Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Голландская живопись XVII века. Ведущая роль станковой реалистической живописи в голландском искусстве. Малые голландцы (презентация)

Содержание

Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни; голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного уюта.
ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА. ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СТАНКОВОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ГОЛЛАНДСКОМ ИСКУССТВЕ. Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии, возводя KabinettmalenБытовая живопись (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen) как нельзя лучше отвечала пристрастию Адриан ван ОстадеТакая «трактирная» разновидность бытовой живописи была популярна. Ей посвятил себя Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического «Слух»«Обоняние»«Зрение»Адриан ван ОстадеПервый период - становление Адриана как профессионального художника - в Адриан ван ОстадеСледующий период творческого пути Адриана более серьёзен и продуман. Здесь Адриан ван ОстадеТретий период Адриана ван Остаде известен своими светлыми картинами. Здесь Ян СтенЯн Стен (1626–1679), голландский живописец. Родился в Лейдене в семье пивовара. Учился Ян Стен. «Как приобретено, так и истрачено» 1661Ян Стен «Любовный недуг»Ян Стен Питер де ХохХох Питер де (1629–1685), голландский живописец, мастер интерьера. Де Хох, Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости Герард ТерборхГерард Терборх (1617 - 1681 ) родился в Зволле в состоятельной Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые им написаны в маленьком, Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, Гораздо сложнее и тоньше прелестная, написанная в золотистых тонах картина из Эрмитажа Габриель МетсюГабриель Метсю (1629–1667), голландский живописец-жанрист. Родился в семье художнков. Работал в Глядя на картины художника, мы как будто попадаем в бюргерские дома 17 Эмманюэл де ВиттеЭмманюэл де Витте (1617–1692), голландский живописец, мастер интерьера. Работал в Ян Вермер ДелфтскийОсновной процесс развития голландской жанровой живописи завершился в своем подъеме Тематика его работ традиционна: молодая женщина за столом в обществе кавалера, живописец Девушка с письмом у открытого окна. Ок. 1657Со 2-й половины 1650-х гг. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись – В поздних картинах Вермеер аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают Содержательность и обаяние образов Вермеер сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых Голландские живописцы и графики 17 в. (Ян ван Гойен, Херкюлес Сегерс, Якоб Первое место среди голландских пейзажистов принадлежит живописцу и графику Якобу ван Рейсдалу Якоб ван РейсдалРанние произведения Рейсдала изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646,). Около 1650–55 Рейсдал путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные Около 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме. В зрелый период творчества он пишет Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей передачей Мейндерт ХоббемаУчеником Рейсдала был талантливый Мейндерт Хоббема (1638–1709). С 1669 служил акцизным Ян ван де ХейденЯн ван де Хейден (1637–1712) живописец, гравер, изобретатель. С Ян ван де Хейден Гаррит Адрианс БеркхейдеГаррит Адрианс Беркхейде (1638–1698). Учился у старшего брата. Им написано Большая рыночная площадь в Гааге Вид канала и ратуши в Амстердаме Ян ван ГойенЯн ван Гойен (1596–1656), ведущий пейзажист голландской школы, творчество которого «Река Маас близ Дордрехта» Источники Даниэль С.М. Искусство видеть.–Л.: Искусство, 1990; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства.
Слайды презентации

Слайд 2 Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной

Ведущее положение бытовой жанр занял в первой буржуазной стране – Голландии,

стране – Голландии, возводя в общественный идеал сложившийся здесь

уклад домашней жизни; голландская жанровая живопись поэтизировала крестьянский или бюргерский быт с его особым настроением, интимной атмосферой мирного уюта. В 17 в. наметилось расхождение между демократическим направлением в бытовом жанре, приближавшимся иногда к осознанию противоречий жизни (графика Рембрандта, ряд картин Я. Стена), и идеализирующим искусством, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян или богатого городского бюргерства. Победа идеализирующего направления привела к упадку голландского и фламандского бытового жанра в конце 17 в.

Большая площадь в Харлеме. Вторая половина 17 в


Слайд 3 Kabinettmalen
Бытовая живопись (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen) как

KabinettmalenБытовая живопись (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen) как нельзя лучше отвечала

нельзя лучше отвечала пристрастию к домашней живописи, к четырем

стенам своего уютного домика, с такой силой овладевшей голландскими бюргерами в период «мирной передышки» между воинами. Военные часто фигурируют в ранних голландских жанрах, но офицеры только кутят и ухаживают за девушками в кабачках.

Габриэль Метсю «Кухарка и кошка»

Исаак Элиас, «Компания празднует» 


Слайд 4 Адриан ван Остаде
Такая «трактирная» разновидность бытовой живописи была

Адриан ван ОстадеТакая «трактирная» разновидность бытовой живописи была популярна. Ей посвятил

популярна. Ей посвятил себя Адриан ван Остаде (1610–1685), один

из ведущих мастеров крестьянского жанра в голландской живописи 17 в.
Учился он у Франса Халса и работал в его манере до 1639 г. На его дальнейшее творчество оказала манера письма Рембрандта.

Ф. Хальс. Портрет Адриана Остаде   1645/1648. Дрезден, Gemaldegalerie Meister Alte

Франс Хальс. Автопортрет


Слайд 5 Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата

Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью

и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан

и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное, иногда портреты.

Адриан ван Остаде

«Драка крестьян»

«Кутеж крестьян в таверне». 1635


Слайд 6 «Слух»
«Обоняние»
«Зрение»
Адриан ван Остаде
Первый период - становление Адриана как

«Слух»«Обоняние»«Зрение»Адриан ван ОстадеПервый период - становление Адриана как профессионального художника -

профессионального художника - в основном направлено на изображение жанровых 

и бытовых сцен. Он писал сценки из кабаков, различные сюжеты из жизни простых людей, обывателей. Этот период его творчества характеризуется юмористическим подходом с большой долей сарказма. 

«Вкус»

Серия Остаде «Пять чувств»:


Слайд 7 Адриан ван Остаде
Следующий период творческого пути Адриана более

Адриан ван ОстадеСледующий период творческого пути Адриана более серьёзен и продуман.

серьёзен и продуман. Здесь так же присутствует юмор, но

уже в более мягкой манере. Второй период в полной мере показывает развитие художника. Он начинает более виртуозно обращаться с кистью, демонстрирует потрясающее видение и передачу светотеней.

Адриан ван Остаде - "Крестьянское общество"


Слайд 8 Адриан ван Остаде
Третий период Адриана ван Остаде известен

Адриан ван ОстадеТретий период Адриана ван Остаде известен своими светлыми картинами.

своими светлыми картинами. Здесь практически отсутствуют жанровые сцены и

юмористические нотки. Его картины становятся максимально серьёзными, в основном - портреты и люди в интерьере.

Адриан ван Остаде «Алхимик» 1661.

Адриан ван Остаде «Флейтист»

Мастерская художника (Автопортрет). 1663,

Адриан ван Остаде «Отдыхающий путник». 1671

Адриан ван Остаде «Семейный портрет» 1654


Слайд 9 Ян Стен
Ян Стен (1626–1679), голландский живописец. Родился в

Ян СтенЯн Стен (1626–1679), голландский живописец. Родился в Лейдене в семье

Лейдене в семье пивовара. 
Учился у Николаса Кнюпфера в Утрехте,

Адриана ван Остаде в Харлеме и Яна ван Гойена в Гааге. Работал в Лейдене (где в 1648 получил звание мастера), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661–70).
С 1672 содержал в Лейдене трактир.
Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции, но главной его специальностью был бытовой жанр.

Ян Стен. Автопортрет


Слайд 10 Ян Стен. «Как приобретено, так и истрачено» 1661
Ян

Ян Стен. «Как приобретено, так и истрачено» 1661Ян Стен «Любовный недуг»Ян

Стен «Любовный недуг»
Ян Стен «Доктор и пациентка»
Ян Стен «Гуляки»

(автопортрет с женой)

Ян Стен

В бытовых картинах Стена, проникнутых грубоватым народным юмором, острая (подчас сатирическая) характеристика персонажей, живая занимательность повествования нередко сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в исполнении фигур, деталей обстановки, одежды и т.д. В отличии от большинства современников ему небезразлична сюжетная сторона. Картины носят повествовательный характер.

Ян Стен. «Больная и врач» 1660-е


Слайд 11 Питер де Хох
Хох Питер де (1629–1685), голландский живописец,

Питер де ХохХох Питер де (1629–1685), голландский живописец, мастер интерьера. Де

мастер интерьера. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи,

принадлежал к низам голландского общества. Учился у Николаса Берхема в Харлеме (около 1646–49). С 1654 работал в Делфте (мастер с 1655), с 1660-х гг. – в Амстердаме. Испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Халса, позднее – Я. Вермера.

Питер де Хох. Автопортрет

Николас Берхем. Автопортрет


Слайд 12 Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома),

Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической

добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных

солнечным светом интерьеров и двориков.
В колорите зрелых произведений Хоха преобладают тёплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета. В позднем творчестве Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов. Композиция у Хоха строится так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок» вдвинутых одна в другую. И однообразный интерьер, кажется заманчивым и влекущим.

Питер де Хох

«Внутренний двор дома в Дельфте»

«Голландский двор. Мужчина с трубкой и женщина, пьющая вино»

«Пряха»

«Двое мужчин и женщина в беседке»

«Мать у колыбели»

«Хозяйка и служанка»

«Письмо»

«Женщина с ребенком в кругу своих детей»


Слайд 13 Герард Терборх
Герард Терборх (1617 - 1681 ) родился

Герард ТерборхГерард Терборх (1617 - 1681 ) родился в Зволле в

в Зволле в состоятельной бюргерской семье.
Его отец, брат

и сестра были художниками.
Первыми учителями Герарда Терборха были его отец и Хендрик Аверкамп.
Своё первое произведение Герард Терборх создал в девять лет.
В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий. Покинув родной город, в 15лет он переехал в Амстердам, затем в Харлем, где недолго учился у пейзажиста П. Молейна, испытал влияние Ф. Халса, в 1635 году посетил Лондон, познакомился с произведениями Ван Дейка, затем в 1640—1641 годах посетил Испанию. В его биографии, составленной художником и историком искусства XVIII века А. Хоубракеном, рассказывается, что Терборх был принят при испанском дворе, писал портрет короля Филиппа IV, даровавшего ему дворянство и золотую цепь со своим медальоном; в Испании живописец испытал влияние Веласкеса. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия). Обогащенный впечатлениями и опытом общеевропейской художественной школы, Терборх вернулся в Голландию и, обзаведясь семьей, поселился в городе Девентере, где прожил всю остальную жизнь.
 


Хендрик Аверкамп


Слайд 14 Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые

Герарду Терборху характерна тонкая техника в портретах, которые им написаны в

им написаны в маленьком, почти в миниатюрном масштабе. В своих

картинах Герард Терборх прекрасно показал костюмы своего времени, разнообразные поверхностные структуры. Он изображал спокойствие, изящные группы, которые наполнял почти аристократической элегантностью.
К раннему периоду творчества Терборха (1630–начало 1650-х гг.) относятся сцены народного и военного быта, а также изображения людей из низов с их прозаическими занятиями, наделенных живостью поз и жестов, отмеченные мягкостью светотеневых эффектов, тщательностью манеры исполнения.
Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине "Семья точильщика», где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков.

«Семья точильщика»

"Мальчик с собакой", ок. 1665


Слайд 15 Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины

Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х

второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей,

запечатлевшие иные ситуации и типы моделей.
В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты — музицирование, питье вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель — изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.
Подчас живописец стремится к более активному рассказу о происходящем и прямому взаимоотношению действующих лиц. Выдающийся дар портретиста помогает ему создать их яркие характеристики. Распространенная в голландском жанре тема продажной любви открыто заявляет о себе в луврской картине «Офицер и девушка» с ее откровенным диалогом нарядной девицы и самодовольного, немолодого толстяка в кирасе и огромных ботфортах, протягивающего лежащую на ладони монету.

Концерт. 1657г.Г.Терборх

Дама пьет вино

«Женщина читающая письмо»

Женщина, пишущая письмо. 1655г.

Танцующая пара.1660г.Г.Терборх

«Офицер и девушка»


Слайд 16 Гораздо сложнее и тоньше прелестная, написанная в золотистых

Гораздо сложнее и тоньше прелестная, написанная в золотистых тонах картина из

тонах картина из Эрмитажа «Бокал лимонада». Она так сдержанна

и изящна, что обычно воспринимается как галантная сцена. Чувства персонажей, их устремленные друг на друга взгляды, легкие касания пальцев, сосредоточенных вокруг бокала с лимонадом, полны вкрадчивой мягкости, недоговоренности. Приятный белокурый юноша написан с брата художника Мозеса Терборха. Настораживает только присутствие старухи ханжеского вида.
Атмосфера затаенности, приглушенности чувств, сдержанного лиризма, сочетаемая с артистизмом живописи, составляет самую привлекательную особенность искусства Терборха.

Бокал лимонада.  1655-1660г.г.

Герард Терборх


Слайд 17 Габриель Метсю
Габриель Метсю (1629–1667), голландский живописец-жанрист. Родился в

Габриель МетсюГабриель Метсю (1629–1667), голландский живописец-жанрист. Родился в семье художнков. Работал

семье художнков. Работал в Лейдене, затем в Амстердаме. Произведения

Метсю, в которых прослеживаются влияния Рембрандта, Г. Терборха, Я. Вермера, отличаются тонко разработанной светотенью, виртуозной передачей фактуры предметов, тканей; колорит Метсю строится на изысканных цветовых контрастах. Сцены из бюргерского быта у него проникнуты ровным, несколько флегматичным настроением.

Влюбленные за завтраком
(Автопортрет с женой), 1661


Слайд 18 Глядя на картины художника, мы как будто попадаем

Глядя на картины художника, мы как будто попадаем в бюргерские дома

в бюргерские дома 17 века, становимся невольными наблюдателями жизни

их обитателей. Мы видим хозяйку за рукоделием («Молодая женщина за работой»), дам, занятых музицированием («Дама у вирджинала») или рисованием («Рисующая молодая женщина»), примеркой нового чепца («Перед зеркалом») или чтением любовного письма : «Женщина, читающая письмо» – в композиции ситуация усложнена: рядом с читающей дамой изображена служанка доставившая письмо. Она приоткрывает занавеску висящей на стене картины. Смысл действия служанки заключается в символическом подглядывании ибо вид бурного моря иносказательно становится явным. Море символизирует страсть.

«Женщина, читающая письмо»

Молодая женщина за работой

Дама у вирджинала

Рисующая молодая женщина

(«Перед зеркалом»

Габриель Метсю


Слайд 19 Эмманюэл де Витте
Эмманюэл де Витте (1617–1692), голландский живописец,

Эмманюэл де ВиттеЭмманюэл де Витте (1617–1692), голландский живописец, мастер интерьера. Работал

мастер интерьера. Работал в Роттердаме, Делфте, Амстердаме. Писал церковные

интерьеры, впечатляющие глубоким, серьёзным настроением, поэтическим ощущением пространства и света («Интерьер католической церкви», 1668; «Внутренний вид церкви»), а также рыбные рынки на портовых площадях («Рынок», 1679). Многолюдные рыночные сцены Витте отличаются широтой и динамикой пространственной композиции, сливая воедино элементы бытового жанра, пейзажа и натюрморта. Холодный серый тон картин Витте обогащён цветовыми контрастами, сильными бликами света и тонкими рефлексами. Творчество Витте (одного из последних голландских реалистов 17 в.), с его демократизмом и драматической напряжённостью, резко расходилось с требованиями буржуазной среды; конфликты с ней завершились самоубийством впавшего в нищету художника.

«Автопортрет с семьей в интерьере»

«Интерьер католической церкви»

«Интерьер»

(«Рынок в порту»

«Новый рыбный рынок»


Слайд 20 Ян Вермер Делфтский
Основной процесс развития голландской жанровой живописи

Ян Вермер ДелфтскийОсновной процесс развития голландской жанровой живописи завершился в своем

завершился в своем подъеме творчеством одного из крупнейших живописцев

Голландии Яна Вермера (1632–1675) прозванного по месту его рождения и деятельности Делфтским. Родился он в семье предпринимателя, который занимался производством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами.
Сложился как художник под влиянием Карела Фабрициуса.
Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для художников его времени, когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства.
Композиции вермеровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное - знаменитый вермеровский невесомый воздух - аналогов не имеет.
Классическая ясность сюжета в его работах, естественная и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми.

Предположительно портрет художника Яна Вермеера

Карел Фабрициус. Автопортрет.


Слайд 21 Тематика его работ традиционна: молодая женщина за столом

Тематика его работ традиционна: молодая женщина за столом в обществе кавалера,

в обществе кавалера, живописец перед мольбертом, девушка читающая письмо.


В сюжетах ничего оригинального. Лишь в ранних произведениях он обращается к занимательным сценам. Крупнофигурное полотно «У сводни» (1656) отмечено необычно монументальным воплощением яркой жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита Вермера смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Тема продажной любви, подчас с оттенком морализирования, получила широкое распространение в голландской жанровой живописи. В картине уже ощущается столь отличающее его творчество стремление к простоте, ясности, отточенности образа. Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. Пьяный кавалер в ярко-киноварной куртке и съехавшей набок шляпе грубо обнимает миловидную слегка захмелевшую девушку и кладет в ее открытую ладонь сияющую золотую монету. Слева музыкант с лютней в старинном черно-белом костюме — обязательный персонаж празднеств и попоек. Выглядывающая из-за плеча кавалера старуха-сводня в черном платке с быстрым, алчным и полным любопытства взглядом охарактеризована живо и вместе с тем сдержанно, без малейшего шарживания.

 Женщина в синем, читающая письмо. 1664г.

У сводни. 1656


Слайд 22 Девушка с письмом у открытого окна. Ок. 1657
Со

Девушка с письмом у открытого окна. Ок. 1657Со 2-й половины 1650-х

2-й половины 1650-х гг. Вермер пишет небольшие картины с

одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома («Девушка с письмом»; «Солдат и смеющаяся женщина»; «Служанка с кувшином молока»), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. В одной из картин — «Девушка с письмом у открытого окна» (ок. 1657) — поток света, идущий из открытого окна, заливает комнату, озаряет хрупкую девичью фигуру, мерцает в зеленых занавесях, освещает стол на первом плане с двумя персидскими коврами и сине-белым фаянсовым блюдом, заполненным фруктами. Господствует столь типичное для Вермера состояние покоя, тишины и безраздельно царящей кристальной ясности. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность.

«Служанка с кувшином молока»

офицер и смеющаяся девушка

Женщина в красной шляпе

Молодая женщина с кувшином воды


Слайд 23 В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной

В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная,

живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению «Уличка» и

сияющий свежестью и красотой «Вид Делфта». Если бы Вермер написал только эти два пейзажа, то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Пейзажи Вермера далеко опережают свое время. Полнота восприятия натуры с элементами пленэра сочетается в них с непосредственностью лирического чувства.

«Уличка»

«Вид Дельфта» (1660-1661)


Слайд 24 В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным,

В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись

изысканным, а живопись – более холодной, эмалевой, выдержанной в

общем жемчужном тоне с яркими акцентами – синими и лимонно-жёлтыми; таковы «Девушка с жемчужиной сережкой», изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности («Дама, примеряющая ожерелье»). Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. 1658—1660).

Девушка с жемчужной серёжкой (1665)

«Дама, примеряющая ожерелье»

«Бокал вина»

Дама, пишущая письмо, со своей служанкой


Слайд 25 В поздних картинах Вермеер аллегоризм, академические приёмы и

В поздних картинах Вермеер аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов

пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи.
«Диана

со спутницами»

Слайд 26 Содержательность и обаяние образов Вермеер сохранил, однако, в

Содержательность и обаяние образов Вермеер сохранил, однако, в картинах 1660-х гг.,

картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки

и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества («Кружевница»; «Мастерская художника» также известна как «Аллегория живописи»; «Астроном», «Географ»).
в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника.
Как и Халс, и Рембрандт Вермеер был оценен в полной мере только в 19 в.

«Кружевница»

Аллегория живописи. Ок. 1666—1667

«Астроном»

Географ. Ок. 1668—1669


Слайд 27 Голландские живописцы и графики 17 в. (Ян ван

Голландские живописцы и графики 17 в. (Ян ван Гойен, Херкюлес Сегерс,

Гойен, Херкюлес Сегерс, Якоб ван Рейсдал, Мейндерт Хоббема, Рембрандт),

детально разрабатывая свето-воздушную перспективу и систему валёров, соединяют в своих произведениях ощущение изменчивости мира с идеей постоянной взаимосвязи обжитой, интимно близкой человеку среды и величавых, поистине беспредельных пространств природы. Голландские мастера создали многообразные типы национального пейзажа (в том числе марину и горный пейзаж), сохранившиеся вплоть до 20 в.

Слайд 28 Первое место среди голландских пейзажистов принадлежит живописцу и

Первое место среди голландских пейзажистов принадлежит живописцу и графику Якобу ван

графику Якобу ван Рейсдалу (1629–1682). Учился он у своего

дяди Соломона ван Рейсдала; испытал влияние Яна Ван Гойена. Мастер в Харлеме с 1648.

Предположительный портрет ван Рёйсдала (автор неизвестен)


Слайд 29 Якоб ван Рейсдал
Ранние произведения Рейсдала изображают скромные виды

Якоб ван РейсдалРанние произведения Рейсдала изображают скромные виды окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646,).

окрестностей Харлема («Домик в роще», 1646,).


Слайд 30 Около 1650–55 Рейсдал путешествовал по Восточным Нидерландам и

Около 1650–55 Рейсдал путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая

Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи («Еврейское кладбище»).




Слайд 31 Около 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме. В зрелый

Около 1656 Рейсдал поселился в Амстердаме. В зрелый период творчества он

период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и

морские виды («Вид деревни Эгмонд», «Пейзаж с водяной мельницей», 1661), сумрачные чащи возле болот и лесных рек («Болото»), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты («Водопад»).

«Вид деревни Эгмонд»

«Пейзаж с водяной мельницей», 1661

«Болото»


Слайд 32 Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого

Чёткий рисунок, осязаемость форм сочетаются в работах этого периода с тончайшей

периода с тончайшей передачей воздушной перспективы, движений света и

тени, а богатый оттенками колорит строится чаще всего на сопоставлении пепельно-серой и блёкло-зелёной листвы с буро-коричневой почвой и голубизной выдающегося между облаками неба. Особая эмоциональная напряжённость, присущая многим пейзажам Рейсдала, приобретает в позднем его творчестве субъективный, мрачный характер («Горы в Норвегии»). Рейсдал поднимает пейзаж на невиданную высоту. Возникает традиция чистого пейзажа.

Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Слайд 33 Мейндерт Хоббема
Учеником Рейсдала был талантливый Мейндерт Хоббема (1638–1709).

Мейндерт ХоббемаУчеником Рейсдала был талантливый Мейндерт Хоббема (1638–1709). С 1669 служил

С 1669 служил акцизным чиновником, постепенно отходя от занятий

искусством. Пейзажист более мягкого и жизнерадостного склада Хоббема часто брал те же пейзажные мотивы, что и Рейсдал, но кажется, что это другая природа, т.к. отношение художника к пейзажу другое – Рейсдал видит пейзаж в весомых темных массивах – Хоббема в легких, сквозных формах. Писал Хоббема главным образом лесные виды. Для пейзажей Хоббемы, в известной степени предвосхищающих принципы пейзажной живописи 18 в. (лучшее его произведение — «Аллея в Мидделхарнисе»), характерны динамичные композиции, естественные, конкретные образы природы (воссоздающие её текучий, изменчивый облик), сочный, богатый оттенками колорит.

«Аллея в Мидделхарнисе»


Слайд 34 Ян ван де Хейден
Ян ван де Хейден (1637–1712)

Ян ван де ХейденЯн ван де Хейден (1637–1712) живописец, гравер, изобретатель.

живописец, гравер, изобретатель. С конца 1660 совмещал деятельность живописца

с работой по благоустройству города. Им изобретены пожарные шланги и спроектировано освещение города фонарями. Он умер в богатстве, как начальник освещения и руководительдобровольной пожарной гильдии Амстердама. 
Но он не любил холмов, долин и ручьев. Он мог идеально воспроизвести ряды кирпичей голландских домов, сверкающие на солнце, или низкорослые деревья и линии жилищ с разнообразными крышами и шпилями, освещенными солнцем или бликами от проплывающих над ними облаков.  Но, он не мог нарисовать ни человека, ни зверя, ни корабля, ни телеги, и это его недостаток. Его добрым гением в этих условиях был Адриан ван дер Вельде, который оживлял его композиции энергичными фигурами. И результатом их совместного труда была деликатная, прозрачная работа, сияющая блеском атмосфера.  Хейден является создателем архитектурного пейзажа.

Слайд 35 Ян ван де Хейден

Ян ван де Хейден

Слайд 36 Гаррит Адрианс Беркхейде
Гаррит Адрианс Беркхейде (1638–1698). Учился у

Гаррит Адрианс БеркхейдеГаррит Адрианс Беркхейде (1638–1698). Учился у старшего брата. Им

старшего брата. Им написано несколько пейзажей и интерьеров. Но

главной специальностью его являлось изображение городских видов Амстердама, Харлема, Гааги, Кельна. Наряду с Хейденом он является создателем архитектурного пейзажа («Всадники у городских ворот», «Отъезд на охоту»).


Слайд 37 Большая рыночная площадь в Гааге
Вид канала и

Большая рыночная площадь в Гааге Вид канала и ратуши в Амстердаме

ратуши в Амстердаме


Слайд 38 Ян ван Гойен
Ян ван Гойен (1596–1656), ведущий пейзажист

Ян ван ГойенЯн ван Гойен (1596–1656), ведущий пейзажист голландской школы, творчество

голландской школы, творчество которого определило характер голландской пейзажной живописи

30–40 гг. В зрелый период (с 1640-х гг.) писал выдержанные в коричневато-сером тоне виды окутанных влажным воздухом, медленно текущих рек и каналов, с городами и селениями на низких берегах, под бескрайним небом, занимающим две трети картины («Река Маас близ Дордрехта», 1643, «Вид на реке Маас», 1645; «Устье реки», 1655). Один из создателей реалистической голландской пейзажной живописи 17 в.


Слайд 39 «Река Маас близ Дордрехта»

«Река Маас близ Дордрехта»

  • Имя файла: gollandskaya-zhivopis-xvii-veka-vedushchaya-rol-stankovoy-realisticheskoy-zhivopisi-v-gollandskom-iskusstve-malye-gollandtsy-prezentatsiya.pptx
  • Количество просмотров: 193
  • Количество скачиваний: 1