Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по изобразительному искусству Народный праздничный костюм (Декоративно-прикладное искусство 5 класс, по учебнику Н.А. Горяева)

Содержание

Знаешь  ли  ты, какой  костюм  могла  носить  твоя  прабабушка?Как выглядели будничные  и  праздничные  народные  костюмы?Как  и зачем  их  украшали?
Народный праздничный костюмИзобразительное искусство 5 класс МБОУ СОШ № 14 г.Иркутск, Казакова М.А. Знаешь  ли  ты, какой  костюм  могла  носить  твоя  прабабушка?Как выглядели будничные  и Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого льняного Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле и В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею. На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву – домотканую К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов) из Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени и Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали кокошник, Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» – петух, кика, Отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие головных уборов Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на Сравните женские народные костюмы северных и южных губерний России. Найдите отличительные особенности. 1. Женский праздничный северный костюм 2.Праздничный женский костюм Новгородской губернии 3. Костюм 5. женский костюм Воронежской губернии6. женский костюм Тамбовской губернии 7. женский костюм Орловской губернии Курский костюмОрловский костюмКостюм Рязанской губернии. XIX вКостюм Олонецкой губернии ЗаданиеВыполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский или мужской (по выбору). Поэтапное рисование юноши и девушки в народном праздничном костюме Этап 1. Сперва наметим начальные линии женской и мужской фигур. Два круга Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Этап 10. Кокошник девушки украшаем затейливым орнаментом (см. в увеличенном виде). А
Слайды презентации

Слайд 2 Знаешь  ли  ты, какой  костюм  могла  носить  твоя

Знаешь  ли  ты, какой  костюм  могла  носить  твоя  прабабушка?Как выглядели будничные

 прабабушка?
Как выглядели будничные  и  праздничные  народные  костюмы?
Как  и зачем

 их  украшали?


Слайд 3 Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски

кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек,

с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Слайд 4 Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде

Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм.

всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка,

означает «обычай».

Слайд 5 В течение нескольких веков в разных концах земли

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои

Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди

строго придерживались местных традиций.

Слайд 6 Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо-белого

из тонкого серебристо-белого льняного или конопляного полотна, которое ткали

в крестьянских домах.

Слайд 7 Вышивка на рубахе имела особое значение: она не

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но

только украшала, но и оберегала, защищала женщину. Особенно тщательно

украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи «сенокосицы» (в которой косили).

Слайд 8 Рубаха была до пят и надевалась без сарафана.

Рубаха была до пят и надевалась без сарафана. Прикасаясь к земле

Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась,

что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Слайд 9 В северных и центральных губерниях России поверх рубахи

В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины

девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из

дорогой ткани, украшали спереди узорной («княжей») полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью (тонкой металлической нитью), и узорными пуговицами.

Слайд 10 На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а

На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода душегрею.

в холода душегрею.


Слайд 11 На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи

На юге России вместо сарафана женщины поверх рубахи носили понёву –

носили понёву – домотканую клетчатую шерстяную юбку из двух

полотнищ. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.

Слайд 12 К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда

К понёве полагался передник (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен

был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную

с землёй ( ромбы, волнистые линии – знаки воды; образы матери-земли, птиц, дерева жизни).

Слайд 13 Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая

Поверх понёвы и передника надевали навершник (верхняя короткая одежда без рукавов)

одежда без рукавов) из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он

делал женщину величавой, статной.

Слайд 14 Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он

Свадебный наряд шили задолго до торжества, т.к. он требовал много времени

требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно

украшались оберегами от злых сил и напастей и символами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Слайд 15 Головной убор играл огромную роль в женском костюме.

Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно

По нему можно было определить возраст его владелицы, её

семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.

Слайд 16 Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу

Девичьи повязки, венцы, коруны скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы

или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с

непокрытой головой запрещалось.

Слайд 17 Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку,

Женщины прятали волосы под повойник - холщёвую шапочку, а сверху надевали

а сверху надевали кокошник, который в разных местах называли

по-своему: сорока, кика рогатая, ряска или каблучок.

Слайд 18 Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова

Названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» – петух,

«кокошь» – петух, кика, или кичка (утка), сорока.


Слайд 19 Отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие

Отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие головных уборов

головных уборов


Слайд 20 Образный строй головных уборов был связан в народных

Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом.

представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные

украшения символизировали струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

Слайд 21 Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела

колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку

(косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.

Слайд 22 Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты,

штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг пояса.

Порты заправляли в сапоги или обёртывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти.

Слайд 23 Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян

Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а

верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна

либо войлока.

Слайд 24 Сравните женские народные костюмы северных и южных губерний

Сравните женские народные костюмы северных и южных губерний России. Найдите отличительные особенности.

России. Найдите отличительные особенности.


Слайд 25 1. Женский праздничный северный костюм
2.Праздничный женский костюм Новгородской

1. Женский праздничный северный костюм 2.Праздничный женский костюм Новгородской губернии 3.

губернии
3. Костюм девушки Воронежской губернии
4. Костюм девушки Олонецкой губернии


Слайд 26 5. женский костюм Воронежской губернии
6. женский костюм Тамбовской

5. женский костюм Воронежской губернии6. женский костюм Тамбовской губернии 7. женский костюм Орловской губернии

губернии
7. женский костюм Орловской губернии


Слайд 27 Курский костюм
Орловский костюм
Костюм Рязанской губернии. XIX в
Костюм Олонецкой

Курский костюмОрловский костюмКостюм Рязанской губернии. XIX вКостюм Олонецкой губернии

губернии


Слайд 28 Задание
Выполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных

ЗаданиеВыполни эскиз народного праздничного костюма северных и южных районов России, женский или мужской (по выбору).

районов России, женский или мужской (по выбору).


Слайд 29 Поэтапное рисование юноши и девушки в народном праздничном

Поэтапное рисование юноши и девушки в народном праздничном костюме

костюме


Слайд 30 Этап 1. Сперва наметим начальные линии женской и

Этап 1. Сперва наметим начальные линии женской и мужской фигур. Два

мужской фигур. Два круга — это головы, шеи, четырехугольники

– тела, линии рук и ног.

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.


Слайд 31 Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга,

линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними

брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

Слайд 32 Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую

заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником

— русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

Слайд 33 Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем

ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок

под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

Слайд 34 Этап 6. Покажем на правой руке рукав от

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу

рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также

рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

Слайд 35 Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей.

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в

У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень

держит ручку балалайки, зажимая струны.

Слайд 36 Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и

подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками.

Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

Слайд 37 Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры —

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и

линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня

делаем полосатыми.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-narodnyy-prazdnichnyy-kostyum-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-5-klass-po-uchebniku-na-goryaeva.pptx
  • Количество просмотров: 163
  • Количество скачиваний: 2