Презентация на тему Электромагнитные явления

Электромагнитные явления Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Конфуций
Филатова Надежда Олеговна МАОУ Сибирский лицей г. Томска Кандидат педагогических наук Учитель Электромагнитные явления   Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Правила игрыУчастники по очереди отвечают на вопросы различной стоимости, выбирая тематику самостоятельно.Игроки Выберите темуКонец игры Что такое магнитные бури?Кратковременные изменения магнитного поля Земли вследствие активности Солнца.Понятия и явления 100 Магнитными аномалиями называются ……места на Земле, где магнитное поле отличается от магнитного Что такое генератор электрического тока?Устройство, которое преобразует механическую энергию в электрическую.Понятия и явления 200 Что такое ротор?Вращающаяся часть генератора или двигателя.Понятия и явления 200 Что такое электромагнит?Соленоид с железным сердечником.Понятия и явления 300 Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя, если к его шляпке Почему два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными свободными концами?На противоположных концах Если магнит дугообразный, то гвоздь одним концом притягивается к одному полюсу, а К одному из полюсов магнитной стрелки ученица приблизила иголку. Полюс стрелки притянулся Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов, но Правило буравчика. Правило, с помощью которого определяют направление магнитных линий вокруг прямого Правило с помощью которого определяют направление магнитных линий вокруг катушки с током.Правило На каком рисунке правильно изображено направление магнитных линий?12344Законы и правила 200 По какому правилу можно найти направление силы, действующей на проводник с током Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы заряженными частицами, движущимися к На проводник, находящийся в магнитном поле, действует сила, как показано на рисунке. Определите направление силы, с которой магнитное поле действует на проводник с током. Законы и правила 400 Определите направление тока в проводнике.Законы и правила 400 Вопрос от… 500 На рисунке изображена катушка с током. Какой конец катушки приобретет свойство северного Укажите полюсы магнита, учитывая, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита Укажите полюсы магнита, учитывая, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита Как расположится магнитная стрелка, если ее поместить в точке А магнитного поля магнита?Графические задания 200 Начертите (приблизительно) расположение нескольких магнитных линий для двух магнитов, расположенных так, как Останется ли в покое магнитная стрелка, если к ней приблизить проводник с Что произойдет с магнитной стрелкой, если цепь замкнуть? Ответ обоснуйте.Если цепь замкнуть, На тонких проволоках подвешена катушка. Если по катушке пропустить ток, то она На тонких проволоках подвешены две катушки. Как они будут взаимодействовать, если по Рамка с током, помещенная в магнитное поле, поворачивается в направлении, показанном стрелками. Сила, действующая на проводник с током, который находится в магнитном поле между Назовите ученого, которому принадлежит открытие взаимодействия проводника с магнитной стрелкой.Ученые и открытия 100 Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы.Якоби Борис СеменовичУченые и открытия 100 Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами, которые циркулируют внутри каждой Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и тире.Самюэль МорзеУченые и открытия 200 В 1600 этот придворный врач Елизаветы I, опубликовал знаменитый трактат «О магните, Где согласно легенде были обнаружены магниты? (От названия этого местечка и произошло Первые упоминания о постоянных магнитах и их использовании в устройствах типа компаса Древнегреческие философы полагали , что из магнита вытекают потоки мельчайших частиц, в Этот английский ученый ввёл в физику понятие “магнитное поле”. Он же ввёл Рекорд по числу собранных магнитов принадлежит амерканке Луизе Гринфарб из Хендерсона (пригород Лас-Вегаса, Спасибо за внимание!  Поздравляем победителей! Список источников информацииhttp://ru.wikipedia.org/ - правила и описание «Своей игры»Лукашик В.И., Иванова Е.В. Список источников иллюстрацийhttp://hil.rodionov.de/simulator/pics/009.jpg - заставка «Своя игра» http://darudar.org/var/files/img/0c/20/0c202a72a4131c460c52ca82cd420329_600.jpg - «Кот в мешке»http://class-fizika.narod.ru/test8.htm

Слайд 2 Электромагнитные явления
Тот, кто учится не

Электромагнитные явления  Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение.

размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая

учиться, окажется в затруднении.
Конфуций

Слайд 3 Правила игры
Участники по очереди отвечают на вопросы различной

стоимости, выбирая тематику самостоятельно.
Игроки могут продавать за половину стоимости

свои вопросы, если не знают ответа.
Помимо обычных вопросов, существуют специальные — «Кот в мешке», «Вопросы от ...».
Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Получивший его игрок выбирает стоимость, равную минимальной или максимальной в раунде (например, в первом раунде можно выбрать стоимость «Кота».
«Вопросы от…» сформулированы не учителем, а человеком специально выбранный. Это могут любые люди.
Для ответа на каждый вопрос отводится 20 сек.
Набранные баллы затем меняются на оценки.

Слайд 4 Выберите тему
Конец игры

Выберите темуКонец игры

Что такое магнитные бури?
Кратковременные изменения магнитного поля Земли

вследствие активности Солнца.
Понятия и явления 100

Магнитными аномалиями называются …
…места на Земле, где магнитное

поле отличается от магнитного поля Земли.
Понятия и явления 100

Что такое генератор электрического тока?
Устройство, которое преобразует механическую

энергию в электрическую.
Понятия и явления 200

Что такое ротор?
Вращающаяся часть генератора или двигателя.
Понятия и

явления 200

Что такое электромагнит?
Соленоид с железным сердечником.
Понятия и явления

Что такое электромагнит?Соленоид с железным сердечником.Понятия и явления 300

Слайд 10 Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя,

Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя, если к его

если к его шляпке приблизить южный полюс стального магнита?

Южный полюс.

Понятия и явления 300

Слайд 11 Почему два гвоздя, притянувшиеся к магниту, расходятся противоположными

свободными концами?
На противоположных концах гвоздей возникают одноименные полюса, а

они отталкиваются друг от друга.

Понятия и явления 400

Слайд 12 Если магнит дугообразный, то гвоздь одним концом притягивается

Если магнит дугообразный, то гвоздь одним концом притягивается к одному полюсу,

к одному полюсу, а другим — к другому. Почему?

В поле подковообразного магнита гвоздь намагничивается и своими концами притягивается к разноименным полюсам магнита.

Понятия и явления 400

Слайд 13 К одному из полюсов магнитной стрелки ученица приблизила

К одному из полюсов магнитной стрелки ученица приблизила иголку. Полюс стрелки

иголку. Полюс стрелки притянулся к иголке. Может ли это

служить доказательством того, что игла была намагничена? Ответ поясните.

Нет. Игла намагничивается в магнитном поле стрелки.

Понятия и явления 500

Слайд 14 Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы

Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов,

и других материалов, но не из железа?
Железо намагничивается

в магнитном поле, то есть создает собственное магнитное поле, которое не исчезает, если его вынести из поля (остаточный магнетизм). Это поле будет влиять на магнитную стрелку.

Понятия и явления 500

Правило буравчика. Правило, с помощью которого определяют направление

магнитных линий вокруг прямого проводника с током.
Законы и правила

Что за правило показано в анимации и для чего оно применяется?

Правило с помощью которого определяют направление магнитных линий

вокруг катушки с током.
Правило правой руки
Законы и правила 100

На каком рисунке правильно изображено направление магнитных линий?

и правила 200

По какому правилу можно найти направление силы, действующей

По какому правилу можно найти направление силы, действующей на проводник с

на проводник с током в магнитном поле?
Правило левой руки

и правила 200

Полярные сияния возникают вследствие бомбардировки верхних слоёв атмосферы

заряженными частицами, движущимися к Земле вдоль силовых линий геомагнитного

поля от Солнца.

Кот в мешке

На проводник, находящийся в магнитном поле, действует сила,

На проводник, находящийся в магнитном поле, действует сила, как показано на

как показано на рисунке. Как направлены линии магнитного поля?

Законы и правила 300

Определите направление силы, с которой магнитное поле действует

на проводник с током.
Законы и правила 400

Определите направление тока в проводнике.
Законы и правила 400

Определите направление тока в проводнике.Законы и правила 400

Вопрос от…

Вопрос от… 500

На рисунке изображена катушка с током. Какой конец

На рисунке изображена катушка с током. Какой конец катушки приобретет свойство

катушки приобретет свойство северного магнитного полюса после замыкания ключа?

и правила 500

Слайд 25 Укажите полюсы магнита, учитывая, что магнитные линии выходят

из северного полюса магнита и входят в южный его

полюс.

Графические задания 100

Слайд 26 Укажите полюсы магнита, учитывая, что магнитные линии выходят

из северного полюса магнита и входят в южный его

полюс.

Графические задания 100

Слайд 27 Как расположится магнитная стрелка, если ее поместить в

точке А магнитного поля магнита?

Графические задания 200

Слайд 28 Начертите (приблизительно) расположение нескольких магнитных линий для двух

магнитов, расположенных так, как показано на рисунке.

Графические задания

Слайд 29 Останется ли в покое магнитная стрелка, если к

Останется ли в покое магнитная стрелка, если к ней приблизить проводник

ней приблизить проводник с током ? Ответ обоснуйте.

Нет. Магнитное

поле будет действовать на стрелку и она повернется.

Графические задания 300

Слайд 30 Что произойдет с магнитной стрелкой, если цепь замкнуть?

Ответ обоснуйте.

Если цепь замкнуть, то стрелка повернется, так как

текущий по цепи ток создает вокруг проводника магнитное поле, действующее на магнитную стрелку.

Графические задания 300

Слайд 31 На тонких проволоках подвешена катушка. Если по катушке

На тонких проволоках подвешена катушка. Если по катушке пропустить ток, то

пропустить ток, то она притягивается к магниту. В чем

причина наблюдаемого вами явления?

Катушка с током — это электромагнит. Левый конец катушки — южный полюс (правило буравчика), а разноименные полюсы притягиваются.

Графические задания 400

Слайд 32 На тонких проволоках подвешены две катушки. Как они

будут взаимодействовать, если по ним пропускать электрический ток?

Электрический ток

каждой из катушек взаимодействует с магнитным полем, создаваемым другой катушкой. В данном случае катушки будут отталкиваться.

Графические задания 400

Слайд 33 Рамка с током, помещенная в магнитное поле, поворачивается

в направлении, показанном стрелками. Укажите два способа, применяя которые

можно изменить направление поворота рамки на противоположное.

Направление вращения рамки с током можно изменить:
1) поменяв полюса магнита; 2) поменян направление тока в рамке на противоположное.

Графические задания 500

Слайд 34 Сила, действующая на проводник с током, который находится

Сила, действующая на проводник с током, который находится в магнитном поле

в магнитном поле между двумя полюсами магнита, направлена…

Графические задания

Слайд 35 Назовите ученого, которому принадлежит открытие взаимодействия проводника с

магнитной стрелкой.

Ученые и открытия 100

Изобретатель первого в мире телеграфного аппарата, печатающего буквы.
Якоби

Борис Семенович
Ученые и открытия 100

Ученый, объяснивший намагниченность железа и стали электрическими токами,

которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ.
Ампер Андре Мари
Ученые

и открытия 200

Изобретатель электромагнитного телеграфа и азбуки из точек и

тире.
Самюэль Морзе
Ученые и открытия 200

В 1600 этот придворный врач Елизаветы I, опубликовал

В 1600 этот придворный врач Елизаветы I, опубликовал знаменитый трактат «О

знаменитый трактат «О магните, магнитных телах и о большом

магните – Земле. Первым выдвинул предположение о том, что Земля является гигантским магнитом.

Вильям Гильберт

Ученые и открытия 300

Где согласно легенде были обнаружены магниты? (От названия

Где согласно легенде были обнаружены магниты? (От названия этого местечка и

этого местечка и произошло слово)
Магнезия на Меандре, древний город

в Карии (ныне — юго-западный район Греции), жителей которой звали магнетами.

Ученые и открытия 300

Первые упоминания о постоянных магнитах и их использовании

Первые упоминания о постоянных магнитах и их использовании в устройствах типа

в устройствах типа компаса встречаются в древнекитайских летописях.
Так древняя

… летопись повествует, что 4000 лет назад в … использовалась повозка, на которой, проворачиваясь на оси, стояла магнитная фигурка человека, показывающего на юг. Где впервые стали использовать магнит в качестве компаса?

Ученые и открытия 400

Древнегреческие философы полагали , что из магнита вытекают

потоки мельчайших частиц, в результате чего вокруг магнита образуются

пустоты, куда и устремляется железо. Предположения философов были описаны в поэме, которая называлась «О природе вещей». Назовите автора поэмы.

Тит Лукреций Кар

Ученые и открытия 400

Этот английский ученый ввёл в физику понятие “магнитное

Этот английский ученый ввёл в физику понятие “магнитное поле”. Он же

поле”. Он же ввёл понятие магнитных силовых линий и

определил, что магниты взаимодействуют посредством магнитного поля.

Майкл Фарадей

Ученые и открытия 500

Рекорд по числу собранных магнитов принадлежит амерканке Луизе

Гринфарб из Хендерсона (пригород Лас-Вегаса, штат Невада). Её рекорд на 1997

год составлял 19.300 магнитов и был внесён в «Книгу рекордов Гиннесса»  Согласно британской «Книге альтернативных рекордов», на февраль 2002 года в её коллекции было 29.000 магнитов, а на данный момент уже более 30.000. Луиза Гринфарб получила прозвище «Магнитная леди» (Свыше 7000 её магнитов представлены на выставке в Лас-Вегасском музее Гинесса).
А где впервые придумали использовать магниты на холодильник?

Кот в мешке

Идею магнита на холодильник первым придумал Вильям Циммерман, Сент-Луиса штата Миссури в ранних 1970-х.

Слайд 45 Спасибо за внимание! Поздравляем победителей!

Спасибо за внимание! Поздравляем победителей!

Слайд 46 Список источников информации
http://ru.wikipedia.org/ - правила и описание «Своей

игры»
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. -

М.: Просвещение, 2006.
http://class-fizika.narod.ru/test8.htm - Тесты по физике «Магнитные явления»
Карцев В. П. Магнит за три тысячелетия. — Изд. 4-е, перераб. и доп.. — Л.: Энергоатомиздат, 1988.
Перельман Я. И. Занимательная физика. — Ленинград: Время, 1932. — Т. 2.
http://www.omagnetizme.ru/ - Магнетизм. Все о магнетизме.
http://parkov3.narod.ru/ - Звуковые эффекты: «Тиканье часов», «Мяуканье кошки», «Аплодисменты»
http://magnity.ucoz.ru/blog/2010-01-04-1 - История магнитов на холодильник
Перышкин А.В. Физика-8, учебник для общеобразов. учреждений. - М.: Дрофа, 2010 г.

• Имя файла: elektromagnitnye-yavleniya.pptx