Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Немецкая классическая философия

Содержание

План лекцииСоциально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.И. Кант: субъективный идеализм и агностицизм.Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.Основные положения марксистской философии.
Немецкая классическая  философияНемецкая классическая  философия План лекцииСоциально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- Немецкая классическая философия – философия в Германии  конца ХVIII- первой трети ХIХ веков. Немецкая классическая философия - теоретическое обоснование перехода Германии к буржуазным отношениям.Теоретические источники:- Иммануил Кант  (1724 – 1804 гг.) Философ и ученый, родоначальник немецкой И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.) Субъективный идеализм:«Я» (человеческое сознание) –единственная Георг Вильгельм Фридрих Гегель  (1770 – 1831 гг.)Крупнейший представитель немецкой классической Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.) Объективно-идеалистическая «философия тождества»:первооснова бытия– Мировая Душа, Людвиг Фейербах  (1804 – 1872 гг.)представитель антропологического материализма и атеизма. Иммануил Кант «Что я могу знать?»,«Что я должен делать?»,«На что я могу надеяться?»,«Что есть человек?». 1) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный:  в центре внимания Теория познания Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого Кант выделяет 3 формы познания: чувственность,  рассудок,  разум.1) Чувственность отражает 3) Разум – это способность к умозаключениям, с помощью «чистых», т.е. не Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум Этика Канта   Проблема свободы человека и ее границ. Категорический императив Г. В. Ф. ГегельВажнейшие труды:«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.Основной Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея - некий мировой разум, первоначало и В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого Диалектика Гегеля – теория развития всего сущего и метод познания действительности. По Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам: 1) Раскрывает причину развития (закон единства Противоречие между методом и системой  в философии Гегеля. Гегель дал научное Людвиг Фейербах(Основной труд – «Сущность христианства».Основной предмет философии – человек.Философские взгляды Фейербаха Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:- природа вечна и бесконечна, пребывает во времени Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:- человек рассматривался в отрыве от социальной Критика христианской религии.Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического материализма:- религиозная МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века в Германии и представляет собой Основные труды:К. Маркс:«Экономическо-философские рукописи», «Капитал» и др. Ф. Энгельс: «Л. Фейербах и Социально-исторические  предпосылки марксизма:завершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;экономические кризисы;ухудшение положение рабочего Естественнонаучные основания марксизма:закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, М.В. Ломоносов)теория клеточной Теоретические источники марксизма:английская политическая экономия (учения А.Смита и Д.Рикардо)французский утопический социализм (А.Сен-Симон, Основные философские  достижения марксизма:диалектический материализм как единство теории и метода;исторический материализм;обоснование Деятельностный, практически-преобразовательный характер марксистской философии:«Ранее философы лишь различным образом объясняли мир, но Диалектический материализм – философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества Исторический материализм – учение об обществе, в основе которого материалистический подход к Общественно-экономическая формация – ключевая категория исторического материализма, которая обозначает ступень развития общества, Законы общественного развития Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Под общественным бытием понимается отношение людей к природе и друг к другу Закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил Производительные силы и производственные отношения – две взаимообусловленные стороныспособа производства материальных благ.Диалектика Закон классовой борьбы  Классовая борьба – движущая силаобщественного развития Человек в марксизме –субъект истории, развития материальной и духовной культуры. Сущность человека К. Маркс:«...сущность человека ... есть совокупность всех общественных отношений»; «класс определяет их Роль трудовой деятельности в формировании человека и его сознания.Сознательная и целенаправленная трудовая
Слайды презентации

Слайд 2 План лекции
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в

План лекцииСоциально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце

Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.
И. Кант: субъективный

идеализм и агностицизм.
Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.
Основные положения марксистской философии.

Слайд 3
Немецкая классическая философия –

философия в Германии
конца

Немецкая классическая философия – философия в Германии конца ХVIII- первой трети ХIХ веков.

ХVIII- первой трети ХIХ веков.


Слайд 4
Немецкая классическая философия - теоретическое обоснование
перехода Германии

Немецкая классическая философия - теоретическое обоснование перехода Германии к буржуазным отношениям.Теоретические

к буржуазным отношениям.

Теоретические источники:
- передовые философские идеи своего времени
(французское

Просвещение),
- достижения естествознания.

Слайд 5 Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.)
Философ и

Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) Философ и ученый, родоначальник немецкой

ученый, родоначальник немецкой классической философии, представитель

субъективного идеализма и агностицизма.

Слайд 6 И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.)
Субъективный

И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.) Субъективный идеализм:«Я» (человеческое сознание)

идеализм:
«Я» (человеческое сознание) –единственная реальность, творящая мир;
«Не-Я» (внешний мир)

не существует само по себе, а является результатом деятельности «Я».

Теория познания - «наукоучение»: универсальным методом познания, основанием для всех наук признается философия как «наука о науке» (чистое мышление).


Слайд 7 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.)
Крупнейший

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.)Крупнейший представитель немецкой классической

представитель немецкой классической философии.
Основная философская заслуга - создание

системы объективного идеализма; обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики.

Слайд 8 Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.)
Объективно-идеалистическая «философия

Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.) Объективно-идеалистическая «философия тождества»:первооснова бытия– Мировая

тождества»:
первооснова бытия– Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и

мышления.

Цель познания - осмысление тождества бытия;
Основные методы познания – «интеллектуальная интуиция», «созидательное созерцание».


Слайд 9 Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.)
представитель
антропологического материализма

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.)представитель антропологического материализма и атеизма.


и атеизма.


Слайд 10 Иммануил Кант
«Что я могу знать?»,
«Что я должен

Иммануил Кант «Что я могу знать?»,«Что я должен делать?»,«На что я могу надеяться?»,«Что есть человек?».

делать?»,
«На что я могу надеяться?»,
«Что есть человек?».


Слайд 11 1) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный:

1) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный: в центре внимания

в центре внимания – идея о развитии в природе.


2) Критический период (после 70-х гг.):
в центре внимания – «критическое» исследование возможностей человеческого разума.
Основные труды этого периода:
«Критика чистого разума» - теория познания,
«Критика практического разума» – этическое учение.


Слайд 12 Теория познания Канта – это учение о познавательных

Теория познания Канта – это учение о познавательных возможностях и границах

возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как

наше знание соотносится с объективным миром вне нас?


Основные положения:
мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи – в - себе»);
мир человеческого мышления существует по собственным законам.


Слайд 13 Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум.
1)

Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок, разум.1) Чувственность отражает мир

Чувственность отражает мир в ощущениях;
2) рассудок систематизирует ощущения с

помощью понятий, но
имеет дело не с вещью, а с ее мысленным образом

эти формы не дают достоверного знания;



Слайд 14 3) Разум – это способность к умозаключениям, с

3) Разум – это способность к умозаключениям, с помощью «чистых», т.е.

помощью «чистых», т.е. не основанных на опыте понятий.

Разум порождает

3 основные идеи:
идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).

Слайд 15 Цель познания – объяснение мира как единого целого

Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных

с помощью данных предельно широких идей.
Однако в ходе решения

этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой.
(антиномии – противоречивые суждения, каждое из которых может быть доказано с помощью разума)


вывод о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.



Слайд 16 Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и

Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а

рассудка, субъективны,
а разум противоречив

объективное знание получить невозможно

субъективный идеализм

и агностицизм Канта:
«Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере».




Слайд 17 Этика Канта
Проблема свободы человека и ее

Этика Канта  Проблема свободы человека и ее границ. Категорический императив

границ.

Категорический императив Канта –
нравственный закон, обязательный для

всех:
«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).

Слайд 18 Г. В. Ф. Гегель
Важнейшие труды:
«Феноменология духа», «Наука логики»,

Г. В. Ф. ГегельВажнейшие труды:«Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и

«Философия истории» и др.


Основной принцип философии Гегеля – принцип

тождества мышления и бытия:
бытие и мышление о нем совпадают и подчиняются одним и тем же законам.



Слайд 19 Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея - некий

Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея - некий мировой разум, первоначало

мировой разум, первоначало и движущая сила всего существующего.
Абсолютная

идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.
Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) - проявление Абсолютной идеи.
Исходный элемент Абсолютной идеи – понятие – непосредственный источник каждой вещи. Вещи –воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают: «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным».

Слайд 20 В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд

В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от

ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к

конкретному.
Высшая ступень развития Абсолютной идеи– Абсолютный Дух. На этой ступени проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания (высшие проявления Духа – искусство, религия, философия).
Философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи (философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи»).

Слайд 21 Диалектика Гегеля – теория развития всего сущего и

Диалектика Гегеля – теория развития всего сущего и метод познания действительности.

метод познания действительности.
По словам Ф. Энгельса,
Гегель «впервые весь

природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».



Слайд 22 Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам:
1) Раскрывает причину

Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам: 1) Раскрывает причину развития (закон

развития (закон единства и борьбы противоположностей).

2) Раскрывает механизм

развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений).

3) Отвечает на вопрос о направленности развития, определяет преемственность в развитии (закон отрицания отрицания).

Слайд 23 Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Гегель дал научное

Гегель дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности,

в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое.
Однако его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее, поэтому диалектика Гегеля носит идеалистический характер.
К. Маркс говорил о несоответствии диалектического метода и идеалистической системы в учении Гегеля и о необходимости поставить гегелевскую диалектику «с головы на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».



Слайд 24 Людвиг Фейербах
(Основной труд –
«Сущность христианства».

Основной предмет философии

Людвиг Фейербах(Основной труд – «Сущность христианства».Основной предмет философии – человек.Философские взгляды

– человек.

Философские взгляды Фейербаха –антропологический материализм – форма материализма,

рассматривающая человека как продукт природы, вершину ее эволюции, как разумное существо, посредством которого природа познает саму себя.

Слайд 25 Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:
- природа вечна и

Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:- природа вечна и бесконечна, пребывает во

бесконечна, пребывает во времени и пространстве, в природе все

взаимосвязано;
- жизнь – это высшее проявление природы, а человек –вершина эволюции живой природы;
- посредством человека природа познает саму себя;
- особую роль в процессе познания играют органы чувств; чувственное познание посредством разума возвышается до теоретического обобщения.

Слайд 26 Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:
- человек рассматривался

Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:- человек рассматривался в отрыве от

в отрыве от социальной среды, истории и культуры, только

как раз и навсегда данное природно-биологическое существо;

- сущность человека сводилась к разуму, воле, сердцу, которые неизменны во все времена: человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».



Слайд 27 Критика христианской религии.
Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с

Критика христианской религии.Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с позиций антропологического материализма:-

позиций антропологического материализма:
- религиозная вера порождается эмоциональным миром человека,

его страданиями и надеждами;
- религия имеет глубокие психологические корни и так же неистребима, как человеческие эмоции;
- место традиционной веры в Бога должна занять религия любви, которая призвана выполнять роль общечеловеческой морали.

Слайд 28
МАРКСИСТСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 29 Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века в

Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века в Германии и представляет

Германии и представляет собой сложную мировоззренческую систему, составными частями

которой являются философское, экономическое и социально-политическое учения.

Карл Маркс (1818 – 1883)

Фридрих Энгельс (1820 – 1895)


Слайд 30 Основные труды:
К. Маркс:«Экономическо-философские рукописи», «Капитал» и др.

Ф.

Основные труды:К. Маркс:«Экономическо-философские рукописи», «Капитал» и др. Ф. Энгельс: «Л. Фейербах

Энгельс: «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика

природы» и др.

В соавторстве: «Немецкая идеология» и др.


Слайд 31 Социально-исторические предпосылки марксизма:
завершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;
экономические

Социально-исторические предпосылки марксизма:завершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;экономические кризисы;ухудшение положение рабочего

кризисы;
ухудшение положение рабочего класса;
рост классовых противоречий;
превращение рабочего класса

в самостоятельную политическую силу;
начало освободительной борьбы.

Слайд 32 Естественнонаучные основания марксизма:

закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер,

Естественнонаучные основания марксизма:закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, М.В. Ломоносов)теория

М.В. Ломоносов)
теория клеточной структуры живых организмов (М. Шлейден и

Т. Шванн)
эволюционная теория Ч. Дарвина

Слайд 33 Теоретические источники марксизма:
английская политическая экономия (учения А.Смита и

Теоретические источники марксизма:английская политическая экономия (учения А.Смита и Д.Рикардо)французский утопический социализм

Д.Рикардо)
французский утопический социализм (А.Сен-Симон, Ш.Фурье)
немецкая классическая философия

- диалектика Гегеля
- материализм Л.Фейербаха


Слайд 34 Основные философские достижения марксизма:
диалектический материализм как единство теории

Основные философские достижения марксизма:диалектический материализм как единство теории и метода;исторический материализм;обоснование

и метода;
исторический материализм;
обоснование социальной роли философии в практике преобразования

действительности;
обоснование социальной сущности человека;
гуманистическое учение о личности.

Слайд 35 Деятельностный, практически-преобразовательный характер марксистской философии:
«Ранее философы лишь различным

Деятельностный, практически-преобразовательный характер марксистской философии:«Ранее философы лишь различным образом объясняли мир,

образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы

изменить его» (К.Маркс, «Тезисы о Фейербахе»).
«Наше учение не догма, а руководство к действию» (Ф.Энгельс).

Слайд 36 Диалектический материализм –
философское направление, изучающее наиболее общие

Диалектический материализм – философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы,

закономерности развития природы, общества и человеческого мышления исходя из

положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

Слайд 37 Исторический материализм –
учение об обществе, в основе

Исторический материализм – учение об обществе, в основе которого материалистический подход

которого материалистический подход к объяснению законов общественного развития.
С позиций

исторического материализма, развитие общества определяется изменениями в материально-производственных отношениях.

Слайд 38 Общественно-экономическая формация –
ключевая категория исторического материализма, которая

Общественно-экономическая формация – ключевая категория исторического материализма, которая обозначает ступень развития

обозначает ступень развития общества, характеризующуюся определенным способом производства.
Первобытно-общинная,


рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая,
коммунистическая.

Слайд 39 Законы
общественного
развития

Законы общественного развития

Слайд 40


Закон определяющей роли

общественного бытия

по отношению к

Закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

общественному
сознанию.


Слайд 41
Под общественным бытием понимается отношение людей к природе

Под общественным бытием понимается отношение людей к природе и друг к

и друг к другу в процессе материального производства.
Общественное

сознание представляет собой различные способы духовного освоения действительности и включает политическое и правовое сознание, науку, философию, мораль, религию, искусство.

Слайд 42 Закон соответствия характера

производственных отношений

уровню
развития

Закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил

производительных сил


Слайд 43 Производительные силы и производственные отношения –
две взаимообусловленные

Производительные силы и производственные отношения – две взаимообусловленные стороныспособа производства материальных

стороны
способа производства материальных благ.
Диалектика производительных сил и производственных отношений

является внутренним источником общественного развития.


Слайд 44 Закон классовой борьбы
Классовая борьба –
движущая сила
общественного развития

Закон классовой борьбы Классовая борьба – движущая силаобщественного развития

Слайд 45 Человек в марксизме –
субъект истории, развития материальной и

Человек в марксизме –субъект истории, развития материальной и духовной культуры. Сущность

духовной культуры.
Сущность человека марксизм связывает с общественными условиями

его существования и сознательной деятельностью.

Слайд 46 К. Маркс:
«...сущность человека ... есть совокупность всех общественных

К. Маркс:«...сущность человека ... есть совокупность всех общественных отношений»; «класс определяет

отношений»;

«класс определяет их [индивидов] жизненное положение, а вместе

с тем их личную судьбу, подчиняет их себе».

  • Имя файла: nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya.pptx
  • Количество просмотров: 133
  • Количество скачиваний: 0