Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Подготовка ЕГЭ по литературе

Содержание

ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ КОНТЕКСТ?????
Контекст в широком смысле слова - вся совокупность явлений, связанных с текстом ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ КОНТЕКСТ????? Целостное рассмотрение художественного произведения Стадии анализа  художественного произведения При выборочном анализе анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными. Отбор элементов для выборочного анализа Шаблонная методика анализаОпределение темы,Рассмотрение характера, Установление идеи, Анализ сюжета и персонажей,Описание особенностей художественной речи. А.Б. Есин шаблонный подход критикует, поскольку1) вне его рамок остаютсяпроблематика, пафос, композиция, Идеальная методика анализаметодика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями. Методика анализа по Есину А.Б.Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, рассмотрение художественного произведения начинается не с анализа,  а с синтеза.Главное отличие Методика анализа А.Б. Есина1) прочитать текст и осознать свое целостное первое впечатление;2) ПримерЕсли доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения можно не чем точнее вы определите доминанты, тем менее трудоемким будет анализ.Экономия времени и Более конкретное определение доминант подсказывает более конкретные пути анализа Идейно-нравственная проблематика требует Выделение стилевых доминант указывает на то, чем в произведении следует заниматься в Взаимосвязи доминант содержания и формыНа уровне доминант яснее всего прослеживается единство СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Национальная проблематика Сюжетность;Монологизм (что диктуется единством нравственной точки зрения на ярко выраженная описательность;сюжетность и психологизм в них максимально ослабленытяготение более к прозе, Тяготение к сюжетности;Почти полное отсутствие психологизма и описательности;Условные, а зачастую и прямо Сильная и очень устойчивая связь с психологизмом;Сложная композиция;Разноречие;Тенденция к большому объему; Последовательный Условный характер образности;Сложная композиция;Разноречие;Последовательный отказ от описательности.Философская проблематика Содержательные и стилевые доминанты определяются в значительной степени интуитивно, в процессе «обмена Стилевые соответствия  применительно к различным видам пафосаПафос сентиментальности тяготеет к психологизму, Пафос романтики Тенденция к психологизму и риторичности,Условная образность,Сложная композиция,Отсутствие сюжетности и описательности,Повышенная ритмичность. Сюжетность.Риторичность художественной речи.Последовательный отказ от описательности и психологизма (для героики в чистом Пафос трагического Две сильные связи - с сюжетностью и психологизмом. Сатирический пафос Тяготение к условным формам и к описательности. Сюжетность.Риторичность художественной речи.Отсутствие психологизма. Во многом родственный сатире пафос инвективы очень сильно связан с риторичностью художественной Пафос иронии Разноречие.Условность. Сложная композиция. Стилевые тяготения, свойственные основным литературным родам - эпосу, лирике и драме Литературный Эпос тяготеет к сюжетности и описательности, не препятствуя в то же время Драматургияявно ориентирована на разноречиене обнаруживает тяготения к описательностиотличается повышенной по сравнению с эпосом условностью формы. Лирика тяготеет к психологизму (практически не допуская при этом сюжетности и в Связи между доминантами содержания и формы представляют не жесткие законы, а тенденции, В отличие от шаблонных общих характеристик, в равной мере прилагаемых к самым
Слайды презентации

Слайд 2 ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ

ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ КОНТЕКСТ?????

КОНТЕКСТ?????


Слайд 3 Целостное рассмотрение художественного произведения

Целостное рассмотрение художественного произведения

Слайд 4 Стадии анализа художественного произведения

Стадии анализа художественного произведения

Слайд 6 При выборочном анализе анализируются не все элементы произведения,

При выборочном анализе анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными.

а лишь те, которые представляются важными.


Слайд 7 Отбор элементов для выборочного анализа

Отбор элементов для выборочного анализа

Слайд 8 Шаблонная методика анализа
Определение темы,
Рассмотрение характера,
Установление идеи,
Анализ

Шаблонная методика анализаОпределение темы,Рассмотрение характера, Установление идеи, Анализ сюжета и персонажей,Описание особенностей художественной речи.

сюжета и персонажей,
Описание особенностей художественной речи.


Слайд 9 А.Б. Есин шаблонный подход критикует, поскольку
1) вне его

А.Б. Есин шаблонный подход критикует, поскольку1) вне его рамок остаютсяпроблематика, пафос,

рамок остаются
проблематика,
пафос,
композиция,
изображенный мир.
2) шаблон применяется к

любому произведению.

Слайд 10 Идеальная методика анализа

методика анализа должна быть своей для

Идеальная методика анализаметодика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями.

каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями.


Слайд 11 Методика анализа по Есину А.Б.
Чтобы выборочный анализ не

Методика анализа по Есину А.Б.Чтобы выборочный анализ не был случайным и

был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом

целостным.
Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер.


Слайд 12 рассмотрение художественного произведения начинается не с анализа, а

рассмотрение художественного произведения начинается не с анализа, а с синтеза.Главное отличие методики анализа А.Б. Есина:

с синтеза.
Главное отличие методики анализа А.Б. Есина:


Слайд 13 Методика анализа А.Б. Есина
1) прочитать текст и осознать

Методика анализа А.Б. Есина1) прочитать текст и осознать свое целостное первое

свое целостное первое впечатление;
2) проверить впечатление перечитыванием;
3) сформулировать промежуточный

итог на понятийном уровне;
4) определить содержательные и стилевые доминанты произведения.

Слайд 14 Пример
Если доминанта содержания лежит в области проблематики, то

ПримерЕсли доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения можно

тематику произведения можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики

и идеи.

Если доминанта содержится в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематику можно не анализировать.

Слайд 15 чем точнее вы определите доминанты, тем менее трудоемким

чем точнее вы определите доминанты, тем менее трудоемким будет анализ.Экономия времени

будет анализ.

Экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального

идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.

ПРАВИЛО


Слайд 16 Более конкретное определение доминант подсказывает более конкретные пути

Более конкретное определение доминант подсказывает более конкретные пути анализа Идейно-нравственная проблематика

анализа
Идейно-нравственная проблематика требует внимания к индивидуальной «философии» героя,

к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными.
Социокультурная проблематика, наоборот, требует внимания к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой.

Слайд 17 Выделение стилевых доминант указывает на то, чем в

Выделение стилевых доминант указывает на то, чем в произведении следует заниматься

произведении следует заниматься в первую очередь.
Например, анализировать элементы сюжета

не имеет смысла, если в качестве стилевой доминанты фигурирует описательность или психологизм.
Тропы и синтаксические фигуры анализируются в случае, если стилевая доминанта – риторичность.
Сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей.

Слайд 18 Взаимосвязи доминант содержания и формы
На уровне доминант

Взаимосвязи доминант содержания и формыНа уровне доминант яснее всего прослеживается

яснее всего прослеживается единство и соответствие формы и содержания.
Имеется

связь между доминантами стиля и содержания, их соответствие друг другу.
При определении доминант формы, можно с большой уверенностью предполагать в содержании определенный набор доминант, и наоборот - знание доминант содержательных позволяет очертить наиболее вероятные доминанты стиля.

Слайд 19 СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Национальная проблематика
Сюжетность;
Монологизм (что диктуется единством нравственной

СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Национальная проблематика Сюжетность;Монологизм (что диктуется единством нравственной точки зрения

точки зрения на предмет) ;
Экспрессивность художественной речи;
Простая композиция;
Большой объем

(как правило).

Слайд 20 ярко выраженная описательность;
сюжетность и психологизм в них максимально

ярко выраженная описательность;сюжетность и психологизм в них максимально ослабленытяготение более к

ослаблены
тяготение более к прозе, чем к стиху (слабая зависимость);
простая

композиция (как правило);
разноречие и номинативность речи.

Социокультурная проблематика


Слайд 21 Тяготение к сюжетности;
Почти полное отсутствие психологизма и описательности;
Условные,

Тяготение к сюжетности;Почти полное отсутствие психологизма и описательности;Условные, а зачастую и

а зачастую и прямо фантастические формы времени и пространства,
Слабые

обыденные причинно-следственные связи, обстановки и проч.;
Слабая связь с прозаической организацией художественной речи, монологизмом;
Сложная композиция (часто используется прием умолчания, отступления от главной сюжетной линии, объясняющие те или иные события, и т.п.);
Достаточно большой объем.

Авантюрная проблематика


Слайд 22 Сильная и очень устойчивая связь с психологизмом;
Сложная композиция;
Разноречие;
Тенденция

Сильная и очень устойчивая связь с психологизмом;Сложная композиция;Разноречие;Тенденция к большому объему;

к большому объему;
Последовательный отказ от описательности.

Идейно-нравственная проблематика


Слайд 23 Условный характер образности;
Сложная композиция;
Разноречие;
Последовательный отказ от описательности.


Философская проблематика

Условный характер образности;Сложная композиция;Разноречие;Последовательный отказ от описательности.Философская проблематика

Слайд 24 Содержательные и стилевые доминанты определяются в значительной степени

Содержательные и стилевые доминанты определяются в значительной степени интуитивно, в процессе

интуитивно, в процессе «обмена чувств на мысли», связанного с

первичным восприятием.
При определении доминант требуется:
эстетическая чуткость, вырабатываемая практикой,
свобода от шаблона («честное», по выражению А.П.Скафтымова и непредвзятое чтение),
умение грамотно использовать понятийно-терминологический аппарат.

Слайд 25 Стилевые соответствия применительно к различным видам пафоса
Пафос сентиментальности

Стилевые соответствия применительно к различным видам пафосаПафос сентиментальности тяготеет к психологизму,

тяготеет к
психологизму, раскрывающему стержневую для сентиментальности эмоциональную рефлексию

автора и персонажей,
экспрессивности и риторичности художественной речи.


Слайд 26 Пафос романтики
Тенденция к психологизму и риторичности,
Условная образность,
Сложная

Пафос романтики Тенденция к психологизму и риторичности,Условная образность,Сложная композиция,Отсутствие сюжетности и описательности,Повышенная ритмичность.

композиция,
Отсутствие сюжетности и описательности,
Повышенная ритмичность.


Слайд 27 Сюжетность.
Риторичность художественной речи.
Последовательный отказ от описательности и психологизма

Сюжетность.Риторичность художественной речи.Последовательный отказ от описательности и психологизма (для героики в

(для героики в чистом виде, вне связей с трагизмом

и романтикой).
Сложные отношения с такими стилевыми доминантами, как жизнеподобие и условность.

Пафос героики


Слайд 28 Пафос трагического
Две сильные связи - с сюжетностью

Пафос трагического Две сильные связи - с сюжетностью и психологизмом.

и психологизмом.


Слайд 29 Сатирический пафос
Тяготение к условным формам и к

Сатирический пафос Тяготение к условным формам и к описательности. Сюжетность.Риторичность художественной речи.Отсутствие психологизма.

описательности.
Сюжетность.
Риторичность художественной речи.
Отсутствие психологизма.


Слайд 30 Во многом родственный сатире пафос инвективы очень сильно

Во многом родственный сатире пафос инвективы очень сильно связан с риторичностью

связан с риторичностью художественной речи и менее жестко -

с описательностью и простой композицией.


Слайд 31 Пафос иронии
Разноречие.
Условность.
Сложная композиция.

Пафос иронии Разноречие.Условность. Сложная композиция.

Слайд 32 Стилевые тяготения, свойственные основным литературным родам - эпосу,

Стилевые тяготения, свойственные основным литературным родам - эпосу, лирике и драме

лирике и драме

Литературный род сам по себе представляет формально-содержательную

категорию, но в нем возможно и необходимо различать начала собственно содержательные в «надстраивающуюся» над ними поэтику.

Слайд 33 Эпос
тяготеет к сюжетности и описательности, не препятствуя

Эпос тяготеет к сюжетности и описательности, не препятствуя в то же

в то же время и возникновению психологизма.
номинативность и

прозаическая организация художественной речи.


Слайд 34 Драматургия
явно ориентирована на разноречие
не обнаруживает тяготения к описательности
отличается

Драматургияявно ориентирована на разноречиене обнаруживает тяготения к описательностиотличается повышенной по сравнению с эпосом условностью формы.

повышенной по сравнению с эпосом условностью формы.


Слайд 35 Лирика
тяготеет к психологизму (практически не допуская при

Лирика тяготеет к психологизму (практически не допуская при этом сюжетности и

этом сюжетности и в очень ограниченной мере описательность),
условности,


монологизму,
риторичности речи, стихотворной ее организации.
лирические произведения, как правило, невелики по объему.


Слайд 36 Связи между доминантами содержания и формы представляют не

Связи между доминантами содержания и формы представляют не жесткие законы, а

жесткие законы, а тенденции, указывающие на определенные закономерности стилеобразования.

Некоторые

из этих тенденций сильнее, другие слабее. В каждом конкретном произведении происходит сложное взаимодействие тенденций.

  • Имя файла: podgotovka-ege-po-literature.pptx
  • Количество просмотров: 108
  • Количество скачиваний: 0