Презентация на тему Математика и искусство (6 класс)

сформировать представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики; понять значимость математики для научно-технического прогресса, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры Изучить направления взаимосвязи науки
сформировать представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и Что общего между представлениями ученых о том, какой должна быть научная теория Математические законы имеют значение в понимании мира и постижении законов красоты природы, Издавна нам известно, что математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота Изучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего инструмента Древних греков, Пифагор Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего внимания Примеры взаимопроникновения математики в различные сферы искусства и наоборот можно приводить Единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры

Слайд 2 сформировать представление о математике как универсальном языке науки,

средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах

математики;

Изучить направления взаимосвязи науки и искусства (на примере пропорции)
Проанализировать произведения искусства (репродукции картин с точки зрения соответствия законам математики)

Цели исследования

Задачи:

Что общего между представлениями ученых о том, какой

Что общего между представлениями ученых о том, какой должна быть научная

должна быть научная теория и аналогичным воззрениями представителей искусства?

Что общего между красотой природы, красотой искусства, красотой математики?
В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление математических законов? Действуют ли эти законы в живописи и т.д.?
Можно ли, отыскивая новые законы математики, продвигаться к пониманию мира и постигать законы красоты?

Основополагающие вопросы:

Слайд 4 Математические законы имеют значение в понимании мира и

постижении законов красоты природы, явлений и объектов реального мира?

Гипотеза:

Слайд 5 Издавна нам известно, что математика – царица всех

Издавна нам известно, что математика – царица всех наук, символ мудрости.

наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а

красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Конечно же, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул. Но, изучая математику, мы открываем всё новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Слайд 6 Изучая высоту звука с помощью монохорда – простейшего

инструмента Древних греков, Пифагор обнаружил поразительные вещи. Выяснилось, что

приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, соотносятся как целые числа первой четвёрки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Это открытие потрясло Пифагора: оказалось, что звук и созвучие могут быть представлены простыми числами.
Великий немецкий композитор XVII века Иоганн Себастьян Бах писал церковную музыку. Позднее уже после его смерти музыканты-исследователи выяснили, что многие мелодии композитора имеют цифровые коды - символы, а произведения точно математически просчитаны.
Французский композитор и музыкальный теоретик Жан Филипп Рамо в своём «Трактате о гармонии», написанном в 1722 году, говорил о том, что «музыка подчинена арифметике», уделял много внимания физико-математическим исследованиям.
Игорь Стравинский, хорошо знавший музыку мастеров эпохи Ренессанса, также находил много общего между математикой и музыкой. «Способ композиторского мышления – способ, которым я мыслю, - мне кажется, не очень отличается от математического», «музыкальная форма математична хотя бы потому, что она идеальна» - эти высказывания Стравинского ярко выражают его убеждения.

Математика и музыка

Слайд 7 Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо

к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью,

а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

Математика и живопись

Слайд 8 Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя

Переходя к примерам “золотого сечения” в живописи, нельзя не остановить своего

не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи.

Его личность – одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: “Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды”.
Портрет Монны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Вся фигура и картина в целом опутана здесь двумя золотыми треугольниками и сетью больших, средних и малых золотых прямоугольников, ориентированных по ширине или высоте полотна..

«И, поистине, живопись – это наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…»
Леонардо да Винчи

Слайд 9 Примеры взаимопроникновения математики в различные сферы искусства

и наоборот можно приводить бесконечно. И чем дальше этим

занимаешься, тем увлекательнее становится такая работа.
Таким образом, математика находит свое применение в различных сферах жизнедеятельности человека
Абсолютно точно можно согласиться со словами Бертрана Рассела:
«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства».

Вывод:

• Имя файла: prezentatsiya-matematika-i-iskusstvo-6-klass.pptx