Презентация на тему Металлы IА группы (щелочные металлы)

I.История открытия щелочных металлов.3.Нахождение щелочных металлов в природеII.Щелочные металлы – химические элементы. 1.Положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.2.Строение и свойства атомов.III. Щелочные металлы – простые вещества.1.Состав. Строение.3. Физические свойства .5. Химические
Щелочные металлыСоединения щелочных металлов I.История открытия щелочных металлов.3.Нахождение щелочных металлов в природеII.Щелочные металлы – химические элементы. История открытия щелочных металлов литий калий натрий рубидий цезий франций Андрада де СильваИоганн Август Арфведсон БерцелиусГемфри Дэви Роберт Вильгельм Бунзен Натрий (а точнее, его соединения) использовался с давних времён. Калий (англ. Potassium, франц. Potassium, нем. Kalium) открыл в 1807 Рубидий был открыт в 1861 немецкими учеными Робертом Бунзеном и Густавом Кирхгоффом Цезий был открыт в 1860 году немецкими учёными Р. В. Бунзеном и Этот элемент был предсказан Д. И. Менделеевым (как эка-цезий), и Положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева группа3456I A группаLiNaKRbCs23+32) )Строение и свойства атомовЧисло электронов N рассчитывается по формулеN Щелочные металлы встречаются в природе в форме соединений, содержащих однозарядные алюмосиликат калияальбитхлорид натриясильвинсильвиниткарналитполигалит Состав. Строение щелочных металловХимическая связь металлическая Кристаллическая решетка металлическая   В на аноде: 2Cl─ ─ 2e → Cl20на катоде : Na+ +1e → Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме цезий литий натрий калий Качественное определение щелочных металлов    При нагревании металла или его Химические свойства щелочных металлов    В атомах щелочных металлов на Напишите уравнения реакций между: а) натрием и иодом,б) калием Напишите уравнения реакций между: а) натрием и серой,б) калием Взаимодействие щелочных металлов с кислородом.      Калий самовозгорается Напишите уравнения реакций между: а) литием и водой,б) натрием Взаимодействие щелочных металлов с водой Напишите уравнения реакций между: а) литием и соляной кислотой,б) Щелочные металлы настолько активны, что «заставляют» проявлятькислотные Натрий реагирует с глицерином. Реакция идет вначале медленно, затем более энергично. Выделяющийся Взаимодействие натрия с феноломНатрий взаимодействует с фенолом. При контакте металлического натрия с Взаимодействие натрия с метанолом, этанолом, бутанолом      При Оксиды. Оксид натрия:Соединения щелочных металловГидроксиды. Гидроксид натрия:Соли.Состав. Строение.Получение.Химические свойстваСостав. Строение.Получение.Химические свойства.Применение. Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы. Хранить Na2O Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так Химические свойства.Перечислите свойства основных оксидов.     Основные оксиды взаимодействуют Составьте формулу гидроксида натрия:NaOHХимическая связь ионная Кристаллическая решетка ионная Получение В лаборатории гидроксиды щелочных металлов могут быть получены взаимодействием щелочного металла Составьте уравнение реакции электролиза иодида калия Химические свойства Перечислите свойства характерныедля растворимых оснований.  Растворы щелочей изменяют окраскуиндикаторов. Действие щелочей на индикаторы Лабораторный опыт.Ознакомление со свойствами щелочей.   Разделите содержимое пробирки на три Важнейшее свойство оснований – их способность реагировать с кислотами.К какому типу относится Реакция нейтрализации Напишите уравнения реакций между гидроксидом натрия и Взаимодействие щелочей с растворами солей.При каких условиях реакция идет до конца? Реакция Кремний существует в виде двух модификаций- кристаллической и аморфной. Более С6Н5ОН  +  NaOH      C6H5ONa Применение NaOHЕдкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленностии для бытовых нужд:1Каустик 2Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств В древности во время стирки в 3В химических отраслях промышленности — для нейтрализациикислот и кислотных оксидов, как реагент или Для изготовления биодизельного топлива — получаемого из растительных масел и используемого для замены 5 В качестве агента для растворения засоров канализационных труб в виде сухих 66.В гражданской обороне для дегазации и нейтрализации отравляющих веществ, в том числе Некоторые блюда готовятся с применением каустика:Лютефиск — скандинавское блюдо из рыбы —сушёная треска вымачивается Соли.карбонатыгидрокарбонатынитратысульфатыхлоридыТвердые кристаллические вещества ионного строения. Большинство солей натрия и калия растворимы в Карбонат натрия.   Запишите формулу карбоната натрия. Na2CO3Na2CO3 образует кристаллогидрат Na2CO3·10Н2О, карбонат калия.K2CO3Запишите формулу карбоната калия. Техническое название –  жидкого мылатугоплавкого стеклакак гидрокарбонаты   Запишите формулу гидрокарбоната натрия. NaНCO3- в химической промышленности — сульфатыЗапишите формулу сульфата натрия. Na2SO4Сульфат натрия образует кристаллогидрат Na2SO4 · 10Н2О, известный хлоридыЗапишите формулу хлорида натрия. NaClХимическая связьКристаллическая решеткаионнаяионнаяХлорид натрия вместе с каменным углем, Запишите формулу хлорида калия. КCl       Хлорид нитратыЗапишите формулу нитрата натрия. NaNO3      Нитрат натрия Распознавание растворов солей натрия Напишите уравнения реакций, соответствующие следующим схемам:Na →Na2S → NaCl → NaOH → 2Na + S = Na2SNa2S + 2HCl = 2NaCl + H2S↑2NaCl + Na2O + H2O =  2NaOH  2NaOH  + H2SO4

Слайд 2 I.История открытия щелочных металлов.

3.Нахождение щелочных металлов в природе
II.Щелочные

металлы – химические элементы.
1.Положение щелочных металлов в периодической

системе
химических элементов Д.И. Менделеева.

2.Строение и свойства атомов.

III. Щелочные металлы – простые вещества.

1.Состав. Строение.

3. Физические свойства .

5. Химические свойства.

2.Получение щелочных металлов.

4. Качественное определение щелочных металлов.

Слайд 3 История открытия щелочных металлов
натрий

История открытия щелочных металлов литий калий натрий рубидий цезий франций

рубидий

франций

литий (Lithium; Li )
Литиевая щелочная земля была открыта лишь в 1817 г. талантливым химиком-аналитиком, одним из учеников Берцелиуса Арфведсоном. Литиевая щелочная земля была открыта лишь в 1817 г. талантливым химиком-аналитиком, одним из учеников Берцелиуса Арфведсоном. В 1800 г. бразильский минералог Андрада де Сильва Литиевая щелочная земля была открыта лишь в 1817 г. талантливым химиком-аналитиком, одним из учеников Берцелиуса Арфведсоном. В 1800 г. бразильский минералог Андрада де Сильва, совершая научное путешествие по Европе, нашел в Швеции два новых минерала, названных им петалитом и сподуменом. Арфведсон заинтересовался петалитом, он установил, что в петалите содержится "огнепостоянная щелочь до сих пор неизвестной природы". Берцелиус Литиевая щелочная земля была открыта лишь в 1817 г. талантливым химиком-аналитиком, одним из учеников Берцелиуса Арфведсоном. В 1800 г. бразильский минералог Андрада де Сильва, совершая научное путешествие по Европе, нашел в Швеции два новых минерала, названных им петалитом и сподуменом. Арфведсон заинтересовался петалитом, он установил, что в петалите содержится "огнепостоянная щелочь до сих пор неизвестной природы". Берцелиус предложил назвать ее литионом (Lithion). Позднее Арфведсон обнаружил литиевую землю, или литину, и в некоторых других минералах, однако его попытки выделить свободный металл не увенчались успехом. Очень небольшое количество металлического лития было получено Дэви Литиевая щелочная земля была открыта лишь в 1817 г. талантливым химиком-аналитиком, одним из учеников Берцелиуса Арфведсоном. В 1800 г. бразильский минералог Андрада де Сильва, совершая научное путешествие по Европе, нашел в Швеции два новых минерала, названных им петалитом и сподуменом. Арфведсон заинтересовался петалитом, он установил, что в петалите содержится "огнепостоянная щелочь до сих пор неизвестной природы". Берцелиус предложил назвать ее литионом (Lithion). Позднее Арфведсон обнаружил литиевую землю, или литину, и в некоторых других минералах, однако его попытки выделить свободный металл не увенчались успехом. Очень небольшое количество металлического лития было получено Дэви и Бранде путем злектролиза щелочи. В 1855 г. Бунзен и Маттессен разработали промышленный способ получения металлического лития злектролизом хлорида лития. В русской химической литературе начала XIX в. встречаются названия: литион, литин (Двигубский, 1826) и литий (Гесс).

Слайд 5 Андрада де Сильва
Иоганн Август
Арфведсон
Берцелиус
Гемфри Дэви
Роберт

Вильгельм Бунзен

Слайд 6 Натрий (а точнее, его соединения)

Натрий (а точнее, его соединения) использовался с давних времён.

использовался с давних времён. Например, сода (натрон), встречающаяся в

природе в водах натронных озёр в Египте. Природную соду древние египтяне использовали для бальзамирования, отбеливания холста, при варке пищи, изготовлении красок и глазурей.
Плиний Старший пишет, что в дельте Нила соду выделяли из речной воды. Она поступала в продажу в виде крупных кусков, из-за примеси угля окрашенных в серый или даже чёрный цвет.
Натрий впервые был получен английским химиком Хемфри Дэви в 1807 году электролизом твердого NaOH.
Название «натрий» (natrium) происходит от арабского натрун (др.-греч. νίτρον) и первоначально оно относилось к природной соде. Сам элемент ранее именовался содием (лат. sodium).

Натрий, Natrium, Na (11)

Слайд 7 Калий (англ. Potassium, франц. Potassium, нем.

Калий (англ. Potassium, франц. Potassium, нем. Kalium) открыл в 1807

Kalium) открыл в 1807 г. Дэви, производивший электролиз твердого,

слегка увлажненного едкого кали. Дэви именовал новый металл потассием (Potassium). Гильберт,предложил название "калий"; оно было принято в Германии и России.

Калий, Kalium, К (19)

Слайд 8 Рубидий был открыт в 1861 немецкими учеными Робертом

Рубидий был открыт в 1861 немецкими учеными Робертом Бунзеном и Густавом

Бунзеном и Густавом Кирхгоффом и стал одним из первых

элементов, открытых методом
спектроскопии, который был изобретен Бунзеном и Кирхгоффом в 1859.
Название элемента отражает цвет
наиболее яркой линии в его спектре
(от латинского rubidus – глубокий красный).

Роберт Вильгельм Бунзен

Густав Роберт Кирхгофф

Рубидий, Rubidium, Rb (37)

Слайд 9 Цезий был открыт в 1860 году

Цезий был открыт в 1860 году немецкими учёными Р. В. Бунзеном и

немецкими учёными Р. В. Бунзеном и Г. Р. Кирхгофом в водах Дюрхгеймского минерального

источника в Германии методом оптической спектроскопии, тем самым, став первым элементом, открытым при помощи спектрального анализа. В чистом виде цезий впервые был выделен в 1882 году шведским химиком К. Сеттербергом при электролизе расплава смеси цианида цезия (CsCN) и бария.

Цезий, Caesium, Cs (55)

Слайд 10 Этот элемент был предсказан Д. И.

Этот элемент был предсказан Д. И. Менделеевым (как эка-цезий), и

Менделеевым (как эка-цезий), и был открыт (по его радиоактивности)

в 1939 г. Маргаритой Пере, сотрудницей Института радия в Париже. Она же дала ему в 1964 г. название в честь своей родины — Франции.

Франций / Francium (Fr)

Слайд 11 Положение щелочных металлов в периодической
системе химических элементов

Д.И. Менделеева
Определите положение щелочных металлов в

ПСХЭ.
Перечислите химические элементы,
дайте им краткую характеристику:
Выпишите символы элементов и названия

Объясните характер изменений с ростом порядкового номера:
1. заряд ядра (Z);

Число электронов

N рассчитывается по формуле
N = 2n2

N = 2 ·12 = 2

Заряд ядра численно равен порядковому номеру.

Число энергетических уровней равно номеру периода

период

Число валентных электронов равно номеру группы.

+11

+19

) ) )

) ) ) )

N = 2 · 22 = 8

Энергетический уровень делится на энергетические подуровни,
которые образованы орбиталями.
На первом уровне (n =1) 1s-подуровень (одна1s-орбиталь), на
которой максимально может находится 2 электрона.

Второй энергетический уровень (n=2) включает два подуровня:
(одна 2s-орбиталь) и 2р (три орбитали), всего четыре орбитали,
на которых может находится до 8 электронов. В атоме лития
1 электрон, т.к. на внешнем энергетическом уровне атомы
щелочных металлов содержат по 1 электрону, в соответствии с № группы.

В состав третьего уровня (n=3) входят три подуровня:
3s (одна орбиталь), 3р (три орбитали), 3d (пять орбиталей),
всего 9 орбиталей, содержащих не более 18 электронов.
В атоме натрия 1 электрон, т.к. атомы щелочных металлов
на внешнем энергетическом уровне содержат по 1 электрону
в соответствии с номером группы.

Слайд 13 Щелочные металлы встречаются в природе в

форме соединений, содержащих однозарядные катионы. Многие минералы содержат в

своём составе металлы главной подгруппы I группы. Например, ортоклаз, или полевой шпат, состоит из алюмюсиликата калия K2[Al2Si6O16], аналогичный минерал, содержащий натрий — альбит — имеет состав Na2[Al2Si6O16]. В морской воде содержится хлорид натрия NaCl, а в почве — соли калия — сильвин KCl, сильвинит NaCl • KCl, карналлит KCl • MgCl2 • 6H2O, полигалит K2SO4 • MgSO4 • CaSO4 • 2H2O.

Нахождение в природе

Слайд 14 алюмосиликат калия
альбит
хлорид натрия
сильвин
сильвинит
карналит
полигалит

алюмосиликат калияальбитхлорид натриясильвинсильвиниткарналитполигалит

Слайд 15 Состав. Строение щелочных металлов
металлическая
Кристаллическая решетка

Состав. Строение щелочных металловХимическая связь металлическая Кристаллическая решетка металлическая  В

металлическая
В металлах валентные электроны удерживаются атомами

крайне слабо и способны мигрировать. Атомы, оставшиеся без внешних электронов, приобретают положительный заряд. Они образуют металлическую кристаллическую решётку.Совокупность обобществлённых валентных электронов (электронный газ), заряженных отрицательно, удерживает положительные ионы металла в определённых точках пространства - узлах кристаллической решётки. Внешние электроны могут свободно и хаотично перемещаться, поэтому металлы характеризуются высокой электропроводностью.

Слайд 16 на аноде: 2Cl─ ─ 2e → Cl20
на катоде

на аноде: 2Cl─ ─ 2e → Cl20на катоде : Na+ +1e

: Na+ +1e → Na0
2NaCl = 2Na + Cl2

Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз
расплавов их галогенидов, чаще всего — хлоридов. Иногда для получения
щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов.

Получение щелочных металлов.

Слайд 17 Все металлы этой подгруппы

имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия

Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий, натрий Все металлы этой подгруппы имеют серебристо-белый цвет (кроме серебристо-жёлтого цезия), они очень мягкие, их можно резать скальпелем. Литий, натрий и калий легче воды и плавают на её поверхности, реагируя с ней.

Физические свойства щелочных металлов

Слайд 18 цезий

Слайд 20 литий

Слайд 21 натрий

Слайд 22 калий

Слайд 24 Качественное определение щелочных металлов
При

Качественное определение щелочных металлов  При нагревании металла или его соединений

нагревании металла или его соединений в пламени
атом ионизируется,

окрашивая пламя в определённый цвет:

Окраска пламени щелочными металлами

карминно-красный

жёлтый

фиолетовый

беловато-розовый

фиолетово-красный

Слайд 28 Химические свойства щелочных металлов
В

Химические свойства щелочных металлов  В атомах щелочных металлов на внешнем

атомах щелочных металлов на внешнем энергетическом
уровне находится по

Отдавая
этот электрон, атом
Степень окисления щелочных металлов в соединениях
Щелочные металлы типичные

одному валентному электрону.

окисляется.

+1

восстановители.

Li — Na — K — Rb — Cs — Fr

химическая активность возрастает

Ме +

неметаллы: галогены, сера, кислород, водород, азот,
фосфор, углерод, кремний.

вода

кислоты

аммиак

Слайд 29 Напишите уравнения реакций между: а)

Напишите уравнения реакций между: а) натрием и иодом,б) калием

натрием и иодом,
б) калием и хлором, в) литием и

бромом.

Na0 + I20 = Na+I─

I20 + 2e → 2I─ 2 1

I2 – окислитель, пр. восстановления

K0 + Cl20 = K+Cl─

Cl20 + 2e → 2Cl─ 2 1

Cl2–окислитель, пр. восстановления

Li0 + Br20 = Li+Br─

Li0 ─ 1e → Li+ 1 2
Br20 + 2e → 2Br─ 2 1

Br2 – окислитель, пр. восстановления

опыт

Слайд 31 Напишите уравнения реакций между: а)

Напишите уравнения реакций между: а) натрием и серой,б) калием

натрием и серой,
б) калием и водородом, в) литием и

азотом, г) калием и фосфором.

Na0 + S0 = Na2+S─2

К0 ─ 1e → К+ 1 3
Р0 + 3e → Р─3 3 1

P – окислитель, пр. восстановления

опыт

Слайд 33 Взаимодействие щелочных металлов с кислородом.

Взаимодействие щелочных металлов с кислородом.   Калий самовозгорается на воздухе,

Калий самовозгорается на воздухе, превращаясь в светло-желтый

надпероксид калия КО2. Это вещество состоит из ионов калия и
надпероксид-ионов («супероксид»-ионов), атомы кислорода в которых имеют дробную степень окисления –1/2
К + О2 = КО2

При нагревании на воздухе натрий плавится, а затем сгорает ярким желтым пламенем с образованием желтого пероксида Na2O2

Na0 ─ 1e → Li+ 1 2
O20 + 2e → 2O─1 2 1

В реакциях с кислородом каждый щелочной металл проявляет свою
индивидуальность: при нагревании литий образует оксид лития.

Li0 + O20 = Li2+O─2

Li0 ─ 1e → Li+ 1 4
O20 + 4e → 2O─2 4 1

Na0 + O20 = Na2+O2–1

Слайд 34 Напишите уравнения реакций между: а)

Напишите уравнения реакций между: а) литием и водой,б) натрием

литием и водой,
б) натрием и водой, в) калием и

водой. В каком случае взаимодействие протекает наиболее интенсивно?
Рассмотрите реакции как окислительно-восстановительные

Опыт: взаимодействие щелочных металлов с водой

Li0 + H+2O = Li+OH + H20

Li0 ─ 1e → Li+ 1 2

Na0 + H+2O = Na+OH + H20

K0 + H+2O = K+OH + H20

Слайд 35 Взаимодействие щелочных металлов с водой

Взаимодействие щелочных металлов с водой

Слайд 36 Напишите уравнения реакций между:
а)

Напишите уравнения реакций между: а) литием и соляной кислотой,б)

литием и соляной кислотой,
б) натрием и соляной кислотой
2Li +

2HCl = 2LiCl + H2

2Na + 2HCl = 2NaCl + H2

Если кислота обладает окислительными свойствами за счет аниона
(например, азотная или концентрированная серная), образуются продукты
восстановления кислотообразующего элемента:

2Li + 3H2SO4(конц.) = 2LiHSO4 + SO2 + 2H2O

Li – восстановитель, процесс окисления
H2SO4 (за счет S+6) – окислитель, процесс восстановления

Щелочные металлы настолько

Щелочные металлы настолько активны, что «заставляют» проявлятькислотные свойства

активны, что «заставляют» проявлять
кислотные свойства такое соединение как аммиак:
2Li

+ 2NH3 = 2LiNH2 + H2

2Na + 2NH3 = 2NaNH2 + H2

2K + 2NH3 = 2KNH2 + H2

амид лития

амид натрия

амид калия

Щелочные металлы взаимодействуют и с органическими соединениями.

с глицерином

с предельными одноатомными спиртами

2CH3Cl + 2Na → C2H6 + 2NaCl

Н ─ C ≡ С ─ Н + 2Na → Na ─ C≡C ─ Na + H2

с фенолом

Натрий реагирует с глицерином. Реакция идет вначале медленно,

затем более энергично. Выделяющийся водород можно поджечь.

СН2 – ОН СН2 – ОNa

2СН – ОН + 6Na 2СН – ОNa + 3H2

СН2 – ОН СН2 – ОNa

Взаимодействие натрия с глицерином

Взаимодействие натрия с фенолом
Натрий взаимодействует с
фенолом. При

контакте
металлического натрия с расплавленным фенолом
происходит энергичное взаимодействие. В

результате
образуется фенолят натрия, и выделяется водород

2C6H5OH + 2Na 2C6H5ONa + H2

Слайд 42 Взаимодействие натрия с метанолом, этанолом, бутанолом

Взаимодействие натрия с метанолом, этанолом, бутанолом   При взаимодействии натрия

При взаимодействии натрия со спиртами образуются

газообразный водород и соответствующие алкоголяты натрия

2СН3ОН + 2Na 2 CH3ONa + H2

Химические свойства.
Применение.

Слайд 45 Оксид натрия представляет собой

Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы. Хранить Na2O лучше

бесцветные кристаллы. Хранить Na2O лучше всего в безводном бензоле.
Составьте

формулу оксида натрия:

Na2O

Определите характер оксида:

основный

Температура плавления – 1132 °C

Температура кипения – 1950 °С

Плотность – 2,27г/см3

Слайд 46 Чистый оксид натрия получить непосредственным

Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так

окислением натрия
нельзя, так как образуется смесь, состоящая из

20 % оксида натрия и 80 % пероксида натрия:

6Na + 2O2 = 2Na2O + Na2O2

Получение:

1. Взаимодействие металлического натрия с кислородом

2. Взаимодействие металлического натрия с нитратом натрия:

10Na + 2NaNO3 = 6Na2O + N2

4. Взаимодействие натрия с расплавленным гидроксидом
натрия:

2Na + Na2O2 = 2Na2O

3. Прокаливание пероксида натрия с избытком натрия:

2Na + 2NaOН = 2Na2O + Н2

Слайд 47 Химические свойства.
Перечислите свойства основных оксидов.

Химические свойства.Перечислите свойства основных оксидов.   Основные оксиды взаимодействуют с

Основные оксиды взаимодействуют с водой (если данному оксиду

соответствует растворимое или малораствоимое основание), с кислотными
и амфотерными оксидами, с кислотами.

Составьте уравнения реакций оксида натрия с водой, оксидом фосфора(V),
оксидом алюминия, соляной кислотой.

Na2O + H2O = 2NaOH

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4

Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O

Na2O + 2H+ + 2Cl─ = 2Na+ + 2Cl─ + H2O

Na2O + 2H+ = 2Na+ + H2O

3Na2O + P2O5 = 2Na3PO4

Na2O + Al2O3 = 2NaAlO2

Слайд 48 Составьте формулу гидроксида натрия:
NaOH

Твердое белое кристаллическое вещество,

хорошо растворимое в
воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного
количества теплоты.

Слайд 51 Получение
В лаборатории гидроксиды щелочных металлов
могут быть

получены взаимодействием щелочного
металла или его оксида с водой.

Составьте уравнение реакции натрия и оксида
натрия с водой:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Na2O + H2O = 2NaOH

В промышленности щелочи получают электролизом растворов хлоридов
соответствующих металлов

NaCl → Na+ + Cl─

2H2O + 2e → H2 + 2OH─ 2 1

2H2O + 2Cl─ = H2 + 2OH ─ + Cl2
2H2O + 2NaCl = H2 + 2NaOH + Cl2

На катоде:

На аноде:

2Cl─ ─ 2e → Cl2 2 1

Слайд 52 Составьте уравнение реакции электролиза иодида калия

Составьте уравнение реакции электролиза иодида калия

Слайд 53 Химические свойства
Перечислите свойства характерные
для растворимых оснований.

Химические свойства Перечислите свойства характерныедля растворимых оснований. Растворы щелочей изменяют окраскуиндикаторов.

Растворы щелочей изменяют окраску
индикаторов. В присутствии щелочи лакмус окрашивается

в синий цвет, метилоранж – в жёлтый, фенолфталеин – в малиновый.

индикатор

щелочная

малиновый

Лабораторный опыт:

Действие щелочей на индикаторы

Слайд 55 Лабораторный опыт.
Ознакомление со свойствами щелочей.
Разделите

Лабораторный опыт.Ознакомление со свойствами щелочей.  Разделите содержимое пробирки на три

содержимое пробирки на три части. К одной из них

добавьте
несколько капель лакмуса, к двум другим – метилоранжа и фенолфталеина
Запишите окраску индикаторов. Сделайте вывод о реакции среды.

Слайд 56 Важнейшее свойство оснований – их способность реагировать с

кислотами.
К какому типу относится данная реакция?. Напишите уравнение реакции

между гидроксидом натрия и соляной кислотой. Рассмотрите с точки
зрения ТЭД.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na+ + OH─ + H+ + Cl ─ = Na+ + Cl ─ + H2O

H+ + OH─ = H2O

Реакция между основанием и кислотой, в результате которой
образуется соль и вода, называется реакцией нейтрализации.

Сущность этой реакции заключается в том, что два вещества – щелочь и
кислота – взаимно нейтрализуют друг друга, превращаясь в соль и воду.

Лабораторный опыт.

Реакция нейтрализации

Налейте в пробирку 1 – 2 мл гидроксида натрия и добавьте одну-две капли
фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем по каплям приливайте к щелочи
соляную кислоту до тех пор, пока раствор не обесцветится.
О чем свидетельствует исчезновение окраски индикатора?

Слайд 57 Реакция нейтрализации

Реакция нейтрализации

Слайд 58 Напишите уравнения реакций

Напишите уравнения реакций между гидроксидом натрия и оксидом

между гидроксидом натрия и оксидом
углерода (IV), оксидом алюминия.
2NaOH

+ CO2 = Na2CO3 + H2O

NaOH + CO2 = NaHCO3

2NaOH + Al2O3 = 2NaAlO2 + H2O

2NaOH + Al2O3 + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]

(изб.)

Взаимодействие щелочей с кислотными и амфотерными оксидами.

Взаимодействие щелочей с амфотерными гидроксидами.

NaOH + Al(OH)3 = Na[Al(OH)4]

Взаимодействие щелочей с металлами, соединения
которых проявляют амфотерные свойства

2NaOH + 2Al + 6Н2О = 2Na[Al(OH)4] + 3Н2

Слайд 59 Взаимодействие щелочей с растворами солей.

При каких условиях реакция

идет до конца?
Реакция идет до конца, если в

результате образуется осадок.

Напишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и хлоридом железа (III). Рассмотрите реакцию с точки зрения ТЭД.

3NaOH + FeCl3 = ↓Fe(OH)3 + 3NaCl

3Na+ +3OH─ + Fe3+ + 3Cl─ = ↓Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl─

Fe3+ + +3OH─ = ↓Fe(OH)3

Взаимодействие щелочей с неметаллами

6NaOH + 3S = 2Na2S + Na2SO3 + 3H2O

3NaOH + 4P + 3H2O = PH3 + 3NaH2PO2

гипофосфит
калия

Кремний существует в виде двух модификаций-

Кремний существует в виде двух модификаций- кристаллической и аморфной. Более

кристаллической и аморфной. Более активна аморфная модификация. Порошок аморфного

кремния – бурого цвета. При подогревании смеси аморфного кремния и щелочи начинается бурная реакция. Кремний реагирует со щелочью с выделением водорода. В растворе образуется силикат натрия.

2NaOH + Si + H2O = Na2SiO3 + 2H2

Слайд 62 С6Н5ОН + NaOH

С6Н5ОН + NaOH   C6H5ONa + H2ОВзаимодействие гидроксида натрия с

C6H5ONa + H2О

Взаимодействие гидроксида натрия

с фенолом

При взаимодействии
гидроксида натрия с
фенолом образуется
фенолят натрия

Слайд 64 Применение NaOH
Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей

промышленности
и для бытовых нужд:
Каустик применяется в целлюлозно-бумажной промышленности.
В

производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-
волоконных плит

Слайд 65 2
Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и

2Для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств

других
моющих средств

Слайд 66 В древности

В древности во время стирки в воду добавляли

во время стирки в воду добавляли золу, и, по-видимому,

хозяйки обратили внимание, что если зола содержит жир, попавший в очаг во время приготовления пищи, то посуда хорошо моется.
О профессии мыловара (сапонариуса) впервые упоминает примерно в 385 г. н. э. Теодор Присцианус. Арабы варили мыло из масел и соды с VII века, сегодня мыла производятся тем же способом, что и 10 веков назад.

Слайд 67 3
В химических отраслях промышленности — для нейтрализации
кислот и кислотных

оксидов, как реагент или катализатор в
химических реакциях, в

химическом анализе для титрования,
для травления алюминия и в производстве чистых металлов,
в нефтепереработке —для производства масел.

Слайд 68 Для изготовления биодизельного топлива — получаемого из
растительных масел

и используемого для замены обычного
дизельного топлива.
Полученный эфир (главным

образом линолевой
кислоты) отличается хорошей воспламеняемостью,
обеспечиваемой высоким цетановым числом.
Цетановое число условная количественная
характеристика самовоспламеняемости дизельных
топлив в цилиндре двигателя (аналог октанового
числа для бензинов). Если для минерального
дизтоплива характерен показатель в 50-52 %, то
метиловый эфир уже изначально соответствует
56-58 % цетана. Сырьем для производства
биодизеля могут быть различные растительные
масла: рапсовое, соевое и другие, кроме тех, в
составе которых высокое содержание пальмитино-
вой кислоты (пальмовое масло). При его производ-
стве в процессе этерификации также образуется
глицерин который используется в пищевой,
косметической и бумажной промышленности.

Получение биодизеля

Слайд 69 5
В качестве агента для растворения засоров канализационных

5 В качестве агента для растворения засоров канализационных труб в виде

труб в виде сухих гранул или в составе гелей.

Гидроксид натрия
дезагрегирует засор и способствует лёгкому продвижению его
далее по трубе.

Слайд 70 6
6.В гражданской обороне для дегазации и нейтрализации
отравляющих

веществ, в том числе зарина, в ребризерах
(изолирующих дыхательных

аппаратах (ИДА), для очистки
выдыхаемого воздуха от углекислого газа.

Гидроксид натрия также используется для мойки пресс-форм
автопокрышек, называется Mold Cleaner фирмы «NALCO».

В приготовлении пищи: для мытья и очистки фруктов и овощей
от кожицы, в производстве шоколада и какао, напитков,
мороженого, окрашивания карамели, для размягчения маслин
и производстве хлебобулочных изделий. Зарегистрирован в
качестве пищевой добавки E524.

В косметологии для удаления ороговевших участков кожи:
бородавок, папиллом.

Слайд 71 Некоторые блюда готовятся с применением каустика:
Лютефиск — скандинавское блюдо

из рыбы —
сушёная треска вымачивается 5-6 дней в едкой
щёлочи

и приобретает мягкую, желеобразную
консистенцию

Bretzel-Брецель (Немецкие рогалики) —
перед выпечкой их обрабатывают в растворе
едкой щёлочи, которая способствует
образованию уникальной хрустящей корочки

Слайд 72 Соли.
карбонаты
гидрокарбонаты
нитраты
сульфаты
хлориды
Твердые кристаллические вещества ионного строения.
Большинство солей натрия

и калия растворимы в воде.
Наибольшее значение имеют карбонаты, сульфаты

и хлориды.
Ионы щелочных (натрий, калий) металлов участвуют в
регуляции деятельности сердца, нервной системы и ряда
других физиологических функций.

Слайд 73 Карбонат натрия.
Запишите формулу карбоната натрия.

Карбонат натрия.  Запишите формулу карбоната натрия. Na2CO3Na2CO3 образует кристаллогидрат Na2CO3·10Н2О,

Na2CO3
Na2CO3 образует кристаллогидрат Na2CO3·10Н2О, известный под
названием кристаллическая сода. Это

вещество применяют в
производстве

стекла,

бумаги,

мыла,

для устранения жесткости воды

Карбонаты

карбонат калия.
K2CO3
Запишите формулу карбоната калия.

Техническое название –

карбонат калия.K2CO3Запишите формулу карбоната калия. Техническое название – жидкого мылатугоплавкого стеклакак

жидкого мыла
тугоплавкого стекла
как калийное удобрение
поташ.
Карбонат калия используют
в

производстве

Слайд 75 гидрокарбонаты

Запишите формулу гидрокарбоната натрия.
NaНCO3
-

гидрокарбонаты  Запишите формулу гидрокарбоната натрия. NaНCO3- в химической промышленности —

в химической промышленности — для производства красителей, пенопластов и

других органических продуктов; товаров бытовой химии; наполнителей в огнетушителях.

Применяется:

- в легкой промышленности — в производстве искусственных кож,
кожевенном производстве (дубление и нейтрализация кож), текстильной
промышленности (отделка шелковых и хлопчатобумажных тканей).

- в пищевой промышленности — хлебопечении, производстве кондитерских
изделий, приготовлении напитков. Зарегистрирован в качестве пищевой
добавки E500

в медицине раствор питьевой соды используется в качестве слабого
антисептика для полосканий, а также как традиционное
кислотонейтрализующее средство от изжоги и болей в желудке.

Слайд 76 сульфаты
Запишите формулу сульфата натрия.
Na2SO4
Сульфат натрия образует кристаллогидрат

Na2SO4 · 10Н2О, известный под названием
глауберова соль
Применяется для

производства соды, стекла, как слабительное средство.

Запишите формулу сульфата калия.

К2SO4

К2SO4 –
ценное калийное удобрение

Слайд 77 хлориды

Запишите формулу хлорида натрия.
NaCl
Хлорид натрия

вместе с каменным углем, известняком и серой входит
в

так называемую «большую четверку» минерального сырья, наиболее
существенного для химической промышленности. Мировой объем добычи
соли к началу 21 в. достиг 200 млн. т, 60% которой потребляет химическая
промышленность (для производства хлора и гидроксида натрия, а также
бумажной пульпы, текстиля, металлов, резин и масел), 30% – пищевая,
10% приходится на прочие сферы деятельности.
Хлорид натрия используется, например, в качестве антигололедного
реагента

Слайд 78 Запишите формулу хлорида калия.
КCl

Запишите формулу хлорида калия. КCl    Хлорид калия является

Хлорид калия является наиболее распространённым калийным

удобрением. Применяется для производства гидроксида калия методом
электролиза. Иногда применяется в качестве добавки (E508) к поваренной
соли (так называемая «соль с пониженным содержанием натрия»).

Слайд 79 нитраты
Запишите формулу нитрата натрия.
NaNO3

нитратыЗапишите формулу нитрата натрия. NaNO3   Нитрат натрия применяют как

Нитрат натрия применяют как удобрение. Он является

компонентом
жидких солевых хладагентов, закалочных ванн в металлообрабатывающей
промышленности, теплоаккумулирующих составов. Нитрат натрия
используется как окислитель во взрывчатых веществах, ракетных топливах,
пиротехнических составах. Он применяется в производстве стекла и солей
натрия, в том числе нитрита, служащего консервантом пищевых продуктов.

Применяют как удобрение (калиевая