Презентация на тему Создание проблемной ситуации на уроках физики

Одним из приемов объяснения материала на уроках физики является прием аналогии. При построении умозаключения по аналогии: анализируют изучаемый объект; обнаруживают его сходство с ранее изученным или хорошо известным объектом; переносят известные свойства ранее изученного объекта на
Создание проблемной ситуации на уроках физики Одним из приемов объяснения материала на уроках физики является прием аналогии. При В силу такого различия методика изучения всех физических законов не может быть Пониманию учащихся материала, развитию их мышления весьма способствует систематическая и целенаправленная работа В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты и эвристически поставленные фронтальные Результаты экспериментов1. Зависимость силы трения от нагрузки.Fтр(Н)m(кг)2. Зависимость силы трения от площади соприкосновения трущихся поверхностей. Свойства постоянных магнитов.1.  Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.2.  Магнитные При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремятся организовать по логике развертывания познавательного По мере погружения коробочки в воду давление на коробочку…Увеличивается!Почему?На сколько оно увеличилось? Здесь мы видим, что при повороте коробочки на одной глубине в разных Для создания проблемной ситуации на уроках физики необходимо выявить возможные типы противоречий, Два кофейника.Ширина их одинакова, а высота разная.  В какой из них Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения необходимо предоставлять возможность самостоятельно Схема устройства шлюзаСХЕМА ШЛЮЗОВАНИЯ СУДОВ На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое

Слайд 2 Одним из приемов объяснения материала на уроках физики

Одним из приемов объяснения материала на уроках физики является прием аналогии.

является прием аналогии. При построении умозаключения по аналогии:
анализируют

изучаемый объект;
обнаруживают его сходство с ранее изученным или хорошо известным объектом;
переносят известные свойства ранее изученного объекта на изучаемый объект

Слайд 4 В силу такого различия методика изучения всех физических

В силу такого различия методика изучения всех физических законов не может

законов не может быть одинаковой. Так, например, ознакомление учащихся

с физическими принципами (законами сохранения, принципами суперпозиции, независимости световых пучков и др.) целесообразно проводить на основе информационно-иллюстративного приема, т. е. принципы следует сообщать учащимся без вывода, а их истинность подтверждать достоверным числом экспериментальных фактов.

Слайд 6 Пониманию учащихся материала, развитию их мышления весьма способствует

систематическая и целенаправленная работа с учебником на уроке. Самым

важным первоначальным приемом работы с книгой является выделение главного, что требует анализа текста, синтеза результатов анализа и абстрагирование от второстепенного материала. Для обеспечения глубокого понимания изучаемого материала важное значение имеет обучение учащихся работе с рисунками учебника. С первых уроков физики в 7 классе необходимо приучить учащихся при чтении текста обращаться к рисунку, чертежу, таблицам. С этой целью полезно чаще ставить учащимся такие вопросы: что изображено на рисунке? Что говориться об этом рисунке в тексте? Как отражено на рисунке то изменение с телом, которое наблюдается в опыте и описывается в тексте учебника?

Слайд 11 В объяснение нового материала целесообразно включать фронтальные опыты

и эвристически поставленные фронтальные лабораторные работы. Фронтальные опыты -

кратковременные фронтальные лабораторные работы, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса под руководством учителя. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления.

Слайд 12 Результаты экспериментов
1. Зависимость силы трения от нагрузки.
Fтр(Н)
m(кг)
2. Зависимость

силы трения от площади соприкосновения трущихся поверхностей.

Слайд 13 Свойства постоянных магнитов.
1. Разноименные магнитные полюса притягиваются,

Свойства постоянных магнитов.1. Разноименные магнитные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются.2. Магнитные линии

одноименные отталкиваются.

2. Магнитные линии – замкнутые линии. Вне

магнита магнитные линии выходят из «N» и входят в «S», замыкаясь внутри магнита.

В 1600г. английский врач Г.Х.Гилберт вывел основные свойства постоянных магнитов.

Слайд 14 При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремятся организовать

по логике развертывания познавательного творческого процесса, а именно:
Создают

проблемную ситуацию, анализируют ее и в ходе анализа подводят учащихся к необходимости изучения определенной проблемы.
2. Включают учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей. В отдельных случаях можно организовать предварительное изучение тех знаний, которые могут помочь учащимся решить проблему. Выдвигаемые в ходе поиска гипотезы и догадки должны подвергаться анализу, с тем, чтобы найти наиболее рациональное решение.
Предлагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несет в себе новое знание об изучаемом объекте. В процессе решения проблемы выясняется необходимость исследования других сторон изучаемого объекта. В результате учащиеся добывают некоторую систему знаний.

Слайд 15 По мере погружения коробочки в воду давление на

коробочку…
Увеличивается!
Почему?
На сколько оно увеличилось?

Слайд 16 Здесь мы видим, что при повороте коробочки на

Здесь мы видим, что при повороте коробочки на одной глубине в

одной глубине в разных направления давление одно и тоже,

почему?

Слайд 17 Для создания проблемной ситуации на уроках физики необходимо

выявить возможные типы противоречий, которые могут возникать в ходе

изучения физики. Исследования показывают, что на уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий: Противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями.

Слайд 18 Два кофейника.
Ширина их одинакова, а высота разная.

Два кофейника.Ширина их одинакова, а высота разная. В какой из них

В какой из них можно налить больше жидкости?

Почему?

Слайд 19 Для развития логического мышления учащимся в процессе обучения

необходимо предоставлять возможность самостоятельно проводить анализ, синтез, обобщения, сравнения,

строить индуктивные и дедуктивные умозаключения и т. д. Такая возможность предоставлять учащимся при ведении урока методом беседы. В практике обучения эвристическая беседа, кроме вопросов, рассчитанных на мыслительную деятельность логического уровня, может включать (и часто включает) вопросы и задания, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера (догадки, выдвижения возможных предположений и т. д.). Эти частично-поисковые задания придают эвристической беседе совершенно иной, исследовательский характер.

Слайд 20 Схема