Что такое findtheslide.com?

FindTheSlide.com - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация, доклад на тему Скульптура модерна. Э.А. Бурдель А.С. Голубкина Н.А. Андреев

Презентация на тему Скульптура модерна. Э.А. Бурдель А.С. Голубкина Н.А. Андреев, из раздела: МХК. Эта презентация содержит 97 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Слайд 1
Скульптура модерна. Э.А. Бурдель А.С. Голубкина Н.А. Андреев
Текст слайда:

Скульптура модерна. Э.А. Бурдель А.С. Голубкина Н.А. Андреев


Слайд 2
Содержание. Введение.Заключение.Библиография.Историческая справка.Общая характеристика.Творчество скульптора Э.А. Бурделя.Творчество скульптора А.С. Голубкиной.Творчество скульптора Н.А. Андреева.
Текст слайда:

Содержание.

Введение.

Заключение.

Библиография.

Историческая справка.

Общая характеристика.

Творчество скульптора Э.А. Бурделя.

Творчество скульптора А.С. Голубкиной.

Творчество скульптора Н.А. Андреева.


Слайд 3
Введение.   Конец  девятнадцатого  начало  двадцатого  века –
Текст слайда:

Введение.

Конец девятнадцатого начало двадцатого века – время научных и технических открытий, когда появились такие привычные элементы нашей жизни, как: кино, автомобиль, радио, телефон, самолет. Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, что уже само по себе стало грандиозным событиям в мире науки, изменившее отношение людей ко многим вещам. Братья Люмьер представили миру первый в мире кинофильм, поразивший зрителей настолько, что они были готовы спасться бегством. Все это, будучи новым и необычным, не могло не изменить человеческое восприятие окружающего мира. Что заставляло сознание и фантазию стремиться к еще большим высотам, как в науке и технике, так и в искусстве. Появление «модерна» отвечало общемировому стремлению к переменам, очень ярко проявившемуся на рубеже веков. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Мир форм модерна символизировал дух  своего времени. Скульптура модерна отличалась текучестью форм и  причудливостью силуэта. Скульпторы объединяли природные линии и свою фантазию в единое целое, что позволяло достигать потрясающего эффекта и заставляло зрителей замирать от восторга.


Слайд 4
Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем
Текст слайда:

Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире, а его целью было преобразование жизни эстетическими средствами, своеобразное «исцеление жизни красотой». Если архитектуру называют «застывшей музыкой», то скульптуру по праву можно именовать «застывшей фантазией». Перед истинными образцами люди, любуясь, стоят часами, забыв о повседневной суете… Потому что настоящее искусство «дышит естеством», передает полет фантазии художника, как живущего столетия назад, так и здравствующего сегодня. Этим и обусловлен мой интерес к данной теме.
Цель: Ознакомиться с особенностями скульптуры в стиле «модерн», творчеством скульпторов и систематизировать ранее полученные знания.
Этапы реализации:
1. Просмотр литературы о стиле «Модерн», творчестве скульпторов Э.А. Бурделя, А.С. Голубкиной, Н.А. Андреева.
2. Изучение и отбор материала для содержательной части проекта.
3. Разработка проекта с использованием полученной информации.
Мой проект является наглядным пособием для уроков истории, МХК и изобразительного искусства.


Слайд 5
Историческая справка
Текст слайда:

Историческая справка


Слайд 6
Уильям Моррис(1834-1869)          В 1860—1870
Текст слайда:

Уильям Моррис
(1834-1869)

В 1860—1870 годы в
Европе главенствовал
стиль эклектики, который заключался в
цитировании и повторении предыдущих
художественных стилей.


Слайд 7
В 1880-е годы в работах
Текст слайда:

В 1880-е годы в работах
ряда мастеров стал






вырабатываться новый стиль, который
противопоставлял эклектизму новые
художественные приемы. Уильям
Моррис (1834—1869) создавал предметы
интерьера, вдохновленные растительными
орнаментами, а Артур Макмердо
(1851—1942) использовал элегантные,
волнистые узоры в книжной графике.


Слайд 8
Течение  «Модерн»,  как  движение в  искусстве,  появилось
Текст слайда:

Течение «Модерн», как движение
в искусстве, появилось в конце
девятнадцатого столетия в развитых,
с интенсивной духовной жизнью
странах. Появление этого стиля на
рубеже веков завершило в Европе
длительный период эклектики и
бесстилья конца XIX века. Мир форм
модерна символизировал дух своего
времени. Идейно-философской
почвой, на  которой родилось «новое
искусство», был  неоромантизм,
возрождавший идеи конфликта между
индивидом и  обществом,
миростроительной миссии художника-
демиурга, ведущей роли творческого
прозрения в создании произведения
искусства.


Слайд 9
По мысли теоретиков модерна он должен был стать стилем жизнинового, формирующегося под его
Текст слайда:

По мысли теоретиков модерна он должен был стать стилем жизни
нового, формирующегося под его воздействием общества, создать
вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную
и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью
синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов,
современных материалов и конструкций.

модерна

Теоретики

Бельгийский архитектор
Хенри Ван де Велде

Английский архитектор
Уильям Моррис


Слайд 10
Всемирная выставкав Париже в 1900 году.модерн Наибольшую известность модерн приобрел после всемирной выставки
Текст слайда:

Всемирная выставка
в Париже в 1900 году.

модерн

Наибольшую известность модерн приобрел
после всемирной выставки в Париже в 1900
году, на которой были представлены
современные достижения технического
прогресса и прикладных искусств. Многие из
них были выполнены в стиле «Модерн».


Слайд 11
После  1910  года значение модерна стало угасать,  но
Текст слайда:


После 1910 года
значение модерна стало
угасать, но стиль
«Модерн» оставил
значительный след как
в изобразительном
искусстве (графики,

живописи, скульптуре), так
и в архитектуре, дизайне
интерьеров, предметов быта
и ювелирных украшений.


Слайд 12
Модерн (от фр. moderne - новейший, современный) – стиль в европейском и американском
Текст слайда:

Модерн (от фр. moderne - новейший, современный) – стиль
в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв

Art Nouveau - «новое искусство» или
«арт нуво» в Бельгии, Великобритании,
Франции.
В США – «Тиффани стайл» (по имени Луиса
Комфорта Тиффани).
Jugendstil - «югендстиль» в Германии
(молодой стиль, от названия немецкого журнала
посвященного искусству «Югенд»).
Modernismo - «модернизм» в Испании.
Stile Liberty - «стиль Либерти» в Италии.
Sezessionstil - «стиль Сецессиона» в
Австрии (отделение, уход).
В России – стиль «Модерн», что значит
современный.


Слайд 13
Общая характеристика
Текст слайда:

Общая характеристика


Слайд 14
ФОРМАстилизованнаяобобщеннаяритмически организованнаяназначение формы – одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи.
Текст слайда:

ФОРМА

стилизованная

обобщенная

ритмически
организованная

назначение формы – одухотворить материально-вещную
среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи.


Слайд 15
Отличительные особенности Модерна Отказ  от  прямых  линий  и
Текст слайда:

Отличительные особенности Модерна

Отказ от прямых линий и углов
в пользу более естественных,
«природных» (более плавных,
изогнутых) линий.

Интерес к новым технологиям
(в особенности, в архитектуре).

Расцвет прикладного искусства.


Слайд 16
Основной признак стиля модерн – 			декоративность.Основной мотив стиля модерн –
Текст слайда:

Основной признак стиля модерн –
декоративность.

Основной мотив стиля модерн –
вьющееся растение.

Основной принцип стиля модерн –
уподобление рукотворной формы природной и наоборот.






Слайд 17
Главной идеей модерна была идея сотворения прекрасного, которого так мало в окружающем мире,
Текст слайда:

Главной идеей модерна была идея
сотворения прекрасного, которого так
мало в окружающем мире, а его целью
было преобразование жизни
эстетическими средствами,
своеобразное «исцеление жизни
красотой». Манифест модернистов –
соединить профессиональное
художественное творчество и
производство бытовых изделий, –
вызвал переворот в прикладном
искусстве и сформировал новый тип
художника-универсала, выступающего
и как архитектор, и как декоратор,
и живописец, и график.


Слайд 18
Интерес  к  монументально-синтетическим   образам скульптуры  знаменует  тягу
Текст слайда:

Интерес к монументально-
синтетическим образам
скульптуры знаменует тягу
к гармоническому слиянию
человека с вновь познанными
закономерностями вселенной,
закономерностями,
подвластными только
обобщающей способности
человеческого ума.

Огюст Роден «Поцелуй»


Слайд 19
Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист, позднее творчество ОгюстаРодена
Текст слайда:

Скульптура модерна (бельгиец Ж. Минне,
немец Г. Обрист, позднее творчество Огюста
Родена во Франции и работы А. С. Голубкиной
в России) отличается динамикой и текучестью
форм и силуэта. В скульптуре Модерн,
неразрывно связанный с символизмом,
стремился создать самостоятельную
художественную систему, но был вместе с тем
своего рода переходом от традиционных форм
XIX века к условному языку новейших
европейских течений.

Жорж Минне
«Мальчик, несущий реликвии»


Слайд 20
Жорж Минне«Фонтан коленопреклонённых»Динамика и текучесть формыи  силуэта  характерны  для скульптуры
Текст слайда:

Жорж Минне
«Фонтан коленопреклонённых»

Динамика и текучесть формы
и силуэта характерны для
скульптуры и для произведений
декоративно-прикладного
искусства, уподобляющихся
феноменам природы с их
органическими внутренними
силами.


Слайд 21
Источником   вдохновения   для мастеров стала природа, во всем ее
Текст слайда:

Источником вдохновения для
мастеров стала природа, во всем
ее разнообразии. Они объединяли
природные линии (орнаменты из
стеблей и листьев растений),
причудливые формы из животного
мира и свою фантазию в единое


целое, что позволяло достигать
потрясающего эффекта и
заставляло зрителей замирать
от восторга. Эти работы
проникнуты особой энергией
выраженной в потрясающей
пластичности и гибкости линий.

Герман Обрист
Цикламен «Удар бича»


Слайд 22
Скульптуры девушекс цветком и бабочкой Особая энергия выраженная в потрясающей пластичности и гибкости
Текст слайда:

Скульптуры девушек
с цветком и бабочкой

Особая энергия выраженная в
потрясающей пластичности и
гибкости линий отличает
изображения женщин модерна.
Грациозные и изящные с
длинными сплетающимися в
причудливые узоры волосами,
они еще больше подчеркивают
близость стиля «Модерн» к
природе.


Слайд 23
Скульптура «Девушка с цветами» В стиль «Модерн» вплелись и европейские веянья,
Текст слайда:

Скульптура
«Девушка с цветами»

В стиль «Модерн» вплелись и европейские
веянья, и восточные традиции, и
самобытность северных народов и многое
другое. Это позволило ему быть
разнообразным и изменчивым, привлекая
к себе интерес совершенно разных людей,
каждый из которых мог найти в нем
отражение собственных стремлений и
мироощущения в целом.


Слайд 24
В искусстве модерна, с одной стороны,  проводились   идеи
Текст слайда:

В искусстве модерна, с одной стороны,
проводились идеи художественного,
индивидуализма, а с другой – искусство
утопически рассматривалось как средство
социального преобразования.
Модерн переосмысливал и стилизовал
черты иcкyccтвa разных эпox, и выpaбoтaл
coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы,
ocнoвaнныe на пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.


Слайд 25
Эмиль Антуан Бурдель
Текст слайда:

Эмиль Антуан Бурдель


Слайд 26
Эмиля  Антуана  Бурделя  причисляют  к
Текст слайда:

Эмиля Антуана Бурделя причисляют к
основоположникам современной пластики.
Родился 30 октября 1 861 года в старинном
французском городе Монтобане (Прованс).
Его отец был столяром, дядя — каменотёсом,
один дед - пастухом, другой - ткачом.
Уже став скульптором, Антуан Бурдель
сказал: «Я леплю на простонародном
наречии.… Во мне тоже есть черты некоторой
шероховатой грубости, архаичности,
поскольку я остаюсь верен своим корням».
С 13 лет Бурдель занимался в
Художественной школе Монтобана. Учился в
школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886).
Работал в мастерских Александра Фальгьера (1884) и Огюста Родена
(1893-1908), вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет,
чтобы избавиться от злополучного влияния.… Лувр, мастера Нотр-Дам,
Пюже, Бари вот мои истинные учителя» настолько бессмысленной и
устаревшей предстала перед ним академическая система. Преподавал
в студии Гранд Шомьер в Париже (1909-1929).


Слайд 27
Карпо Жан-Батист Далу Эме Жуль  Страстная,  импульсивная творческая   натура
Текст слайда:

Карпо Жан-Батист

Далу Эме Жуль

Страстная, импульсивная
творческая натура Эмиля
Антуана Бурделя не могла
подчиняться законам школы
«умеренности и аккуратности».
Молодой скульптор сам ищет
себе учителей, увлекается
творчеством так называемых
«мягких интимистов» Карпо и
Далу. Ателье Далу Бурдель
посещал до 1892 года и
выполнил для него немало
работ. Однако дух Бурделя
полон томления, его влечет
драматизм, побуждающий
форму трепетать и
пульсировать.


Слайд 28
Франсуа Огюст Рене РоденВ «Умирающей любви» (1886), и в «Адаме после грехопадения» (1888-1889)
Текст слайда:

Франсуа Огюст
Рене Роден

В «Умирающей любви» (1886), и в «Адаме после
грехопадения» (1888-1889) и в «Материнстве»
(1893) уже чувствуется влияние гениального
Родена, споры вокруг творчества которого в то
время не утихали и каждая работа вызывала
самые противоречивые суждения.

Роден
«Граждане Кале»


Слайд 29
Роден«Оноре де Бальзак»Роден«Врата ада» С  1893  года  Бурдель работает
Текст слайда:

Роден
«Оноре де Бальзак»

Роден
«Врата ада»

С 1893 года Бурдель
работает вместе с
Роденом в качестве
пратисьена (помощника)
в его ателье на
Университетской улице,
вникая в особенности
его техники и видения
формы.

Завоевав доверие мастера, он переводит гипсовые и глиняные
модели в мрамор и бронзу. Бурдель принял участие в работе над
такими грандиозными произведениями Родена, как «Врата ада»,
«Граждане Кале», а также над «Памятником Бальзаку».


Слайд 30
Роден «Мыслитель»Работая  вместе с Роденом, Бурдель оставался абсолютно самостоятельной творческой  личностью.
Текст слайда:


Роден
«Мыслитель»

Работая вместе с Роденом, Бурдель
оставался абсолютно самостоятельной
творческой личностью. В творчестве
мэтра его всегда привлекали не
лирические композиции, выполненные
в мраморе и полные мягкого
внутреннего сияния, а похожие на
кипящую лаву, распираемые изнутри
произведения из бронзы. Позже Эмиль
Бурдель сказал: «...мне хотелось бы
указать в назидание всем вступающим
в искусство, что мой путь стал таким
широким благодаря той медленно
созревающей жатве тайн, которую я
собирал на поле Родена. Но я всегда
хранил нетронутым внутренний закон
своего искусства».


Слайд 31
Энергия,  заключенная  в
Текст слайда:

Энергия, заключенная в
скульптурах Э.А. Бурделя,
настолько велика и неистова,
что форма напрягается,
взрывается, сминается под
собственной тяжестью,
деформируется, едва не
утрачивая образную
целостность.

Бурдель Э. А.
Автопортрет


Язык его пластики
резок и экспрессивен,
порой даже утрирован.



Слайд 32
Необыкновенный  «скорбный  накал»  поражает  всерии   скульптур,
Текст слайда:

Необыкновенный «скорбный накал» поражает в
серии скульптур, которые Бурдель посвятил
Бетховену: бронзовом «Бетховене, подпирающем
рукой щеку» (1888), «Моя стихия – воздух», а также
в «Гамлете» (1891) и «Памятнике павшим
департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг.»,
который заказал монтобанский комитет ветеранов.

В первом самостоятельном монументе сразу обозначилось стремление
Бурделя к героизации образов и монументальности. Как подчеркивал
один из исследователей творчества Эмиля Бурделя В. Прокофьев,
«стихийная мощь монтобанского памятника почти чудовищна и
совершенно лишена роденовской одухотворенности. Она сродни тем
геологическим напряжениям, которые исступленно живут в

произведениях позднего Ван Гога. Но и от них
экспрессия скульптур Бурделя конца 90-х годов
отличается своей сугубой одноплановостью. Ибо
чувства, выраженные в них - боль, ярость, отчаяние –
при всей своей страстности почти примитивны».


Слайд 33
Необузданная  экспрессия  Бурделя  не удовлетворяет, он хочет вернуть пластикув русло
Текст слайда:

Необузданная экспрессия Бурделя не
удовлетворяет, он хочет вернуть пластикув
русло строгих законов архитектоники. В 1900
году мастер создал скульптуру «Голова
Аполлона», противопоставив стихии
чувств разум и равновесие. Начался период
его увлечения древнегреческой скульптурой.
Это произведение — не копия, не попытка
воспроизвести архаические оригиналы, а
глубоко личное переживание античности,
представление о ней, возникшее у художника
при чтении строк древнегреческого поэта
Гомера.


Слайд 34
За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные образы. Безудержная энергия человека 20-го столетия,
Текст слайда:

За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные образы.
Безудержная энергия человека 20-го столетия, его дерзкая воля нашли
пластическое воплощение в скульптуре «Геракл, стреляющий из лука»
(1909 г.), которая принесла Бурделю первое признание публики и была
высоко оценена его наставником Роденом. Геракл гибок и напряжён,
как пружина.


Слайд 35
Бронзовая фигура лучника напоминает
Текст слайда:

Бронзовая фигура лучника напоминает статую «Дискобол» древнегреческого мастера
Мирона. Кажется, что в этой скульптуре
отразилась фраза самого Бурделя:
«Уравновешенная неуравновешенность — вот
чудесная вещь». «Геракл, стреляющий из лука» на заре XX века стал символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. В то время, когда одни безапелляционно утверждали примат машины над личностью, а другие, исследуя едва уловимые движения человеческой души, игнорировали его «земную» сущность, Бурдель решился доказать, что у человека еще достаточно сил и воли, чтобы самому, без помощи хитроумной, сложной техники вступить в схватку с природой. Очень экспрессивно, неистово переосмысленный образ древнегреческого мифического героя воплощает выдвинутую Бурделем пластическую идею «уравновешенной неуравновешенности» и остается одним из самых выразительных памятников скульптуры нового времени.


Слайд 36
Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный  силуэт отличает  статую
Текст слайда:

Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий,
ясный силуэт отличает статую Пенелопы, терпеливой
супруги Одиссея. Ощущение устойчивости усиливает
звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить
верности и воли этой женщины. «Так ждут бретонки своих
мужей, ушедших в море», говорил о «Пенелопе» Бурдель.
Похожая на колонну древнего храма, эта
статуя словно символ устойчивости и
равновесия. Она олицетворяет собой
всепобеждающую женскую силу.

ПЕНЕЛОПА


Слайд 37
Работы этого периода несут печать роденовского стиля: пластичность, стихийность, чувственность. Бурдель покинул мастерскую
Текст слайда:

Работы этого периода несут печать роденовского
стиля: пластичность, стихийность, чувственность.
Бурдель покинул мастерскую Родена только в
1908 году. Ученик освободился от влияния
учителя. Роден, бюст которого в 1909 г. изваял
Бурдель, похож на весёлого и хитрого бога Пана
(этого мифологического персонажа скульптор
создал в следующем году, внеся в образ лесного
бога оттенок гротеска).
Все последующие работы Бурделя говорят о том,
что он искал в скульптуре закономерности,
свойственные архитектуре. Удачными оказались
две композиции Бурделя 1912 года,
предназначенные для простенков между окнами
первого и второго этажей боковых фасадов
здания театра на Елисейских Полях в Париже.


Слайд 38
Э. А. Бурдель «Танец»«Танец» навеян выступлениями известных  танцовщиков Айседоры  Дункан
Текст слайда:

Э. А. Бурдель «Танец»

«Танец» навеян выступлениями
известных танцовщиков
Айседоры Дункан и Вацлава
Нижинского. «Музыка» создана
скульптором под впечатлением
от барельефов античного
памятника — «Трона Людовизи».


Слайд 39
Бурдель Э. А.«Сила» 	    В  1912  году Бурдель
Текст слайда:

Бурдель Э. А.
«Сила»

В 1912 году Бурдель получил заказ от
правительства Аргентины на возведение
памятника национальному герою –
генералу Альвеару, возглавившему
борьбу страны за освобождение от
испанского владычества. Бронзовый
конный монумент был готов в 1917 г.
В течение восьми лет — с 1912 по
1920 годы — скульптор работал над
четырьмя аллегорическими фигурами для постамента -
Силой, Победой, Красноречием и Свободой. Памятник
аргентинскому герою стал для Бурделя новым этапом
в творчестве. У него спокойная, уравновешенная
композиция, свойственная произведениям античности
или эпохи Возрождения.

Бурдель Э. А.
«Победа»


Слайд 40
Начало XX века 			     Начало  XX
Текст слайда:

Начало XX века

Начало XX века стало
временем рождения нового
Бурделя, который, глядя в
будущее с оптимизмом,
стремился воплотить в
своем творчестве образы, созвучные героическим
образам Древности, в которых раскрывалась не только
поражающая способность действовать, но и обуздывать
свои действия. Чувство, которое как бы распирает
форму изнутри, приходит в равновесие с ней в момент
наивысшего напряжения. Таким образом, складывается
архитектоника динамического, законам которой
подчинены практически все произведения зрелого
Бурделя.

«Размышление Аполлона»

«Плод»
(Гесперида»)

«Сидящая
Купальщица»


Слайд 41
Портрет А. Франса В 1900-1914 годах Эмиль Бурдель работал в  самых
Текст слайда:

Портрет
А. Франса

В 1900-1914 годах Эмиль Бурдель работал
в самых разных жанрах. Им созданы
портреты великих людей, портреты-идеи,
как их называют исследователи.

При остроте индивидуальной характеристики
в портретах запечатлена мощь духовной
энергии их создателя; по его словам, «любой
портрет является одновременно
изображением и модели, и автора».

Для каждого образа он прежде всего хотел
найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы
сделать портрет гения, надо сначала четко
представить себе форму его сущности».


Слайд 42
Особую одухотворенность образам Бурделя придает   чувственное,   интеллектуальноепостижение и переосмысление
Текст слайда:

Особую одухотворенность образам Бурделя
придает чувственное, интеллектуальное
постижение и переосмысление им античности,
которую великий французский скульптор
воспринимал как гимн совершенного
равновесия, обогащенный тем, что дало
ему новое время.

Античность
воспринимается
скульптором в
нескольких
аспектах:

Античность символизирует первозданную
гармонию со всем окружающим миром; с другой
стороны - это и дерзкая, суровая радость борьбы;
образное воплощение третьего аспекта
«Пенелопа», внешняя гармония которой полна
внутреннего драматизма, как полно тревоги ее
долгое, бесконечное ожидание.


Слайд 43
В  годы  Первой  мировой  войны  Эмиль Бурдель создал
Текст слайда:

В годы Первой мировой войны Эмиль
Бурдель создал бронзовую статую Победы,
которую задумал как памятник павшим на
фронте депутатам Национального собрания
(1916). В то время, когда официальная
пропаганда культивировала ура-патриотизм,
Эмиль Антуан Бурдель в своей «Победе»
подчеркивал прежде всего чувство опасности,
которое испытывал и сам, сознательно
оставшись работать в обстреливаемом
Париже.


Слайд 44
СафоПобедаПенелопаМировую славу Э.А. Бурдель приобрел в 20-е годы. Его выставки проходят  в
Текст слайда:

Сафо

Победа

Пенелопа

Мировую славу Э.А. Бурдель приобрел в 20-е годы. Его выставки
проходят в Праге, Венеции, Японии, США. Самой большой
прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе
в 1928 году. Со всего мира к выдающемуся скульптору поступали
заказы, но он больше всего дорожил признанием на родине, где в этот
период с успехом участвовал в Салоне Национального общества
изящных искусств, в Осеннем салоне, Салоне Тюильри, который
основал в 1923 году вместе с Альбером Бернаром и Опостом Перре.


Слайд 45
А. МицкевичВ последнее десятилетие жизни Бурдель завершил выдающийся памятник, посвященный окончанию Первой мировой
Текст слайда:

А. Мицкевич

В последнее десятилетие жизни Бурдель
завершил выдающийся памятник, посвященный
окончанию Первой мировой войны, — «Франция,
приветствующая иностранные легионы» (теперь
он называется «Франция», 1925 г.). Последней
работой мастера стал памятник польскому
поэту-романтику Адаму Мицкевичу (1909-1929гг.).

Монумент был заказан в 1908 г. и
закончен через двадцать лет. Его
установили на площади Парижа
в год смерти скульптора. Статуя
поэта-странника, похожего на
проповедника, оказалась
единственной работой Антуана
Бурделя, которую приняла
французская столица.


Слайд 46
Первые произведения Бурделя (конец 1880-х – начало 1900-х годов), с их подчас неистовой
Текст слайда:

Первые произведения Бурделя (конец 1880-х –
начало 1900-х годов), с их подчас неистовой
экспрессией, отмечены дробностью ритмов,
объёмов, усложнённостью общего построения.
В дальнейшем, стремясь к героизации и
монументализации образов, Бурдель творчески
претворяет традиции греческой архаики и
ранней классики, европейского средневекового
искусства; произведения Бурделя отличаются
единством конструктивности и динамики,
контрастностью света и тени, грубовато-
энергичной обработкой утрированно-крупных,
плотных форм, активностью пространственного
построения. В портретах Бурдель выявлял
напряжённость духовной жизни человека. В
отдельных произведениях Бурделя 20-х годов
появляются черты декларативности, стилизации
и архаизации. Бурдель работал также как
рисовальщик и живописец (фрески Театра
Елисейских полей, 1912).


Слайд 47
В 1929 году Эмиль Бурдель тяжело заболел и умер 1 октября.  Он
Текст слайда:

В 1929 году Эмиль Бурдель тяжело заболел и умер
1 октября. Он оставил после себя около 900
скульптур, шесть тысяч рисунков, фрески, живопись,
гуаши и пастели, иллюстрации. Бурдель чудесно
импровизировал на рояле, его хорошо знали как
литератора.
Его скульптуры таинственным образом воплощают
в себе как бы на мгновение окаменевший пламень
страстей, снедающих каждого из нас и все
человечество в целом, пламень, способный
подчиниться только воле творца.
Творчество Бурделя, одного из крупнейших
монументалистов своего времени, заняло видное
место в прогрессивном французском искусстве 1-й
трети 20 века.


Слайд 48
Ученики Бурделя по «Academie de la grande Chaumiere». Париж, конец 1912 - 1913
Текст слайда:


Ученики Бурделя по «Academie de la grande Chaumiere».
Париж, конец 1912 - 1913 г. Верхний ряд (справа налево) - В. Мухина,
А. Вертепов, Б. Терновец, И. Бурмейстер.
Второй справа в нижнем ряду - А. Бурдель.


Слайд 49
Анна Семеновна Голубкина
Текст слайда:

Анна Семеновна Голубкина


Слайд 50
Анна Семеновна Голубкина (1864-1927), русская художница,  представительница  скульптуры русского модерна. Родилась
Текст слайда:

Анна Семеновна Голубкина (1864-1927), русская
художница, представительница скульптуры
русского модерна. Родилась в Зарайске Рязанской
губернии 16 (28) января 1864 в крестьянской семье.
Художественные способности будущего скульптора
проявились рано.

Обучалась ремеслу ваятеля в Классах изящных искусств архитектора
А.О. Гунста в  Москве (1889-1890) под руководством С.М. Волнухина,
была вольнослушательницей в  Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1891-1894) и  занималась в петербургской
Академии художеств (1894), где ее наставником был В.А. Беклемишев.


Слайд 51
В творчестве А.С. Голубкиной прослеживается органическое соединение русской и французской скульптурных школ :использование
Текст слайда:

В творчестве А.С. Голубкиной прослеживается органическое соединение русской и французской скульптурных школ :
использование разных по стилистике техник при обращении к различным материалам (эскизность в бронзе, классическая ясность в мраморе);
символика и экспрессионистичность в скульптурах и рельефах периода модерна («Пловец», «Волна», Березка»);
острая психологичность и точное выявление глубинных черт характера в портретах (А. Белого, А.Н. Толстого, Л.Н. Толстого, А. Ремезова, Ф. Эрна).


Слайд 52
В своих работах молодая художница упорно стремится добиться жизненной выразительности. Ее ученические скульптуры
Текст слайда:

В своих работах молодая художница упорно стремится
добиться жизненной выразительности. Ее ученические
скульптуры не раз признавались лучшими и выделялись
среди работ других учеников.

Жажда самостоятельности в творчестве
приводит Голубкину в Париж. Живя в 1895-
1900 преимущественно в Париже, посещала
академию Коларосси, а  с  1897 работала
самостоятельно, пользуясь советами Огюста
Родена.

Работа под руководством Родена определила ее творческий путь:
многие ее скульптуры созвучны работам мэтра. Первоначально
работала в  духе «передвижников», позднее испытала большое
воздействие импрессионизма. Обостренное ощущение уходящего
старого мира, предчувствие грядущих грозных событий были
характерны для мироощущения многих художников.


Слайд 53
Первый заслуженный успех приходит к  ней  в  Париже.  На
Текст слайда:

Первый заслуженный успех приходит
к ней в Париже. На выставке
Весеннего Салона скульптура
«Старость» (1898) привлекла
внимание прессы, и художница была
удостоена медали.

А.С. Голубкина.
Старость. 1898 г.


Слайд 54
А. Голубкина. Железный. 1897 г. Смело вводит Голубкина в скульптуру тему пробуждающегося народа.
Текст слайда:

А. Голубкина.
Железный. 1897 г.

Смело вводит Голубкина в скульптуру тему
пробуждающегося народа. Одно из первых
значительных произведений созданных
Голубкиной - «Железный» - образ
мятежного духом человека, исполненного
внутреннего протеста. «Железный» (1897),
«Рабочий» (1900), «Раб» (1909) отличаются
большой силой выразительности.

А. Голубкина.
Раб. 1909 г.


Слайд 55
Особенно значительна скульптура «Идущий человек»  (1903).  Уверенная  поступь изображенного раскрывает
Текст слайда:

Особенно значительна скульптура «Идущий
человек» (1903). Уверенная поступь
изображенного раскрывает эмоциональное
содержание мотива движения, передает
целеустремленную волю к борьбе.
Энергичная моделировка подчеркивает
титаническую мощь форм. Гиперболическая
заостренность средств превращает его в
поэтический символ будущей революции.


Слайд 56
В  своих работах Голубкина стремилась, прежде  всего,  найти  выразительный
Текст слайда:

В своих работах Голубкина стремилась,
прежде всего, найти выразительный
психологический образ. Как и Павла
Трубецкого, её принято относить к числу
скульпторов-импрессионистов. Но если
работам Трубецкого свойственны мягкость
лепки, текучесть форм, то во всём, что
делала Голубкина, отчётливо проступает
её горячий, бунтарский характер.


Слайд 57
Иносказательность  пластического  образа  свойственна знаменитому горельефу «Волна» или «Пловец» (1902,
Текст слайда:

Иносказательность пластического образа свойственна знаменитому
горельефу «Волна» или «Пловец» (1902, украшает вход в Московский
Художественный театр), явившемуся символом ее творческой зрелости
и этапом для русского модерна в целом. В гребнях вздымающихся волн,
заполняющих всё поле рельефа, видны человеческие головы.  В центре
композиции — рвущийся вперёд пловец. Его упрямое лицо,
напряжённый взмах руки передают решимость выстоять в борьбе с
жизненной стихией. И сам мотив, выбранный художницей, и его
трактовка, скорее символическая, нежели реалистическая, выводят это
произведение Голубкиной за рамки импрессионизма и сближают его с
эстетикой модерна.


Слайд 58
К  данной  теме — теме  «человека  и  стихии», воплощающей мятежный дух эпохи,
Текст слайда:

К  данной теме — теме «человека и  стихии», 
воплощающей мятежный дух эпохи, — причастны
и многие другие ее произведения: символические
фигурные композиции, выражающие идеи неволи
и  свободы, движения и  органического роста
(Идущий, 1903; Раб, 1909; горельеф Вдали музыка
и огни, 1910; Березка, 1927), а также портреты.

Особенно удавались ей образы людей
искусства, чьи характеры у  нее как бы 
формируются из динамически - подвижной,
фрактурно переданной в  материале
творческой ауры (А.Белый, Л.Н.Толстой).

«Карл Маркс»


Слайд 59
«Человек» Искреннее сочувствие к человеку, интерес к его внутренней жизни определяют главную черту
Текст слайда:

«Человек»

Искреннее сочувствие к человеку, интерес к
его внутренней жизни определяют главную
черту творчества Голубкиной. Портретный
жанр занимает центральное место в ее
наследии. В любой модели, будь то простой
человек из народа или глубоко
интеллектуальная творческая личность, она
всегда выявляет духовную сущность,
подчеркивает силу человеческого духа.

Значителен и величав П.С. Голубкин, дед скульптора (1897), скорбен и
мудр «Иван Непомнящий» (1908), надежду и веру выражает «Человек»
(1910). При точности социальной характеристики, Голубкина избегает
обыденности. Зорко вглядываясь в конкретного человека, она
поднимает образ над повседневностью, выявляет самое существенное
в личности.


Слайд 60
Марья Л. И. Сидорова Многозначна   психологическая   экспрессия  портретов,
Текст слайда:

Марья

Л. И. Сидорова

Многозначна психологическая экспрессия портретов, ибо она
раскрывает сложное духовное состояние модели. Строгость
классической красоты лица женщины из народа («Марья», 1906)
смягчена задумчивостью взгляда. Мягкая моделировка белого мрамора
передает внутреннюю озаренность. Наполнена драматическим
контрастом пластика мраморного бюста Л.И. Сидоровой, в лице которой
одновременно читаются гордость и ирония, доброта и горечь.


Слайд 61
Вдали музыка и огни Нередко в творчестве скульпторазвучала  тема  тоски, страданий,
Текст слайда:

Вдали музыка и огни

Нередко в творчестве скульптора
звучала тема тоски, страданий,
появлялись образы униженных,
обездоленных людей: «Пленники»
(1908 г.), «Вдали музыка и огни»
(1910 г.), «Спящие» (1912 г.).

Пленники


Слайд 62
Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала – мрамора, дерева, глины, их выразительных
Текст слайда:

Голубкиной было свойственно тонкое чувство материала –
мрамора, дерева, глины, их выразительных возможностей,
декоративных качеств. Но самым любимым материалом была
глина, послушно передававшая каждое легкое прикосновение
пальцев, позволяющая работать быстро, сохраняющая
свежесть впечатления от натуры. Пластическая живописность
скульптурной формы в глине обладает непосредственностью
этюда. В законченном произведении прослеживается процесс
работы над материалом, открывая становление образа
из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект
проявляется в образах стихийных жизненных начал – «Огонь»
(1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908).
Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина.
Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины
должны были быть расположены таким образом, чтобы
трепещущий свет пламени освещал энергичные формы,
наполнял сочную пластику эмоциональной силой.


Слайд 63
Итогом  общественной  и  преподавательской деятельности стала книга-исповедь «Несколько слов о
Текст слайда:

Итогом общественной и преподавательской
деятельности стала книга-исповедь «Несколько
слов о ремесле скульптора». Посвятив записки
ученикам, А.С. Голубкина раскрывает перед
ними свой богатый профессиональный опыт и
доверительно беседует с читателем,
размышляет, делится своими мыслями об
искусстве, о задачах художника.

Несколько слов о ремесле скульптора


Слайд 64
Голубкина советует: «...все устроить для работы так, чтобы только радоваться». Затем нужно и
Текст слайда:

Голубкина советует: «...все устроить для работы так, чтобы только радоваться». Затем нужно и «...себя приготовить для работы». И только потом «...постараться обдумать как следует модель: почувствовать ее движение, характер, красоту, открыть ее достоинства, а недостатки примирить в характере. Одним словом - усвоить натуру и получить к ней горячий интерес». Этот совет можно считать творческим кредо мастера. Радость труда, высокое предназначение художника, глубокое постижение натуры - все было для нее основой искусства.


Слайд 65
Она  выполняет  портреты  двух  своих  давних помощников -
Текст слайда:

Она выполняет портреты двух своих давних помощников - формовщика Г.И. Савинского (1925) и резчика по дереву И.И. Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор.

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом.

В первом - оптимизм, радостное принятие жизни, во втором - вдумчивость, глубина переживаний.


Слайд 66
В  1927  году  мастер  работает  над  самыми
Текст слайда:

В 1927 году мастер работает над самыми
известными своими произведениями – «Березкой»
и портретом Л.Н.Толстого, которые стали итогом
творческого пути большого художника, каким была
Анна Семеновна Голубкина.

Хрупкая фигура стоящей девушки-
поэтический символ юности,
пробуждения, готовности к жизни.
Развевающееся на ветру платье
облегает стройное тело, создавая
множество складок, образуя
наполненный трепетным движением
силуэт. Очарование этого образа
заключается в лирическом
утверждении красоты, одухотворенной
порывом.


Слайд 67
« А.М.Ремизова»«Андрей Белый»«Л.Н. Толстой»Образное решение портрета Л.Н.Толстого  дано  в  иной
Текст слайда:

« А.М.Ремизова»

«Андрей Белый»

«Л.Н. Толстой»

Образное решение портрета
Л.Н.Толстого дано в иной
интонации. Голубкину всегда
волновала проблема
творчества. Неоднократно
обращалась она к теме
человека - творца: Андрей
Белый (1907), А.Н. Толстой
(1911), А.Ремизов (1911).

Портрет великого гения поражает титанической
силой. Цельность натуры, волевая активность
личности воспринимается как высшее
проявление творческого начала человека.
Духовная энергия образа передана мощью
экспрессивной лепки.


Слайд 68
Умерла Голубкина в Москве 7 сентября 1927. Через пять лет после еесмерти в бывшей мастерской
Текст слайда:

Умерла Голубкина в Москве 7 сентября 1927. Через пять лет после ее
смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица
Щукина) открылся музей-мастерская А.С. Голубкиной, где бережно
хранится большая часть художественного наследия скульптура.
Экспозиция музея, сосредоточенная на творчестве мастера, позволяет
проследить становление манеры Голубкиной в развитии от раннего
«зарайского» периода к позднему зрелому стилю.


Слайд 69
Выставленные работы раскрывают все этапы творческого процесса: от эскиза до законченного произведения. Тонкие,
Текст слайда:

Выставленные работы раскрывают все этапы творческого процесса:
от эскиза до законченного произведения. Тонкие, одухотворенные
портреты Голубкиной одновременно сложны и искренни. Этот жанр
позволил мастеру запечатлеть черты интересных и духовно близких
людей и в то же время лаконично сформулировать отвлеченные,
абстрактные идеи.


Слайд 70
Влияние стиля модерн и импрессионизма, работа Голубкиной в разных материалах и техниках, разнообразие
Текст слайда:

Влияние стиля модерн и импрессионизма, работа Голубкиной в разных
материалах и техниках, разнообразие жанров - все способствует тому,
чтобы музей стал своеобразной энциклопедией русской пластики
начала XX века.


Слайд 71
Николай Андреевич Андреев
Текст слайда:

Николай Андреевич Андреев


Слайд 72
Николай  Андреевич  Андреев - выдающийся 			русский скульптор родился 14(26) октября 1873
Текст слайда:

Николай Андреевич Андреев - выдающийся русский скульптор родился 14(26) октября 1873 года в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году. Всей своей деятельностью Н. А. Андреев был связан с Москвой. После имевшего художественно-промышленный уклон Строгановского учился в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества – у Волнухина и Трубецкого. В 1901 году
Андреев окончил училище. Но еще до этого он начал свою преподавательскую деятельность в «Строгановке», которая
длилась до 1918 года. Через его школу прошли
многие мастера скульптуры и прикладного
искусства.


Слайд 73
Творчество  Николая  Андреевича  Андреева составляет ныне классику советского искусства. Его
Текст слайда:

Творчество Николая Андреевича Андреева
составляет ныне классику советского искусства.
Его творчество многообразно, и, прежде всего по
своим стилевым компонентам. В портрете он
унаследовал многое от реализма XIX века, хотя
при этом нередко пользовался приемами и
методами импрессионистов.


Слайд 74
Интересно,  что  разные  жанры  как  бы закрепляют за
Текст слайда:

Интересно, что разные жанры как бы
закрепляют за собой различные стилевые
приоритеты, сохраняя их на длительное время.

В монументальной пластике он гораздо ближе
стоял к модерну. Многообразие творческой
деятельности, даже известная распыленность
проявились в том, что мастер брался за задачи
далеко различные: ставил памятники, изготовлял
декоративные убранства для зданий, лепил
портреты, выполнял надгробия, очень много сил
отдал мелкой пластике, не обошел традиционную
станковую скульптуру.


Слайд 75
Расцвет портретного творчества Андреева падает на 		 1900-е — начало 1910-х годов,
Текст слайда:

Расцвет портретного творчества Андреева падает на 1900-е — начало 1910-х годов, когда скульптор создает целый цикл изображений деятелей искусства - писателей, актеров, критиков. В портретах известного критика С. С. Голоушева (1903-1904) (писавшего под псевдонимом Сергей Глаголь) и писателя П. Д. Боборыкина (1904) прекрасно использован жест модели: поднятая голова писателя, смотрящего прямо и что-то выискивающего глазами, и опущенная - критика, погрузившегося в раздумье. Эти простые мотивы не осложнены ни контрастами светотени, ни самоценными ритмами «мазков». Лишь «вмятина» на лбу писателя выдает особое построение его черепа.

П. Д. Боборыкин


Слайд 76
Показательно, что скульптор не пошел по тому пути, по которому несколько позже пошла
Текст слайда:

Показательно, что скульптор не пошел по тому пути, по которому несколько позже пошла Голубкина, создавая портрет Андрея Белого и пытаясь, сам символический поэтический язык Белого перевести на язык скульптуры. Образ замкнутого в себе Леонида Андреева словно отчужден от скульптора объективностью пластического языка, позволяющей выявлять и характер, и состояние модели. Голова В. И. Качалова (1904), оставленная в глине, напоминает римский портрет, чему способствует, видимо, «фактура» самой модели. Что касается выполненного тогда же портрета писателя Леонида Андреева (1904—1905), то он почти полностью подвластен традиции XIX века, что отнюдь не мешает достичь полновесности, многогранности и объективности характеристики известного русского прозаика и драматурга.


Слайд 77
В 1904-1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л.
Текст слайда:

В 1904-1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. Во всех этих портретах, несомненно, влияние импрессионизма. Светотеневая лепка сочетается здесь с крепкой конструктивной формой. В начале 1900-х годов Андреев занимаясь керамикой и майоликой, ищет возможности расширения декоративных возможностей скульптуры. Андреев экспериментирует с цветными глазурями, добивается новых колористических звучаний, иногда используя цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. С применением белого ангоба, выполнен, например, портрет А. П. Ленского (1906), цвет интересен и в портрете Л. Н. Толстого (1908).

И. Е. Репин


Слайд 78
В некоторых портретах проявляется интерес Андреевак гротеску. Он был заметен в портретах П.
Текст слайда:

В некоторых портретах проявляется интерес Андреева
к гротеску. Он был заметен в портретах П. Д. Боборыкина,
актеров А. П. Ленского, А. Л. Вишневского, А. А. Федотова
и особенно в портрете врача-психиатра Н. Н. Баженова.
Не случайно в начале 1910-х годов последняя модель,
равно как и К. С. Станиславский, стала предметом для
«карикатур», дружеских шаржей, приготовленных
специально для «капустника» Художественного театра.
Этот недолгий интерес к гротеску, который совпал по
времени с разработкой рельефов на сатирические сюжеты
из Гоголя для памятника великому писателю, не сдвинул
скульптора с его реалистической позиции.


Слайд 79
Иная тенденция проявляется при обращении Андреева к некоторым традиционным  сюжетам (ню) или
Текст слайда:

Иная тенденция проявляется при обращении Андреева к некоторым
традиционным сюжетам (ню) или приближается к бытовому или
мифологическому жанру. Выполненные работы в технике терракоты
(«Вакханка на козле», майоликовая «Сирена», «Танцовщица»), явно
тяготеют к стилю модерн - и самими сюжетами, и пластическим
языком. Тема вакханалии, буйства или отдохновения после буйства
служит неким ассоциативным соединительным звеном между мифом
и современной реальностью, а контраст между обнаженным женским
телом и козлиной шерстью позволяет извлечь фактурно-декоративные
эффекты. Добавим к этому тонкую игру гнутых линий, доминанту
силуэта - и главные признаки стиля модерн окажутся выраженными
с безусловной определенностью .


Слайд 80
Нечто похожее можно сказать о целой серии статуэток (в  некоторых редких случаях
Текст слайда:

Нечто похожее можно сказать о целой серии статуэток (в некоторых редких случаях статуй в натуральную величину), изображающих молодых женщин в национальных костюмах (мордовском, тульском, украинском), чаще всего выполненных в технике поливной керамики. Эти красивые декоративные работы позволяют говорить об известном перетолковании реалистического крестьянского жанра в стиль модерн.


Слайд 81
Наиболее последовательно стилевые искания, связывающие Андреева с модерном, выразились в рельефных композициях, выполненных
Текст слайда:

Наиболее последовательно стилевые искания, связывающие Андреева с модерном, выразились в рельефных композициях, выполненных в 1900-е годы для здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Здесь мотивы времен года («Лето», «Осень») целиком подчинены декоративным задачам.
«Метрополь» называют «энциклопедией русского модерна» и
«Вавилонской башней нового времени».


Слайд 82
Но главная работа, связывающая Андреева с «новым стилем», и одновременно центральное произведение всего
Текст слайда:














Но главная работа, связывающая Андреева с «новым стилем», и
одновременно центральное произведение всего его творчества —
это памятник Н. В. Гоголю в Москве, сооруженный в 1909 году, когда
возникли «Александр III» Трубецкого и «Первопечатник И. Федоров»
Волнухина.


Слайд 83
Вокруг памятника Гоголю велись споры И в годы его сооружения, и после. Не
Текст слайда:



Вокруг памятника Гоголю велись споры
И в годы его сооружения, и после. Не
Один раз возникал вопрос о его
стилевой принадлежности. Обозначив
фигуру обобщенным силуэтом,
высвободив из-под шинели лишь
Склоненную голову и кисть правой руки
писателя, скульптор как бы обозначил
общую ситуацию бытия фигуры в
окружающем, достаточно камерном
пространстве бульвара, на «торцовом»
окончании которого было отведено
место для памятника. Внутри этого
общего силуэта разворачивается
сложная игра линий, противонаправлен-
ных движений, взаимодействие складок.


Слайд 84
В  общей  композиции  и  в  деталях  удачно
Текст слайда:

В общей композиции и в деталях удачно
использован Андреевым прием контраста.
Холодно-отчуждающие поверхности шинели
оказываются «в оппозиции» по отношению к лицу
и руке. Текучие, ниспадающие ритмы драпировок
контрастируют с геометризмом гранитного кресла,
на котором сидит писатель,
и строго геометрическим
постаментом.


Слайд 85
Андреевский  «Гоголь»  в  известной  мере  нарушал  традиционное
Текст слайда:

Андреевский «Гоголь» в известной мере нарушал традиционное
представление о памятнике – так же, как это делал «Александр III»
Трубецкого. Если в петербургском памятнике отступление от традиции
заключалось в том, что русский император представал перед зрителем
далеко не героическим персонажем, то в московском памятнике
писатель оказывался далеко не в лучшем состоянии своего духа.


Слайд 86
Гоголь  поздних  лет  своей  жизни, страдающий,   углубившийся
Текст слайда:

Гоголь поздних лет своей жизни,
страдающий, углубившийся в
неразрешимые противоречия,
неумолимо шедший к своему концу,
разочарованный, утративший веру в
жизнь, - таков Гоголь Андреева.

Он с грустью взирает не столько на мир,
сколько в глубины своей души: измученной
и утомленной. Андреев в своем памятнике
выступает не таким последовательным
новатором, как Трубецкой. Но, тем не менее,
Его «Гоголь» - монумент XX века, появление
которого возможно было лишь после
«Бальзака» Огюста Родена.


Слайд 87
С  первых  же  самостоятельных  шагов  Андреев обнаружил
Текст слайда:

С первых же самостоятельных шагов Андреев
обнаружил отчетливое нежелание следовать
принципам определенной школы и даже просто
выработать раз и навсегда свою собственную
художественную манеру. Его скульптурные портреты
импрессионистичны; обнаженные фигуры («вакханки»,
«сирены», «танцовщицы») выполнены в русле
стилистики модерна; более поздние, созданные, но
плану монументальной пропаганды памятники
тяготеют к кубистическому упрощению.


Слайд 88
Андреев  сознательно  утверждает  свое  всеумение,  способность освоить
Текст слайда:

Андреев сознательно утверждает свое всеумение, способность
освоить любой язык и стилизовать любую традицию - то
древневосточной пластики («Самсон и Далила»), то античной (статуя
Свободы, чей прообраз - Ника Самофракийская), то отечественного
примитива (серия «Крестьянки»). Он с равным блеском работает в
разных материалах - от гранита до поливной керамики - и так же легко
меняет масштаб, переходя от миниатюр к монументальным проектам
надгробий (К.А. Ясюнинскому, Н.Л.Тарасову) и памятников (Ф.П. Гаазу,
Н. В. Гоголю).


Слайд 89
В  послереволюционные  годы отчетливо  выделяется  и  начинает
Текст слайда:

В послереволюционные годы отчетливо выделяется и начинает преобладать натурный, реалистический компонент, соединенный с обобщенностью и монументальностью композиционно-пластических решений. Персонажи Андреева: скульптурные образы или документально точные, виртуозно исполненные графические портреты, значительны. В этот период Андреев сделал ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся реализмом и формальной строгостью решения. Скульптор добился монументальности и лаконичности форм. В его творчестве начинают преобладать натурные, реалистические формы, соединенные с обобщенностью композиционно-пластических решений.


Слайд 90
лениниана Умение соединить описательность с возвышенной героикой обусловило его  удачи  в
Текст слайда:

лениниана

Умение соединить описательность с возвышенной героикой обусловило его удачи в работе над «Ленинианой» (1919—1932) - главным делом жизни скульптора в Советской России.


Слайд 91
Созданный им графический портрет В. И. Ленина в  течение  нескольких
Текст слайда:

Созданный им графический портрет В. И. Ленина
в течение нескольких десятилетий
воспроизводился на огромных плакатах и панно
во время парадов - содержащаяся в образе мера
знаковости допускала предельное увеличение
масштаба изображения.

Для Андреева это превратилось
в длительную завороженность
единственной моделью; его
натурные рисунки и скульптурные
этюды послужили основой
многолетней работы.


Слайд 92
Два направления этой работы – конкретно-бытовое  и  историческое  (условно
Текст слайда:

Два направления этой работы – конкретно-
бытовое и историческое (условно они
названы «Ильич» и «Ленин-вождь») –
сделались определяющими для всех
советских художников последующих
поколений, обращавшихся к данной теме.
При этом собственно знаменитая статуя
«Ленин-вождь» не в полной мере считается
творением Андреева - работа над нею была
прервана смертью художника, и завершена
она уже по его эскизам братом скульптора –
В. А. Андреевым.

Андреевская «лениниана» включает около 100 скульптур и более 200
рисунков. Возникшая на основе многочисленных этюдов с натуры,
выполненных непосредственно в кабинете Владимира Ильича, она
воссоздаёт целостный, живой и многогранный, проникнутый глубокой
человечностью облик вождя. Серии присущи точность реалистических
наблюдений, глубина раскрытия многообразных психологических
состояний, ясность и лаконизм пластических средств.


Слайд 93
Сейчас во всех  сколько-нибудь крупных  художественных музеях  России  числится
Текст слайда:

Сейчас во всех сколько-нибудь
крупных художественных
музеях России числится на
хранении «Ленин пишущий»,
«Ленин, слушающий доклад»,
«Ленин прислушивающийся»,
«Ленин председательствующий»,
«Ленин, вошедший на заседание»,
«Ленин-оратор».

Андреев внес свою весьма ощутимую лепту в становление
социалистического реализма. Именно он выработал официозный
стереотип скульптурного образа Ленина и типологию изображений
партийных вождей. Созданные им графические портреты Ленина в
течение нескольких десятилетий воспроизводились на огромных
плакатах и панно во время праздничных парадов.


Слайд 94
Значение творчества  Н. А. Андреева в истории русского  искусства  советское
Текст слайда:

Значение творчества Н. А. Андреева в истории русского искусства советское искусствознание определяло, прежде всего, его обширной «ленинианой».


Слайд 95
Но  время  переставило  ценностные ориентиры.  Непреходящая  заслуга Николая
Текст слайда:

Но время переставило ценностные
ориентиры. Непреходящая заслуга
Николая Андреева, скорее всего в
другом: в создании, быть может,
лучшего в Москве и в России
памятника - памятника Н. Гоголю.


Слайд 96
Заключение.  Став на заре XX века символом возвращения в искусство образа «естественного»
Текст слайда:

Заключение.

Став на заре XX века символом возвращения в искусство образа «естественного» человека, стиль «Модерн» оставил значительный след как в изобразительном искусстве (графики, живописи, скульптуре), так и в архитектуре, дизайне интерьеров, предметов быта и ювелирных украшений.
Источником вдохновения для мастеров, работающих в стиле «Модерн», стала природа, во всем ее разнообразии. Они объединяли природные линии и свою фантазию в единое целое, что позволяло достигать потрясающего эффекта и заставляло зрителей замирать от восторга.
Энергия, заключенная в скульптурах, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Чувство, которое как бы распирает форму изнутри, приходит в равновесие с ней в момент наивысшего напряжения. Таким образом, складывается архитектоника динамического, законам которой подчинены практически все произведения скульпторов.
Модерн с его культом красоты и изящества всегда современен. Сказочная витиеватость классического модерна органично вписывается и в квартиры современных многоэтажных домов, и в загородные особняки. Причем, одинаково успешно можно как воспроизвести обстановку типичную для этого стиля начала прошлого века, так и адаптировать этот стиль к реалиям времени.


Слайд 97
Библиография. Литература:История русского искусства. Том 10, книга 2. М.: Просвещение, 1969 2. Роден
Текст слайда:

Библиография.

Литература:

История русского искусства. Том 10, книга 2. М.:
Просвещение, 1969

2. Роден и его время. Каталог. М.: Просвещение, 1970

3. Русская художественная культура конца XIX — начала XX
века (1895—1907). Книга 2. М.: Просвещение, 1969

4. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Екатеринбург:
Галарт, 2001

5. Стародубова В. В. Бурдель. М.: Просвещение, 1970

6. Трифонова Л. П. Андреев. М.: Просвещение, 1960