Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Индийская философия. Религиозно-философские школы

Содержание

ПериодизацияВедический период (1500—500 гг. до н. э.)Классический (брахмано-буддийский) (500 до н. э. — 1000 н. э.) период послеклассический (индуистский) (с 1000).
Индийская философияРелигиозно-философские школы ПериодизацияВедический период (1500—500 гг. до н. э.)Классический (брахмано-буддийский) (500 до н. э. — 1000 н. э.) период послеклассический (индуистский) (с 1000). ШколыОртодоксальная (астика)Авторитет ВедФилософская традиция брахманизмаНеортодоксальная (настика)Авторитет Вед отрицаютИндуизм - ересь ПонятияСансара – круговорот рождений и смертей. Мокша (мукти) – освобождение от страданий, АТМАН ЕСТЬ БРАХМАНАтман (дух, самость, я) – абсолютное, вечное, бесконечное начало, которое Понятия. Мантра.Мантра (думать) – мистический слог или сочетание слогов, часто не имеющие Варнашрама СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ Священные текстыВеды :Брахманы - трактовка жертвенных ритуалов; Смрити – предания; Дхармашастры – Тексты«Махабхарата» и «Рамаяна» - эпос;Араньяки («лесные») и Упанишады («сидение у ног учителя») ОртодоксальныеНьяя Вайшешика Санкхья Йога Пурва-миманса Веданта (Адвайта-веданта, Вишиштадвайта-веданта, Двайта-веданта) НеортодоксальныеЛокаята Джайнизм Буддизм ЙОГА1. ЯМА (обуздание) – отказ от 5 отрицательных действий (насилия, лжи, жадности, ЙОГА2. НИЯМА (культура этики) - соблюдение 5-ти норм религиозного поклонения (очищение, удовлетворенность, ЙОГАПРАТЬЯХАРА - удаление чувств от объектов, отвлечение чувств от предметов; 6. ДХРАНА Йога ПатанджалиПять ступеней функции ума:рассеянное состояние (кшипта) - ум скользит от одного Виды йогиСампраджнята –полная сосредоточенность ума на объекте размышления - пониманиеАсампраджнята -полное прекращение БогВысший объект сосредоточенности и самопознанияСвободен от всех недостатков Пуруша+Пракрити= эволюцияБог соединил в НЬЯЯ («закон, правило»)Акшапада Гау(о)тама (VI век до н. э.) Логика Ньяя-сутры (5 книг)Источники истинного познания: Источники истинного познанияСравнение (упамана) - познание связи между названиями вещей и самими Восприятие - непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств Вывод - познание объекта через сознательное выделение некоего признака, который неизменно связан с данным объектом. Доказательства бытия Бога (ньяя)Ишвара – бог-творецВсему должна быть причинаМир – следствиеЧеловек несовершененКарма Веды - аргумент Душа и тело (ньяя)Атман – субстанцияСознание – побочное свойство «Я»«Я» отлично от ВАЙШЕШИКА («отличный, выделяющийся») Канада (Улука) (3 – 2 вв.) – «пожиратель атомов»Теория Категории объектов познанияВсеобщность (саманья) - вечная сущность, общая для всех индивидов данного Небытие Субстанция (дравья)Физические элементы - земля, вода, огонь, воздухНеосязаемые субстанции - эфир, время, АтомизмАтомы—несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных КачествоГуна - то, что существует в субстанции, не имеет ни собственных качеств, Действие (карма) - движениеПять видов действий:поднимание опускание сжатие расширение хождение. САНКХЪЯ («разумное взвешивание», «перечисление»)Капила - «Санкхья-карика» (70 сутр) Цель - отвлечение духа Дух и материяПуруша -чистое сознание абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность не имеет Свойства материальной природы Мимам(н)са (исследование) Джаймини Цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение ДушаБессмертная, вечная субстанция Сознание возникает при соединении с теломОсвобожденная душа обладает потенциальной возможностью сознания Источники познания душивосприятие (пратьякша)вывод (анумана)сравнение (упамана)свидетельство (шабда)постулирование (артхапатти)+ невосприятие Веданта (монизм)«Брахма-сутра» БадараяныШанкара и Рамануджа Пуруша - объемлет всю вселенную, но находится Шанкара РамануджаБог - единственная реальностьБог - всеведущ и всемогущ Бог сотворил мир материальных
Слайды презентации

Слайд 2 Периодизация
Ведический период (1500—500 гг. до н. э.)
Классический (брахмано-буддийский) (500 до н. э. — 1000

ПериодизацияВедический период (1500—500 гг. до н. э.)Классический (брахмано-буддийский) (500 до н. э. — 1000 н. э.) период послеклассический (индуистский) (с 1000).

н. э.)
период послеклассический (индуистский) (с 1000).


Слайд 3 Школы
Ортодоксальная (астика)
Авторитет Вед
Философская традиция брахманизма
Неортодоксальная (настика)
Авторитет Вед отрицают
Индуизм

ШколыОртодоксальная (астика)Авторитет ВедФилософская традиция брахманизмаНеортодоксальная (настика)Авторитет Вед отрицаютИндуизм - ересь

- ересь


Слайд 4 Понятия
Сансара – круговорот рождений и смертей.
Мокша (мукти)

ПонятияСансара – круговорот рождений и смертей. Мокша (мукти) – освобождение от

– освобождение от страданий, плод долгой и интенсивной духовной

практики.
Карма – причинно-следственная зависимость между поступком, совершенным индивидом в его прошлом и нынешней жизнью.


Слайд 5 АТМАН ЕСТЬ БРАХМАН
Атман (дух, самость, я) – абсолютное,

АТМАН ЕСТЬ БРАХМАНАтман (дух, самость, я) – абсолютное, вечное, бесконечное начало,

вечное, бесконечное начало, которое при всех трансформациях остается неизменным.
Брахман

– абсолютная высшая реальность, начало бытия, которое нельзя рационально помыслить и определить.


Слайд 6 Понятия. Мантра.
Мантра (думать) – мистический слог или сочетание

Понятия. Мантра.Мантра (думать) – мистический слог или сочетание слогов, часто не

слогов, часто не имеющие лексического значения, элемент духовной практики.


Биджа-мантра (семенная) – односложная, ее используют в технике медитации с одновременными дыхательными упражнениями и определенным положением рук (мудры).
Мудра (печать) – а) жест, имеющий сакральное значение; б) элемент тантрического ритуала.

ОМ (Аум) – лишенный конкретного лексического смысла сакральный первозвук , первослог, главная мантра.
Ганеша – Гам, Шива –Хум, Лакшми – Шрим.
махамантра (великая мантра) кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе».


Слайд 7 Варнашрама

Варнашрама

Слайд 8 СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Слайд 9 Священные тексты
Веды :
Брахманы - трактовка жертвенных ритуалов;
Смрити

Священные текстыВеды :Брахманы - трактовка жертвенных ритуалов; Смрити – предания; Дхармашастры

– предания;
Дхармашастры – трактат об этико-религиозных предписаниях;
Пураны

- «веды для народа».


Слайд 10 Тексты
«Махабхарата» и «Рамаяна» - эпос;
Араньяки («лесные») и Упанишады

Тексты«Махабхарата» и «Рамаяна» - эпос;Араньяки («лесные») и Упанишады («сидение у ног

(«сидение у ног учителя») – религиозно-философские тексты.
Восьмеричная«Йога» Патанджали.
«Камасутра» Вайсьяяна

(?).


Слайд 11 Ортодоксальные
Ньяя
Вайшешика
Санкхья
Йога
Пурва-миманса
Веданта (Адвайта-веданта, Вишиштадвайта-веданта,

ОртодоксальныеНьяя Вайшешика Санкхья Йога Пурва-миманса Веданта (Адвайта-веданта, Вишиштадвайта-веданта, Двайта-веданта)

Двайта-веданта)


Слайд 12 Неортодоксальные
Локаята
Джайнизм
Буддизм

НеортодоксальныеЛокаята Джайнизм Буддизм

Слайд 13 ЙОГА
1. ЯМА (обуздание) – отказ от 5 отрицательных

ЙОГА1. ЯМА (обуздание) – отказ от 5 отрицательных действий (насилия, лжи,

действий (насилия, лжи, жадности, воровства, распущенности), соблюдение нравственных норм,

важнейшая из которых ахимса - непричинение зла ни одному живому существу


Слайд 14 ЙОГА
2. НИЯМА (культура этики) - соблюдение 5-ти норм

ЙОГА2. НИЯМА (культура этики) - соблюдение 5-ти норм религиозного поклонения (очищение,

религиозного поклонения (очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение священных книг, почитание

Ишвары);
3.АСАНА (выработка устойчивости) – позы для сосредоточения и созерцания (падмасана – «поза лотоса»);
4. ПРАНАЯМА (контроль над дыханием) – правильная ритмизация дыхания, дыхательные упражнения;


Слайд 15 ЙОГА
ПРАТЬЯХАРА - удаление чувств от объектов, отвлечение чувств

ЙОГАПРАТЬЯХАРА - удаление чувств от объектов, отвлечение чувств от предметов; 6.

от предметов;
6. ДХРАНА (внимание) - концентрация сознания на

едином объекте;
7. ДХЬЯНА (размышление) – созерцание, медитация ;
8. САМАДХИ – предельное сосредоточение в котором реализуется освобождение.


Слайд 16 Йога Патанджали
Пять ступеней функции ума:
рассеянное состояние (кшипта) -

Йога ПатанджалиПять ступеней функции ума:рассеянное состояние (кшипта) - ум скользит от

ум скользит от одного объекта к другому
притупленное состояние

ума (мудха) – как во сне
относительно умиротворенное состояние (викшипта)
состояние сосредоточенности ума на каком-либо объекте, служащем предметом размышления (экагра)
прекращение всякой деятельности мышления (нироддха)


Слайд 17 Виды йоги
Сампраджнята –полная сосредоточенность ума на объекте размышления

Виды йогиСампраджнята –полная сосредоточенность ума на объекте размышления - пониманиеАсампраджнята -полное

- понимание

Асампраджнята -полное прекращение всех умственных модификаций -отсутствие познания


Слайд 18 Бог
Высший объект сосредоточенности и самопознания
Свободен от всех недостатков

БогВысший объект сосредоточенности и самопознанияСвободен от всех недостатков Пуруша+Пракрити= эволюцияБог соединил


Пуруша+Пракрити= эволюция
Бог соединил в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных

душ


Слайд 19 НЬЯЯ («закон, правило»)
Акшапада Гау(о)тама (VI век до н. э.) 
Логика
Ньяя-сутры

НЬЯЯ («закон, правило»)Акшапада Гау(о)тама (VI век до н. э.) Логика Ньяя-сутры (5 книг)Источники истинного

(5 книг)
Источники истинного познания: восприятие, вывод, сравнение, доказательство
Объекты

познания: «Я», тело,, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, чувства, повторное рождение, страдание и свобода от страданий


Слайд 20 Источники истинного познания
Сравнение (упамана) - познание связи между

Источники истинного познанияСравнение (упамана) - познание связи между названиями вещей и

названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании

данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом
Свидетельство (шабда) - знание о не воспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц


Слайд 21 Восприятие - непосредственное познание объектов, получаемое в результате

Восприятие - непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств

их связи с нашими органами чувств


Слайд 22 Вывод - познание объекта через сознательное выделение некоего

Вывод - познание объекта через сознательное выделение некоего признака, который неизменно связан с данным объектом.

признака, который неизменно связан с данным объектом.


Слайд 23 Доказательства бытия Бога (ньяя)
Ишвара – бог-творец
Всему должна быть

Доказательства бытия Бога (ньяя)Ишвара – бог-творецВсему должна быть причинаМир – следствиеЧеловек несовершененКарма Веды - аргумент

причина
Мир – следствие
Человек несовершенен
Карма
Веды - аргумент



Слайд 24 Душа и тело (ньяя)
Атман – субстанция
Сознание – побочное

Душа и тело (ньяя)Атман – субстанцияСознание – побочное свойство «Я»«Я» отлично

свойство «Я»
«Я» отлично от тела, ума, чувств
Цель –

освобождение

Слайд 25 ВАЙШЕШИКА («отличный, выделяющийся»)
Канада (Улука) (3 – 2

ВАЙШЕШИКА («отличный, выделяющийся») Канада (Улука) (3 – 2 вв.) – «пожиратель

вв.) – «пожиратель атомов»
Теория атомов
Бытие - субстанция,

качество, действие, всеобщность, особенность, присущность + небытие
Источники знания - восприятие и логический вывод
Цель – освобождение индивидуального «Я»


Слайд 26 Категории объектов познания
Всеобщность (саманья) - вечная сущность, общая

Категории объектов познанияВсеобщность (саманья) - вечная сущность, общая для всех индивидов

для всех индивидов данного класса
Особенность (вишеша) - основа

первичных различий вещей. Индивидуальность вечных сущностей мира
Присущность (самавая) - постоянная, вечная связь, которая объединяет целое с его частями
Небытие (абхава) означает все отрицательные факты


Слайд 27 Небытие

Небытие

Слайд 28 Субстанция (дравья)
Физические элементы - земля, вода, огонь, воздух
Неосязаемые

Субстанция (дравья)Физические элементы - земля, вода, огонь, воздухНеосязаемые субстанции - эфир,

субстанции - эфир, время, пространство
Ум (манас) — не

может иметь более одного переживания в одно и то же время
Душа - субстрат явлений сознания

Слайд 29 Атомизм
Атомы—несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем

АтомизмАтомы—несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления

получить посредством дробления материальных объектов на все более и

более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше
Бог сотворил мир из вечных атомов
Первоисточник действий атомов — воля Бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы



Слайд 30 Качество
Гуна - то, что существует в субстанции, не

КачествоГуна - то, что существует в субстанции, не имеет ни собственных

имеет ни собственных качеств, ни активности
Виды : цвет, вкус,

запах, осязание, звук, число, величина, видовое отличие, соединение, разъединение, отдаленность, близость, текучесть, вязкость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, стремление, достоинство и недостаток


Слайд 31 Действие (карма) - движение
Пять видов действий:
поднимание
опускание
сжатие

Действие (карма) - движениеПять видов действий:поднимание опускание сжатие расширение хождение.

расширение
хождение.


Слайд 32 САНКХЪЯ («разумное взвешивание», «перечисление»)
Капила - «Санкхья-карика» (70 сутр)

САНКХЪЯ («разумное взвешивание», «перечисление»)Капила - «Санкхья-карика» (70 сутр) Цель - отвлечение


Цель - отвлечение духа (Пуруши) от материи (Пракрити)
Полное освобождение

души достигается посредством познания подлинной природы Пракрити и Пуруши
Слияние с Ишварой
Логически доказано невозможность существования Бога
Обоснование реальности «Я»
Следствие и причина - два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции
Следствие - проявленное условие причины
Поиск первопричины
Теория эволюции-инволюции

Слайд 33 Дух и материя
Пуруша -
чистое сознание абсолютная, безначальная, неизменная,

Дух и материяПуруша -чистое сознание абсолютная, безначальная, неизменная, непознаваемая реальность не

непознаваемая реальность
не имеет причину существования
не выступает в

роли причины чего-либо

Пракрити -
беспричинная первопричина всех объектов в мире, лишённая сознания
независима и активна
Бог- свидетель, а не создатель





Слайд 34 Свойства материальной природы

Свойства материальной природы

Слайд 35 Мимам(н)са (исследование) Джаймини
Цель — разъяснение природы дхармы,

Мимам(н)са (исследование) Джаймини Цель — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное

понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом
Дхарма

- универсальный закон бытия
Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения
Безусловный авторитет Вед
Мокша (освобождение) – не цель жизни
Бог-творец – вселенной не управляет
Карма правит миром


Слайд 36 Душа
Бессмертная, вечная субстанция
Сознание возникает при соединении с

ДушаБессмертная, вечная субстанция Сознание возникает при соединении с теломОсвобожденная душа обладает потенциальной возможностью сознания

телом
Освобожденная душа обладает потенциальной возможностью сознания


Слайд 37 Источники познания души
восприятие (пратьякша)
вывод (анумана)
сравнение (упамана)
свидетельство (шабда)
постулирование (артхапатти)
+

Источники познания душивосприятие (пратьякша)вывод (анумана)сравнение (упамана)свидетельство (шабда)постулирование (артхапатти)+ невосприятие

невосприятие


Слайд 38 Веданта (монизм)
«Брахма-сутра» Бадараяны
Шанкара и Рамануджа
Пуруша - объемлет

Веданта (монизм)«Брахма-сутра» БадараяныШанкара и Рамануджа Пуруша - объемлет всю вселенную, но

всю вселенную, но находится вне ее
Всё есть Бог
Душа

есть Бог
Нет множественности
Бог и майя
Майя – природа незнания

Слайд 39 Шанкара

Шанкара

  • Имя файла: indiyskaya-filosofiya-religiozno-filosofskie-shkoly.pptx
  • Количество просмотров: 131
  • Количество скачиваний: 0