Презентация на тему Концепции современного естествознания

Культура – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности
Дисциплина  «Концепции  современного естествознания»Эволюция естественнонаучной картины мира Культура – способ организации и развития Различия между естественнонаучным и гуманитарным знанием Классификация отраслей научного знания1. По объекту (предмету) исследования:1.1. Естественные науки – система 1.3. История естествознания и тенденции его развития Периодизация истории естествознания по степени ЕНКМ как системаДонаучный этап1. Эпоха неолита (первый экологический кризис и, как выход, 1 этап истории естествознания1. Античный (натурфилософский) этап (период).2. 8 – 5 век 2 этап истории естествознания Период классического естествознания (механистический этап). Начинается с лом- 3 этап истории естествознания Период неклассического естествознания (диалектический этап). Причины круше- 4 этап истории естествознания1. Период постнеклассического естествознания (эволюционный этап).2. Вторая половина 20 Тенденции развития естествознания1. Обусловленность практикой.2. Преемственность в развитии идей и теорий (принцип Спиралеобразный характер развития  естественнонаучного знания 1.4. Развитие представлений о материиМатерия – объективная реальность, существующая независимо от человеческого Материализм милетской школыПостановка проблемы существования и познания материи, как вечного и постоянно Усугубление противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы (рубеж 2 и Усложнение представлений о материи  на современном (четвертом) этапе истории естествознания – 1.5. Развитие представлений о движенииДвижение – способ существования материи («в мире нет Детерминистский подход (классическая механика, 2 этап истории естест-вознания)Точное математическое определение полной механической Термодинамический метод (феноменологический подход), классическая термодинамика, 2 этап истории естествознанияСостояние материальной системы Статистический метод (микроскопический подход), молекулярно-кинети-ческая теория, она же статистическая физика, 3 этап Дополнение третьего подхода к решению проблемы сос-тояния (статистического метода) положением о неустрани-мости 1.6. Развитие представлений  о взаимодействииДвижение – способ существования материи.Причиной движения (условием Взаимодействия, отвечающие за существование  объектов природы, (в хронологическом порядке их обнаружения) Данные четыре фундаментальных взаимодействия присутствуют в любых природных объектах, но соотношение этих 2. Пространство, время, симметрияСтруктура модуля 2   Темы 2.1, 2.2 и Философская интерпретация – пространство и время есть всеобщие и необхо-димые формы бытия Античные концепции пространства и времени Развитие представлений о пространстве и времени  на этапе классического естествознанияГалилей – Ньютон – дополнил выводы Галилея положением о независимости массы тела от па-раметров Теоретические и опытные факты, противоречащие представлениям о пространстве и времени доэйнштейновского периодаФотометрический Отрицательный результат опыта Майкельсона – Морли:Её околосолнечная орбитаЗемляYc V 2.2. Специальная теория относительностиПроблема – неинвариантность законов поведения поля (законов электродинамики Максвелла) Итоги эксперимента ожидаемыеЗаконы электродинамики инвариантны к преобразованиям Лоренца – уравнения электростатики Кулона Объяснение Эйнштейна – размер тела при его движении не изменяется, и замедления       2.3. Общая теория относительностиПроблема – инерциальных систем отсчета, которыми, как идеализированным объектом Сценарий создания общей теории относительности был таким же, как сценарий создания специальной Другая интерпретация последнего факта – равенство инерционной и гравита-ционной масс вовсе не Следствие принципа эквивалентности – силу тяготения можно «создать» или «унич-тожить» переходом из Эквивалентность, существующую между ускорением и гравитацией, Эйнштейн распространил на все (а не Причина появления неевклидовых геометрий – недоказуемость (математическая) постулатов Евклида.Их эволюция (усложнение) с Следствие геометрии Римана – для пространства с числом измерений (осей координат), равным Подтверждения общей теории относительности – сначала теоретически выве-денные Эйнштейном, а затем доказанные Искривление светового луча в поле тяготения Солнца1,75'' – результат расчетов Эйнштейна;(1,61'' – Гравитационное красное смещениеРост периода колебаний – следствие уменьшения энергии фотона при прео-долении Последнее подтверждение общей теории относительности – доказатель-ство существования гравитационных волн и черных Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времениОбщая теория относительности А. Эйнштейна (1915 2.4. Симметрия и законы сохраненияСимметрией (соразмерностью, пропорциональностью) обладают: – объекты природы; – Если математический вид законов природы не изменяется в результате мыс-ленных преобразований материальной Развитие представлений о симметрии и законах сохраненияЭтап классического естествознанияГеометрические симме-трии пространства и Этап неклассического естествознанияГеометрические симметрии уже единого пространства-времени обнаруживают строгую математическую связь с Итог 2 и 3 этапов истории естествознания (физики) – демонстрация его (её) Этап постнеклассического естествознанияС помощью симметрии, как нового и эффективного (см. предыд. слайд) Следствия данной гипотезыЗаконы, описывающие природу разных фундаментальных взаимодейст-вий, должны быть квантовыми (напомним, Что сделано в этом направлении?На основе интеграции классической электродинамики и квантовой меха-ники Калибровочная симметрия позволила физике второй половины 20 века пойти дальше Эйнштейна –

Слайд 2 Культура – способ организации и развития

Культура – способ организации и развития       человеческой жизнедеятельности

человеческой жизнедеятельности

Слайд 4 Различия между естественнонаучным
и гуманитарным знанием

Различия между естественнонаучным и гуманитарным знанием

Слайд 6 Классификация отраслей научного знания
1. По объекту (предмету) исследования:
1.1.

Естественные науки – система наук о природе (физика, химия,

биология и др.).
1.2. Общественные науки – система наук об обществе и человеке:
1.2.1. Социальные науки – экономика, право, политология и др.
1.2.2. Гуманитарные науки – философия, история, психология и др. Объект
исследования – гуманитарное знание (искусство, религия, мораль).
1.3. Технические науки, имеющие целью создание средств материальной
культуры.
1.4. Междисциплинарные науки.
2. По выполняемым функциям:
2.1. Фундаментальные науки – реализуют описательную, объяснительную,
систематизирующую, прогностическую и мировоззренческую функции.
2.2. Прикладные науки – реализуют управленческую и практическую (воспро-
изводственную) функции.

Слайд 12 1.3. История естествознания и тенденции его развития
Периодизация

истории естествознания по степени возрастания сложности подхода к пониманию

природы:
– донаучный этап (не нумеруется);
– четыре этапа (периода) истории естествознания (истории науки).
Алгоритм сопоставления этапов истории естествознания
Название этапа (периода).
Его хронологические рамки.
Научная парадигма данного этапа – организация научного знания, задающая характер вѝдения мира, задачи его исследования и тип научного мышления (как именно, в соответствии с господствующей научной парадигмой, следует решать задачу познания мира).
Естественнонаучная картина мира (ЕНКМ) данного этапа. Имеет структуру, соответствующую его научной парадигме и представляет собой целостную сис-тему представлений об общих свойствах мироздания конкретного этапа (пери-ода) развития науки (см. следующий слайд).
Значимость естествознания (науки) для общества данного периода.

Слайд 13 ЕНКМ как система
Донаучный этап
1. Эпоха неолита (первый экологический

кризис и, как выход, создание произво-

дящей экономики).
2. 10 – 8 тысячелетие до н.э.
3. – .
4. – .
5. Наука – только эмпирическое знание, получаемое, сохраняемое и передавае-
мое с чисто хозяйственными целями.

Слайд 14 1 этап истории естествознания
1. Античный (натурфилософский) этап (период).
2.

8 – 5 век до н.э.
3. Научная парадигма –

динамика Аристотеля (его учение о движении тел в
пространстве). Тип мышления – натурфилософский или созерцательный.
4. Античная картина мира, она же картина мира Аристотеля.
5. Возникновение науки как части духовной культуры.

Слайд 15 2 этап истории естествознания
Период классического естествознания (механистический

этап). Начинается с лом- ки старой, античной картины

мира:
– Коперник (гелиоцентрическая система мира);
– Дж. Бруно (гипотеза множественности во Вселенной миров, подобных нашему);
– Галилей (количественная механика движения земных тел);
– Кеплер (небесная механика).
2. 15 век – первая половина 19 века.
3. Научная парадигма – классическая механика Ньютона. Тип мышления – метафи-
зический, когда природа анализируется по частям с выделением для изучения её
конкретных фрагментов и явлений.
4. Механистическая картина мира, или картина мира Ньютона:
– наш мир – это мир единственного вида материи – вещества;
– движение тел, состоящих из вещества, описывается законами механики, и все
природные явления и процессы можно свести (редуцировать) к её представле-
ниям;
– это движение носит строго детерминированный характер, позволяющий рас-
считывать его параметры вперед и назад по времени.
5. Естествознание – отдельная сфера труда и источник прибыли.

Слайд 16 3 этап истории естествознания
Период неклассического естествознания (диалектический

этап). Причины круше-
ния предыдущего, метафизического естествознания:
– обнаружение

нового вида материи – поля – и создание альтернативной картине
мира Ньютона электромагнитной картины мира;
– великие открытия в физике рубежа 19 – 20 веков (рентгеновские лучи, электрон,
естественная радиоактивность) и бессилие как картины мира Ньютона, так и новой,
электромагнитной картины мира, их объяснить.
2. Вторая половина 19 века – первая половина 20 века.
3. Научная парадигма – теория относительности и квантовая механика. Тип мышле-
ния – диалектический.
4. Квантово-полевая картина мира, позволившая, в соответствии с новым типом мыш-
ления, синтезировать в единое целое считавшиеся ранее не связанными друг с дру-
гом фрагменты и явления природы:
– вещество и поле оказались единой материей, главная общая черта которой – дис-
кретность строения;
– формы существования материи – пространство и время – связаны не только друг с
другом, но и с самой материей;
– общие закономерности изменения физических и химических свойств разных хими-
ческих элементов позволила выявить периодическая система Д.И. Менделеева;
– общие законы изменчивости и наследственности живых организмов были сфор-
мулированы генетикой Менделя.
5. Естествознание – непосредственная производительная сила, поскольку развитие
техники становится возможным только за счет коммерциализации научного знания.

Слайд 17 4 этап истории естествознания
1. Период постнеклассического естествознания (эволюционный

этап).
2. Вторая половина 20 века – …
3. Эволюционно-синергетическая парадигма,

основа которой – синергетика
(общая теория самоорганизации материи). Тип мышления – эволюционный.
4. Эволюционно-синергетическая, она же современная картина мира. Её соста-
вляющие:
– гипотезы возникновения жизни на Земле (биология);
– теория диссипативных систем (термодинамика);
– гипотеза Канта – Лапласа – Шмидта и концепция Большого взрыва (космо- логия);
– теория «дрейфа» континентов А. Вегенера (геология);
– междисциплинарная концепция ноосферы В.И. Вернадского.
5. Естествознание – социальная сила, определяющая выбор пути развития чело-
вечества.

Слайд 18 Тенденции развития естествознания
1. Обусловленность практикой.
2. Преемственность в развитии

идей и теорий (принцип соответствия).
3. Чередование периодов эволюционного и

революционного развития.
4. Противоречивость развития.
5. Повторяемость идей (концепций) – см. следующий слайд.
6. Взаимодействие отраслей естествознания через их дифференциацию и инте-
грацию: первая обусловлена раздвижением границ познаваемого мира, вто-
рая – стремлением установить всеобщую связь его процессов и явлений.
7. Возрастание роли естествознания в жизни общества.

Слайд 19 Спиралеобразный характер развития естественнонаучного знания

Спиралеобразный характер развития естественнонаучного знания

Слайд 20 1.4. Развитие представлений о материи
Материя – объективная реальность,

существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Этапы эволюции

трактовки материи

Слайд 21 Материализм милетской школы
Постановка проблемы существования и познания материи,

как вечного и постоянно изменяющегося первоначала, из которого возникают

все вещи, и в которое они со временем превращаются.
Идеализм Пифагора – Платона
Материя вторична, она лишь несовершенное следствие первичного по отношению к ней мира идей.
Возврат к материализму с оформлением противоречия между разными трактовками материи

Слайд 22 Усугубление противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания

природы (рубеж 2 и 3 этапов истории естествознания):

неспособность электродинамики Максвелла объяснить новые эмпирические
факты излучения поля веществом («ультрафиолетовая катастрофа»);
– неспособность механики Ньютона и электродинамики Максвелла объяснить природу
и поведение вновь открытых материальных объектов – элементарных частиц.
Преодоление противоречия между корпускулярной и континуальной концепциями описания природы
(3 этап истории естествознания)
Квантовая гипотеза (М. Планк, 1901 г.), допускающая дискретность излучения энергии

Объяснение с её помощью явления фотоэффекта (А. Эйнштейн, 1905 г.)
и распространение квантовых представлений не только на излучение,
но и на поглощение энергии

Гипотеза корпускулярно-волнового дуализма (Л. Де Бройль, 1924 г.),
как догадка об общей (дискретной) сути вещества и поля

Экспериментальное подтверждение наличия волновых свойств у вещественных объектов (опыт Дэвиссона – Джермера, как верификация гипотезы де Бройля, 1927 г.)

Материя (вещество и поле) едина (дискретна)

Слайд 23 Усложнение представлений о материи на современном (четвертом) этапе

Усложнение представлений о материи на современном (четвертом) этапе истории естествознания –

истории естествознания
– классификация элементарных частиц (адроны и лептоны);

– кварковая модель вещества;
– теория струн (суперструн);
– «темная материя».

Слайд 24 1.5. Развитие представлений о движении
Движение – способ существования

материи («в мире нет ничего, кроме дви-жущейся материи» –

философское понимание термина).
Способы (формы) движения материи – это конкретные природные процессы, имеющие результатом изменение количественной меры движения материи – энергии материального объекта – как характеристики состояния материальной системы (естественнонаучное понимание термина).
Проблема состояния – оценить энергию материальной системы как потенциал её функционирования (движения), как запас «жизненных сил» данной системы.

Эволюция подходов к решению проблемы состояния
как пример спиралеобразного развития естественнонаучного знания:

Слайд 25 Детерминистский подход (классическая механика, 2 этап истории естест-вознания)

Точное

математическое определение полной механической энергии ма-териальной системы как суммы

кинетической (движения) и потенциальной (положения) энергий её элементов, а также энергии электромагнитной во-лны как комбинации напряженностей электрического и магнитного полей

Применим для природных и искусственных материальных систем с конеч-ным числом элементов, а также для электромагнитного излучения

Неприменимость по отношению к реальным материальным системам со сколь угодно большим числом элементов (молекул в теле или звезд в галактике). Неучет прочих, известных для данного периода истории естест-вознания, видов энергии, в частности тепловой

Слайд 26 Термодинамический метод (феноменологический подход), классическая термодинамика, 2 этап

истории естествознания

Состояние материальной системы (любой!) оценивается её внутренней энер-гией,

равной сумме энергий всех видов, которыми эта система обладает. Точно подсчитать внутреннюю энергию системы принципиально нельзя, но можно фиксировать и численно определять её изменение в результате внеш-них (тогда – только механического или теплового) воздействий на данную систему

Первое практически возможное решение проблемы состояния. Решение – потому что априорно учитывается вся энергия материальной системы (даже неизвестная на данный момент времени). Возможное – потому что не на вся-кую реальную материальную систему можно оказать внешнее воздействие с целью определения изменения её внутренней энергии

Игнорируется факт сложности внутренней структуры материальной системы (опять же, любой)

Слайд 27 Статистический метод (микроскопический подход), молекулярно-кинети-ческая теория, она же

статистическая физика, 3 этап истории естествознания

Состояние материальной системы (макроскопического

тела) определяется по усредненным (статистическим) значениям параметров состояния сово-купности молекул, из которых эта система (тело) состоит – по усредненной скорости молекул, по их средней кинетической энергии, по распределению давления (для газов) и др.

За счет учета микроструктуры материальной системы точность определе-ния параметров её состояния возрастает

Точно определить параметры состояния материальной системы по-преж-нему нельзя, поскольку учет сложности её внутренней структуры носит вероятностный характер

Дополнение третьего подхода к решению проблемы сос-тояния (статистического

метода) положением о неустрани-мости неопределенности (квантовая механика, 3 этап

исто-рии естествознания)

Любые параметры состояния любой материальной системы всегда носят вероятностный характер. Причина – факт бес-конечной сложности окружающего нас мира. Вывод – един-ственно правильный путь познания заключается в макси-мально полном учете неопределенности и случайности при определении параметров состояния материальных систем, из которых этот мир состоит

Слайд 29 1.6. Развитие представлений о взаимодействии
Движение – способ существования

1.6. Развитие представлений о взаимодействииДвижение – способ существования материи.Причиной движения (условием

материи.
Причиной движения (условием существования материи) является взаимодействие – активность

и направленность действия (как векторной величины) одного элемента материальной системы на другой.
Своей стороной и результатом взаимодействие имеет связь – такое отношение между элементами материальной системы, при котором изменение каких-либо конкретных свойств одного из них вызывает изменение соответствующих свойств другого.
Виды взаимодействий и обусловленные ими внутренние связи природных объектов, как материальных систем, обеспечивают их целостность и устойчивость, в силу чего называются фундаментальными взаимодействиями в природе.

Слайд 30 Взаимодействия, отвечающие за существование объектов природы, (в хронологическом

Взаимодействия, отвечающие за существование объектов природы, (в хронологическом порядке их обнаружения)

порядке их обнаружения)

Слайд 31 Данные четыре фундаментальных взаимодействия присутствуют в любых природных

объектах, но соотношение этих взаимодействий по силе в разных

таких объектах разное. Так, внутри атома данное соотношение по степени убы-вания силы присутствующих в нем фундаментальных взаимодействий следу-ющее:
– сильное 1;
– электромагнитное 10-2;
– слабое 10-14;
– гравитационное 10-38.
Уже на третьем этапе истории естествознания возникла необходимость квантования фундаментальных взаимодействий как верификации гипотезы кор-пускулярно-волнового дуализма. Результаты решения этой задачи следующие (также в хронологическом порядке):
– фотоны – переносчики (кванты) электромагнитного взаимодействия между атомами, молекулами и вещественными телами;
– глюоны (8 разновидностей) – переносчики (кванты) сильного взаимодей-ствия между нуклонами, адронами и кварками;
– бозоны (3 вида, причем бозон Хиггса к ним не относится) – переносчики (ква-нты) сначала слабого, а потом объединенного слабого и электромагнитного (электрослабого) взаимодействия между адронами и между адронами и леп-тонами;
– гравитон – переносчик (квант) гравитационного взаимодействия (не найден).

Слайд 32 2. Пространство, время, симметрия
Структура модуля 2

2. Пространство, время, симметрияСтруктура модуля 2  Темы 2.1, 2.2 и

Темы 2.1, 2.2 и 2.3

Тема 2.4

Пространство и время Симметрия

2.1. Эволюция представлений о пространстве
и времени

Слайд 33 Философская интерпретация – пространство и время есть всеобщие

и необхо-димые формы бытия материи.
Естественнонаучная трактовка: пространство и время

– формы существования материи (то же самое).
Уточнение физики, категориями которой являются пространство и время (две конкретные задачи их научного исследования):
– какова сущность пространства и времени, а именно, какими физическими свойствами они обладают и как измеряются геометрические характеристики пространства (длина) и времени (длительность)?
– как пространство и время связаны с видами материи – веществом и полем?

Два периода развития представлений о пространстве
и времени

1. Доэйнштейновский (первый и второй этапы истории естествознания).
2. Эйнштейновский (третий и четвертый этапы истории естествознания).

Слайд 34 Античные концепции пространства и времени

Античные концепции пространства и времени

Слайд 35 Развитие представлений о пространстве и времени на этапе

Развитие представлений о пространстве и времени на этапе классического естествознанияГалилей –

классического естествознания
Галилей – математически строго доказал гипотезу атомистов об

абсолютности пространства и времени с помощью мысленного эксперимента с инерциальными системами отсчета:

Итоги эксперимента

Законы классической механики инвариантны (неизменны, безразличны) к преоб-разованиям Галилея (принцип относительности Галилея).
Время t течет одинаково в обеих системах отсчета, т.е. оно абсолютно.
Изменение координаты в направлении движения материального тела также оди-наково в обеих системах отсчета, следовательно пространство также абсолютно.

Слайд 36 Ньютон – дополнил выводы Галилея положением о независимости

Ньютон – дополнил выводы Галилея положением о независимости массы тела от

массы тела от па-раметров его движения и обосновал новое

свойство пространства – его беско-нечность

Итог доэйнштейновского периода развития представлений
о пространстве и времени (механистическая картина мира)

Слайд 37 Теоретические и опытные факты,
противоречащие представлениям
о пространстве

и времени доэйнштейновского периода

Фотометрический парадокс – если количество звезд

во Вселенной бесконечно, то почему всё небо не сверкает, как поверхность единой звезды, и звезды разделены темными промежутками? Вывод – Вселенная не бесконечна.
Неинвариантность законов теории, описывающей поведение нового вида материи (поля), к преобразованиям Галилея:

z

z'

V

y

y'

x'

x

Слайд 38 Отрицательный результат опыта Майкельсона – Морли:

Её околосолнечная орбита
Земля
Y

c

V c

X

Скорость света по оси X : V + c = c
Скорость света по оси Y : c

«Теория относительности возникла из проблемы поля» (А. Эйнштейн)

Слайд 39 2.2. Специальная теория относительности
Проблема – неинвариантность законов поведения

поля (законов электродинамики Максвелла) к преобразованиям Галилея, по отношению

к которым инвариантность законов поведения другого вида материи – вещества – (законов механики Ньютона) сохраняется.
Логичное решение – предложить другие преобразования пространства и времени, по отношению к которым обеспечивалась бы инвариантность законов и новой (электродинамика Максвелла), и старой (механика Ньютона) теорий.
Как это сделать – повторить мысленный эксперимент Галилея с инерциальными системами отсчета, но подвижную систему x', y', z' совместить не просто с электрически нейтральным телом, а с обладающим электрическим зарядом телом, движущимся вдоль оси x неподвижной системы x, y, z (Х. Лоренц).

Слайд 40 Итоги эксперимента ожидаемые
Законы электродинамики инвариантны к преобразованиям Лоренца

– уравнения электростатики Кулона (система отсчета x', y', z')

являются частным случаем уравнений Максвелла (система отсчета x, y, z).
Для вещества при V/c 0 преобразования Лоренца вырождаются (упрощаются) в преобразования Галилея (принцип соответствия).
Итоги эксперимента неожиданные
3. В направлении своего прямолинейного движения (по оси x) тело сокращается в своем размере по данной оси.
4. Для этого же тела время замедляется.

Слайд 41 Объяснение Эйнштейна – размер тела при его движении

Объяснение Эйнштейна – размер тела при его движении не изменяется, и

не изменяется, и замедления времени для движущегося тела тоже

нет. Есть изменение результатов измерения этих параметров движения тела в зависимости от того, где находится измеритель (наблюдатель). Пространство и время имеют особое качество – быть связанными с движением в них и по отношению к ним ма-териальных объектов (тел).
Итог – отказ от ньютоновских представлений о пространстве и времени, инициированный проблемой поля, и переход к новой их трактовке:

Механика Ньютона (17 век)

Электродинамика Максвелла (19 век)

Специальная теория относительности А. Эйнштейна, она же
релятивистская механика (1905 г.)

Слайд 45 2.3. Общая теория относительности
Проблема – инерциальных систем отсчета,

которыми, как идеализированным объектом оперирует специальная теория относительности, в

реальном мире действительно нет. В нем имеют место неинерциальные системы отсчета, в которых тела движутся друг относительно друга ускоренно или замедленно. Ускорение телам сообщает сила тяготения (сила гравитации), которую специ-альная теория относительности не учитывает.
Логичное решение – есть классическая теория тяготения – динамика Ньютона – но она базируется на старых (доэйнштейновских) представлениях о простран-стве и времени. Необходима новая теория, которая, с одной стороны, объеди-нила бы преимущества существующих теорий Эйнштейна и Ньютона, а с другой – устранила бы их недостатки:

Слайд 46 Сценарий создания общей теории относительности был таким же,

как сценарий создания специальной теории относительности:
Два толкования классической механики

одного и того же понятия – массы тела m:
– инерционная масса тела m = F / a, или мера его сопротивления (инерции) прило-женной к этому телу силе F, которая сообщает ему ускорение a;
– гравитационные массы тел m1 и m2 – одновременно источники и объекты воз-действия силы тяготения F = G · m1 · m2 / R2
Ньютоновская интерпретация этих толкований – инерционная и гравитационная массы одного и того же тела есть массы разные по своей сути, но одинаковые по величине (простое совпадение).

Слайд 47 Другая интерпретация последнего факта – равенство инерционной и

гравита-ционной масс вовсе не случайность, а неотъемлемое свойство особой

субстанции – гравитационного поля или поля тяготения (Эйнштейн).

Её (новой интерпретации) следствия:
– с введением нового понятия (поля тяготения) гравитационное взаимодействие становилось близкодействующим;
– равенство (эквивалентность) инерционной и гравитационной масс означало, что такими же эквивалентными (проявляющими себя одинаково) являются механи-ческие эффекты, инициируемые этими массами – явления ускорения и гравитации.

Принцип локальной эквивалентности инерционной и гравитационной масс (или просто – принцип эквивалентности), он же первый постулат общей теории относительности. Справедлив при двух допущениях:
– инерционная и гравитационная массы тела являются эквивалентными только в области пространства малой протяженности (локальной области пространства), где силу тяготения можно считать постоянной;
– принцип эквивалентности справедлив только для случая равноускоренного движения одного тела относительно другого.

Слайд 48 Следствие принципа эквивалентности – силу тяготения можно «создать»

или «унич-тожить» переходом из неподвижной системы отсчета в другую

систему отсчета, дви-жущуюся с ускорением относительно первой (Эйнштейн). Такие системы отсчета называются неинерциальными:

Графическая интерпретация этого следствия
Какая сила «вжимает» пассажира в сиденье при разгоне автомобиля массой m‘ с ускорением а вдоль оси x – сила инерции, или сила тяготения – неизвестно , физика не может ответить на этот вопрос.
Сила инерции лифта массой m‘, свободно падающего вдоль оси y, равна силе тя-готения, с которой Земля массой m притягивает его к себе, но противоположна по направлению. В итоге лифт находится в состоянии невесомости.

Слайд 49 Эквивалентность, существующую между ускорением и гравитацией, Эйнштейн распространил

на все (а не только на механические) явления реального

мира в виде второго постулата общей теории относительности, или обобщенного принципа относительности Эйнштейна – что любые физические явления протекают одинаково в движущихся друг относи-тельно друга равноускоренно (неинерциальных) системах отсчета.
Ограниченность обоих постулатов – они справедливы только для однородного гравитационного поля, для которого выполняются условия a = const или a = g. В реальности же движение тел относительно друг друга является произвольным, то есть носит неравноускоренный характер (a = var), вследствие чего гравитационное поле в действительности явля-ется неоднородным.
Чтобы распространить представления общей теории относительности на неоднородные (то есть на любые!) гравитационные поля, Эйнштейну пришлось допустить существование искривленного, или неевклидова пространства, описываемого другой – неевклидовой – геометрией.

Слайд 50 Причина появления неевклидовых геометрий – недоказуемость (математическая) постулатов

Евклида.
Их эволюция (усложнение) с соблюдением принципа соответствия (19 век):

геометрия двумерного пространства Гаусса;
– геометрия трехмерного пространства Лобачевского – Больяи;
– геометрия многомерного пространства Римана (её наиболее простой частный слу-чай – геометрия Евклида).

Графическая интерпретация на примере одномерного пространства:

Слайд 51 Следствие геометрии Римана – для пространства с числом

измерений (осей координат), равным бесконечности, его кривизна и другие

свойства бу-дут разными в каждой точке этого пространства – оно становится неодно-родным.
Предположение Римана и еще одного математика (У. Клиффорда) – неод-нородность пространства, возможно, обусловлена гравитацией.
Распространение Эйнштейном догадки Римана и Клиффорда на единое пространство-время Минковского – оно связано с присутствующими в нем массами, а именно, вблизи этих масс пространство искривляется, а время – замедляется. А поскольку массы в этом едином пространстве-времени рас-пределены неравномерно, величина его искривления-замедления в каждой точке-событии четырехмерного пространства-времени будет разной – не-однородными становятся и пространство, и время.
Итог – с помощью математического аппарата неевклидовой геометрии Ри-мана Эйнштейн дал строгое математическое описание движения обоих ви-дов материи (вещества и поля) в искривленно-замедленном и неодно-родном пространстве-времени (общее уравнение гравитационного поля А. Эйнштейна).

Слайд 52 Подтверждения общей теории относительности – сначала теоретически выве-денные

Эйнштейном, а затем доказанные либо имеющимися, либо специально полученными

данными астрономических наблюдений

Смещение (прецессия) перигелия Меркурия

Версии – неизвестная планета между Солнцем и Меркурием (источник искажения орбиты последнего) или неточность закона всемирного тяготения Ньютона
Объяснение – влияние гравитационного поля Солнца. Расчет величины этого вли-яния с помощью общей теории относительности составил 43,03''

Слайд 53 Искривление светового луча в поле тяготения Солнца
1,75'' –

результат расчетов Эйнштейна;
(1,61'' – 1,98'') – разброс результатов астрономических

наблюдений.

Слайд 54 Гравитационное красное смещение
Рост периода колебаний – следствие уменьшения

энергии фотона при прео-долении им поля тяготения звезды и,

как результат – смещение его частоты в «красную» часть спектра электромагнитного излучения (её уменьшение).
Проверка – сопоставление результатов расчета и наблюдения относительного уменьшения частоты излучения двух звезд, значительно разнящихся по массе (Солнца и Сириуса).
Сходимость – до 10 %.

Слайд 55 Последнее подтверждение общей теории относительности – доказатель-ство существования

гравитационных волн и черных дыр
Зафиксированный LIGO сигнал – замедление

времени (увеличение време-ни прохождения лучом света одного и того же расстояния)

Слайд 56 Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени
Общая теория

относительности А. Эйнштейна (1915 г.)
Единая теория поля (40-е годы

20 в., Эйнштейн) – неудача

Электродинамика
Дж. К. Максвелла (19 век)

Вторая половина 20 века – попытки разработать теорию Великого объеди-нения как единую теорию трех из четырех известных фундаментальных взаимодействий (электромагнитного, сильного и слабого)

Слайд 57 2.4. Симметрия и законы сохранения
Симметрией (соразмерностью, пропорциональностью) обладают:

– объекты природы;
– пространство и время;
– законы

природы.
Если структура и физические свойства объекта природы не изменяются в результате его реального
– поворота,
– переноса
– или отражения в идеальном плоском зеркале
, то данный объект имеет геометрическую симметрию, т.е. он симметричен (ин-вариантен) по отношению к совершаемым над ним реальным (еще раз!) преоб-разованиям.
Нарушение одной из геометрических симметрий объектов природы – зер-кальной – называется асимметрией. Асимметрия структур живой материи (от организма до молекулы) называется хиральностью (киральностью).
Симметрия объектов природы в данной теме не рассматривается.

Слайд 58 Если математический вид законов природы не изменяется в

результате мыс-ленных преобразований материальной системы (объекта природы), поведение кото-рой

данные законы описывают, то говорят, что эти законы симметричны (инва-риантны) относительно таких преобразований.
Мысленные преобразования материальных систем позволяют выявить симмет-рию не только законов природы, которым подчиняется их поведение, но и сим-метрию форм существования этих систем – пространства и времени:

Слайд 59 Развитие представлений о симметрии и законах сохранения
Этап классического

естествознания
Геометрические симме-трии пространства и времени – результат мысленного экспери-мента

(см. предыдущий слайд)

Эмпирические законы со-хранения (импульса mv, момента импульса mvr и полной механической энергии Ем) количествен-ного характера (эмпири-ческие зависимости)

никак не связаны между собой

Еще один результат данного этапа – доказательство абсолютности прост-ранства и времени проверкой законов классической механики на симмет-ричность с помощью опять же мысленных преобразований Галилея.

Слайд 60 Этап неклассического естествознания
Геометрические симметрии уже единого пространства-времени обнаруживают

строгую математическую связь с законами сохранения (теорема Э. Нётер):

Еще один результат данного этапа – доказательство относительности прост-ранства и времени проверкой законов релятивистской механики на симметричность с помощью мысленных преобразований Лоренца.
На этом же этапе симметрия продемонстрировала свои возможности по отно-шению к новой области организации материи – миру элементарных частиц:

Слайд 61 Итог 2 и 3 этапов истории естествознания (физики)

Итог 2 и 3 этапов истории естествознания (физики) – демонстрация его

– демонстрация его (её) ка-тегорией (симметрией) следующего своего потенциала:
будучи

связанной с важнейшими законами физики – законами сохранения (причем, законами сохранения разных уровней организации материи) – симметрия позволяет их выводить, т.е. доказывать математически;
как свойство пространства и времени, симметрия позволяет обнаруживать и математически доказывать их новые качества (физические свойства), не поддающиеся никакому другому подтверждению;
проверка законов существующих естественнонаучных теорий на симме-тричность:
– классической механики (с помощью принципа относительности Галилея),
– специальной теории относительности (с помощью принципа относитель-ности Пуанкаре – Эйнштейна),
– квантовой механики (с помощью теоремы СРТ)
повышает качество этих законов как форм теоретического научного знания (Е. Вигнер и В.И. Вернадский).

Слайд 62 Этап постнеклассического естествознания
С помощью симметрии, как нового и

эффективного (см. предыд. слайд) инстру-мента познания, физика второй половины

20 века взялась за решение проблемы, которую не решила физика первой половины этого столетия – проблемы единой теории поля.
Исходное условие – закон физики З, описывающий природу разных фунда-ментальных взаимодействий, должен быть одним и тем же (Эйнштейн).
Решение – для этого данный закон должен отвечать условию:
З1 = F (K1, C1); З2 = F (K2, C2); … Зi = F (Ki, Ci); … Зn = F (Kn, Cn)
, где Ki – комбинация координат пространства-времени частицы, участвующей в i-ом фундаментальном взаимодействии;
Сi – уравновешивающее (компенсирующее) эту комбинацию дополнительное сла-гаемое, обеспечивающее неизменность математического вида (неизменность вида функции F) закона З, т.е. его симметричность. С помощью слагаемого Сi любые комбинации Кi «выравниваются» (калибруются), обеспечивая эту симметричность.
Отсюда ∆Кi = (Ki – Ki-1) – это калибровочные преобразования пространства-вре-мени, а свойство закона З сохранять неизменным свой математический вид F – это калибровочная симметрия (калибровочная инвариантность) данного закона.

Слайд 63 Следствия данной гипотезы
Законы, описывающие природу разных фундаментальных взаимодейст-вий,

должны быть квантовыми (напомним, Эйнштейн единую теорию поля создавал

как теорию макроскопическую).
Смысл дополнительного слагаемого Сi – оно обосновывает существование особых (векторных) полей, квантами которых элементарные частицы ве-щества обмениваются, реализуя то или иное фундаментальное взаимо-действие. Это уже известно (квантовая механика). А вот новое – эти поля имеют разные калибровочные симметрии, соответствующие разным фун-даментальным взаимодействиям. Если такие симметрии найти, можно по-лучить строгую математическую форму закона Зi соответствующего (i-ого) фундаментального взаимодействия.
Вывод, определивший направление развития физики на весь сегодняшний (четвертый) этап развития естествознания – все существующие в природе фун-даментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое) можно теоретически описать единым образом в виде квантовых ура-внений конкретных векторных полей, обладающих своими (присущими такому же конкретному фундаментальному взаимодействию) калибровочными сим-метриями.

Слайд 64 Что сделано в этом направлении?
На основе интеграции классической

электродинамики и квантовой меха-ники создана калибровочная теория электромагнитного взаимодейст-твия

– квантовая электродинамика. Как в свое время механика Ньютона математически доказала справедливость эмпирических зависимостей (законов) Кеплера, точно также квантовая электродинамика, опираясь на конкретное число обнаруженных калибровочных симметрий электро-магнитного поля (две), так же математически строго доказала спра-ведливость всех известных теоретических и практических научных дан-ных об электричестве и магнетизме.
Сразу как калибровочная, разработана объединенная теория двух взаи-модействий – электромагнитного и слабого (теория электрослабого взаи-модействия).
Создана калибровочная теория сильного взаимодействия – квантовая хромодинамика.

• Имя файла: kontseptsii-sovremennogo-estestvoznaniya.pptx