Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе на тему Удмуртские загадки (5 класс)

История возникновения удмуртских загадок!Загадка (мадиськон) — один из древнейших и самобытных жанров удмуртского фольклора. Традиция загадывания у удмуртов в прошлом имела специфические черты. Загадывание было в основном приурочено к определенному времени — с покрова (пукро нунал)
Удмуртские загадки! История возникновения удмуртских загадок!Загадка (мадиськон) — один из древнейших и самобытных жанров Загадка была своеобразным выражением отношения народа к природным и социальным явлениям, школой Звуковая организация загадок предполагает употребление аллитерации: Куакын кикы силе. — Дуриськем (В Обобщения в удмуртских загадках подчас так далеки от загадываемого предмета, что отгадка По сравнению с собственными именами, которыми загадка пользуется для уточнения, конкретизации метафоры, Загадки!Без крика ходить не может. телега Белая кобыла в пол-избы. печь Из нового ведра все время снег идет решето Ни ног, ни рук нет - а одежду проситподушка Сверкающие чертовы щеки окно Согнутое дерево одежду дает прялка Тремя зубами траву ем вилы У дверей маленький парнишка веник Хотя и не говорит, дрова рубит топор Черный ворон каждый день в печи бывает чугун Спасибо за внимание!!!
Слайды презентации

Слайд 2 История возникновения удмуртских загадок!
Загадка (мадиськон) — один из

История возникновения удмуртских загадок!Загадка (мадиськон) — один из древнейших и самобытных

древнейших и самобытных жанров удмуртского фольклора. Традиция загадывания у

удмуртов в прошлом имела специфические черты. Загадывание было в основном приурочено к определенному времени — с покрова (пукро нунал) до Нового года (Выль ар) или до крещения (йӧ вылэ султон). Поводом к такому строгому установлению сроков служило магическое отношение удмуртов к слову . В то время, когда природа жила полной жизнью, играть и шутить считалось весьма предосудительным. Загадка, представляющая собой наряду со сказками особый вид развлечения, могла загадываться только тогда, когда завершались полевые работы и выпадал первый снег. В это время в деревнях проводились мадиськон (мачкон) ӝытъёс (вечера загадок и сказок, вечера бесед). Женщины и девушки пряли, занимались рукоделием, мужчины плели лапти, вили веревки. «Присутствующие сидели обычно полукругом вокруг ведущего... Загадывание начинал самый старший участник вечера, затем наступала и очередь молодых. Чаще всего загадывали загадки, которые перешли от предков и больше известны старшему поколению. Многие создавали загадки сами. Если загадка была удачной, ее запоминали и загадывали на следующем вечере другим слушателям, со временем она становилась известной всем». Загадывание было также составной частью посиделок, проводимых в вожодыр (святки). В дальнейшем проведение таких вечеров не было ограничено строгими временными рамками, загадывали в любое время года.

Слайд 3 Загадка была своеобразным выражением отношения народа к природным

Загадка была своеобразным выражением отношения народа к природным и социальным явлениям,

и социальным явлениям, школой жизни и поэтического мастерства. На

«вечерах загадок» загадывание совершалось в определенном порядке. Загадывание начиналось с частей и функций человеческого тела. Далее тематика расширялась кругами, вовлекая весь окружающий мир предметов и явлений: дом и предметы обихода, двор, домашние животные, огород, пасека. И последняя группа — самая многочисленная — загадки о явлениях природы, куда входят иносказания о годе и временах года, небесных светилах, о реке и ее обитателях, растительном и животном мире.
Художественное оформление удмуртской загадки: одним из древних используемых приемов является повторение отдельных слов или целых строк с незначительными вариациями. Например: Ӵужисько, ӵужисько, ӵужисько — уг быдтӥськы. - Вужер (Мету, мету, мету — не сметаю.— Тень); Лудэ мынэ пинё, лудысь бертэ пиньтэм. — Сюрло (В поле идет зубастый, с поля возвращается беззубый. — Серп.).

Слайд 4 Звуковая организация загадок предполагает употребление аллитерации: Куакын кикы

Звуковая организация загадок предполагает употребление аллитерации: Куакын кикы силе. — Дуриськем

силе. — Дуриськем (В кустарнике кукушка кукует. — Куют

в кузнице), выразительных междометных слов, создающих в загадке особый колорит: Мыноз но мыноз, тӥрныд вылаз лоб! пуксёз. — Пуны (Идет, идет, на топорище хлоп! сядет. — Собака.); искажение звучания: Коняй-юмай кӧй миндэр. — Коӵыш (Сладкоежка — толстая подушка. — Кошка.)
Употребляет загадка и звукоподражания: Пинь! Пинь! шуэ но пиньыз ӧвӧл. — Пислэг (Пинь! Пинь! говорит, а зубов нет. — Синица.). Некоторые загадки полностью построены на звукоподражании: Дыбыр-дыбыр-дыг, Лёгор агай йыг. — Вуко кӧос (Звуки, издаваемые жерновами.).
Из выразительных средств создания образа в загадке чаще всего используется метафора, сравнение и эпитет. Метафорические загадки образуют самую многочисленную группу: Пересь абилэн валесэз пуштоз но — мамыкез куашкалоз. — Лымы (Перина старенькой бабушки лопнет — пух разлетится. — Снег.); Лӥял котырын гондыр берга. — Нянь котӥсь (Вокруг пня медведь крутится. — Человек, месящий тесто).

Слайд 5 Обобщения в удмуртских загадках подчас так далеки от

Обобщения в удмуртских загадках подчас так далеки от загадываемого предмета, что

загадываемого предмета, что отгадка порой кажется немыслимой в применении

к нему. Их лучше воспринимают дети, чем взрослые, ибо непосредственность восприятия загадок со временем утрачивается. Более конкретный вид придает загадке употребление собственных имен. Например, при указании места действия в загадках выступают географические названия, знакомые удмуртам: Кам вамен ез, со но уг шуд. — Ведра вуг (Через Каму струна, да и та не играет. — Дужка ведра.); Вало вамен ез езоз. — Йӧ пилиськем (Через Валу проволока натянется. — Трещина на льду, образуемая во время сильных морозов.). Если речь идет о значительном расстоянии, обязательно упоминаются города Москва, Петербург, Казань, Астрахань: Ачиз Мускоын кораське, шелепез татчы пазяське. — Дуриськем (Сам в Москве рубит, щепки сюда летят. — Куют в кузнице.); Атаез кутчаськыса кылёз, пиез Кузонэ вуоз. — Тыл но ӵын (Отец обуться не успеет, сын до Казани доберется. — Огонь и дым).
Имена собственные в удмуртских загадках встречаются нечасто. Если предмет в загадке уподобляется человеку, чаще употребляются постоянные метафоры пересь «старик», кышномурт «женщина», одӥг адями «один человек». Чувствуется связь загадки с традициями всего удмуртского фольклора. Действующими лицами сказок тоже являются в основном безымянные герои: один человек, один солдат, младшая сестра, бедный человек и т. д.

Слайд 6 По сравнению с собственными именами, которыми загадка пользуется

По сравнению с собственными именами, которыми загадка пользуется для уточнения, конкретизации

для уточнения, конкретизации метафоры, двойная функция — конкретизирующая и

абстрагирующая — обнаруживается во введении в загадку чисел. В удмуртских загадках встречаются числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 30, 40, 50, 70, 77, 100, 365, 1000. Особенность ввода какого-либо числа обусловлена характером текста загадки, ее целями: дать точную характеристику предмета или абстрактную. Числа первого десятка и 11,12, 13, 14, 365 всегда обозначают точное число и служат ключом к разгадке: Одӥг коркалэн одӥг укноез. — Кенос (У одного дома одно окно. — Клеть.); Зӧк беризь, со беризьын дас кык папа пузкар, со папа пузкарын дас ньыль курегпуз, сизьымез тӧдьы, сизьымез сьӧд. — Ар, толэзьёс, арняос, уй, нунал (Толстая липа, на этой липе двенадцать гнезд, в каждом гнезде четырнадцать яиц, семь белых, семь черных. — Год, месяцы, недели, дни и ночи). Числа 7, 30, 40, 50, 70, 77, 100, 1000 обозначают какое-либо множество, указывают на невозможность и ненужность счета, создают художественный образ «немыслимого» предмета: Сизьым дусыме, ачим буш пул вылын кӧласько. — Атас (Семь подружек имею, а сам на голых досках сплю. — Петух.); Пыдыз сизьымдон но сизьым, нош бусыысь тыбыр вылаз бертэ. — Усы (Ног семьдесят и семь, а с поля на спине возвращается. - Борона).

Слайд 7 Загадки!
Без крика ходить не может.


телега

Загадки!Без крика ходить не может. телега

Слайд 8 Белая кобыла в пол-избы.
печь

Белая кобыла в пол-избы. печь

Слайд 9 Из нового ведра все время снег идет
решето

Из нового ведра все время снег идет решето

Слайд 10 Ни ног, ни рук нет - а одежду

Ни ног, ни рук нет - а одежду проситподушка

просит
подушка


Слайд 11 Сверкающие чертовы щеки

окно

Сверкающие чертовы щеки окно

Слайд 12 Согнутое дерево одежду дает
прялка

Согнутое дерево одежду дает прялка

Слайд 13 Тремя зубами траву ем
вилы

Тремя зубами траву ем вилы

Слайд 14 У дверей маленький парнишка
веник

У дверей маленький парнишка веник

Слайд 15 Хотя и не говорит, дрова рубит
топор

Хотя и не говорит, дрова рубит топор

Слайд 16 Черный ворон каждый день в печи бывает
чугун

Черный ворон каждый день в печи бывает чугун

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-na-temu-udmurtskie-zagadki-5-klass.pptx
  • Количество просмотров: 246
  • Количество скачиваний: 2