаменный храм был расписан Андреем Рублевым. В Житии Сергия Радонежского

Житии Сергия Радонежского об этом говорится так: «По времени

же в оной обители ... старцю ... именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе ... в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».
История оставила нам слишком мало сведений об этом великом иконописце. Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, то есть был младшим.

Слайд 20 Фильм Веры Донец об Андрее Рублеве
https://youtu.be/FjWvyC4Fba8

Фильм Веры Донец об Андрее Рублевеhttps://youtu.be/FjWvyC4Fba8

  • Имя файла: andrey-rublev.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 0