Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Теория познания и философия науки

Содержание

Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.1. Проблема познаваемости мира
1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.2. Проблема Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и Суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. «a» – отрицание, gnosis – К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская Основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность Субъект познания – человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых Наивно-реалистическая теория познания (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус). Программа трансцендентальной гносеологии (И. Кант).Объекты познания существуют как результат активного их конструирования Социокультурная программа в теории познания (объективно-идеалистическая философия Гегеля; марксистская диалектико-материалистическая гносеология). Субъект В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую. 2. Особенности программ постклассической гносеологии:а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции;б) акцент на анализе Особенности программ постклассической гносеологии:в) переосмысление проблемы истины в познании и замещение ее В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент Одна из центральных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе и Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. 3. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная Основные формы знания – факт и теория. Понятие факта используется, по крайней Теория – такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл.4. Понятие науки. Институциализация науки (функционирование науки как социального института) связана с появлением системы учреждений,
Слайды презентации

Слайд 2 Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду

Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также

обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек

должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 3 Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека,

Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение

направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
1.

Проблема познаваемости мира

Слайд 4 Суть познавательного отношения человека к миру заключается в

Суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной

вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик

действительности в знании.

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 5 В зависимости от того или иного решения этого

В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической

вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
1.

Проблема познаваемости мира

Слайд 6 Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон,

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г.

Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и другие), исходят

из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 7 В IV в. до н. э. древнегреческий философ

В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию

Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности

человеческого разума подвергались принципиальному сомнению.

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 8 Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. «a»

Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. «a» – отрицание, gnosis

– отрицание, gnosis – знание), согласно которой мир объектов

принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 9 К середине XIX в. учение о познании стало

К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая

пониматься как особая философская дисциплина – теория познания, или

гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение).

1. Проблема познаваемости мира


Слайд 10 Основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей

Основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему

субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного знания об объекте.
2.

Проблема субъекта и объекта познания.

Слайд 11 Субъект познания – человек как носитель сознания, для

Субъект познания – человек как носитель сознания, для которого характерны определенные

которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память,

воображение, интуиция и др.).

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 12 Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как

Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на

фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта.
2.

Проблема субъекта и объекта познания.

Слайд 13 В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические

В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из

программы, каждая из которых обосновывала свое понимание природы субъект-объектных

отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 14 Наивно-реалистическая теория познания (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д.

Наивно-реалистическая теория познания (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах

Дидро, Л. Фейербах и другие).
Субъект познания трактуется как

антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 15 Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли,

Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р.

Э. Мах, Р. Авенариус).
Субъект познания интерпретируется как совокупность

познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 16 Программа трансцендентальной гносеологии (И. Кант).
Объекты познания существуют как

Программа трансцендентальной гносеологии (И. Кант).Объекты познания существуют как результат активного их

результат активного их конструирования в творческой деятельности субъекта.
2. Проблема

субъекта и объекта познания.

Слайд 17 Социокультурная программа в теории познания (объективно-идеалистическая философия Гегеля;

Социокультурная программа в теории познания (объективно-идеалистическая философия Гегеля; марксистская диалектико-материалистическая гносеология).

марксистская диалектико-материалистическая гносеология).
Субъект познания трактуется как социально-исторический субъект,

т. е. продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности.

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 18 В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую,

В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую.

биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую.
2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 19 Особенности программ постклассической гносеологии:
а) отказ от принципа субъект-объектной

Особенности программ постклассической гносеологии:а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции;б) акцент на

оппозиции;
б) акцент на анализе вопроса о природе субъективности как

неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире;

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 20 Особенности программ постклассической гносеологии:
в) переосмысление проблемы истины в

Особенности программ постклассической гносеологии:в) переосмысление проблемы истины в познании и замещение

познании и замещение ее конвенциональными и инструментально-прагматическими критериями оценки

знаний и познавательных процедур;
г) исследование прагматических функций языка и речи.

2. Проблема субъекта и объекта познания.


Слайд 21 В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание

уровня:
чувственное познание и
рациональное познание.
3. Структура и

основные характеристики познавательного процесса.

Слайд 22 Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре

уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных

формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 23 Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и

Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно

свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта.


3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 24 Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте

субъекту в акте чувственного познания и представляющий собой синтез

различных ощущений.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 25 Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный

воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании

субъекта благодаря механизму памяти.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 26 Одна из центральных проблем чувственного познания связана с

Одна из центральных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе

вопросом о природе и механизмах формирования субъективного (идеального) образа.


3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 27 Основные формы рационального познания:
понятие,
суждение,
умозаключение.
3.

Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. 3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 28 Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи,

Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и

существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке

в виде определений (дефиниций).

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 29 Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в

Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная

котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.


3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.


Слайд 30 Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе

Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких

одного или нескольких принятых суждений выводится новое.
3. Структура и

основные характеристики познавательного процесса.

Слайд 31 Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового

на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных

социокультурных условиях.

4. Понятие науки.


Слайд 32 Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности,

Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются

в которой выделяются субъектная и предметная структуры.
4. Понятие

науки.

Слайд 33 Основные формы знания – факт и теория. Понятие

Основные формы знания – факт и теория. Понятие факта используется, по

факта используется, по крайней мере, в двух значениях. Во-первых,

для обозначения события (явления), которое имело место в определенном культурном пространстве; во-вторых, этим понятием обозначается знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось.

4. Понятие науки.


Слайд 34 Теория – такая форма научного знания, которая представляет

Теория – такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему

собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи

действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение.

4. Понятие науки.


Слайд 35 Основой научного знания является знание обыденное, или здравый

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл.4. Понятие науки.

смысл.
4. Понятие науки.


  • Имя файла: teoriya-poznaniya-i-filosofiya-nauki.pptx
  • Количество просмотров: 134
  • Количество скачиваний: 0