Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Политические учения Нового времени (XVII-XVIII)

Содержание

Политические учения Нового времениЭпоха ранних буржуазных революцийЭпоха
Политические учения Нового времениXVII-XVIII вв. Политические учения  Нового времениЭпоха    ранних Кризис феодального строяБожественное правоПраво человекаЦерковьГосударствоТеологическое мировоззрениеЮридическое мировоззрениеРационализм, т.е. оценка общественных отношений с Буржуазные революции проходили под флагом концепций:«естественного права»– это совокупность принципов, правил, ценностей, Эпоха буржуазных революций1566-16091642-16491789-1794 Какие направления политической мысли начинают формироваться в XVII-XVIII вв.? Гуго де Гроот Гроций Основные произведения:«О праве войны и мира. Три книги, Гуго ГроцийЯщик для книг, в котором в 1621 году Гуго Гроций сбежал Гуго ГроцийГосударство – результат сознательной деятельности людей, его возникновение явилось следствием договора. Гуго Гроций«Государство — это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права Гуго ГроцийПри создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав Гуго ГроцийНарод может изменить образ правления, если это право (явно или неявно) Гуго ГроцийДва вида права:  – естественное  – волеустановленное. Право коренится Гуго ГроцийЕстественное право — «столь незыблемо, что не может быть изменено даже Гуго ГроцийПозитивное(волеустановленное) правоПравочеловеческоевнутригосударственное и международноеПраво БожественноеИсточник – соглашение между людьми, народами, государствамиИсточник Бенедикт (Барух) Спиноза Основные произведения:«Богословско-политический трактат»,«Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др. 1632-1677 СпинозаПо природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. СпинозаЦель государства – свобода, мир и безопасность его граждан Аристократия – форма СпинозаС созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех СпинозаОтстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на которые Как проявилось влияние революции во взглядах  Спинозы? Томас ГоббсОсновные произведения:«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Томас ГоббсВажнейшее «искусственное  тело», создаваемое человеком – государство. Чтобы познать государство, Томас ГоббсГосударство – великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог: Томас ГоббсЧеловеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются в Томас ГоббсУчастники договора сохраняют некоторые из естественных прав: право на жизнь, экономические Томас ГоббсГосударство — «есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя Томас ГоббсФорма государства:Государства основаны:на «установлении», в результате общественного договорана «приобретении», в результатефизическойсилы Томас ГоббсГосударственная власть едина и ничем не ограничена. Каждая из этих форм Задачи  государственной  власти:обеспечение равной для всех справедливости,незыблемости договоров, равных налогов,установление Левиафану как символу абсолютной власти противостоит Бегемот, символ гражданской войны и революцииНарод имеет право на восстание Томас ГоббсПраво включает в себя естественные законы, которые к исполнению необязательны (свобода Томас ГоббсХороший закон – тот, который необходим для блага народа и одновременно Томас ГоббсЦерковные институты должны быть подчинены светской, государственной власти.Религия — необходимая духовная Как проявилось влияние Английской революции во взглядах  Гоббса? Джон Локк Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и др. 1632-1704 Джон Локк«Естественное состояние», при котором «всякая власть и всякое право являются взаимными, Джон Локка) сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые не Джон ЛоккГосударство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими Джон ЛоккФормы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия противоречит Джон Локкрегулирует отношения с другими государства-ми. Исполнитель-ная власть в области внешних сношенийосновная Джон ЛоккВысшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но Как проявилось влияние революции во взглядах  Локка?Какое значение Локк придает закону? Эпоха Просвещения Просвещение – культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли разума Вольтер  Мари Франсуа Аруэ Основные произведения: «Философские письма», «Метафизический трактат»«Основания философии ВольтерПервоначальная форма государства – не монархия, а республика. Монархия возникла позднее в Вольтер и ЦерковьВольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. НО: Вольтер: программа реформуничтожение привилегий духовенства, упразднение особых церковных судов, которые действовали во отмена феодальных повинностей крестьян,уничтожение таможен, внутри Франции, на границах крупных феодальных владенийединое ВольтерЕстественные законы – это законы разума, законы, которые дает человечеству природа: «Быть Какое значение Вольтер придает закону? ВольтерРавенство = формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий и Мари Франсуа Аруэ ВольтерЧастную собственность — необходимое условие благоустроенного общества. Только собственники Шарль Луи де Секондá барон де Ла Бред де Монтескьё Основные произведения:«Персидские Шарль Луи де Монтескьё Принимал в целом идею «естественного состояния» Отверг концепцию, Шарль Луи де Монтескьё Возникновение государства — исторически закономерный процесс. Государство и Шарль Луи де Монтескьё Идеал Монтескьё — английская конституцион-ная монархия Цель любой Шарль Луи де Монтескьё Небольшие государстваГосударствасредней величиныОбширные территорииРеспублика может существовать и на Шарль Луи де Монтескьё Властьсудебнаяточно применяет закон, карает преступленияразрешает столкновениячастных лицисполнительнаяпредназначенадля исполнения Шарль Луи де Монтескьё Только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает долговременную Шарль Луи де Монтескьё Естественное право предшествует позитивному, которое есть результат человеческого Шарль Луи де Монтескьё Моральные причины воздействуют на общий дух нации сильнее, Шарль Луи де Монтескьё Три вида законов: закон наций (относящийся к международным Шарль Луи де Монтескьё Поведение людей регулируется различными законами: естественным правом,божественным (право Законо-дательнаявластьСудебная властьШ. Л. де Монтескьё «Дух законов»республикамонархиядеспотияПрирода вещейстрахчестьдобродетельаристократиядемократияформы хозяйстватерриторияклиматобраз жизниИсполни-тельнаявластьРазделение властейФормы правленияветоконтроль С какими идеями Ш. Монтескье вы согласны (не согласны)? Жан-Жак РуссоОсновные произведения:«Об общественном договоре, или Принципы политического права»«Исповедь»«Рассуждение по вопросу: способствовало Жан-Жак РуссоЕстественное состояние делится на два периода. Первый – состояние дикости, которое Жан-Жак РуссоПоявление частной собственности ? конфликты по поводу ее распределения. Богатые члены Жан-Жак РуссоОбщественный договор — реализация народного суверенитета и равенства граждан посредством подчинения Жан-Жак РуссоИмущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате договора Жан-Жак РуссоОбщественный договор ≠ договор между подданными и правителямиОбщественный договор – соглашение Жан-Жак РуссоИсполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа. Правительство Жан-Жак РуссоТолько республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной на системе законов, принятых Жан-Жак РуссоЗакон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные и В чем новизна взглядов Ж.Ж.Руссо по сравнению с предшествующими мыслителями? Жан МельеОсновные произведения: «Завещание».1664–1729Издано в 1864 г.? Жан МельеЖ. Мелье осуждает зло и несправедливость, царящие в миреВсе люди равны Жан Мелье«Справедливое и разумное» общество то, в котором уничтожена частная собственность. В Жан Мелье«Одни утопают в роскоши, тогда как другие умирают от голода; одни Жан МельеСоциалистические преобразования поднимут уровень развития производительных силЛюди будут жить во дворцах, Жан Мелье Ж. Мелье подвергает суровой критике абсолютизм. Он осуждает повсеместную тиранию Жан Мелье«Объединяйтесь же, народы! ...Вас губит то, что вы сражаетесь друг против Габриэль Мабли1709-1785 Габриэль МаблиЧеловек всегда любит себя, Габриэль МаблиЕстественные нормы морали и естественный коллективистский строй с общим владением имуществом Гракх Бабёф (Франсуа Ноэль)Критика формального, «бумажного» равенства перед закономФормальному равенству противопоставлял равенство Гракх БабёфРавенство — первое требование природы. Причина всякого неравенства — частная собственность. Гракх БабёфЦель новой революции — уничтожение неравенства, восстановление всеобщего счастья. «Французская революция Гракх БабёфПринцип обязательности труда: труд должен стать обязательным для всех, а продукты Гракх БабёфНет различия «в ценности и почетности отдельных видов человеческого труда» Гракх БабёфПлан создания огромной национальной общины, которой передаются имущества, перешедшие во время Гракх БабёфКаждый член национальной общины обязан трудиться «в области сельского хозяйства и Гракх БабёфНасильственный захват власти («заговор равных»). При установлении (но лишь на время Гракх БабёфРаздел имущества аристократии и буржуазии между обездоленными не способен обеспечить равенства. Консерватизм– идейно-политическоетечение, отстаивающее неизменностьсуществующего государственного порядка, и сохранение традиционных ценностей. Для консерватизма КонсерватизмВпервые термин «консерватизм» употреблен французским писателем Франсуа Шатобрианом (1768-1848 гг.).Он выражал идеологию КонсерватизмЭто консервативное течение появилось в результате Французской революции и объединяло тех мыслителей, ТрадиционализмРодоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет «Размышления ТрадиционализмРодоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет «Размышления ТрадиционализмЭдмунд Бёрк: «для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие Жозеф Мари де Местр Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения о Жозеф Мари де МестрОтношение подданных к государству определяется не правом, а нравственной Жозеф Мари де МестрГосударство – это иерархически упорядоченное на основе суверенной власти Жозеф Мари де МестрНастоящее полновластное государство — только абсолютная монархия, особенно теократическая Жозеф Мари де МестрПодлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из элементов, Какие направления политической мысли начинают формироваться в XVII-XVIII вв.?Каковы особенности процессы развития
Слайды презентации

Слайд 2 Политические учения Нового времени
Эпоха ранних

Политические учения Нового времениЭпоха  ранних

буржуазных революций
Эпоха Просвещения

Слайд 3 Кризис феодального строя
Божественное право
Право человека
Церковь
Государство
Теологическое
мировоззрение
Юридическое
мировоззрение
Рационализм, т.е.

Кризис феодального строяБожественное правоПраво человекаЦерковьГосударствоТеологическое мировоззрениеЮридическое мировоззрениеРационализм, т.е. оценка общественных отношений

оценка общественных отношений с позиции «здравого разума», применение к

ним правил логики





Слайд 4 Буржуазные революции проходили под флагом концепций:
«естественного права»
– это совокупность

Буржуазные революции проходили под флагом концепций:«естественного права»– это совокупность принципов, правил,

принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека.
«общественного договора»

философско-юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому

Слайд 5 Эпоха буржуазных революций
1566-1609
1642-1649
1789-1794

Эпоха буржуазных революций1566-16091642-16491789-1794

Слайд 6 Какие направления политической мысли начинают формироваться в XVII-XVIII

Какие направления политической мысли начинают формироваться в XVII-XVIII вв.?

вв.?


Слайд 7 Гуго де Гроот Гроций
Основные произведения:
«О праве войны

Гуго де Гроот Гроций Основные произведения:«О праве войны и мира. Три

и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право

и право народов, а также принципы публичного права»
«Свободное море»
и др.

1583-1645


Слайд 8 Гуго Гроций
Ящик для книг, в котором в 1621

Гуго ГроцийЯщик для книг, в котором в 1621 году Гуго Гроций

году Гуго Гроций сбежал из тюрьмы в замке Левенштейн

после трехлетнего заключения.

Слайд 9 Гуго Гроций
Государство – результат сознательной деятельности людей, его

Гуго ГроцийГосударство – результат сознательной деятельности людей, его возникновение явилось следствием

возникновение явилось следствием договора.
Каждая существующая форма правления имеет

своим источником общественный договор

Естественные качества людей

Разум

Общительность

Договор о создании государства

«Естественное состояние»


Слайд 10 Гуго Гроций
«Государство — это совершенный союз свободных людей,

Гуго Гроций«Государство — это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения

заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
Признак государства

– верховная власть.

Атрибуты верховной власти:
– издание законов,
– правосудие,
– назначение должностных лиц и руководство их деятельностью,
– взимание налогов,
– вопросы войны и мира,
– заключение международных договоров.


Слайд 11 Гуго Гроций
При создании государства народ мог избрать любую

Гуго ГроцийПри создании государства народ мог избрать любую форму правления; но,

форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям

и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться

Три формы правления:
монархия
аристократия
демократия
Симпатии — аристократическому или монархическому правлению.


Слайд 12 Гуго Гроций
Народ может изменить образ правления, если это

Гуго ГроцийНарод может изменить образ правления, если это право (явно или

право (явно или неявно) оставлено за ним общественным договором,

либо если договор расторгнут правителями государства
Если король помышляет против всего народа и ведет истребительную войну, то это оправдывает восстание народа.
Если монарх не выполняет условия общественного договора, подданные вправе расторгнуть общественный договор.
Народ имеет право на сопротивление узурпатору, незаконно захватившему власть.

Слайд 13 Гуго Гроций
Два вида права:
– естественное

Гуго ГроцийДва вида права: – естественное – волеустановленное. Право коренится в

– волеустановленное.
Право коренится в стремлении человека к спокойному

и направленному разумом общению с другими людьми. Это стремление свойственно каждому индивиду.
Право – сумма норм, которые оформляют и закрепляют правила общения между людьми.

Слайд 14 Гуго Гроций
Естественное право — «столь незыблемо, что не

Гуго ГроцийЕстественное право — «столь незыблемо, что не может быть изменено

может быть изменено даже Богом».
Источник — природа человека
Нормы права:
воздержание

от незаконного приобретения чужого имущества,
возвращение этой вещи,
соблюдение данных обязательств,
возмещение виновным причиненного вреда,
заслуженное наказание провинившихся в чем-либо и т.д.

Слайд 15 Гуго Гроций
Позитивное
(волеустановленное) право
Право
человеческое
внутригосударственное
и международное
Право
Божественное
Источник –
соглашение

Гуго ГроцийПозитивное(волеустановленное) правоПравочеловеческоевнутригосударственное и международноеПраво БожественноеИсточник – соглашение между людьми, народами,

между людьми,
народами, государствами
Источник –
естественное право
«Природа может слыть

как бы прародительницей внутригосударственного права».

Слайд 16 Бенедикт (Барух) Спиноза
Основные произведения:
«Богословско-политический трактат»,
«Политический трактат»,
«Этика,

Бенедикт (Барух) Спиноза Основные произведения:«Богословско-политический трактат»,«Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим способом» и др. 1632-1677

доказанная геометрическим способом»
и др.
1632-1677


Слайд 17 Спиноза
По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное

СпинозаПо природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и

состояние конфликтно и нестабильно.
Все имеют право на все

по своему произволу и желанию, поэтому люди в естественном состоянии равны.
По естественному праву «человек человеку – волк» (Homo homini lupus est).

Выход из этого состоит в переходе из естественного состояния к общественному посредством заключения общественного договора.
Объединяясь в государство, люди подчиняются единому закону и единой суверенной власти.


Слайд 18 Спиноза
Цель государства – свобода, мир и безопасность его

СпинозаЦель государства – свобода, мир и безопасность его граждан Аристократия –

граждан
Аристократия – форма более предпочтительная, т.к. власть принадлежит

привилегированной верхушке (патрициату) и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства.

Монархия может быть хорошей формой лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением.

Демократия – форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека, где все граждане (если они не лишены этого права из-за преступления или бесчестья) участвуют в управлении государством


Слайд 19 Спиноза
С созданием государства создается общее для всех право,

СпинозаС созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами

которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей.
Это

общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединение людей в единое целое, именуется властью.

Право делится на естественное и волеустановленное.
Естественное право – «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все».
Его источник – «здравый смысл».
Волеустановленное право – «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели».
Его источник – обязательство, вытекающее из соглашения либо вынуждаемое иным образом.


Слайд 20 Спиноза
Отстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости

СпинозаОтстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на

естественных прав, на которые не может посягать государство.
Отвергая

в принципе право подданных на сопротивление властям, он все же считает, что в случае нарушения договора со стороны государства, народ может реализовать свое естественное право на восстание.

Слайд 21 Как проявилось влияние революции во взглядах Спинозы?

Как проявилось влияние революции во взглядах Спинозы?

Слайд 22 Томас Гоббс
Основные произведения:
«Левиафан, или Материя, форма и власть

Томас ГоббсОсновные произведения:«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и

государства церковного и гражданского».
Этот труд состоит из четырех

частей:
«О человеке»,
«О государстве»,
«О христианском государстве»,
«Царство тьмы».

1588-1679


Слайд 23 Томас Гоббс
Важнейшее «искусственное тело», создаваемое человеком –

Томас ГоббсВажнейшее «искусственное тело», создаваемое человеком – государство. Чтобы познать государство,

государство.
Чтобы познать государство, необходимо предварительно исследовать человека, его

природу, способности и склонности.

?


Слайд 24 Томас Гоббс
Государство – великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный

Томас ГоббсГосударство – великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной

человек или земной бог:
суверен - душа,
тайные агенты

– глаза государства,
судьи и чиновники – суставы,
советники – память,
законы – разум и воля,
награды и наказания – нервы и т.д.

Слайд 25 Томас Гоббс
Человеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния,

Томас ГоббсЧеловеческое общество вначале проходит стадию естественного состояния, когда люди подчиняются

когда люди подчиняются в основном лишь своим чувственным влечениям

и руководствуются естественным правом.
Естественное право – это право самосохранения, которое состоит в свободе делать или не делать что-либо в целях этого сохранения.
Так как интересы и право одного сталкиваются с аналогичным правом другого, то в обществе царит «война всех против всех», грозящая людям истреблением.

Возможный выход из этого положения – заключение общественного договора (каждый соглашается с каждым), в результате которого возникает государство.


?


Слайд 26 Томас Гоббс
Участники договора сохраняют некоторые из естественных прав:

Томас ГоббсУчастники договора сохраняют некоторые из естественных прав: право на жизнь,

право на жизнь, экономические и семейные отношения, воспитание и

др.

Участники договора отказываются от значительной части своих естественных прав, отчуждая их в пользу суверена (человека или собрания людей) и подчиненных ему служителей.


Слайд 27 Томас Гоббс
Государство — «есть единое лицо, ответственным за

Томас ГоббсГосударство — «есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало

действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой

огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Слайд 28 Томас Гоббс
Форма государства:
Государства основаны:
на «установлении»,
в результате
общественного

Томас ГоббсФорма государства:Государства основаны:на «установлении», в результате общественного договорана «приобретении», в


договора
на «приобретении»,
в результате
физической
силы
Народоправство
демократия
Монархия,
власть одного
Аристократия,
власть немногих
лучших


Слайд 29 Томас Гоббс
Государственная власть едина и ничем не ограничена.

Томас ГоббсГосударственная власть едина и ничем не ограничена. Каждая из этих


Каждая из этих форм имеет право на существование, если

преследует цель обеспечения мира и безопасности.
Именно абсолютная власть монарха (суверена) — гарант мира и реализации естественных законов.

Благо монарха = благо народа
Разделение власти = вражда между властями
Право наследования придает государству прочность


Слайд 30 Задачи государственной власти:
обеспечение равной для всех справедливости,
незыблемости договоров,

Задачи государственной власти:обеспечение равной для всех справедливости,незыблемости договоров, равных налогов,установление равного


равных налогов,
установление равного для всех суда присяжных,
гарантии права на

защиту.

Слайд 31 Левиафану как символу абсолютной власти противостоит Бегемот, символ

Левиафану как символу абсолютной власти противостоит Бегемот, символ гражданской войны и революцииНарод имеет право на восстание

гражданской войны и революции
Народ имеет право на восстание


Слайд 32 Томас Гоббс
Право включает в себя естественные законы, которые

Томас ГоббсПраво включает в себя естественные законы, которые к исполнению необязательны

к исполнению необязательны (свобода делать или не делать), а

также позитивные (гражданские) законы, регулирующие общественные отношения и основанные на принуждении верховной власти.

Различает понятия право и закон
Право — свобода делать что-то или не делать
Закон предписывает или обязывает делать то, либо другое.


Слайд 33 Томас Гоббс
Хороший закон – тот, который необходим для

Томас ГоббсХороший закон – тот, который необходим для блага народа и

блага народа и одновременно общепонятен и краток.
Законы только

в том случае обладают обязательной силой, если они известны, в противном случае они вообще не являются законами

Одно из важнейших полномочий суверена, образованного в результате общественного соглашения – издание хороших законов.


Слайд 34 Томас Гоббс
Церковные институты должны быть подчинены светской, государственной

Томас ГоббсЦерковные институты должны быть подчинены светской, государственной власти.Религия — необходимая

власти.
Религия — необходимая духовная пища масс
После смерти Т. Гоббса

его сочинения в Англии были запрещены, а «Левиафан» публично сожжен.

Слайд 35 Как проявилось влияние Английской революции во взглядах

Как проявилось влияние Английской революции во взглядах Гоббса?

Гоббса?


Слайд 36 Джон Локк
Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме»,

Джон Локк Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» и др. 1632-1704


«Два трактата о государственном правлении» и др.
1632-1704


Слайд 37 Джон Локк
«Естественное состояние», при котором «всякая власть и

Джон Локк«Естественное состояние», при котором «всякая власть и всякое право являются

всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого»,

т.е. состоянии, в котором господствовали свобода и равенство – естественные права человека.
К естественным правам относится и собственность (право на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты).

Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры, возникающие между людьми

В целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав.




Слайд 38 Джон Локк
а) сохранение в политическом обществе тех естественных

Джон Локка) сохранение в политическом обществе тех естественных прав человека, которые

прав человека, которые не были, согласно договору, переданы в

ведение государства;
б) подчинение воле большинства при сохранении неприкосновенности прав личности и отсутствии угрозы ее интересам; 
в) обязательность для всех без исключения принятых законов;
г) сохранение свободы граждан.

Общественный договор — двустороннее соглашение народа и государства, предполагающее взаимное соблюдение ими определенных условий.




Слайд 39 Джон Локк
Государство не может отнять у человека основные

Джон ЛоккГосударство не может отнять у человека основные права: право на

права:
право на жизнь,
владение имуществом,
свободу и равенство,


право народа на восстание против деспотической власти.
Государство обязано охранять, естественные права, которые возникли раньше, чем государство.
Естественные права = неотчуждаемые права – границы власти и действия государства.
Созданное на основе общественного договора государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей.

Слайд 40 Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно

Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой

целое под эгидой ими же установленного общего закона и

создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.




Джон Локк

Цель государства – общее благо



Слайд 41 Джон Локк
Формы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или

Джон ЛоккФормы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия

выборная).
Абсолютная монархия противоречит сути общественного договора, т.к. ставит

короля выше закона. «Чем меньше прав у короля, тем лучше король»
Каждая из форм не застрахована от вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права».

Смена форм государства – нормальное явление


Слайд 42 Джон Локк
регулирует отношения с другими государства-ми.
Исполнитель-ная власть

Джон Локкрегулирует отношения с другими государства-ми. Исполнитель-ная власть в области внешних

в области внешних сношений
основная власть (верховная), непосредствен-но вытекает из

общественного договора

Государственная
власть

законодательная

исполнительная

федеративная

реализует на практике решения законодатель-ной власти и осуществляет контроль за их исполнением.
Суд – часть исполнитель-ной власти


Слайд 43 Джон Локк
Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому

Джон ЛоккВысшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная,

подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона, поэтому «народ

вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат их делу».

Правительство должно не изобретать законы, а находить их.
Именно закон предшествует государству, а не наоборот.

Признаки закона:
стабильность и долговременность действия,
равный для всех (для богатых и бедных),
закон создается для блага людей, а не для их подавления


Слайд 44 Как проявилось влияние революции во взглядах Локка?
Какое

Как проявилось влияние революции во взглядах Локка?Какое значение Локк придает закону?

значение Локк придает закону?


Слайд 45 Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения

Слайд 46 Просвещение – культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении

Просвещение – культурно-идеологическое, философское течение, основанное на убеждении в решающей роли

в решающей роли разума в жизни человека и общества.


Для Просвещения характерно:
отрицание всевластия государства и церкви,
стремление освобождения личности от сословных и религиозных ограничений,
демократизм, связанный с приобщением к культуре и знанию широких слоев общества,
рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума.

Эпоха Просвещения


Слайд 47 Вольтер Мари Франсуа Аруэ
Основные произведения: «Философские письма»,

Вольтер Мари Франсуа Аруэ Основные произведения: «Философские письма», «Метафизический трактат»«Основания философии


«Метафизический трактат»
«Основания философии Ньютона»,
«Век Людовика XIV»,
«Опыт о нравах

и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII»,
«История Российской империи в царствование Петра Великого»,
«Карманный философский словарь»,
«Несведущий философ» и др.

1694–1778


Слайд 48 Вольтер
Первоначальная форма государства – не монархия, а республика.

ВольтерПервоначальная форма государства – не монархия, а республика. Монархия возникла позднее

Монархия возникла позднее в результате завоевания и возвышения военного

вождя
Просвещенный король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ.

Просвещенный абсолютизм в результате реформ – без революции – должен уступить место конституционной монархии


Слайд 49 Вольтер и Церковь
Вольтер выступал против католической церкви, против

Вольтер и ЦерковьВольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма.

духовенства и фанатизма.
НО: Вольтер учитывал значение религии как

средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа

«Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать»


Слайд 50 Вольтер: программа реформ
уничтожение привилегий духовенства,
упразднение особых церковных

Вольтер: программа реформуничтожение привилегий духовенства, упразднение особых церковных судов, которые действовали

судов, которые действовали во Франции,
изъятие у церкви регистрации

актов гражданского состояния, которая должна, производиться органами государства.

перевод всего духовенства на жалованье
превращение духовных лиц в государственных чиновников


Слайд 51 отмена феодальных повинностей крестьян,
уничтожение таможен, внутри Франции, на

отмена феодальных повинностей крестьян,уничтожение таможен, внутри Франции, на границах крупных феодальных

границах крупных феодальных владений
единое право вместо бесчисленных кутюмов, то

есть систем местного права, различных в каждой провинции




Вольтер: программа реформ

борьба за науку и прогресс
«союз королей и философов» расчистит почву для развития человеческого общества


Слайд 52 Вольтер
Естественные законы – это законы разума, законы, которые

ВольтерЕстественные законы – это законы разума, законы, которые дает человечеству природа:

дает человечеству природа:
«Быть свободным, иметь вокруг себя только

равных – такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».
Свобода – отмена крепостнических отношений.

Свобода – это свобода мысли, свобода печати, свобода совести; отсутствие всякого произвола:
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».


Слайд 53 Какое значение Вольтер придает закону?

Какое значение Вольтер придает закону?

Слайд 54 Вольтер
Равенство = формальное равенство перед законом, то есть

ВольтерРавенство = формальное равенство перед законом, то есть отмену феодальных привилегий

отмену феодальных привилегий и установление равной для всех гражданской

правоспособности
Равенство ≠ равенство общественного положения:
«В нашем несчастном мире, не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделялись бы на два класса, один класс богатых, другой – бедных».

Слайд 55 Мари Франсуа Аруэ Вольтер
Частную собственность — необходимое условие

Мари Франсуа Аруэ ВольтерЧастную собственность — необходимое условие благоустроенного общества. Только

благоустроенного общества.
Только собственники должны наделяться политическими правами.
«Свобода

труда» — свобода буржуазной эксплуатации: право продавать свой труд тому, кто больше за него предложит.
Буржуазные общественные порядки должны сменить крепостничество, тормозившее дальнейшее экономическое развитие Франции

Политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства.
«Когда чернь примется рассуждать – все погибло».
Реформы должны производиться «сверху»


Слайд 56 Шарль Луи де Секондá барон де Ла Бред де

Шарль Луи де Секондá барон де Ла Бред де Монтескьё Основные

Монтескьё
Основные произведения:
«Персидские письма»,
«Размышления о причинах величия и падения

римлян»,
«О духе законов» (включено Папой в Индекс запрещенных книг).

1689-1755


Слайд 57 Шарль Луи де Монтескьё
Принимал в целом идею

Шарль Луи де Монтескьё Принимал в целом идею «естественного состояния» Отверг

«естественного состояния»
Отверг концепцию, при которой образование государства выводилось

из требований естественного права.
Не принял и само понятие общественного договора.

Слайд 58 Шарль Луи де Монтескьё
Возникновение государства — исторически

Шарль Луи де Монтескьё Возникновение государства — исторически закономерный процесс. Государство

закономерный процесс.
Государство и право появились вследствие войн, а

не договора.

Общественный договор — вручение народом власти правителям, где народ лишь делегирует свою власть и, следовательно, вправе без согласия правителей изменить форму государства

!


Слайд 59 Шарль Луи де Монтескьё
Идеал Монтескьё — английская

Шарль Луи де Монтескьё Идеал Монтескьё — английская конституцион-ная монархия Цель

конституцион-ная монархия
Цель любой формы государства — сохранение свободы

на основе закона

Формы правления

«правильные»

«неправильные»

Республика
Любовь
к отечеству

Монархия
Честь

Деспотия
Произвол,
беззаконие

демократия

аристократия


Слайд 60 Шарль Луи де Монтескьё
Небольшие государства
Государства
средней
величины
Обширные
территории
Республика

Шарль Луи де Монтескьё Небольшие государстваГосударствасредней величиныОбширные территорииРеспублика может существовать и

может существовать и на большой территории, при условии, что

эта форма государства будет иметь федеративное устройство





Слайд 61 Шарль Луи де Монтескьё
Власть
судебная
точно
применяет
закон,
карает

Шарль Луи де Монтескьё Властьсудебнаяточно применяет закон, карает преступленияразрешает столкновениячастных лицисполнительнаяпредназначенадля


преступления
разрешает
столкновения
частных лиц
исполнительная
предназначена
для исполнения
законов
устанавливаемых
законодательной
властью
законодательная
выявляет право
и формулирует его

в
виде положительных
законов государства

Верхняя
палата

Нижняя
палата

контроль

контроль

вето


Слайд 62 Шарль Луи де Монтескьё
Только баланс интересов различных

Шарль Луи де Монтескьё Только баланс интересов различных социальных групп обеспечивает

социальных групп обеспечивает долговременную стабильность государства.
Принцип разделения =

принцип сдерживания – власть должна принадлежать разным государственным органам.
Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, одного учреждения или одного сословия ведет к злоупотреблению и произволу.

Слайд 63 Шарль Луи де Монтескьё
Естественное право предшествует позитивному,

Шарль Луи де Монтескьё Естественное право предшествует позитивному, которое есть результат

которое есть результат человеческого разума и воплощение справедливости.
Позитивные

законы — результат закономерного воздействия физических и моральных факторов на правотворческий процесс, т.е. закон (дух закона) зависит от климата страны, ее географического положения, формы правления, обычаев, числа людей и пр.

Слайд 64 Шарль Луи де Монтескьё
Моральные причины воздействуют на

Шарль Луи де Монтескьё Моральные причины воздействуют на общий дух нации

общий дух нации сильнее, чем физические
общий дух, нравы,
законы

нации

Физические причины

Моральные причины

Климат

Размеры
страны

Расположение
страны

Численность
населения

Принципы
политического
строя

Религия

Обычаи

Нравственные
убеждения

Другие
факторы

Другие
факторы

Азиатские народы склонны к подчинению, европейцы – к господству

?


Слайд 65 Шарль Луи де Монтескьё
Три вида законов:
закон

Шарль Луи де Монтескьё Три вида законов: закон наций (относящийся к

наций (относящийся к международным отношениям),
закон политический (регулирует отношения правительства

и граждан),
гражданский закон (регулирует взаимоотношения граждан).

Слайд 66 Шарль Луи де Монтескьё
Поведение людей регулируется различными

Шарль Луи де Монтескьё Поведение людей регулируется различными законами: естественным правом,божественным

законами:
естественным правом,
божественным (право религии),
церковным (каноническим),
международным правом (вселенским

гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной),
общим государственным правом, относящимся ко всем обществам,
частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество,
правом завоевания,
гражданским правом отдельных обществ,
семейным правом

Слайд 67 Законо-
дательная
власть

Судебная
власть
Ш. Л. де Монтескьё «Дух законов»
республика
монархия
деспотия
Природа вещей
страх
честь
добродетель
аристократия
демократия
формы

Законо-дательнаявластьСудебная властьШ. Л. де Монтескьё «Дух законов»республикамонархиядеспотияПрирода вещейстрахчестьдобродетельаристократиядемократияформы хозяйстватерриторияклиматобраз жизниИсполни-тельнаявластьРазделение властейФормы правленияветоконтроль

хозяйства
территория
климат
образ жизни
Исполни-
тельная
власть
Разделение властей
Формы правления
вето
контроль



Слайд 68 С какими идеями Ш. Монтескье вы согласны (не

С какими идеями Ш. Монтескье вы согласны (не согласны)?

согласны)?


Слайд 69 Жан-Жак Руссо
Основные произведения:
«Об общественном договоре, или Принципы политического

Жан-Жак РуссоОсновные произведения:«Об общественном договоре, или Принципы политического права»«Исповедь»«Рассуждение по вопросу:

права»
«Исповедь»
«Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств

очищению нравов?»,
«Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми»,
«Суждение о вечном мире»,
роман «Эмиль, или О воспитании» и др.

1712-1778


Слайд 70 Жан-Жак Руссо
Естественное состояние делится на два периода.
Первый

Жан-Жак РуссоЕстественное состояние делится на два периода. Первый – состояние дикости,

– состояние дикости, которое продолжается тысячелетия.
Второе – цивилизация,

возникновение семьи, появление зачатков морали, частной собственности, имущественного неравенства

Слайд 71 Жан-Жак Руссо
Появление частной собственности ? конфликты по поводу

Жан-Жак РуссоПоявление частной собственности ? конфликты по поводу ее распределения. Богатые

ее распределения.
Богатые члены общества придумали выход, который вроде

бы отвечал интересам всех людей, но на самом деле закреплял их господство: принять соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все.
Такое соглашение – обман

Естественное
состояние
дикость

Человек
общественный
свобода

Имущественное
неравенство
регресс свободы

Политическое
неравенство
гражданское общество


Ц
И
В
И
Л
И
З
А
Ц
И
Я

Государство
деспотия

Подлинный
общественный
договор


Слайд 72 Жан-Жак Руссо
Общественный договор — реализация народного суверенитета и

Жан-Жак РуссоОбщественный договор — реализация народного суверенитета и равенства граждан посредством

равенства граждан посредством подчинения каждого индивида общей воле, выражающей

интересы всего общества.
Общая воля ≠ «воля всех».
Общая воля выражает общие интересы, воля всех – частные, т.е. является суммой механическим сложением изъявленных воль частных лиц.
Воля и право большинства главенствуют над волей и правом личности.
Государственные решения должны приниматься на основании всеобщей воли.

Подлинный общественный договор, где сувереном является народ

?


Слайд 73 Жан-Жак Руссо
Имущество и личность становятся объектом защиты всего

Жан-Жак РуссоИмущество и личность становятся объектом защиты всего общества. В результате

общества.
В результате договора образуется республика, в которой господствует

общая воля.
Предел государственной власти определяется общественной пользой.
Все граждане равноправны и выступают одновременно и как законодатели, и как правительство.

Суверенитет
государства

Народный
суверенитет


При переходе к государству человек отчуждает в пользу образуемого суверена (народа) естественные права на защиту своего имущества и своей личности, т.е. народ — суверен («вся государственная власть исходит от народа»).
Изъятые «мнимые» права возмещаются гражданину, как члену народа-суверена в виде установленных общественном договором гражданских прав и свобод (т.е. происходит обмен естественного состояния на гражданское).


Слайд 74 Жан-Жак Руссо
Общественный договор ≠ договор между подданными и

Жан-Жак РуссоОбщественный договор ≠ договор между подданными и правителямиОбщественный договор –

правителями
Общественный договор – соглашение равных субъектов
Народный суверенитет имеет два

признака: он неотчуждаем и неделим.

Против представительной формы правления.
Законодательные полномочия должен осуществлять сам народ, все взрослое мужское население государства

Против доктрины разделения властей. Народоправство исключает необходимость разделения властей. Чтобы избежать произвола достаточно:
разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов
подчинить исполнительную власть суверену

Доктрина разделения
властей

Идея разграничения
функций государства



Слайд 75 Жан-Жак Руссо
Исполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому

Жан-Жак РуссоИсполнительная власть принадлежит Правительству (части народа), назначаемому декретом, постановлением народа.

декретом, постановлением народа.
Правительство приводит в исполнение законы и

создается с условием готовности «жертвовать Правительством для народа, а не народом для Правительства».
Для контроля над Правительством периодически созываются народные собрания, которые решают вопрос: сохранить правительство или расторгнуть общественный договор.

Законодательная власть принадлежит народу.


Слайд 76 Жан-Жак Руссо
Только республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной

Жан-Жак РуссоТолько республика позволяет реализовать принципы демократии, основанной на системе законов,

на системе законов, принятых собранием граждан.
При народовластии возможна

только одна форма правления – республика, форма организации правительства может быть различной:
монархия
аристократия
демократия
в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении

Слайд 77 Жан-Жак Руссо
Закон – выражение общей воли.
Виды законов:

Жан-Жак РуссоЗакон – выражение общей воли. Виды законов: политические, гражданские, уголовные


политические,
гражданские,
уголовные и
«наиболее важные из всех» –

нравы, обычаи и общественное мнение.
К общественному договору относятся только политические законы.
При разработке законов законодатель должен учитывать географические факторы, нравы народа, его «зрелость».

?


Слайд 78 В чем новизна взглядов Ж.Ж.Руссо по сравнению с

В чем новизна взглядов Ж.Ж.Руссо по сравнению с предшествующими мыслителями?

предшествующими мыслителями?


Слайд 79 Жан Мелье
Основные произведения: «Завещание».
1664–1729
Издано в 1864 г.
?

Жан МельеОсновные произведения: «Завещание».1664–1729Издано в 1864 г.?

Слайд 80 Жан Мелье
Ж. Мелье осуждает зло и несправедливость, царящие

Жан МельеЖ. Мелье осуждает зло и несправедливость, царящие в миреВсе люди

в мире
Все люди равны по природе
Все имеют равное право

жить, пользоваться своей свободой и земными благами.
Зло состоит в том, что за счет народа живет множество тунеядцев — дворяне и духовенство.
Дворяне беспощадно терзают простой народ
Дворяне требуют в свою пользу разные взносы, чтобы им отрабатывали барщину, требуют для себя услуг, которые, собственно, никто не обязан им оказывать.

Слайд 81 Жан Мелье
«Справедливое и разумное» общество то, в котором

Жан Мелье«Справедливое и разумное» общество то, в котором уничтожена частная собственность.

уничтожена частная собственность.
В этом обществе люди будут «владеть

благами и богатствами земли сообща и на равных правах и пользоваться ими также сообща и равномерно».
Все люди будут обязаны трудиться.

Предлагает организовать жизнь общества на социалистических началах.


Слайд 82 Жан Мелье
«Одни утопают в роскоши, тогда как другие

Жан Мелье«Одни утопают в роскоши, тогда как другие умирают от голода;

умирают от голода; одни ничего не делают, а другие

изнемогают от труда, не имея отдыха ни днем, ни ночью».

Идеал — это общинная собственность на землю и охватывающая всю Францию федерация крестьянских общин.
Коммунизм Мелье — аграрный крестьянский коммунизм.
Частная собственность — источник зла и страданий.


Слайд 83 Жан Мелье
Социалистические преобразования поднимут уровень развития производительных сил
Люди

Жан МельеСоциалистические преобразования поднимут уровень развития производительных силЛюди будут жить во

будут жить во дворцах, удобных, уютных и прочных домах,

в садах будет много плодов, будут большие урожаи и изобилие всех прочих благ.

В результате социалистического преобразования общественного строя не будет обманов, краж, грабежей, судебных процессов.
Труд будет распределяться равномерно, и никому не придется выполнять непосильных работ.


Слайд 84 Жан Мелье
Ж. Мелье подвергает суровой критике абсолютизм.

Жан Мелье Ж. Мелье подвергает суровой критике абсолютизм. Он осуждает повсеместную


Он осуждает повсеместную тиранию королей и князей.
Все короли

и князья – настоящие тираны, которые не перестают истязать бедные народы, подчиненные им.
Они доводят народы до истощения, позволяют откупщикам и сборщикам податей обогащаться за счет населения.
Короли, словно боги, становятся неограниченными владыками над всем.

Не народы созданы для правителей, а правители для народов.


Слайд 85 Жан Мелье
«Объединяйтесь же, народы! ...Вас губит то, что

Жан Мелье«Объединяйтесь же, народы! ...Вас губит то, что вы сражаетесь друг

вы сражаетесь друг против друга вместо того, чтобы сражаться

в одних рядах за общее дело... Стоит вам захотеть, и тирания падет...».

Слайд 86 Габриэль Мабли
1709-1785

Габриэль Мабли1709-1785

Слайд 87 Габриэль Мабли
Человек всегда любит себя,

Габриэль МаблиЧеловек всегда любит себя,

желает удовольствий и избегает страданий. Это — «естественный закон». Однако его индивидуальные страсти в условиях слабости отдельного человека не могут быть реализованы вне прочных связей с другими людьми, вне общества и постоянной взаимопомощи, и это тоже — «естественный закон». Но полноценная взаимопомощь возможна и эффективна только в условиях человеческого равенства.



Слайд 88 Габриэль Мабли
Естественные нормы морали и естественный коллективистский строй

Габриэль МаблиЕстественные нормы морали и естественный коллективистский строй с общим владением

с общим владением имуществом (прежде всего, землей).
Строй, который

«отвечает требованиям и законам природы, несет всеобщее равенство и свободу, обеспечивает совпадение частного и общего блага, гармоническое соединение физической и моральной сторон человека и счастье всех членов общества», Мабли одним из первых называет коммунизмом.
Изобилие материальных благ, производимых при господстве частной собственности, делает людей несчастными.
Скромная жизнь при общности имуществ, напротив, создает добродетельных и счастливых людей.
Мабли не видит социальных сил, способных совершить переход к такому обществу, и оценивает его исторические перспективы пессимистически.

Слайд 89 Гракх Бабёф (Франсуа Ноэль)
Критика формального, «бумажного» равенства перед

Гракх Бабёф (Франсуа Ноэль)Критика формального, «бумажного» равенства перед закономФормальному равенству противопоставлял

законом
Формальному равенству противопоставлял равенство имущественное.
Его не удовлетворяла буржуазная революция,

сохранившая в неприкосновенности противоположность богатства и бедности.
Призыв к новой, более глубокой революции

1760–1797



Слайд 90 Гракх Бабёф
Равенство — первое требование природы.
Причина всякого

Гракх БабёфРавенство — первое требование природы. Причина всякого неравенства — частная

неравенства — частная собственность.
Забвение естественного равенства повлекло вырождение

человеческого рода, насилие, беспорядки, войны, тиранию одних и угнетенное положение других.

Упразднение частной собственности и установление общности имущества и труда – единственное средство навсегда устранить неравенство и искоренить все проистекающие из него предрассудки и бедствия.


Слайд 91 Гракх Бабёф
Цель новой революции — уничтожение неравенства, восстановление

Гракх БабёфЦель новой революции — уничтожение неравенства, восстановление всеобщего счастья. «Французская

всеобщего счастья.
«Французская революция — лишь предвестник другой, более

великой, более торжественной революции, которая будет последней».
Неравенство и угнетение — синонимы.

Слайд 92 Гракх Бабёф
Принцип обязательности труда: труд должен стать обязательным

Гракх БабёфПринцип обязательности труда: труд должен стать обязательным для всех, а

для всех, а продукты его должны признаваться достоянием всего

общества.
Производство и потребление становятся общественными
исчезнет навсегда «возмутительное деление на богатых и бедных, больших и малых, господ и слуг, правящих и управляемых».




Слайд 93 Гракх Бабёф
Нет различия «в ценности и почетности отдельных

Гракх БабёфНет различия «в ценности и почетности отдельных видов человеческого труда»

видов человеческого труда»
нет различий в вознаграждении

за труд.
Недопустимо получение кем-либо продуктов свыше средней доли, приходящейся на члена общины.
Равенство несовместимо с учетом интенсивности труда и количества производимых предметов.
Нет различий, кроме различий возраста и пола.



Слайд 94 Гракх Бабёф
План создания огромной национальной общины, которой передаются

Гракх БабёфПлан создания огромной национальной общины, которой передаются имущества, перешедшие во

имущества, перешедшие во время революции к государству, общинные земли,

а также имущества врагов революции и др.
Все вступающие в общину передают ей добровольно свое имущество.
Граждане, которые пожелают сохранить свое хозяйство, рассматриваются как иностранцы и не пользуются политическими правами

Слайд 95 Гракх Бабёф
Каждый член национальной общины обязан трудиться «в

Гракх БабёфКаждый член национальной общины обязан трудиться «в области сельского хозяйства

области сельского хозяйства и полезных ремесел, на которые он

способен».
Лица, занимающиеся одним и тем же промыслом, составляют особый класс общины с особыми должностными лицами, руководящими работами и их распределяющими.
Тяжелые работы возлагаются на граждан равномерно, в порядке очереди.

Наука должна облегчить человеческий труд путем изобретения новых машин и усовершенствования старых.


Слайд 96 Гракх Бабёф
Насильственный захват власти («заговор равных»). При установлении

Гракх БабёфНасильственный захват власти («заговор равных»). При установлении (но лишь на

(но лишь на время этого преобразования) жесткой централизованной государственной

власти в форме диктатуры.

Слайд 97 Гракх Бабёф
Раздел имущества аристократии и буржуазии между обездоленными

Гракх БабёфРаздел имущества аристократии и буржуазии между обездоленными не способен обеспечить

не способен обеспечить равенства.
Гарантии подлинного равенства — общий

труд и общее потребление.
Установление коллективистского строя настоящего равенства («эгалитарного») сможет обеспечить и рост производства, и быстрое развитие науки и искусств, и преодоление разрывов в уровне жизни между городом и деревней.
возможность совершить мощный исторический рывок — что Бабёф и называл коммунизмом.



Слайд 98 Консерватизм

– идейно-политическое
течение, отстаивающее неизменность
существующего государственного порядка,
и сохранение

Консерватизм– идейно-политическоетечение, отстаивающее неизменностьсуществующего государственного порядка, и сохранение традиционных ценностей. Для

традиционных ценностей.
Для консерватизма характерно
неприятие революций
и радикальных

реформ,
отстаивание эволюционного,
самобытного развития
общества и государства.

Слайд 99 Консерватизм
Впервые термин «консерватизм» употреблен французским писателем Франсуа Шатобрианом

КонсерватизмВпервые термин «консерватизм» употреблен французским писателем Франсуа Шатобрианом (1768-1848 гг.).Он выражал

(1768-1848 гг.).
Он выражал идеологию аристократии периода Французской революции конца

XVIII века.

Слайд 100 Консерватизм
Это консервативное течение появилось в результате Французской революции

КонсерватизмЭто консервативное течение появилось в результате Французской революции и объединяло тех

и объединяло тех мыслителей, которые увидели в ней угрозу

для своих стран.

Естественно-правовой теории они противопоставляли опыт веков и народов, разуму – традицию революции конца XVIII в.

Франсуа Рене де
Шатобриан?


Слайд 101 Традиционализм
Родоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790

ТрадиционализмРодоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет

г. выпустивший памфлет «Размышления о революции во Франции», в

котором он обвинял французских просветителей в уничтожении строгой общественной иерархии – основы порядка и нормального функционирования всей социальной системы

Эдмунд Бёрк


Слайд 102 Традиционализм
Родоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790

ТрадиционализмРодоначальник традиционализма был – Эдмунд Бёрк, в 1790 г. выпустивший памфлет

г. выпустивший памфлет «Размышления о революции во Франции», в

котором он обвинял французских просветителей в уничтожении строгой общественной иерархии – основы порядка и нормального функционирования всей социальной системы

Эдмунд Бёрк


Слайд 103 Традиционализм
Эдмунд Бёрк:
«для торжества зла необходимо только одно

ТрадиционализмЭдмунд Бёрк: «для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы

условие - чтобы хорошие люди сидели сложа руки».


Слайд 104 Жозеф Мари де Местр
Основные произведения:
«Размышления о

Жозеф Мари де Местр Основные произведения: «Размышления о Французской революции», «Рассуждения

Французской революции»,
«Рассуждения о Франции»,
«Рассуждения о суверенитете»,
«Санкт-Петербургские

вечера».

1754-1821


Слайд 105 Жозеф Мари де Местр
Отношение подданных к государству определяется

Жозеф Мари де МестрОтношение подданных к государству определяется не правом, а

не правом, а нравственной обязанностью, основанной на религиозном подчинении.
Государство

не может возникнуть в результате общественного договора, его возникновение – тайна.

Государство создается в результате действий одного человека, который получает свою власть не от народа, а по божественному праву.



Слайд 106 Жозеф Мари де Местр
Государство – это иерархически упорядоченное

Жозеф Мари де МестрГосударство – это иерархически упорядоченное на основе суверенной

на основе суверенной власти единство народа.
Народ – это

группа людей, имеющих собственный язык, территорию, культуру, обычаи, характер.

Нет одной идеальной формы правления, того «государства разума», о котором мечтали просветители, а есть множество естественных форм, соответствующих обычаям и характеру народа (Монтескьё), даже если эта форма – деспотизм.

«Каждый народ имеет такое правление, которого заслуживает».


Слайд 107 Жозеф Мари де Местр
Настоящее полновластное государство — только

Жозеф Мари де МестрНастоящее полновластное государство — только абсолютная монархия, особенно

абсолютная монархия, особенно теократическая монархия, где власть короля подчинена

католической церкви в лице папы Римского.
Именно власть папы может удержать монарха от необдуманных действий, примирить народы и государства.

При аристократи-ческом режиме нация раскалывается.

монархия

аристократия

демократия

При демократии нация крошится и от нее ничего не остается, кроме пыли.


Слайд 108 Жозеф Мари де Местр
Подлинные конституции складываются исторически из

Жозеф Мари де МестрПодлинные конституции складываются исторически из незаметных зачатков, из

незаметных зачатков, из элементов, содержащихся в обычаях и характере

народа

Человек «не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык.
Задача конституции – найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом его нравов, религии, географического положения» и пр.

?


  • Имя файла: politicheskie-ucheniya-novogo-vremeni-xvii-xviii.pptx
  • Количество просмотров: 146
  • Количество скачиваний: 0