Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Об эволюции образа Гераклита и Демокрита

Содержание

Групповые скульптуры в античности.
Смех и слезы античной философии: к эволюции образа  Гераклита и Демокрита. Групповые скульптуры в античности. Надгробные стелы Древней Греции из Керамикона (Афины, Нац.археол. музей, IV в.д.н.э.) Групповая погребальная иконография римской эпохи (I-II в.): Надгробие Витиев (Ватикан) и Саркофаг супругов (Лувр) Сдвоенные гермы философовЭпикур-Метродор, Капитолийские музеи, 2в.н.э.Сократ-Сенека, Берлин, 3 в.н.э. Скульптура и философияГераклит и «Дискобол» Мирона (сер.V в.д.н.э.):динамика, напряжение, усилие, движение, переход, Смех и Слезы в античной культуре и философииСмех богов: «неугасимый» смех пирующих Философия смеха и плачаХристианство: плач как смиренномудрие, смех как гордость (Лествичник). Плач История создание образа «Плачущий Гераклит-смеющийся Демокрит».Впервые образ появляется у Сотиона из Александрии Особенности образаСовместный образ двух равноправных философа: СОЮЗ философов в мире (ср. с Личностные характеристики философов в традицииГЕРАКЛИТ: высокомудрый, гордый, высокое самомнение, человеко- и мироненавистник, Поэты о философах.Ювенал, X, 28-33Значит, похвально и то, что один-то мудрец все Образ в живописи Средневековья и Возрождения Средневековая миниатюраБраманте, фреска, 1477 г., Милан, Брера. Голландская живописьРубенс, 1603 г.Рубенс Фламандская живопись Ян вал Билерт, УтрехтДжон Смит Йоханнес Морелсе Книга, глобус и крестДик ван БабуренКорелис ван Гарлем Хендрик Брюгген, 1628 г. Фламандская живописьЧарльз КоупелЯкоб Йорданс Скульптура и живописьФ.К. Мессершмидт, XVIII в.Корели Стангирус, 1662 г. Встреча в Летнем СадуГераклит О. Маринали XVIII в.Демокрит О. Маринали XVIII в.
Слайды презентации

Слайд 2


Слайд 3 Групповые скульптуры в античности.

Групповые скульптуры в античности.

Слайд 4 Надгробные стелы Древней Греции из Керамикона (Афины, Нац.археол.

Надгробные стелы Древней Греции из Керамикона (Афины, Нац.археол. музей, IV в.д.н.э.)

музей, IV в.д.н.э.)


Слайд 5 Групповая погребальная иконография римской эпохи (I-II в.): Надгробие

Групповая погребальная иконография римской эпохи (I-II в.): Надгробие Витиев (Ватикан) и Саркофаг супругов (Лувр)

Витиев (Ватикан) и Саркофаг супругов (Лувр)


Слайд 6 Сдвоенные гермы философов
Эпикур-Метродор, Капитолийские музеи, 2в.н.э.
Сократ-Сенека, Берлин, 3

Сдвоенные гермы философовЭпикур-Метродор, Капитолийские музеи, 2в.н.э.Сократ-Сенека, Берлин, 3 в.н.э.

в.н.э.


Слайд 7 Скульптура и философия
Гераклит и «Дискобол» Мирона (сер.V в.д.н.э.):динамика,

Скульптура и философияГераклит и «Дискобол» Мирона (сер.V в.д.н.э.):динамика, напряжение, усилие, движение,

напряжение, усилие, движение, переход, предел
Демокрит и танцующая Менада Скопаса

(нач.IV в.д.н.э.): индивидуализм, страсть, исступление, сильные эмоции

Слайд 8 Смех и Слезы в античной культуре и философии
Смех

Смех и Слезы в античной культуре и философииСмех богов: «неугасимый» смех

богов: «неугасимый» смех пирующих богов над страданиями людей и

своими раздорами (Илл.I 599-611)-смех как реакция на мир как «игру богов»; слезы – удел людей («игрушек»)(Гераклит: «Вечность играющее дитя»). Принцип «игры»: не всерьез, а ради забавы.
Театр: смех в комедии, кот. есть подражание людям худшим; Аристотель: «смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное»(НЭ); трагедия не слезы, но катарсис. У греков вместо слез сдержанная скорбь, слезы – невоздержанность, неумеренность; смех-насмешка («характеры» Феофраста). Смех как развлечение, но чаще неумеренное, отличать шутов и остроумных (Аристотель). Смех и: ирония, сатира, юмор, «мениппея».
Смех и дионисийство: вещий и священный смех Заратустры


Слайд 9 Философия смеха и плача
Христианство: плач как смиренномудрие, смех

Философия смеха и плачаХристианство: плач как смиренномудрие, смех как гордость (Лествичник).

как гордость (Лествичник). Плач как феномен русской культуры. Смех

и «карнавальная культура»: освобождение, снятие запретов («И смех, и грех»), чрезмерность, становление, движение, переход (ср. с Гераклитом). Спонтанность и неуправляемость смеха («взрывы смеха»); плачь же «не вдруг»
Смех и свобода: смех над собой (самопреодоление); над другим(самомнение, презрение); над миром(суверенность). «Смех – это не свобода, а освобождение»(С. Аверинцев).
Смех и слезы – не то, что Я делает, а то, что с Я делается (pathos, претерпевание, пассивность); устоять против смеха сложнее, чем против плача.

Слайд 10 История создание образа «Плачущий Гераклит-смеющийся Демокрит».
Впервые образ появляется

История создание образа «Плачущий Гераклит-смеющийся Демокрит».Впервые образ появляется у Сотиона из

у Сотиона из Александрии (пер.пол.2 в.д.н.э.), доксографа и биографа

философии («Преемства», не сохранился), источник для Диогена Лаэртского: «На мудрых ВМЕСТО гнева находили: слезы – на Гераклита, смех – на Демокрита» (Стобей, III, 20, 53). Продолжение у Цицерона, Письма Псевдо-Гераклита, Сенеки, Лукиана.
Диалектика образа: слезы и смех – противоположные проявления, но оба – реакция мудреца на мир (вместо аффектов, способ оценки, манифестация философской позиции).

Слайд 11 Особенности образа
Совместный образ двух равноправных философа: СОЮЗ философов

Особенности образаСовместный образ двух равноправных философа: СОЮЗ философов в мире (ср.

в мире (ср. с союзом Платона и Аристотеля у

Рафаэля).
Противоположности (слезы и смех) объединяются: диалектика.
Смех и слезы как проявления мудрости (проявления разные, мудрость одна) по отношению к миру (инаковость, маргинальность, юродство философов).
Для большинства слезы и смех – аффекты, для философов – их замена и легитимация («переворот» Бахтина). Обретение свободы.
В Античности – нарративный образ, начиная с Средних Веков – визуальный.




Слайд 12 Личностные характеристики философов в традиции
ГЕРАКЛИТ: высокомудрый, гордый, высокое

Личностные характеристики философов в традицииГЕРАКЛИТ: высокомудрый, гордый, высокое самомнение, человеко- и

самомнение, человеко- и мироненавистник, презрителен, самодостаточен, трудолюбив, обидчив, надменен,

«одиночка», бесстрастный, «меланхолик», инаковость, харизматичная уникальность, избранный(открытость высшему,трансцендентному, его медиум)

ДЕМОКРИТ: абдериты (считалось, в Абдере рождаются глупцы) называли его Философией, Смехачом и Мудрость, склонность к одиночеству, называли «безумцем», бескорыстен, автобиографическое самосознание, оптимист, «жить незаметно», бесстрастность, научная созерцательность, инаковость (маргинальность), самообладание


Слайд 13 Поэты о философах.
Ювенал, X, 28-33
Значит, похвально и то,

Поэты о философах.Ювенал, X, 28-33Значит, похвально и то, что один-то мудрец

что один-то мудрец все смеялся \\ Как поднимал от

порога, вперед вынося, свою ногу \\ Ну а другой был совсем не таков: он больше все плакал …\\ Знай, сотрясал Демокрит свои легкие смехом привычным…\\Демокрит находил для насмешек \\ Темы, встречая различных людей…\\Он осмеял и заботы у черни, и радости тоже \\ А иногда и слезу…

Н.Карамзин, Гимн Глупцам

С умом все люди – Гераклиты,\\
И не жалеют слез своих, \\
Глупцы же сердцем Демокриты:
Род смертных арлекин для них


Слайд 14 Образ в живописи Средневековья и Возрождения
Средневековая миниатюра
Браманте,

Образ в живописи Средневековья и Возрождения Средневековая миниатюраБраманте, фреска, 1477 г., Милан, Брера.

фреска, 1477 г., Милан, Брера.


Слайд 15 Голландская живопись
Рубенс, 1603 г.
Рубенс

Голландская живописьРубенс, 1603 г.Рубенс

Слайд 16 Фламандская живопись
Ян вал Билерт, Утрехт
Джон Смит

Фламандская живопись Ян вал Билерт, УтрехтДжон Смит

Слайд 17 Йоханнес Морелсе

Йоханнес Морелсе

Слайд 18 Книга, глобус и крест
Дик ван Бабурен
Корелис ван Гарлем

Книга, глобус и крестДик ван БабуренКорелис ван Гарлем

Слайд 19 Хендрик Брюгген, 1628 г.

Хендрик Брюгген, 1628 г.

Слайд 20 Фламандская живопись
Чарльз Коупел
Якоб Йорданс

Фламандская живописьЧарльз КоупелЯкоб Йорданс

Слайд 21 Скульптура и живопись
Ф.К. Мессершмидт, XVIII в.
Корели Стангирус, 1662

Скульптура и живописьФ.К. Мессершмидт, XVIII в.Корели Стангирус, 1662 г.

  • Имя файла: ob-evolyutsii-obraza-geraklita-i-demokrita.pptx
  • Количество просмотров: 130
  • Количество скачиваний: 0