Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Философия Нового времени 16-18 вв

Содержание

СодержаниеОбщая характеристикаФ.БэконР.ДекартБ.СпинозаДж.ЛоккГ.В.ЛейбницДж.БерклиД.Юм
Философия Нового Времени XVI – XVIII вв. СодержаниеОбщая характеристикаФ.БэконР.ДекартБ.СпинозаДж.ЛоккГ.В.ЛейбницДж.БерклиД.Юм Общая характеристикаЛогоцентризм – культ разума и знанийГносеологический оптимизм – вера в безграничность Общая характеристикаНатурализм – стремление объяснять все явления естественными причинамиМеханицизм – сведение всех Субъект-объектная парадигмаS → OОтношения человека с Богом и природой строятся уже не Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)Происходил из знатной семьи, был хорошо образованСочетал научную «Великое восстановление наук»Избавиться от «идолов»Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и пр. )Идолы пещеры «Знание – сила»Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо для развития Три типа ученыхПаук (схоласти-ческое теорети-зирование)Пчела осмыслениеМуравей (однобокий эмпиризм)(теоретическоеэмпирии) Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650)Родился во Франции в дворянской семьеПолучил образование Картезианская концепция науки «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол Рационалистический метод	«Правила для руководства ума»:Исходить только из очевидногоРазбивать сложную проблему на простые Методологическое сомнениеНадо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень сомненияНесомненно только Дуалистическая метафизика					 Бог   Мысль						  Пр-во Дуалистическая метафизика					 Бог   Мысль						  Пр-во				  Я		Мир	  (субстанция	(субстанция Дуалистическая метафизика					 Бог   Мысль						  Пр-во				  Я		Мир	  (субстанция	(субстанция Психофизическая проблемаДух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не может воздействовать Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677)Родился в Амстердаме в семье торговцаБыл вынужден Мастерская СпинозыПоселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал себе на Пантеизм и гилозоизмСубстанция – это то, что имеет причину в самом себе Абсолютный монизм Sub specie aeterni Субстанция – «природа творящая»Модусы – «природа сотворенная»Модусы – не Фатализм и свободаВсе в Боге, Бог во всем, все во всем, все Три ступени познанияЧувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в себе «осколки» Джон Локк (1632 – 1704)Родился в семье адвоката, изучал медицинуБыл домашним врачом ЭмпиризмВрожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula rasa)«Ничего нет Первичные и вторичные качестваПервичные качества (объем, форма, движение)Находятся в самих вещахОбъективны, но Готфрид Вильгельм Лейбниц  (1646 – 1716)Родился в Лейпциге в семье профессораИзучал Рационализм Лейбница«Ничего нет в разуме, чего раннее не было бы в ощущениях, Два вида истинИстины разума Врожденные, отражают внутренее устройство самого разумаУниверсальны, но абстрактны МонадологияМонады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовныеФизически взаимодествовать они не Джордж Беркли (1685 – 1753)Родился в Ирландии, в семье англ. дворянПреподавал теологиюМного Солипсизм«Solo ipso» – «только я»Любой предмет – всего лишь комплекс моих ощущенийEsse Бог как основаПостоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога«Есть дух, который во БогДухВосприятияВещиПорядок бытия Критика материализмаПонятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из всех, его Давид Юм (1711 – 1776)Родился в Эдинбурге, в дворянской семьеПолучил философское и Существует ли объективный мир?	Локк: «Конечно да, ведь он дан нам в восприятиях»	Беркли: Скептицизм и агностицизмНевозможно узнать, существует материальный мир или нетВ опыте нам даны Критика понятия причинностиАссоциации идей: по смежности 	явнопо сходству 		субъективныпо причинной связи →
Слайды презентации

Слайд 2 Содержание
Общая характеристика
Ф.Бэкон
Р.Декарт
Б.Спиноза
Дж.Локк
Г.В.Лейбниц
Дж.Беркли
Д.Юм

СодержаниеОбщая характеристикаФ.БэконР.ДекартБ.СпинозаДж.ЛоккГ.В.ЛейбницДж.БерклиД.Юм

Слайд 3 Общая характеристика
Логоцентризм – культ разума и знаний
Гносеологический оптимизм

Общая характеристикаЛогоцентризм – культ разума и знанийГносеологический оптимизм – вера в

– вера в безграничность человеческого познания
Методологизм – поиск надежных

путей и инструментов познания
Лейбниц: идея lingua universalis и mathesis universalis
Линней: идея предельной биологической классификации
Арно и Николь: идея всеобщей грамматики

Слайд 4 Общая характеристика
Натурализм – стремление объяснять все явления естественными

Общая характеристикаНатурализм – стремление объяснять все явления естественными причинамиМеханицизм – сведение

причинами
Механицизм – сведение всех природных и социальных процессов к

простым механическим взаимодействиям
Когда Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. «Я не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величество»
Религиозное свободомыслие (в осн. деизм)

Слайд 5 Субъект-объектная парадигма
S → O
Отношения человека с Богом и

Субъект-объектная парадигмаS → OОтношения человека с Богом и природой строятся уже

природой строятся уже не по принципу «часть-целое» или «тварь-творец»

а по принципу «субъект-объект»
Субъект – инициирующая сторона деятельности
Объект – инициируемая сторона
Мир воспринимается как сложный механизм, устройство которого необходимо познать, чтобы им успешно манипулировать

Слайд 6 Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
Происходил из знатной семьи,

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)Происходил из знатной семьи, был хорошо образованСочетал

был хорошо образован
Сочетал научную деятельность с общественно-политической
Был лорд-канцлером

Англии
Обвинен во взяточничестве, приговорен к штрафу и лишен полномочий

Слайд 7 «Великое восстановление наук»
Избавиться от «идолов»
Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм

«Великое восстановление наук»Избавиться от «идолов»Идолы рода (телеологизм, антропоморфизм и пр. )Идолы

и пр. )
Идолы пещеры (субъективность)
Идолы площади (несовершенство языка)
Идолы театра

(слепая вера в авторитеты)

Создать новый, позитивный научный метод
Обобщающая индукция (позволяет выводить из единичных фактов общие законы)
Исключающая индукция (позволяет выявлять причинные связи, исключая случайные совпадения)


Слайд 8 «Знание – сила»
Индуктивный метод позволяет получать новую информацию,

«Знание – сила»Индуктивный метод позволяет получать новую информацию, что необходимо для

что необходимо для развития эмпирического естествознания
«Должно стремиться к знанию

не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни»
«Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами»

Слайд 9 Три типа ученых
Паук (схоласти-ческое теорети-зирование)

Пчела
осмысление
Муравей (однобокий эмпиризм)

(теоретическое
эмпирии)

Три типа ученыхПаук (схоласти-ческое теорети-зирование)Пчела осмыслениеМуравей (однобокий эмпиризм)(теоретическоеэмпирии)

Слайд 10 Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650)
Родился во Франции в

Рене Декарт (Картезий) (1596 – 1650)Родился во Франции в дворянской семьеПолучил

дворянской семье
Получил образование в иезуитском колледже Ла-Флеш
Много путешествовал, служил

в армии, был на войне
В 1629 переселился в Нидерланды

Слайд 11 Картезианская концепция науки
«Вся философия подобна дереву, корни

Картезианская концепция науки «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика,

которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие

из этого ствола – все прочие науки»
«Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец»

Слайд 12 Рационалистический метод
«Правила для руководства ума»:
Исходить только из очевидного
Разбивать

Рационалистический метод	«Правила для руководства ума»:Исходить только из очевидногоРазбивать сложную проблему на

сложную проблему на простые вопросы
Переходить от простого к сложному,

от известного к неизвестному
Не оставлять пробелов в доказательствах и классификациях

Слайд 13 Методологическое сомнение
Надо сомневаться во всем, что допускает хотя

Методологическое сомнениеНадо сомневаться во всем, что допускает хотя бы тень сомненияНесомненно

бы тень сомнения
Несомненно только одно – существование моего мыслящего

«Я» (cogito ergo sum)
Но если существует моё «Я», то существует и Бог – актуально бесконечный абсолют
А тогда должен существовать и объективный мир – «протяженная субстанция»

Слайд 14 Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во

Дуалистическая метафизика					 Бог  Мысль						 Пр-во

Слайд 15 Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во

Дуалистическая метафизика					 Бог  Мысль						 Пр-во				 Я		Мир	 (субстанция	(субстанция	 мыслящая)		протяженная)

Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)



Слайд 16 Дуалистическая метафизика
Бог
Мысль Пр-во

Дуалистическая метафизика					 Бог  Мысль						 Пр-во				 Я		Мир	 (субстанция	(субстанция	 мыслящая)		протяженная)			 ? ?

Я Мир
(субстанция (субстанция
мыслящая) протяженная)
?

?

Слайд 17 Психофизическая проблема
Дух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно,

Психофизическая проблемаДух мыслит, но не имеет протяженности, (следовательно, он не может

он не может воздействовать на тело)
Тело протяженно, но не

мыслит, (значит, оно не может влиять на дух)
Каким же образом они взаимосвязаны?

Слайд 18 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677)
Родился в Амстердаме в

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677)Родился в Амстердаме в семье торговцаБыл

семье торговца
Был вынужден оставить учебу, но после смерти отца

вернулся к ней
Завел связи среди республиканцев и меннонитов
Осужден иудейской общиной и изгнан за вольнодумство

Слайд 19 Мастерская Спинозы
Поселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем

Мастерская СпинозыПоселившись в деревне, освоил шлифовку линз, чем и зарабатывал себе

и зарабатывал себе на жизнь
Большинство произведений Спинозы были опубликованы

посмертно

Слайд 20 Пантеизм и гилозоизм
Субстанция – это то, что имеет

Пантеизм и гилозоизмСубстанция – это то, что имеет причину в самом

причину в самом себе (causa sui)
Существует только одна подлинная

субстанция – сама Природа
С материально-пространственной точки зрения она выступает как мир вещей, с духовно-мыслительной – как Бог
«Бог – имманентная, а не внешняя причина всех вещей»

Слайд 21 Абсолютный монизм

Абсолютный монизм

Слайд 22 Sub specie aeterni
Субстанция – «природа творящая»
Модусы –

Sub specie aeterni Субстанция – «природа творящая»Модусы – «природа сотворенная»Модусы –

«природа сотворенная»
Модусы – не части, а лишь конечные проявления

бесконечной субстанции
Существует ли наше «Я»? Для него самого – да, для Природы – нет
В познании мы выходим за пределы своей индивидуальности, созерцаем мир «с точки зрения вечности» (sub specie aeterni)

Слайд 23 Фатализм и свобода
Все в Боге, Бог во всем,

Фатализм и свободаВсе в Боге, Бог во всем, все во всем,

все во всем, все жестко взаимосвязано
Не только внешние события,

но и наши внутрение чувства (мысли, ощущения, аффекты) вызваны определенными причинами
Человек – раб своих аффектов, но он в состоянии выйти из этого рабства, если составит ясную идею о своих аффектах, осознает их
«Свобода – это осознанная необходимость»

Слайд 24 Три ступени познания
Чувственное – фрагментарно и ошибочно, но

Три ступени познанияЧувственное – фрагментарно и ошибочно, но содержит в себе

содержит в себе «осколки» истины
Интеллектуальное – дедуктивно обосновано

и взаимосвязано, но еще не является полным и целостным
Интуитивное – постижение всей истины в ее целостности

Слайд 25 Джон Локк (1632 – 1704)
Родился в семье адвоката,

Джон Локк (1632 – 1704)Родился в семье адвоката, изучал медицинуБыл домашним

изучал медицину
Был домашним врачом графа Шефтсбери, возглавлявшего тогда оппозицию

Карлу II
Принимал активное участие в политической жизни Англии времен Революции


Слайд 26 Эмпиризм
Врожденных идей не существует, все знания проистекают из

ЭмпиризмВрожденных идей не существует, все знания проистекают из опыта (tabula rasa)«Ничего

опыта (tabula rasa)
«Ничего нет в разуме, чего раннее не

было бы в ощущениях»
Опыт бывает не только внешний (ощущения), но и внутренний (рефлексия)
Локк не согласен с Декартом в том, что внутренний опыт надежнее, очевиднее внешнего

Слайд 27 Первичные и вторичные качества
Первичные качества
(объем, форма, движение)
Находятся

Первичные и вторичные качестваПервичные качества (объем, форма, движение)Находятся в самих вещахОбъективны,

в самих вещах
Объективны, но отнюдь не только умопостигаемы
Вторичные качества


(вкус, цвет, запах)
Возникают в восприятии
Субъективны, но отнюдь не целиком иллюзорны

П.К.

ВТ.К.

O

S


Слайд 28 Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)
Родился в Лейпциге

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)Родился в Лейпциге в семье профессораИзучал

в семье профессора
Изучал философию, право, математику, логику и другие

науки
Независимо от Ньютона открыл интегральное и дифференциальное исчисление

Слайд 29 Рационализм Лейбница
«Ничего нет в разуме, чего раннее не

Рационализм Лейбница«Ничего нет в разуме, чего раннее не было бы в

было бы в ощущениях, ... кроме самого разума (!)»
Разум

– не «чистая доска», а скорее «глыба мрамора» с прожилками и неровностями

Слайд 30 Два вида истин
Истины разума
Врожденные, отражают внутренее устройство

Два вида истинИстины разума Врожденные, отражают внутренее устройство самого разумаУниверсальны, но

самого разума
Универсальны, но абстрактны и бессодержательны
Это лишь возможность знания,

но еще не само знание

Истины факта
Приобретаются из опыта, отражают факты
Неуниверсальны, но конкретны и содержательны
Это реальное знание, но без разума оно не имело бы смысла


Слайд 31 Монадология
Монады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а

МонадологияМонады – единицы бытия, но не пассивно-материальные, а активно-духовныеФизически взаимодествовать они

активно-духовные
Физически взаимодествовать они не могут, «они не имеют окон,

через которые что-либо могло бы в них входить или выходить»
Между ними существует предустановленная Богом гармония, благодаря которой каждая монада отражает весь миропорядок
Монада – «живое зеркало вселенной»

Слайд 32 Джордж Беркли (1685 – 1753)
Родился в Ирландии, в

Джордж Беркли (1685 – 1753)Родился в Ирландии, в семье англ. дворянПреподавал

семье англ. дворян
Преподавал теологию
Много путешествовал, побывал во Франции, Италии,

Сев. Америке
В последние годы был епископом англиканской церкви

Слайд 33 Солипсизм
«Solo ipso» – «только я»
Любой предмет – всего

Солипсизм«Solo ipso» – «только я»Любой предмет – всего лишь комплекс моих

лишь комплекс моих ощущений
Esse Est Percipi
Материи не существует; первичные

качества так же субъективны, как и вторичные

Слайд 34 Бог как основа
Постоянство существования мира гарантируется лишь наличием

Бог как основаПостоянство существования мира гарантируется лишь наличием Бога«Есть дух, который

Бога
«Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне

все те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ»

Слайд 35 Бог

Дух

Восприятия

Вещи
Порядок бытия

БогДухВосприятияВещиПорядок бытия

Слайд 36 Критика материализма
Понятие материи – наиболее абстрактное, неясное и

Критика материализмаПонятие материи – наиболее абстрактное, неясное и противоречивое из всех,

противоречивое из всех, его надо навсегда изгнать из употребления
«Отрицание

материи не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак, чтобы особсновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия»

Слайд 37 Давид Юм (1711 – 1776)
Родился в Эдинбурге, в

Давид Юм (1711 – 1776)Родился в Эдинбурге, в дворянской семьеПолучил философское

дворянской семье
Получил философское и юридическое образование
Работал библиотекарем, какое-то время

состоял на дипломат. службе

Слайд 38 Существует ли объективный мир?
Локк:
«Конечно да, ведь он

Существует ли объективный мир?	Локк: «Конечно да, ведь он дан нам в

дан нам в восприятиях»
Беркли:
«Конечно нет, ведь восприятия существуют

только в нашей душе»

Юм:
«Не знаю. Опыт сам по себе ничего не доказывает»


Слайд 39 Скептицизм и агностицизм
Невозможно узнать, существует материальный мир или

Скептицизм и агностицизмНевозможно узнать, существует материальный мир или нетВ опыте нам

нет
В опыте нам даны лишь наши идеи и впечатления,

но не сами вещи
Анализировать надо не связь вещей, а связь идей

  • Имя файла: filosofiya-novogo-vremeni-16-18-vv.pptx
  • Количество просмотров: 124
  • Количество скачиваний: 0