Слайд 8
Романти́зм (фр. romantisme) —
идейное и художественное направление в европейской
и американской культуре конца XVIII - XIX века — первой
половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
Слайд 12
В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное
и существующее в книгах, а не в действительности.
Слайд 14
В начале XIX века романтизм стал обозначением нового
направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Слайд 16
Романтизм — литературное направление, которое появилось в
Западной Европе в конце XVIII века.
Слайд 19
Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного
героя и исключительных обстоятельств.
Слайд 22
Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех
идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил
в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.
Слайд 25
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией,
обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин.
Слайд 28
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на
его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств
и естественного в человеке.
Слайд 31
Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и
пикника, призванные восстановить единство человека и природы.
Востребованным оказывается
образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Слайд 35
Категория возвышенного , центральная для романтизма, сформулирована И.
Кантом в работе « Критика способности суждения».
Слайд 37
По И. Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся
в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным,
бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление.
Слайд 40
С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу,
его облагораживание и диалектика добра и зла:
«Я — часть той
силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Слайд 43
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее
и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке,
к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
Слайд 45
В тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная
религия — это чувство и вкус бесконечности» ( Шлейермахер).
Слайд 48
Деистической концепции Бога как Высшего Разума противопоставляется пантеизм
и религия как форма чувственности,
идея Живого Бога.
Слайд 50
По словам Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя
того, что иногда называют не совсем точно интуицией и
фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту».
Слайд 51
Профессор Жак Барзен отмечал, что нельзя считать романтизм бунтом
против разума:
это бунт против рационалистических абстракций.
Слайд 52
Как пишет профессор Г. Сколимовский: «Признание логики сердца
(о которой столь выразительно говорит Паскаль), признание интуиции и
более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм».
Слайд 55
Основатели
философского романтизма
Слайд 58
братья Шлегель
( Август Вильгельм и Фридрих),
Слайд 67
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей
и философов йенской школы:
Слайд 73
Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля
и Ф. Шеллинга.
Слайд 75
В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к
сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в
творчестве
Слайд 76
- братьев Вильгельма и Якоба Гримм,
Слайд 78
Г. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма,
позднее подверг его критическому пересмотру.
Слайд 81
В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием.
Слайд 85
В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной
школы»,
Вордсворти и Кольридж.
Слайд 87
Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во
время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами
первых немецких романтиков.
Слайд 89
Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам:
современному буржуазному обществу они противопоставляют
старые, добуржуазные отношения,
воспевание
природы, простых, естественных чувств.
Слайд 92
Ярким представителем английского романтизма является Д. Байрон, который,
по выражению
А. Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный
эгоизм».
Слайд 94
Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против
современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Слайд 96
К английскому романтизму
относится творчество
Слайд 103
Романтизм получил распространение и в других европейских странах:
во Франции
Слайд 114
Романтизм получил распространение и в других европейских странах:
в Италии
Слайд 117
Романтизм получил распространение и в других европейских странах:
в Польше
Адам Мицкевич,
Слайд 123
Романтизм получил распространение и в других европейских странах:
в США
- У. К. Брайант,
- Эдгар По,
Слайд 131
Натаниэль Готорн,
- Герман Лонгфелло,
Слайд 135
К французским романтикам причислял себя
А. Стендаль, однако
он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его
современников.
Слайд 137
В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял
слова: «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому
исследованию людских характеров и поступков.
Слайд 139
Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за
которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем».
Слайд 141
Он искренне считал, что только от уклада общества
зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой
природой тягу к благополучию.
Слайд 143
Поэты - романтики стали использовать ангелов, особенно
падших, в своих произведениях.
Слайд 153
В России романтизм, как литературное направление, впервые появился
после Отечественной войны 1812 г.
После головокружительной победы над
французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве.
Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.
Слайд 162
В России романтизм прослеживается поэзии В. А. Жуковского (хотя
к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже
некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).
Слайд 163
В русском романтизме появляется свобода от классических условностей,
создаётся баллада, романтическая драма.
Слайд 165
Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии,
которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений
человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Слайд 167
В романтизме русской литературы показываются страдания и
одиночество главного героя.
Слайд 169
К поэтам - романтикам можно отнести
Слайд 178
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках
романтизма.
Слайд 181
Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю.
Лермонтова, «русского Байрона».
Слайд 187
Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением,
и преодолением романтизма в России.
Слайд 192
Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью,
обществом и мечтой, желанием.
Слайд 195
Мечта и желание понятия субъективные, поэтому романтизм, как
одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных
течения:
консервативное;
революционное.
Слайд 200
Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением
ко всему новому и несбыточному.
Слайд 203
Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными
шагами ускорить познания мира.
Слайд 206
Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое
лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и
всеобщего счастья людей.
Слайд 208
Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев,
в произведениях которого сформировался образ сильного человека.
Слайд 213
Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи
патриотизма и стремления к свободе своего отечества.
Слайд 216
К. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного
мышления».
Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что
ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».
Слайд 218
Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из
прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное
направление или их предавались забвениям загробного мира.
Слайд 220
Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез
и мечтательности.
Слайд 221
Ярким представителем консервативного романтизма был
В.А Жуковский.
Основой
его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над
разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него.
Слайд 223
Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая
была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.
Слайд 224
Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной
стихии, философским рассуждениям о бытие человека.
Где обстоятельства не
влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.