Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Этапы освещения темы Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей

Содержание

Долгое время тема войны освещалась только с позиции успешности войны, победы советского народа, однако упоминаний о потерях отсутствовало. Писатель фронтовик В. Астафьев с горькой иронией писал: «Читая послевоенные книги, я не раз ловил себя на том,
Здесь нет ни однойперсональной судьбы.  Все судьбы в единую слиты. Долгое время тема войны освещалась только с позиции успешности войны, победы советского Этапы освещения темы Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей Первый период В первом периоде (1941 - 1956) виден резкий разлом на два лагеря: Во втором периоде (1956- 1985) в литературу вошли те, кто прошел войну В третьем периоде (1985 1995) произошел новый поворот темы. В прозу о Юрий БондаревЮрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944 годах События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й  Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной В «Горячем снеге», при всей напряжённости событий, всё человеческое в людях, их Василь БыковБелорусский писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков (1924 – 2003) в восемнадцать лет Действие его произведений происходит под никому неизвестными деревеньками, в лесах и на Еще отчетливее эта мысль высказана в произведении «Обелиск». Герой этой повести — Главное всегда быть готовым исполнить свой долг, как исполнил его герой одноименной Так по-разному рисует Быков человека на войне. Но все его герои стоят Михаил ШолоховС первых дней Великой Отечественной войны Михаил Шолохов (1905-1984) становится писателем В 1956 году Шолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается Константин СимоновКонстантин Симонов (1915-1979) — поэт, писатель, драматург. В первые дни войны ушел Трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата событий и отражения судеб У Симонова человек на войне ->— это практически реальный человек, то есть При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он Данную тему можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он является одним из центральных Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового до Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях Серпилина Поведение человека на войне может быть разным. Такие герои трилогии, как член
Слайды презентации

Слайд 2 Долгое время тема войны освещалась только с позиции

Долгое время тема войны освещалась только с позиции успешности войны, победы

успешности войны, победы советского народа, однако упоминаний о потерях

отсутствовало.
Писатель фронтовик В. Астафьев с горькой иронией писал: «Читая послевоенные книги, я не раз ловил себя на том, что я был на какой-то другой войне».
Перелом в освещении этой темы произошел в 50-х годах. В 1956 году был опубликован рассказ М.Шолохова «Судьба Человека». Затем появилась трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», повесть В.Быкова «Знак беды», «Мертвым не больно».

Слайд 3 Этапы освещения темы Великой Отечественной войны в произведениях

Этапы освещения темы Великой Отечественной войны в произведениях советских писателей Первый

советских писателей
Первый период (1941-1956)
Второй период
(1956-1985)
Третий период (1985

-1995)





Слайд 4 В первом периоде (1941 - 1956) виден резкий

В первом периоде (1941 - 1956) виден резкий разлом на два

разлом на два лагеря: советский народ и фашисты. Показано

единство советского народа. Отрицательных героев в нашем лагере нет. Герои лишены человеческих слабостей, а враг изображался только черными красками.


Слайд 6 Во втором периоде (1956- 1985) в литературу вошли

Во втором периоде (1956- 1985) в литературу вошли те, кто прошел

те, кто прошел войну (Бакланов, Кондратьев, В. Быков, Распутин

и другие). Они показали свое видение войны, то, что знали все, но не писали.
На первый план выдвигается психология нравственного выбора и предательства, показаны советские люди подлецы, командиры виновники гибели солдат. Особенно яркое произведение этой поры повесть В. Быкова «Сотников». Враг показан уже как человек со своим внутренним миром.

Слайд 7 В третьем периоде (1985 1995) произошел новый поворот

В третьем периоде (1985 1995) произошел новый поворот темы. В прозу

темы. В прозу о войне входит тема репрессий, трагических

переломов в душах воюющих. Появляется возвращенная литература: повести Кондратьева «Сашка", Воробьева «Это мы, Господи», рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», повесть Астафьева « Прокляты и убиты» и другие.

Слайд 8 Юрий Бондарев
Юрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в

Юрий БондаревЮрий Васильевич Бондарев, бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942 – 1944

1942 – 1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в

Карпатах, автор книг: «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег»(1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление».

Слайд 11 События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее

События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками

блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном

декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков

Слайд 12  Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы

 Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом

освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего всё

обретает особую весомость, значительность В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не всё читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они -- народ, народ в той мере, в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа.
В «Горячем снеге» образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов -- командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа,-- вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. 

Слайд 13 В «Горячем снеге», при всей напряжённости событий, всё

В «Горячем снеге», при всей напряжённости событий, всё человеческое в людях,

человеческое в людях, их характеры открываются не отдельно от

войны, а взаимосвязанно с нею, под её огнём, когда, кажется, и головы не поднять. Обычно хроника сражений может быть пересказана отдельно от индивидуальности его участников,- бой в «Горячем снеге» нельзя пересказать иначе, чем через судьбу и характеры людей.

Слайд 14 Василь Быков
Белорусский писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков (1924 –

Василь БыковБелорусский писатель-фронтовик Василь Владимирович Быков (1924 – 2003) в восемнадцать

2003) в восемнадцать лет стал фронтовиком, сначала служил в

пехоте, командуя орудийным расчетом сорокопятки, потом в истребительно-противотанковой артиллерии. Он написал о войне следующие повести: «Фронтовая страница», «Альпийская баллада», «Западня», «Мертвым не больно», «Сотников» и др.

Слайд 17 Действие его произведений происходит под никому неизвестными деревеньками,

Действие его произведений происходит под никому неизвестными деревеньками, в лесах и

в лесах и на безымянных дорогах. Именно здесь его

герои встречают смерть и совершают подвиги. И подвиги эти кажутся иногда вроде бы незначительными. На пустынном шоссе молодой лейтенант Ивановский, герой повести «Дожить до рассвета» взрывает воз с сеном и одного из двух фашистов, которые его перевозят. Можно ли считать это подвигом? Автор убежден в том, что можно. Он абсолютно не сомневается в этом, когда рассказывает, как тяжелораненый лейтенант в течение нескольких часов борется со смертью, не позволяя себе умереть просто так. Он уверен, что счастливая судьба будущих поколений зависит от того, «как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний лейтенант Ивановский». И не важно, что вместо машины с немецким генералом ему удается взорвать лишь фашистского возницу. Главное то, что даже умирая, он стремиться сослужить последнюю службу Родине. И то, что истекающий кровью герой не сдается и не позволяет себе замерзнуть на ледяном шоссе, — пример подлинного героизма и мужества. Дело не в том, какой урон герой повести нанес противнику, а в том, что он готов жертвовать жизнью во имя Родины.

Слайд 19 Еще отчетливее эта мысль высказана в произведении «Обелиск».

Еще отчетливее эта мысль высказана в произведении «Обелиск». Герой этой повести

Герой этой повести — школьный учитель Мороз, который в

оккупированной немцами деревне открывает школу, так как боится, что фашисты своей идеологией искалечат детей, уничтожат в них то доброе и светлое, что он заложил. И его мальчишки усвоили уроки своего учителя. Они ненавидят врага всей душой и мечтают бороться с ним наравне со взрослыми. Но они всего лишь подростки. И их попытка подпилить мост через речку, по которому проедет вражеская машина, успеха не имела. Все, кто находился в ней, остались живы, а сами ребята попали в руки полицаев. Палачи обещали отпустить детей в обмен на учителя, который отправился за помощью к партизанам. Все, включая самого Мороза, понимали, что эта жертва напрасна, что ребят фашисты все равно не отпустят. Все убеждали учителя не идти на верную смерть, но он пошел, чтобы поддержать своих мальчишек и погибнуть вместе с ними. В этом его подвиг, его вклад в общее дело победы над врагом. И этот вклад автор ценит необычайно высоко. «Да что он сделал, ваш Мороз? Он не убил ни одного немца!» — восклицает один из персонажей повести. И автор устами другого отвечает, что Мороз сделал больше, чем если бы убил сотню врагов: «Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно». Это для автора и является самым главным: готовность жертвовать жизнью во имя Родины. И неважно, где довелось встретиться с противником: в великом сражении, на шоссейной дороге или во вражеском тылу.

Слайд 20 Главное всегда быть готовым исполнить свой долг, как

Главное всегда быть готовым исполнить свой долг, как исполнил его герой

исполнил его герой одноименной повести Сотников. Боец партизанского отряда

он вместе с товарищем Рыбаком отправляется добывать продовольствие для голодающих партизан. Не сумев выполнить задание, оба партизана попали в руки врага и подверглись допросу и пыткам. Но как по-разному повели они себя в этих условиях! В этом произведении автор не только стремится проследить, как и почему люди идут на предательства, но и вновь возвращается к теме героизма. Легко быть героем, когда ты в бою, когда рядом товарищи, когда ты чувствуешь их поддержку, знаешь, что они видят совершенный тобою подвиг и подхватят выпавшее из рук знамя. Но когда ты в руках противника, обречен на гибель и о твоем мужестве перед лицом смерти никто не узнает, более того, тебя даже могут объявить предателем: «...ты не скажешь, другой скажет, а спишем на тебя», тогда быть героем несравненно сложнее. Но Сотников с честью выдерживает это испытание. Он не идет ни на какие компромиссы с врагом, терпит пытки и мучения, но отказывается отвечать на вопросы. Иначе ведет себя Рыбак. Герой не хочет погибать зря. Он стремится выжить ради одной лишь цели: чтобы бить врага. Но, как и предупреждал Сотников, это желание уводит Рыбака на иную дорожку. На допросе он признается, что они из партизанского отряда и шли за продуктами. Рыбак пытается быть осторожным, не говорить лишнего, а сообщать лишь ту информацию, которая врагам и без того известна. Но эта готовность идти на компромисс с врагом и своей совестью превращает его в предателя и палача и, в конечном счете, приводит к гибели.

Слайд 21 Так по-разному рисует Быков человека на войне. Но

Так по-разному рисует Быков человека на войне. Но все его герои

все его герои стоят перед сложным выбором, который каждый

из них делает сам. Своими произведениями писатель убеждает нас, что каждый человек на войне, какой бы малой не казалась его лепта, был творцом победы. От каждого в равной мере зависел исход войны. От его готовности сражаться и умирать за Родину. Эта готовность всего народа и отдельного человека отдать жизнь во имя Родины и позволила нашей стране выстоять в этой жестокой войне.

Слайд 22 Михаил Шолохов
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил

Михаил ШолоховС первых дней Великой Отечественной войны Михаил Шолохов (1905-1984) становится

Шолохов (1905-1984) становится писателем – фронтовиком. Его очерки «На

пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные» рисовали портреты людей, героев – фронтовиков, воспроизводили драматические события войны, наполняли сердца людей любовью к Родине, ненавистью к захватчикам. Одним из самых известных произведений Шолохова о Великой Отечественной войне стал рассказ «Судьба человека».

Слайд 25 В 1956 году Шолохов создал рассказ «Судьба человека»,

В 1956 году Шолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне.

тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к

теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно. Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

Слайд 26 В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов

характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для

неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает — в последний день войны — 9 мая.

Слайд 27 Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны.

судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт

дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

Слайд 28 В жизни главного героя рассказа происходит много событий,

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них

но в них раскрывается один и тот же конфликт.

Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории — борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам. В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же — не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет — хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, — не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Слайд 29 Константин Симонов
Константин Симонов (1915-1979) — поэт, писатель, драматург. В

Константин СимоновКонстантин Симонов (1915-1979) — поэт, писатель, драматург. В первые дни войны

первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не

понаслышке писал о великих сражениях войны — Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. Романы Симонова — «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые», «Последнее лето» — одни из лучших, что было создано советскими писателями.

Слайд 32 Трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата

Трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата событий и отражения

событий и отражения судеб людей на войне, получила особое

название “панорамного” романа.
Сам Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от него введения большого количества действующих лиц: свыше двухсот. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. «Я оборвал эти судьбы сознательно»,— говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.


Слайд 33 У Симонова человек на войне ->— это практически

У Симонова человек на войне ->— это практически реальный человек, то

реальный человек, то есть взятый из жизни. Судьба Талызина

— это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.

Слайд 34 При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма.

При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе

В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев,

свой собственный опыт.

Слайд 35 Данную тему можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он

Данную тему можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он является одним из

является одним из центральных в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего

за время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы — те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Серпилин был осужден без суда и следствия.

Слайд 36 Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою

Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового

Родину и готового до конца стоять за ее свободу.

На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны — он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: «Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте».
Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как он ведет себя в военной обстановке: со своим приемным сыном, публично отрекшимся от него, в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.


Слайд 37 Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это

Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях

проявляется в раздумьях Серпилина — они не о его

семье, друзьях. Чаще всего его мысли заняты событиями войны: «После сталинградского разгрома немцы в марте под Харьковом показали, на что они еще способны. И надо было хоть умереть, но остановить их. Пока останавливали, представитель ставки трижды был у тебя. В последний раз разговор с ним обернулся так, что подумал: снимет с армии. И хотя делал все, что мог и умел, но, если б сняли, жаловаться было бы не на что, потому что отступал, не мог выполнить приказа — остановить немцев. Пришлось выслушать в последний раз и такое, что лучше бы не слышать».

  • Имя файла: etapy-osveshcheniya-temy-velikoy-otechestvennoy-voyny-v-proizvedeniyah-sovetskih-pisateley.pptx
  • Количество просмотров: 89
  • Количество скачиваний: 0